… Образ автора не менее важен, чем образы героев. Он присутствует во всех сценах романа, дает им оценку, высказывает свое мнение. В этом и состоит уникальность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
(франц. personnage, от лат. persona личность, лицо, особа). Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи,
Advertisements

Роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкин. Экзаменационные вопросы по роману 2007 г. : Автор и герой в романе «Евгений Онегин». Автор и герой в романе.
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
ОБРАЗ АВТОРА. РОЛЬ ЛИРИЧЕСКИХ ОТСТУПЛЕНИЙ В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Своеобразие романа А. С. Пушкина « Евгений Онегин ».
Автор в романе Пушкина «Евгений Онегин» Обучение сочинению по теме.
Система образов романа « Евгений Онегин ». Сюжет. « Онегинская строфа ». Работа учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
«Евгений Онегин» «Евгений Онегин» Роман в стихах «Евгений Онегин» создавался, по мнению А.С.Пушкина, 7 лет, 4 месяца, 17 дней. С 1823 года по 1830год.
Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
Урок-презентация романа «Евгений Онегин» Прими, мой друг, «собранье пестрых глав»
СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» НАШИ ЗАДАЧИ : 1.ПОНЯТЬ СИСТЕМУ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ. 2.ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ОСБЕННОСТЯМИ СЮЖЕТА. 3.УЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ.
« Роман в стихах » А. С. Пушкина « Евгений Онегин » Урок литературы 9 класс Фищева Н. С. МОУ ОСШ 3 г. Нягань ХМАО - Югра, 2010.
« Роман в стихах » А. С. Пушкина « Евгений Онегин » Урок литературы 9 класс Фищева Н. С. МОУ ОСШ 3 г. Нягань ХМАО - Югра, 2010.
ОПОРНЫЕ СХЕМЫ. ОНЕГИН ТАТЬЯНА ЛЕНСКИЙ представляют определенную категорию общества « Высший свет» Дворянство Патриархальное дворянство Являются образцами.
« Герой Нашего Времени … это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения ». М. Ю. Лермонтов.
И.С.Тургенев Повесть «Первая любовь». 1.История любви как основа сюжета повести. 2.Психологизм и лиризм Тургенева. 3.Образ повествователя.
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
Н.В.Гоголь: "Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа». Л.Н.Толстой: «Чувство красоты развито у него до высшей.
Система образов романа «Евгений Онегин» Кого можно считать главным героем романа? Роль второстепенных героев. Роль автора в романе.
Транксрипт:

… Образ автора не менее важен, чем образы героев. Он присутствует во всех сценах романа, дает им оценку, высказывает свое мнение. В этом и состоит уникальность «Евгения Онегина» В.В. Виноградов А. С. Пушкин Автопортрет 1823 год Автор и его герой. По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Исследовательская работа

Актуальность работы заключается в том, что понимание того, насколько автор произведения совпадает со своим героем, позволяет лучше понять художественное произведение, увидеть своеобразие его композиции, в котором к повествованию событий привлекаются рассказчик и повествователь. Вся эта работа позволяет увидеть уникальность личности великого художника слова А.С. Пушкина. В ходе реализации проекта: проводилась аналитическая работа с текстом; проводился сбор, анализ и обобщение информации из различных источников; составлялся план проекта, оформлялся материал для выступления на научно – практической конференции.

Рассказчик - условный образ человека, от лица которого ведется повествование; персонаж рассказывает о себе и окружающих, о событиях, о которых слышал. Повествователь – своеобразная форма воспроизведения человека в художественном произведении; посредник между читателем и изображенным в произведении; можно до определенной степени представить жизненную позицию, систему приоритетов. Образ автора – важнейшая определяющая категория словесного построения художественного произведения. Этой категории уделяли пристальное внимание известные филологи М.М. Бахтин, Г.А. Гуковский, а В.В. Виноградов разрабатывал теорию образа автора на протяжении всей своей научной деятельности и внес в нее значительный вклад. На идеи В.В.Виноградова мы и будем опираться в нашей работе в рассмотрении вопроса об образе автора

Образ автора теснейшим образом связан с языковой композицией произведения. В.В. Виноградов писал: «В композиции художественного произведения динамически развертывающееся изображение мира раскрывается в смене и чередовании разных форм и типов речи. В своеобразии речевой структуры образа автора выражается стилистическое единство сложного речевого целого». Ошибочно было бы полагать, что образ автора в произведениях Пушкина подобен образу нашего великого писателя в посвященных ему художественных произведениях, где он выступает как главный персонаж. Надо усвоить, что образ автора не тождествен личности автора произведения. Образ автора это точка видения, с которой изображается действительность. Повествование может вестись и от лица рассказчика. Тогда в произведении появляется образ рассказчика. По определению В.В. Виноградова, «рассказчик – речевое порождение автора, и образ рассказчика в сказе – это форма литературного артистизма автора. Соотношение между образом автора и образа рассказчика может быть различно, образ рассказчика может быть близок к образу автора, может расширяться почти до пределов образа автора, а может быть четко отдален от образа автора.

Автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том числе и себя самого. Образ автора и образ рассказчика сильно различаются по своей композиционной роли и по своим, если так можно выразиться, композиционным возможностям. В композиционном плане, в плане точки видения автор – «всеведущ». Рассказчик же может находиться среди героев, описывать их жизнь «изнутри», но тогда он уже не обладает «всеведением». Рассказчик не излагает мыслей персонажей, не описывает их переживаний, а передает их только через внешние проявления, «жесты»

Существует два способа: Во – первых, местоимение «я» и форма первого лица глагола. Повествование от первого лица в композиции художественного произведения может указывать только на образ рассказчика, а не на образ автора. Во – вторых, специфические языковые средства, их называют еще характерологические, т.е. указывающие на характерные особенности рассказчика или персонажа.

В письме к П.А. Вяземскому Пушкин ясно указал на особенность романа «Евгений Онегин»: «Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». И она заключается в том, что в нем соединяются два начала – лирическое и эпическое. Здесь образ автора не менее важен, чем образы героев. Он не просто повествователь (присутствует во всех сценах, дает им оценку, высказывает свое мнение), он является одним из главных персонажей. Пушкин сразу отделил себя от Онегина. У автора и Онегина есть как много сходства, так и много различий.

Онегин Ему быстро наскучила деревенская тишина и одиночество, предпочитает шумный и веселый Петербург. Для него театр всего лишь развлечение. Для Онегина любовь – «наука страсти нежной», бросая женщин он не задумывался об их чувствах. Онегин любит читать, но не поэт. Автор Любит деревню, предан душой деревенской тишине. Театр для него «волшебный край». О любви автор говорит: «замечу кстати: все поэты – любви мечтательной друзья.» Автор отдал всего себя литературе.

Появление в романе самого автора – одна из композиционных особенностей произведения. Образ автора используется для плавного перехода от лирической части к эпической. Три ракурса образа автора Спутник Онегина Антипод Ленского Попечитель Татьяны Роман «Евгений Онегин» В. Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни» и автор в нем выступает еще и как повествователь. Автор описал эпоху начала ХIХ века очень подробно, не упуская ни одной мелочи.

В сознании современников Пушкин и Онегин часто отожествлялись, между ними неоправданно ставился знак равенства. Изыскания пушкинистов обнаружили другое парадоксальное тождество Пушкина с Татьяной Лариной. Это подтверждается и дневниковой записью Кюхельбекера: «Татьяна в VIII главе – это Пушкин в Лицее». И тем не менее внешних совпадений между Пушкиным и Онегиным множество. «Евгений Онегин». Художник Н. Кузьмин

День Онегина = День поэта в бытность холостяком Внимание к своим ногтям Поступки в деревне Круг чтения

Замысел Пушкина менялся с годами, по мере написания глав романа, менялся и герой, менялось и авторское к нему отношение. Ход времени (семилетие), принесший общественные катаклизмы, глубокие личные переживания, новые насущные проблемы, вносил в оценку образа Онегина существенные коррективы. Поначалу в первой главе Онегин – светский фат, денди, знаток «науки страсти нежной», он скачет на бал, танцует с удовольствием мазурку и вальс, наслаждается яствами в ресторации, только иногда мучаясь после пиров бурно проведенной ночи, и - больше ничего. Летом и осенью 1823 года, происходит кризис и распад декабристского «Союза благоденствия», у Пушкина наступает перелом в замысле романа.

Г.А. Гуковский писал: «… роман построен на трех центральных образах. Третьим, а пожалуй, и самым центральным образом, проведенным через весь роман и объединяющим весь его текст, является образ самого поэта – автора…» Итак наша цель сегодня была: войти в «таинственную сень» романа, обогатить собственные представления о Пушкине как поэте и человеке, как авторе «Евгения Онегина», и, конечно, о его герое; обратить внимание на особенности композиции. Автор в романе: а) реально существующий человек, то есть автор биографический. б) автор – повествователь, рассказчик. в) автор как взгляд на действительность; г) автор – герой, персонаж. Автор – сам Пушкин, вслед за ним, пристально вглядываясь в его «спутника странного» «пою приятеля младого и множество его причуд».

В окончательном тексте романа «Евгений Онегин» 390 строф, из них 89 заняты лирическими отступлениями, что составляет четвертую часть романа (почти две главы). Лиризм романа во многом обусловлен рельефностью образа Автора. Автор в романе не только повествователь, тайный свидетель, но и прямой очевидец и участник событий. В лирических отступлениях Пушкин – Автор вводит нас в свой душевный мир – раскрывает свои переживания, мысли, чувства. Они значительнее и ярче, чем переживания его героев, и это углубляет и обогащает мысли и чувства их гениального современника. Возможно, что если бы Пушкин не создал бы Автора, как одного из героев романа, то «Евгений Онегин» не стал бы выдающимся шедевром русской литературы.