Пунктуационный практикум 1 ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ Подготовила Ефремова Любовь Романовна, учитель русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тире между подлежащим и сказуемым МОУ Верещагинская СОШ Учитель русского языка и литературы Пупкова Н.Л.
Advertisements

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ СТАВИТСЯ: 1.Сущ. Им.п. - сущ. Им.п. 2.Подлеж. – это, это есть, значит + сказуемое 3.Inf + inf 4.Сущест. Им.п. - Inf.
МОУ «СОШ с.Прималкинского» Прохладненского района КБР Провела учитель: Мешкова Н.В.
Тире между подлежащим и сказуемым Урок-закрепление в 11 классе. Автор: Глотова Е. В., учитель русского языка и литературы МОУ гимназия 1.
ОБА ГЛАВНЫХ ЧЛЕНА ВЫРАЖЕНЫ 1 1 Существительными в именительном падеже СУЩ - СУЩ. Все богачи – скряги. (М. Горький) 2 Количественными числительными в именительном.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 11 класс Заварухина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2.
Работа выполнена в рамках проекта : «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ-
Целеполагание Алгоритм целеполагания 1. Вспомнить, повторить 2. Узнать 3. Закрепить.
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация? Подготовила: Калинина С.В.,учитель русского языка.
Готовимся к ЕГЭ Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Свечаревская С.А.
Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.
А с.И.п. – с. И.п. А 1 с.И.п. – это вот это вот значит это значит А 3 с.И.п. + как будто словно точно вроде как все равно как (что) с. И.п. А2 с.И.п.
Подготовка к ГИА. 9 класс. Выполнение задания С2.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Зачем нужна пунктуация?
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация?
ТЕСТ - ТРЕНАЖЕР ТИРЕ В ПРОСТОМ П Р Е Д Л О Ж Е Н И И ТЕСТ - ТРЕНАЖЕР ТИРЕ В ПРОСТОМ П Р Е Д Л О Ж Е Н И И Муниципальное общеобразовательное учреждение.
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация?
Тире Между подлежащим и сказуемым ставится, если….
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Выяснить, чем сложноподчинённое предложение отличается от сложносочинённого. 2. Какими бывают средства связи.
Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым ставитсяне ставится.
Транксрипт:

Пунктуационный практикум 1 ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ Подготовила Ефремова Любовь Романовна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 12» г. Ноябрьска, ЯНАО

I. Тире между подлежащим и сказуемым на месте пропущенного глагола-связки есть ставится Правила - схемы Примеры 1.Всегда: перед словами это, вот, значит, это значит, один (а, о) из… 2.Сущ, в им. п. сущ. в им. п. 3.Сущ, в им. п. неопр. Ф. глагола 1. Гений - это терпение. Чтение - вот лучшее учение. (Пословица) Поэзия для человека один из способов выражения своей личности... (Н.С. Гумилёв) 2. Слово - серебро, молчание - золото.(Пословица) 3. Долг наш - защищать крепость до последнего нашего издыхания... (А.С. Пушкин)

Правила - схемы Примеры 4. Неопр.ф. глагола - сущ, в им. п. 5.Неопр.ф. глагола - неопр.ф. глагола Неопр. ф. глагола - НЕ неопр.ф. глагола 6.Сущ, в им. п. - числ. в им. п./оборот с числ. 7.Числа. в им. п. - сущ, в им. п. 8.Числ. в им. п. - числ. в им. п. 9.Сущ, в им. п. - фразеологический оборот 4. В этом городе знать три языка – ненужная роскошь. (А.П. Чехов) 5. Учить других учиться самому. (Пословица) Чай пить - не дрова рубить. (Пословица) 6.Моё любимое число семь. 7. Семь - моё любимое число. 8. Семь и семь - четырнадцать. 9. Здоровье у него - дай Бог каждому Примечание: тире не ставится, если подлежащее и сказуемое образуют нерасторжимый фразеологический оборот: Чужая душа потёмки.

II. Тире между подлежащим и сказуемым на месте пропущенного глагола-связки есть не ставится Правила - схемы Примеры 1.Сущ, в им. п. не сущ, в им. п. 2.Сущ, в им. п.. вводный компонент, сущ, в им. п. 1. Болезнь не свой брат, я понимаю. (А.П. Чехов) 2.Суздаль, бесспорно, сокровищница русской культуры. Примечание. Если сказуемое логически и интонационно акцентируется, постановка тире возможна, например: Любовь - не вздохи на скамейке и не прогулки при луне. (С.П. Щипачёв)

Правила - схемы Примеры 3.Сущ, в им. п. сравнит, союз (как, будто, точно, словно, вроде как и т.п.) сущ, в им. п. 4.Сущ, в им. п. союз (частица, наречие) сущ, в им. п. 5.Сущ, в им. п. сущ, в им. п. (обратный порядок главных членов предложения) 6. Личное мест. сущ. в им. п. 3. Облако словно медвежонок. 4. Михаил теперь студент. А.П. Чехов тоже драматург. Безделье разве удовольствие? 5. Хороший актер Евгений Миронов. 6.Я-то материалист. (В.А. Пьецух) Примечание. Если оттенок сравнения, содержащийся в сказуемом, подчёркивается, постановка тире возможна, например: А вечность - как морской песок. (О.Э. Мандельштам) Примечание. При противопоставлении или при логическом подчёркивании сказуемого постановка тире возможна, например: Я - единственный в мире специалист. (М.А. Булгаков)

Правила - схемы Примеры 7.Сущ, в им. п. прил. (в полн. или в краткой форме) 8. В простых по структуре предложениях разговорного стиля речи. а) обособленное определение, выраженное причастным оборотом; б) придаточное предложение 7. Солнце ярко, небо сине. (М.Ю. Лермонтов) 8. Мои друзья неформалы. а) Самый резкий отзыв о «музыкально- мистическом опыте» Скрябина, написанный ещё в годы Гражданской войны, - отзыв А.Ф. Лосева. б)Антон Павлович Чехов, о котором говорю я, - писатель. (В.В.Маяковский) Запомните! Тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии глагола-связки есть сохраняется, если между ними стоит:

Другие случаи постановки тире в простом предложении Правила - схемы Примеры 1.[неполное предложение]. (Обычно отсутствует сказуемое; тире ставится а месте пропуска члена предложения при наличии паузы). 2.[обозначение пространственных, ременных пределов]. 3.[интонационное выделение с целью выражения неожиданности]. 4.[для указания места распадения предложения на две словесные группы, чтобы уточнить смысловые отношения между членами предложения]. 1. Илюша - к воротам, но из окна послышался голос матери. (И.А.Гончаров) 2. В одиннадцатом часу вечера скорый поезд Москва-Севастополь остановился на маленькой станции за Подольском. (И.А. Бунин) Читал критику двадцатых-тридцатых годов XX века. 3. Он обернулся и - вздрогнул. Он обернулся - и вздрогнул. 4. Это - пособие для поступающих в вуз. Это пособие - для поступающих в вуз.

УПРАЖНЕНИЯ

Объясните условия постановки/не постановки тире и определите функции этого знака в данных ниже предложениях 1. Русский язык - слишком большой барин, чтобы кому-нибудь навязываться; кто не хочет его знать, тот сам в убытке. (Вл. Соловьёв) 2. Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. 3. Память - преодоление времени, преодоление смерти.

Объясните условия постановки/не постановки тире и определите функции этого знака в данных ниже предложениях 4. Семейные фотографии - это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. (Д.С. Лихачёв) 5. Я не поклонник радости предвзятой, под час природа - серое пятно. (О.Э. Мандельштам) 6. Писательство не искусство наживы. 7. Грустить о прошлом - скучная работа.

Объясните условия постановки/не постановки тире и определите функции этого знака в данных ниже предложениях 8. Дело писателя - противостоять страданию всеми силами, всем талантом. 9. Твои очи как серп новолуния. 10. Здесь всё дорого и мило, здесь и осень как весна. (К.Г. Паустовский) 11. Но сейчас ты - гранёный камушек. (А.А. Вознесенский)

Объясните условия постановки/не постановки тире и определите функции этого знака в данных ниже предложениях 11. Но сейчас ты - гранёный камушек. (А.А. Вознесенский) 12. Ты - поле ромашек, а я листопад. 13. Моя жизнь - и Чёрное море! 14. Ловить рыбу - не хочется. В шахматы играть - не хочется. (В.А. Солоухин)

Графически объясните постановку или отсутствие тире 1. Всякая жизнь это воспоминание вложенного в человека от рождения пути. 2. Везёт это не когда действительно везёт, а когда есть изменения к лучшему по сравнению с невезеньем. (В.Г. Распутин) 3. В общем-то, излишняя обидчивость признак недостатка ума или какой-то закомплексованности.

Графически объясните постановку или отсутствие тире 4. Жадность это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость... (Д.С. Лихачёв) 5. Опыт устройства музея заповедника в Михайловском опыт мирового порядка. (В.А. Песков)

Графически объясните постановку или отсутствие тире 6. Чердаки моя слабость. (Ю.О. Домбровский) 7. Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у неё нет. 8. Половину дома занимала аптека, половину станция. (К.Г. Паустовский) 9. Сигналы напоминаю: два кряка внимание, вижу противника. 10. Паника в трясине смерть.

Графически объясните постановку или отсутствие тире 11. Отправление в три минуты первого, поезд Москва Минск. 12. Женщины на фронте, сами знаете, объект, так сказать, пристального внимания. 13. Ты разиня, а я снайпер! (Б.В. Васильев) 14. Она, конечно, не царица, но ведь ей Дворцов не строят. 15. А любовь вот она. И вот она вспаханная душа. (В.С. Токарева)

Литература 1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В. Русский язык. 11 класс. Учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарного уровней. – М.: Баласс, 2007.