Тема 1 Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли Попадюк Никита Кириллович, профессор кафедры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
Advertisements

Выполнила: учитель истории МБОУ «СОШ 26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Череповца Рудая И.Г.
Домашнее задание §13 читать, материал лекции учить.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории Урок обществознания, 11 класс Учитель истории и обществознания МОУ « Ленская средняя общеобразовательная.
Социальный прогресс 1.Понятие, закономерности и виды социального прогресса 2.Типологии обществ.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «История экономических учений». История экономических учений - это наука, изучающая процесс возникновения и развития экономических воззрений.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Периодизация всемирной истории. Первобытная эпоха.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 44 Наука и экономика (сущность научно- технического прогресса; экономика, как наука; экономика науки).
Формации и цивилизации Автор презентации учитель обществознания МОУ лицея 102 Тракторозаводского района г.Челябинска Носивец Н.Д.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Введение. Знакомство с понятием « общество ». Курс «Обществознания « в школе. Понятие «общество» и его основные признаки. Основные сферы общественной жизни.
Устойчивость управления по предсказуемости Раздел 7.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 5 Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Экономические системы Лекция 3. План лекции Понятие экономической системы и ее структура Типы экономических систем: различные критерии и классификации.
Транксрипт:

тема 1 Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли Попадюк Никита Кириллович, профессор кафедры Государственного и муниципального управления Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации, д.э.н.

План лекции: Тема 1 Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли 1. Введение: цель и задачи дисциплины, основные понятия и определения 2. Структура и периодизация истории управленческой мысли 3. Основные направления и этапы развития управленческой мысли

Цель и задачи дисциплины: Тема 1 Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли 1- сформировать необходимые представления об истории управленческой мысли, эволюции основных управленческих идей, являющихся общетеоретическим и методологическим фундаментом для всех управленческих дисциплин; 2- выработать умение применять данные положения в практике разработки и принятия управленческих решений и проектов Цель:

Задачи дисциплины: Тема 1 Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли Теоретическое освоение общих и специфических закономерностей возникновения и развития знаний в сфере управленческой деятельности Определение (выделение) места и роли управленческих теорий в системе экономических знаний Выработка практических навыков аналитической работы при изучении становления управленческой науки

Основные понятия и определения Тема 1 Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли Управление есть целенаправленное воздействие Управление как социальный институт имеет давнюю историю Управление различными объектами, в т.ч. организацией, - есть реальная конкретная, осознанная деятельность людей по достижению определенных целей, удовлетворению определенных потребностей в каждый конкретно-исторический период Наука управления изучает управленческие отношения, однако является вторичным образованием относительно реальной, конкретной управленческой деятельности людей Таким образом, знания, идеи, взгляды и представления об организации управления и его осуществлении – в совокупности - могут быть определены как управленческая мысль

Основные понятия и определения Тема 1 Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли Под историей управления организацией понимают: 1- процесс возникновения, развития, борьбы и смены конкретных систем управления организацией (или их отдельных элементов) в конкретных исторических условиях в прошлом; 2- систему научных знаний об этих процессах 3 - Под историей управленческой мысли (ИУМ) понимают либо процесс возникновения, развития, борьбы и смены учений, концепций, теорий, взглядов, идей, представлений об управлении организацией (в целом или ее отдельных функциональных областей) в различных конкретно- исторических условиях, либо систему научных знаний об этих процессах

Классификация научных основ управления организацией Тема 1 Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли Фундаментальные (методологические науки): философия, экономическая теория, история, география, политология, социология, психология, демография, кибернетика и др. Общие теоретико-исторические науки: Теория (наука) управления организацией; История управления организацией; История управленческой мысли ( в т.ч. история науки управления) Прикладные науки: планирование, статистика, финансы, учет, право, психология управления, исследование операций, информатика и др.

Принципы классификации и периодизации в исторических науках Тема 1 Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии (именно в исторической науке появилась первая классификация – хронологическая). В основу выделения этапов положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих государств. Датировка периодов устанавливается с помощью естественнонаучных методов: геологических, дендрохронологии и др. С появлением письменности в истории человечества (около 5 тыс. лет назад) возникли иные основания для периодизации – по времени существования различных цивилизаций и государств, которые вели свой отсчет времени

Подходы в основе периодизации ИУМ Тема 1 Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли хронологический; цивилизационный; формационный; технологический; страновый

Три системы периодизации развития общества Тема 1 Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли Л. Морган ( гг) – человечество в своем развитии проходит 3 периода: 1.дикость, 2.варварство, 3.цивилизацию. Основной признак перехода от дикости к варварству – создание гончарного искусства, от варварства к цивилизации – письменности. В каждом периоде различают 3 ступени: I.низшую, II.среднюю и III.высшую

2-я «формационная» периодизация Тема 1 Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли К. Маркс ( г.г) и Ф. Энгельс ( г.г) – в основе общественно-экономические формации: I.первобытно-общинная, II.рабовладельческая, III.феодальная; IV.капиталистическая; V.коммунистическая (1 фаза коммунизма - социалистическая); (2 фаза). В основе смены периодов – закон соответствия характера производственных отношений уровню развития производительных сей

Система У. Ростоу ( ) Тема 1 Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли Теория стадий экономического роста – основа для выделения 2 типов общества: докапиталистического и капиталистического (индустриального). 1)Соответственно, 6 стадий экономического роста: традиционное общество, 2)стадия подготовки для сдвига – переходное общество; 3)стадия сдвига и переход к индустриальному обществу; 4) постиндустриальное; 5)стадия массового потребления; 6)современное общество (современный период)

Хронологический подход: Тема 1 Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли Исторический подход – во временном разрезе – в его основе развитие человеческого общества и отдельных сообществ (народов, стран, групп)

Цивилизационный Тема 1 Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли В основе периодизации лежит исторический процесс смены цивилизаций Он строится на анализе внутренних особенностей данной цивилизации. Предполагается, что цивилизация характеризуется определенной экономической системой, этническими корнями, религией, философией, стилем творческого мышления, обобщенным образом мира, особым принципом жизни цивилизации

Формационный: Тема 1 Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли В его основе идея, что все народы рано или поздно проходят одни и те же стадии общественно-экономического развития (при этом какие-то стадии у отдельных народов могут отсутствовать, однако, например, феодализм является общепризнанной)

Технологический: Тема 1 Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли Более свойственен для истории управления, истории экономики. Суть: периодизация истории: 1- по формам хозяйственной жизни либо способам производства; 2 – по периодам

Предполагает рассмотрение всех аспектов управления в отдельно взятой стране с учетом ее внешнего окружения Тема 1 Управление в Западной Европе в Средние века Страновый подход: Тема 1 Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли

Тема 1 Управление в Западной Европе в Средние века Цивилизация – это комплекс характеристик, определяющих специфику, своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов (или отдельной страны, народа) на определенном этапе развития. Сам термин от лат. «Civil» - государственный, городской, гражданский Тема 1 Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли

Периоды мировой истории С позиций хронологического подхода – 4 периода: 1 период - Древний мир; 2 период - Средние века; 3 период – Новое время; 4 – Новейшее время Тема 1 Управление в Западной Европе в Средние века Тема 1 Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли

Выделял 13 цивилизаций, из них 5 – великих. Из 5 великих – наиболее активная – западная: существует с древности до наших дней. Оказала наибольшее влияние на другие цивилизации. Среди других великих: дальневосточная (Китай), индусская (Индия), ближневосточная (исламская), восточнославянская (православная). Общее число цивилизаций в человеческой истории – около 30, из них большинство погибло, не оказав существенного влияния на развитие человечества. Тема 1 Управление в Западной Европе в Средние века А. Тойнби – ведущий исследователь цивилизаций Тема 1 Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли

Тема 1 Управление в Западной Европе в Средние века Современные историки : Тема 1 Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли Делят мир древних цивилизаций на 1 – общеизвестные и лучше изученные (их 10) и 2 – менее известные (их 7). К первой группе относят цивилизации: Древнего Египта, Месопотамии (Шемер-Аккад, Вавилон,Ассирия, Нововавилонское царство, Персия), Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Греция, цивилизация эллинизма, Древний Рим, цивилизации Средней Азии, Закавказья, скифов.

Вторая группа цивилизаций: Африки южнее Сахары и Южной Аравии, Древней Малой Азии, Древнего Ирана, Древнего Афганистана, Юго-Восточной Азии, древне-японскую цивилизацию, цивилизации Нового Света. Классификация ЮНЕСКО- 7 основных цивилизаций: I.европейская, II.северо-американская, III.дальневосточная, IV.арабо-мусульманская, V.индийская, VI.тропическо-африканская, VII.латиноамериканская. Тема 1 Управление в Западной Европе в Средние века Тема 1 Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли

Оценка цивилизационного подхода Сильная сторона: универсальность. Ориентирован на познание истории общества во всех аспектах (в т.ч. экономических и управленческих) с учетом стран и регионов. Слабость метода: аморфность критериев выделения типов цивилизации. В одних преобладает экономическое начало, в других – политическое или религиозное\культурное и т.д. Тема 1 Управление в Западной Европе в Средние века Тема 1 Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли