"Формирование навыка монологического высказывания на уроках русского языка и литературы у слабомотивированных учащихся" Подготовила учитель русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
Advertisements

Критерии Снежанна Владиславовна учитель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ 2» г.Краснотурьинск.
Исмагилова Е.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1929.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Учитель… Мы часто произносим это слово, но не задумываемся, какую огромную роль играет в нашей жизни Учитель. Трудно представить, сколько сил, труда, души,
Колесникова Е.В учитель русского языка и литературы.
Цель: Обобщить и распространить опыт работы с одарёнными детьми.
«Формы организации познавательной деятельности с учащимися, способствующие самостоятельному усвоению знаний на уроках математики»
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Одно из самых важных правил при решении любого рода конфликтов - это хорошее владение собой. Не поддаваться эмоциям, а, в первую очередь, сохраняя спокойствие,
«РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПО РАБОТЕ СНАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ» Учитель начальных классов МОУ СОШ 6 г. Балашиха Романова Марина Витальевна.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
И З Л О Ж Е Н И Е Памятка Как писать изложение. Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Адаптация первоклассников в школе. Приход детей в школу и вступление в школьную жизнь подготовлен: физиологически физиологически социально социально психологически.
Технология составления опорного конспекта урока на основе деятельностного метода Подготовила Аленина С. Г., учитель начальных классов МОУ УГ 3.
Готовность к школе: физическая, нравственная, психологическая, мыслительная.
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы». Сысова Валентина Александровна учитель русского языка и литературы.
Ваш ребёнок идет в школу. Критерии готовности ребёнка к школе физическая готовность психологическая готовность интеллектуальная волевая социальная личностная.
Транксрипт:

"Формирование навыка монологического высказывания на уроках русского языка и литературы у слабомотивированных учащихся" Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ Спицынская СОШ п. Ленинская Искра Д.Е.Бадальшаева

В век информатизации важнейшее значение придается формированию грамотной речи. Учитель русского языка должен строить урок таким образом, чтобы 70% учебного времени отводилось на устные высказывания!

«Особенный» класс На 20 детей – 19 родителей. 4 учащихся – воспитанники детского дома, 3 – де факто – опекаемые (при живых родителях), 4 – по сути – беспризорники (родители их либо деградировали, либо оставили в поисках лучшей жизни), 3 воспитывают мамы в одиночку, 3 деформированные семьи, 3 полные семьи имеют проблемы с алкоголем и получающийся из этого букет социальных проблем.

Цель - создание условий для формирования и развития навыка монологического высказывания у слабомотивированных детей и детей со слабыми интеллектуальными способностями. 20 школьников работают: на творческом уровне – 0 чел.,на творческом уровне – 0 чел., на продуктивном уровне – 4 человека,на продуктивном уровне – 4 человека, на репродуктивном – 12 человек,на репродуктивном – 12 человек, 4 человек - ?4 человек - ?

Причины слабой успеваемости: Социальная неустроенность семьи,Социальная неустроенность семьи, Внутренний разлад в семье,Внутренний разлад в семье, Потеря взаимопонимания между родителями и детьми (она достигает апогея к 7-8 классу),Потеря взаимопонимания между родителями и детьми (она достигает апогея к 7-8 классу), Низкие физические, психологические, интеллектуальные способности,Низкие физические, психологические, интеллектуальные способности, Гормональные перестройки в организме, осознание собственной привлекательности и поиск взаимной симпатии, желание самореализоваться через взаимоотношения с противоположным полом,Гормональные перестройки в организме, осознание собственной привлекательности и поиск взаимной симпатии, желание самореализоваться через взаимоотношения с противоположным полом, Слабое здоровье, частые пропуски, в связи с этим, занятий и накопление отставания, с которым самостоятельно ребенок справиться не может,Слабое здоровье, частые пропуски, в связи с этим, занятий и накопление отставания, с которым самостоятельно ребенок справиться не может, Приоритет интересов, с которыми школьные занятия не всегда могут соперничать,Приоритет интересов, с которыми школьные занятия не всегда могут соперничать, Отсутствие устойчивой положительной мотивации к учебе и слабо развитая волевая сфера.Отсутствие устойчивой положительной мотивации к учебе и слабо развитая волевая сфера.

Типы слабоуспевающих учеников: Первый: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учебе – таких 5.Первый: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учебе – таких 5. Второй: высокое качество мыслительной деятельности +отрицательное отношение к учебе – таких - 4.Второй: высокое качество мыслительной деятельности +отрицательное отношение к учебе – таких - 4. Третий: низкое качество мыслительной деятельности + отрицательное отношение к учебе – 7 человек.Третий: низкое качество мыслительной деятельности + отрицательное отношение к учебе – 7 человек.

Вывод Рычага давления на этих детей в виде дополнительной помощи родителей нет.Рычага давления на этих детей в виде дополнительной помощи родителей нет. Дневниково-замечание в а я система – не работает – их дневники никому не интересны!Дневниково-замечание в а я система – не работает – их дневники никому не интересны! Ругань, назидания – не имеют эффекта, попытка давить учительским авторитетом – тоже!Ругань, назидания – не имеют эффекта, попытка давить учительским авторитетом – тоже! На закрепление материала дома рассчитывать не стоит, поскольку условий для его выполнения у многих из них просто нет.На закрепление материала дома рассчитывать не стоит, поскольку условий для его выполнения у многих из них просто нет.

Несколько принципов обучения: Принимаю ученика таким, каков он есть.Принимаю ученика таким, каков он есть. Снимаю эмоциональный накал: учитель – неготовый к уроку ученик.Снимаю эмоциональный накал: учитель – неготовый к уроку ученик. Задание объясняю и проверяю тщательно – это мотивирует на его подготовку.Задание объясняю и проверяю тщательно – это мотивирует на его подготовку. Записи в дневник. Метод «кнута и пряника».Записи в дневник. Метод «кнута и пряника». Методика «тактичного наката»: все назидания – корректно!Методика «тактичного наката»: все назидания – корректно! Подчеркиваю сильные стороны характера, стараюсь играть на положительном. Подчеркиваю сильные стороны характера, стараюсь играть на положительном. Ученик должен уходить с урока «наполненным».Ученик должен уходить с урока «наполненным».

Приемы формирования монологической речи у слабых учащихся: 1. Отработка правил и толкования понятий. Используем клише. Задание: сформулировать понятие. __________________– это наука, которая изучает _______________. Фон – звук, логос – слово, наука. Фонетика – наука, которая изучает звуки речи, их написание.

Работа по опорным схемам Отрабатываем связный монологический ответ по фонетике: [б-б ҆ ] [г -г ҆ ] [б-п] [з-с] [в-ф] [ж,ш,ц] [й ҆,щ ҆,ч ҆ ] [й ҆,м,н,л,р] [х,ц,ч ҆,щ ҆ ] твердый мягкий звонкий глухой

Как это по-русски? Составляем слова в предложения. Замените определения обособленными обстоятельствами и, если необходимо, расставьте знаки препинания. 1. Нераспустившийся цветок погиб от внезапных холодов. 2. Не замечавший опасности зверь спокойно шел по опушке леса.Замените определения обособленными обстоятельствами и, если необходимо, расставьте знаки препинания. 1. Нераспустившийся цветок погиб от внезапных холодов. 2. Не замечавший опасности зверь спокойно шел по опушке леса. Исправляем речевые ошибки:Исправляем речевые ошибки: 1. Занимаясь с ребенком с утра до вечера, у матери лопнуло терпение. 2. Склонившись над рисунком, у малыша был задумчивый вид.

Использование блоков-схем

Сохраняя традиционную структуру сочинения: вступление, основная часть, вывод – описываем приход весны, активно используя деепричастные обороты. Работа над творческим заданием

«Красноречиво подсказывающий» план: работаем над раскрытием темы «Народная песня как жанр устного народного творчества» План. 1. Устное народное творчество – отражение жизни народа. 2. Особенности народной песни как жанра устного народного творчества: 1. историческая песня, ее особенности, герои, темы, сюжеты, настроение (на примере 2-3 песен); 2. Лирическая песня, ее тематика, герои, сюжеты, настроение (на примере 2-3 песен); 3. Обрядовые песни, 4. Календарные песни, 3. Художественные особенности народных песен (повторы, уменьшительно- ласкательные суффиксы, традиционные эпитеты, метафоры, олицетворения) (с приведением примеров). 4. Мое отношение к народной песне.

Прием использования клише С чего начать сочинение или изложение? Каждый, наверное, хотя бы раз обращался к творчеству ______________.Каждый, наверное, хотя бы раз обращался к творчеству ______________. Творчество _____________ очень точно передает свое время: _____________.Творчество _____________ очень точно передает свое время: _____________. _______________ был отмечен как творец титулом/ номинацией/ наградой/ премией/ званием или проч. __________________ по праву, так как его перу (кисти) принадлежат такие шедевры литературы (живописи) как: _____________..._______________ был отмечен как творец титулом/ номинацией/ наградой/ премией/ званием или проч. __________________ по праву, так как его перу (кисти) принадлежат такие шедевры литературы (живописи) как: _____________...

Как и чем закончить? Примером вывода могут быть следующие: Я считаю, что ______ тема/герои текста интересны и в настоящее время, потому что___________________.Я считаю, что ______ тема/герои текста интересны и в настоящее время, потому что___________________. По моему мнению, автор__________________.По моему мнению, автор__________________. На мой взгляд, тема, затронутая в тексте, очень важна и актуальна, поскольку ____________________________.На мой взгляд, тема, затронутая в тексте, очень важна и актуальна, поскольку ____________________________. Что касается меня, то ближе всего мне здесь мысль о ___________________.Что касается меня, то ближе всего мне здесь мысль о ___________________.

словарные диктанты убиваем 2 зайцев: даем содержательную опорудаем содержательную опору наталкиваем на правильное написание слов.наталкиваем на правильное написание слов.

Работа по технологическим картам, языковым конструкторам Языковой конструктор сочинения по картине Г.Нисского «Февраль.Подмосковье.» 5 класс План. 1.Вступление. Первое впечатление от картины. 2. Сюжет картины. Перелом от зимы к весне. 3. Жизнерадостные тона картины. 4. Мои эмоции. Сегодня на уроке я познакомился с репродукцией картины _______________________. Передо мной пейзаж __________. Эта картина сначала мне _______________________, потому что ______________. На картине изображен (а) ____________________________________________________. Перед нами _____________________. В центре картины __________________________. Я думаю, что на полотне отображен конец февраля, потому что снег в ______________ тонах.. В центре картины _____________________________, в ______________ тонах. Снег кажется таким _________, ___________. Справа на картине _________________ в _________ тоне. Слева ____________________________. Все настроение картины _______,_________,____________. Мне кажется, что ____________,_____________,______________. Художнику очень удалось ____________________,___________, ________________.

Использование толково-сочетаемостных словарей (автор Л.П.Сычугова) Для использования дается копия словаря на нужной странице: Пушкин/поэт/автор выделяет (сильные и слабые стороны типичных характеров )…выделяет (сильные и слабые стороны типичных характеров )… защищает (Гринева, Машу)…защищает (Гринева, Машу)… сочувствует (Гриневу, Маше)…сочувствует (Гриневу, Маше)… неоднозначно относится к (Пугачеву)…неоднозначно относится к (Пугачеву)… наделяет (Машу исключительной душевной цельностью, такими чертами, как образованность, тонкость чувств, благородство…)наделяет (Машу исключительной душевной цельностью, такими чертами, как образованность, тонкость чувств, благородство…) обращает (русскую литературу к важным вопросам истории…) и проч.обращает (русскую литературу к важным вопросам истории…) и проч.

сворачивание сложных для понимания понятий, слов в предложения Барабан – это основание купола Барабан – это основание купола Все они по-разному декорированы Все они по-разному декорированы Чем они декорированы?Чем они декорированы? Стрельчатыми окнами, треугольным орнаментом, ромбами, некоторые барабаны покоятся на ярусных закомарах Стрельчатыми окнами, треугольным орнаментом, ромбами, некоторые барабаны покоятся на ярусных закомарах Барабаны

Рассмотрим каждую деталь отдельно. Купола Чем интересны купола этого собора?Чем интересны купола этого собора? Запишите материалы (словосочетания)Запишите материалы (словосочетания) Разные, разного размера и разной формы, окрашенные в разные цвета Разные, разного размера и разной формы, окрашенные в разные цвета На что похожи эти купола?На что похожи эти купола? На распускающийся бутон, на боевую булаву На распускающийся бутон, на боевую булаву

«Воруй с умом»: корректно взятое кражей не считается!!! «Воруй с умом»: корректно взятое кражей не считается!!! Работаем с материалами учебника. Это удивительное сооружение поражает своей оригинальностью. Необыкновенный цветок его причудливых форм, объединённых центральным шатром, не только напоминает многоглавую группу кремлёвских соборов, но и парит над широко раскинувшимся простором площади. Собор состоит из восьми столпов, окружающих девятый. Столпы- храмы стоят на широком подклете сложного звёздчатого очертания. Это невиданно нарядное, праздничное сооружение похоже на гигантское растение или цветущий куст.

Работа над собственными речевыми, грамматическими, логическими ошибками Работа над собственными речевыми, грамматическими, логическими ошибками Важно, чтобы ребята увидели шероховатости своей речи и сами постарались их исправить, пусть и с помощью учителя. Данный вид дается учителю тяжелее всего – необходима высокая степень индивидуальной работы с учеником.

Ответ на проблемный вопрос на уроках литературы «Так ли глуп Митрофан?» На уровень «3» предлагаю следующий алгоритм: Приведение доводов в подтверждение положения: Митрофан – в возрасте ___ лет, не имеет необходимого багажа знаний: _______. Он совершенно далек от жизни, ее современных требований: ________________. Митрофана занимают только животные, физеологические потребности: ____________... Ему нет дела ни до кого, кроме себя: ____________... Доводы в опровержение: Однако, когда дело доходит до удовлетворения собственных потребностей и желаний, Митрофан проявляет хитрость и смекалку: ______________.... Он хорошо чует выгоду и знает, как повлиять на благоприятный для него исход дела: __________________. Знает он также, что всегда легче проворачивать «гнилые» дела руками других людей, оставаясь чистым при этом:, так было, когда ___________________________. Митрофан даже страшен, учитывая, что ради своей выгоды он готов оттолкнуть от себя даже тех немногих людей, которые искренне любят его: так случилось….. Исходя из всего вышесказанного я считаю, что _____________________.

Последние слова в защиту… Работа в зоне актуального развития не противоречит критериям нормы оценивания.Работа в зоне актуального развития не противоречит критериям нормы оценивания. Такой подход создает ситуацию успеха ученику и снимает страх (да я все равно напишу на «2»!)Такой подход создает ситуацию успеха ученику и снимает страх (да я все равно напишу на «2»!) Увеличивает продуктивность работы.Увеличивает продуктивность работы.

В одаренных детей вкладывать легко, и результат получить сравнительно просто. Но эти дети пойдут дальше, с нашей помощью или без нее! В их жизни будет еще много учителей! Важно и ответственно дать знания слабому ученику. Ведь то, чем мы его наделили, возможно, будет единственным научным знанием, какое он освоил за всю свою жизнь! И роль учителя школы здесь – ведущая!

Давайте принимать учеников такими, какие они есть! Спасибо за внимание! С уважением, Дина Евгеньевна.