БМОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области Подготовка к сочинению С2.1 (ГИА 2012,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коновалова Наталия Ивановна, учитель русского языка МКОУ Аннинская СОШ 1 Работа с текстом как путь к созданию сочинения С2.
Advertisements

Подготовка к сочинению- рассуждению С 1 Сочинение на лингвистическую тему.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Часть С 2.1.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Подготовка к сочинению С2.1 (ГИА 2012, 9 класс),.
Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
Сочинение на лингвистическую тему Готовимся К ГИА.
Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
Государственная итоговая аттестация по русскому языку 2012 год.
С2 Сочинение-рассуждение Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
ГИА-9 по русскому языку в 2012 году Изменения Данилова О.В., главный специалист ГУ ЯО ЦОиККО.
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
Для подготовки к ГИА 1Фирстова С. В.. Задания С2.1 и С2.2 (выбрать нужно только одно!) проверяют коммуникативную компетенцию выпускников, в частности.
Результаты итоговой аттестации выпускников 9, 11-х классов по русскому языку в 2011 году МУ «Научно-методический информационный центр»
Русский язык ГИА - 9. Изменения в КИМ 2012 г. по сравнению с 2011 г. Изменено количество заданий с выбором ответа с 3 до 7 Изменено количество заданий.
Как написать сочинение на лингвистическую тему? Важной задачей такого сочинения является – объяснение (пояснение) в 1-2 предложениях смысла высказывания.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ 2013 ГОД УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ « НОВО - СНОПКОВСКАЯ ООШ » ГРИШИНА Е.
Итоговая аттестация в формате ГИА по русскому языку: задачи на
Транксрипт:

БМОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области Подготовка к сочинению С2.1 (ГИА 2012, 9 класс) Автор: Морозова Алла Станиславовна, учитель русского языка и литературы

Цель работы: методическая помощь при подборе аргументов для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе по модели демоверсии 2012 года Основные задачи: повторение и обобщение материала по лексике и грамматике; повторение и обобщение материала по лексике и грамматике; закрепление и отработка умений и навыков, связанных с умением аргументировать грамматические и лексические явления в тексте; закрепление и отработка умений и навыков, связанных с умением аргументировать грамматические и лексические явления в тексте; подготовка к написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему в соответствии с форматом ГИА-2012 подготовка к написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему в соответствии с форматом ГИА-2012

Исходный текст (1)Рано утром, когда Серёжка вышел за хлебом, во дворе не было ни души. (2)Поболтать было не с кем, поэтому Сыроежкин решил идти в самую дальнюю булочную: может, кого-нибудь встретит или увидит что-нибудь занятное. (1)Рано утром, когда Серёжка вышел за хлебом, во дворе не было ни души. (2)Поболтать было не с кем, поэтому Сыроежкин решил идти в самую дальнюю булочную: может, кого-нибудь встретит или увидит что-нибудь занятное. (З)Серёжка медленно вышагивал под тенистыми липами. (4)Со стороны можно было подумать, что его что-то заботит и он погружён в свои мысли. (5)Но какие уж это мысли? (6)Так, игра: хочется, чтобы всё вокруг было ещё лучше, интереснее, значительнее. (7)Вот посажены деревья, вчера их ещё не было. (8)Тоненькие, совсем палочки, и без листьев. (9)Но ничего! (10)Скоро они наберут силу, зашумят на ветру... (11)А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. (12)Пока вал не убрали, здесь удобно прятаться. (13)А потом, наверное, посадят кусты, поставят спортивные снаряды... (З)Серёжка медленно вышагивал под тенистыми липами. (4)Со стороны можно было подумать, что его что-то заботит и он погружён в свои мысли. (5)Но какие уж это мысли? (6)Так, игра: хочется, чтобы всё вокруг было ещё лучше, интереснее, значительнее. (7)Вот посажены деревья, вчера их ещё не было. (8)Тоненькие, совсем палочки, и без листьев. (9)Но ничего! (10)Скоро они наберут силу, зашумят на ветру... (11)А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. (12)Пока вал не убрали, здесь удобно прятаться. (13)А потом, наверное, посадят кусты, поставят спортивные снаряды... (14)Внизу, за рекой, видна чаша стадиона. (15)Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. (16)Сейчас он не ученик средней школы, он отважный гладиатор. (17)На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи. (18)Он должен схватиться с тиграми и львами и поразить их своим мечом, чтобы остаться в живых... (14)Внизу, за рекой, видна чаша стадиона. (15)Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. (16)Сейчас он не ученик средней школы, он отважный гладиатор. (17)На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи. (18)Он должен схватиться с тиграми и львами и поразить их своим мечом, чтобы остаться в живых...

Исходный текст (19)Нет, пусть лучше будет стадион не Колизеем, а синхрофазотроном! (20)Да, да, такой он и есть, синхрофазотрон, круглая, как цирк, громада, внутри которой носятся частицы, составляющие атомное ядро. (21)И сейчас Серёжка не просто ученик он физик! (22)Вот он берёт фотопластинки и начинает размышлять, что на них за следы... (19)Нет, пусть лучше будет стадион не Колизеем, а синхрофазотроном! (20)Да, да, такой он и есть, синхрофазотрон, круглая, как цирк, громада, внутри которой носятся частицы, составляющие атомное ядро. (21)И сейчас Серёжка не просто ученик он физик! (22)Вот он берёт фотопластинки и начинает размышлять, что на них за следы... (23)Вдруг вспыхивает солнечный луч, и Серёжка забывает, что минуту назад был физиком. (24)Темнеют вдалеке стены Кремля, и их охраняет на высоком берегу стрелец Сыроежкин. (25)Вот приближается высокий старик с палкой. (26)Да это сам Иван Грозный! (27)Какой приказ отдаст он своему воину? (23)Вдруг вспыхивает солнечный луч, и Серёжка забывает, что минуту назад был физиком. (24)Темнеют вдалеке стены Кремля, и их охраняет на высоком берегу стрелец Сыроежкин. (25)Вот приближается высокий старик с палкой. (26)Да это сам Иван Грозный! (27)Какой приказ отдаст он своему воину? (28)Грозный приостановился и спокойно спросил: (28)Грозный приостановился и спокойно спросил: - (29)Скажи-ка, дружище, как пройти к магазину «Миллион мелочей»? - (29)Скажи-ка, дружище, как пройти к магазину «Миллион мелочей»? - (ЗО) Н-не знаю, растерянно пролепетал Серёжка. (31)То есть что я!.. (32)Знаю! (ЗЗ)Сначала постоянно прямо, потом налево. - (ЗО) Н-не знаю, растерянно пролепетал Серёжка. (31)То есть что я!.. (32)Знаю! (ЗЗ)Сначала постоянно прямо, потом налево. - (34)Спасибо, сказал, ничуть не удивившись, старик. (35)И пошёл. (З6)Медленно. (37)Спокойно. (38)Но уже совсем не как Иван Грозный. (39)А жаль. - (34)Спасибо, сказал, ничуть не удивившись, старик. (35)И пошёл. (З6)Медленно. (37)Спокойно. (38)Но уже совсем не как Иван Грозный. (39)А жаль. (По Е. Велтистову)

Формулировка задания Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: « Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают ». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Теория Грамматика – раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования), словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис). Грамматика – раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования), словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис).

Теория Грамматические понятия Способы создания оценочных значений для различных частей речи. Способы создания оценочных значений для различных частей речи. Части речи: морфологические (род, число, падеж, разряды, время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость) и синтаксические признаки. Части речи: морфологические (род, число, падеж, разряды, время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость) и синтаксические признаки. Строение и значение синтаксических единиц: словосочетания и предложения (члены предложения, виды предложений, осложняющие элементы, виды придаточных, способы передачи чужой речи). Строение и значение синтаксических единиц: словосочетания и предложения (члены предложения, виды предложений, осложняющие элементы, виды придаточных, способы передачи чужой речи).

Теория Лексические понятия Лексическое значение слова Лексическое значение слова Однозначные и многозначные слова Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слова Прямое и переносное значение слова Омонимы, синонимы, антонимы Омонимы, синонимы, антонимы Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении Историзмы, архаизмы, неологизмы Историзмы, архаизмы, неологизмы Заимствованные слова Заимствованные слова Фразеологизмы Фразеологизмы

Тезис Г. Степанов, известный русский лингвист, считает: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Г. Степанов, известный русский лингвист, считает: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

Контекст 1 (14)Внизу, за рекой, видна чаша стадиона. (15)Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. (16)Сейчас он не ученик средней школы, он отважный гладиатор. (17)На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи. (14)Внизу, за рекой, видна чаша стадиона. (15)Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. (16)Сейчас он не ученик средней школы, он отважный гладиатор. (17)На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи.

Пример 1 Возьмём, например, контекстные антонимы, которые широко используются в художественной речи как выразительное средство создания контраста. В данном тексте автор, показывая разыгравшуюся фантазию Серёжи, использует слова: «стадион – римский Колизей», «ученик – гладиатор», «штаны и куртка – доспехи» (предложения 15, 16, 17). Эти контекстные антонимы показывают нам мир необузданных фантазий главного героя. Возьмём, например, контекстные антонимы, которые широко используются в художественной речи как выразительное средство создания контраста. В данном тексте автор, показывая разыгравшуюся фантазию Серёжи, использует слова: «стадион – римский Колизей», «ученик – гладиатор», «штаны и куртка – доспехи» (предложения 15, 16, 17). Эти контекстные антонимы показывают нам мир необузданных фантазий главного героя.

Контекст 2 (28)Грозный приостановился и спокойно спросил: (28)Грозный приостановился и спокойно спросил: - (29)Скажи-ка, дружище, как пройти к магазину «Миллион мелочей»? - (29)Скажи-ка, дружище, как пройти к магазину «Миллион мелочей»?

Пример 2 Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогают и средства словообразования, особенно суффиксы. Например, слово «дружище» (предложение 29) имеет в своём составе суффикс преувеличения -ущ-. В данном тексте это слово имеет разговорную окраску, показывая ироничное отношение старика к размечтавшемуся мальчику. Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогают и средства словообразования, особенно суффиксы. Например, слово «дружище» (предложение 29) имеет в своём составе суффикс преувеличения -ущ-. В данном тексте это слово имеет разговорную окраску, показывая ироничное отношение старика к размечтавшемуся мальчику.

Контекст 3 - (34)Спасибо, сказал, ничуть не удивившись, старик. (35) И пошёл. (З6) Медленно. (37) Спокойно. (38) Но уже совсем не как Иван Грозный. (39) А жаль. - (34)Спасибо, сказал, ничуть не удивившись, старик. (35) И пошёл. (З6) Медленно. (37) Спокойно. (38) Но уже совсем не как Иван Грозный. (39) А жаль.

Пример 3 Парцелляция широко используется в художественной литературе как особый стилистический приём, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений. В данном тексте автор использует это средство в предложениях 35, 36, 37, 38, 39. Оно помогает увидеть растерянность главного героя, которого так неожиданно вернули из мира фантазий. Парцелляция широко используется в художественной литературе как особый стилистический приём, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений. В данном тексте автор использует это средство в предложениях 35, 36, 37, 38, 39. Оно помогает увидеть растерянность главного героя, которого так неожиданно вернули из мира фантазий.

Контекст 4 (21) И сейчас Серёжка не просто ученик он физик! (22)Вот он берёт фотопластинки и начинает размышлять, что на них за следы... (21) И сейчас Серёжка не просто ученик он физик! (22)Вот он берёт фотопластинки и начинает размышлять, что на них за следы... (23)Вдруг вспыхивает солнечный луч, и Серёжка забывает, что минуту назад был физиком. (24)Темнеют вдалеке стены Кремля, и их охраняет на высоком берегу стрелец Сыроежкин. (25)Вот приближается высокий старик с палкой. (26) Да это сам Иван Грозный! (23)Вдруг вспыхивает солнечный луч, и Серёжка забывает, что минуту назад был физиком. (24)Темнеют вдалеке стены Кремля, и их охраняет на высоком берегу стрелец Сыроежкин. (25)Вот приближается высокий старик с палкой. (26) Да это сам Иван Грозный!

Пример 4 Возьмём, например, предложения 21 и 26. Они являются восклицательными с точки зрения интонации. Автор не случайно использует их в своём тексте. Они помогают читателю увидеть ироничное отношение автора к своему герою. Возьмём, например, предложения 21 и 26. Они являются восклицательными с точки зрения интонации. Автор не случайно использует их в своём тексте. Они помогают читателю увидеть ироничное отношение автора к своему герою.

Контекст 5 (11)А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. (12) Пока вал не убрали, здесь удобно прятаться. (13) А потом, наверное, посадят кусты, поставят спортивные снаряды... (11)А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. (12) Пока вал не убрали, здесь удобно прятаться. (13) А потом, наверное, посадят кусты, поставят спортивные снаряды...

Пример 5 Особое внимание при анализе синтаксиса текста можно обратить на использование односоставных предложений. Так, предложения 12 и 13 являются неопределённо-личными. Такие предложения помогают читателю акцентировать внимание на действии. Автор показал необузданный полёт фантазии Сыроежкина. Особое внимание при анализе синтаксиса текста можно обратить на использование односоставных предложений. Так, предложения 12 и 13 являются неопределённо-личными. Такие предложения помогают читателю акцентировать внимание на действии. Автор показал необузданный полёт фантазии Сыроежкина.

Задание для самостоятельной работы Напишите доказательную часть сочинения-рассуждения, сочинения-рассуждения, используя следующие примеры: используя следующие примеры: 1) Предложение 6 2) Предложение 8 и 20

Использованные материалы Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для обще-образоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, – 319с. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для обще-образоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, – 319с. (Демоверсия КИМ ГИА г.) (Демоверсия КИМ ГИА г.)