Город «на игле». Что мешает «культурной столице» стать «креативным городом» «…И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла…» А.С.Пушкин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Иллюстрации (приложение к уроку «Петербург Достоевского» для работы в группах): 2-5 слайды – А.Бенуа к «Медному всаднику» А.С.Пушкина 6-8 слайды – к «Петербургским.
Advertisements

Выполнил: Ученик 10 «Б» класса. Ковин никита. Традиция изображения Петербурга идет от Пушкина («Медный всадник»). Затем её в русской литературе раскрывает.
Литературный Петербург. Прогулки с Достоевским.. Выполнила работу Евтюхина Ольга Александровна, учитель МОУ «СОШ 58» г. Магнитогорска.
Живое существо, обладающее мышлением, речью. Лицо, являющееся носителем каких- либо внутренних характерных качеств, свойств, принадлежащее к какой-либо.
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых.
Москва и Петербург -- литературные полюсы Michael Makin RC Lang November 2007.
Вопрос о жанре поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко река неслася…
Учитель Бауло Елена Михайловна МОУ СОШ 2 г.Унеча Брянской области.
Общая характеристика общественной и литературной жизни в 1860-е годы. 10 класс.
« « Онегина » воздушная громада … » Тема проекта: Тема проекта: «Евгений Онегин» «Евгений Онегин» А.С. Пушкина как «энциклопедия русской жизни » А.С. Пушкина.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 2010 г. В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ Макарова Инна Николаевна, старший преподаватель кафедры гуманитарного.
Общественно - политическое положение в России в середине XIX века Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ.
Культура и туризм: шаги навстречу Валерий Гордин НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Высшая школа экономики, Санкт-Петербург,
Выполнила: Гессель Т.И.. Литературный и общественно-политический журнал, основанный А. С. Пушкиным. Выходил в Санкт-Петербурге с 1836 года 4 раза в год.
Новые УМК по литературе издательства «Русское слово» как средство подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ (базовый и профильный уровни)
Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград.. Санкт – Петербург город на берегу Невы и Финского залива, его основал русский царь Пётр Первый. Русские его называют.
© Симакова Наталия Ивановна, летию Санкт-Петербурга посвящается.
Система работы по ознакомлению детей с Санкт – Петербургом Воспитатель ГБДОУ ЦРР Детский сад 49 Санкт-Петербург, Колпино Голубева Алена Борисовна.
Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет. Пушкин Где мало слов, там вес они имеют. В. Шекспир Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен. А.
Сумасшедший Петербург ( для учащихся 10- х классов )
Транксрипт:

Город «на игле». Что мешает «культурной столице» стать «креативным городом» «…И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла…» А.С.Пушкин «Медный всадник» «Самое главное [для креативного города] – это культура, которая обуславливает креативность, но в том случае, если она сама креативна, а многие культуры абсолютно не креативны» Чарльз Лэндри, автор книги «Креативный город»

Метанарратив Метанарратив: масштабная объяснительная схема; способ мыслить и говорить о чем-то; МЕТА-нарратив стоит над множеством более мелких, фрагментарных «нарративов»; это «рассказ о рассказах»; обобщающий их, формирующий некое целостное и окончательное представление среди отдельных нарративов есть как сходства, так и отличия, поэтому, метанарративов может быть несколько

Со-авторы «Петербургского текста» А.С.Пушкин: - «Уединенный домик на Васильевском», 1829, - «Пиковая дама», «Медный Всадник», 1833 Н.В.Гоголь - «Петербургские повести» ( ) и фельетоны; М.Ю.Лермонтов: - стихотворение «У графа В. был музыкальный вечер», «Герой нашего времени» Ф.М.Достоевский: «Подросток», «Петербургская летопись» «Преступление и наказание» А также: Аполлон Григорьев, Бутков, Некрасов, Победоносцев, Гончаров, В.Ф.Одоевский, Соллогуб, Панаева, Дружинин, Белинский, Герцен, Григорович, Вс. Крестовский, Полонский, Писемский, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Лесков, Случевский, Генслер, Михневич и др., Из поэтов: Тютчев, Надсон, Апухтин, Случевский, А.Блок, А.Белый, А. Ахматова, О.Мандельштам, В 20м веке: Замятин, Зощенко, Каверин, И. Лукаш и др.

Особенности метанарративов и город: они объединяют способ рассказывать о чем-то, в данном случае, о городе, и способ мыслить это что-то; способ думать о чем-то; они превосходят индивидуальное сознание и обладают властью навязывать себя индивидуальному сознанию человек живет в мире смыслов и интерпретаций; мы действуем исходя из того, во что мы верим, что думаем, как интерпретируем ситуацию. Потому метанарратив – один из факторов, определяющих наш образ мысли и наш образ действий; язык и способы представления города и его пространства играют ключевую роль в процессе «производства пространства» (Анри Лефевр)

Петербургские имиджи/нарративы: Европейский город культурная столица город музеев или «музей под открытым небом» криминальная столица город геев и лесбиянок Путинская резиденция город андеграунда или «столица андегрануда» город сумасшедших С.Чуйкина, «Имиджи Петербурга в прессе » Северная столица «Окно в Европу» Северная Венеция Город Ленина Горд трех революций Etc.

Метанарративы Петербурга 1)2)

Метанарративы Петербурга 2) 1)

1. Литературно-культурное измерение

Петербург Пушкина vs. Петербург Гоголя/Достоевского

2. Идеологическое (историко- политическое) измерение Столица империи Социалистический Ленинград

ЛИТЕРАТУРНО- КУЛЬТУРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИСТОРИКО- ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Петербург Пушкина Петербург Гоголя/Достоевского столица Российской империи СПб – «КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА» ( доминирующий нарратив ) Сенная площадь (как место и как символ) «Социалистический Ленинград» Шпиль адмиралтейства как символ города Блошиный рынок на Удельной

ЛИТЕРАТУРНО- КУЛЬТУРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИСТОРИКО- ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Петербург Пушкина Петербург Гоголя/Достоевского столица Российской империи СПб – «КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА» ( доминирующий нарратив ) Сенная площадь (как место и как символ) «Социалистический Ленинград» Шпиль адмиралтейства как символ города «ПИТЕР»?

Черты креативного города: От узко понимаемой рациональности – к воображению; от рынка – к этике; От инициированных сверху решений и проектов – к раскрытию потенциала горожан; Креативность = новый взгляд, новые идеи, перспективы; Креативность= спонтанность и сюрприз, «элемент хаоса»; Креативность развлечения культура; Креативность сосредоточена в людях; креативный город – город для людей, он предполагает взаимодействие человека и города; Изобилие возможностей и мелких инициатив «снизу» взамен единичных крупномасштабных проектов.

Амбиции vs. Креативность

Город «на игле»: «Тяжелое» историко-культурное наследие «По существу, мертвый город – это тот, где прошлое подавляет настоящее, а настоящее просто поддерживает прошлое, в основном для туристов» Ч.Лэндри «Искусство создавать города».

Дилемма Петербурга: Креативный город: много мелких творческих инициатив идущих снизу – от горожан и активных предпринимателей роль человека и его взаимодействие с городом неожиданность, элемент хаоса, сюрприз Петербург: «гигантомания» крупные разовые проекты навязываются «сверху» город для пассивного наблюдения и восхищения, а не для взаимодействия зарегулированность, борьба с любыми проявлениями хаоса

Петербург 21го века: Будущее за «Питером» ?

спасибо за внимание Олег Паченков Центр независимых социологических исследований (ЦНСИ), к.с.н., зам. директора, научный сотрудник