«Теория поэтапного формирования умственных действий» Материал подготовила Дронова Елена Александровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные этапы урока. Наименование Цель урока Ход урока Отдельные этапы урока Подведение итогов Домашнее задание.
Advertisements

Как подготовить проблемный урок. Продуктивные задания типыособенности применения Формулирование: темы вопросов Сразу после введения знаний(в двух случая)
Мастер – класс учителей начальной школы Технология проблемного обучения.
Проблемное обучение – это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающая сочетание.
Проблемно-поисковые технологии. Педагогический совет
Деятельная модель урока в условиях реализации ФГОС.
Методы и средства обучения.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
«Системно – деятельностный подход: обучение как средство формирования УУД и личностных качеств учащихся» «Мои ученики будут узнавать новое не от меня,
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Пример технологической карты урока открытия нового знания Этап урока Время Деятельность учеников Деятельность учителя Планируемые результаты ПредметныеУУД.
Русский язык 3 класс ОС «Школа 2100» Учитель: Разумова Ольга Владимировна.
Урок-это основная форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала - Признаки традиционного урока: - Формирование ЗУН - Обеспечение.
Проблемное обучение Выполнила учитель английского языка 2 квалификационной категории МОУ сош р.п. Пинеровка: Заикина Маргарита Ильинична.
Учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ 14 Овсянникова Н.В. Технологическая карта урока информатики.
Современные подходы к организации и анализу урока.
Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
Проблемное обучение – путь к формированию творчески мыслящей личности, способной к самостоятельному принятию решений.
Самоанализ урока русского языка «Перенос слов» Учитель начальных классов МБОУСОШ 57 Железняк О.И.
Транксрипт:

«Теория поэтапного формирования умственных действий» Материал подготовила Дронова Елена Александровна

Содержание образования состоит из трёх основных структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированного в форме ее результатов – знаний; опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умения действовать по образцу; опыта творческой деятельности – в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях.

Познание – процесс получения знаний. Мышление – это психический процесс, с помощью которого человек устанавливает внутренние свойства объектов познания, которые нельзя обнаружить с помощью восприятия, а также связи и отношения между объектами. Мышление анализирует и оценивает наше прошлое, строит наше настоящее и прогнозирует наше будущее. начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. развитие происходит главным образом в процессе преодоления трудностей в учении, поэтому обучение в каждый момент его процесса должно содержать какую-нибудь преодолимую трудность. Мыслить человек начинает только тогда, когда у него появляется потребность что-то понять.

Познавательная деятельность – это форма активности, для которой характерно наличие: мотива целеполагания средств действий результата. Каждое новое умственное действие человек осваивает поэтапно.

этапы усвоения умственного действия

1. Этап ознакомления учащихся с ориентировочной основой формируемого действия.Этап ознакомления 2. Этап формирования действия в материальном виде; как внешне речевого; как внутри речевого. 3. Этап формирования действия как внутреннего, умственного.Этап формирования действия

содержание этапа результат термин, соответствующий этапу усвоения субъект знакомится с ориентировочной основой действия, следит, как учитель или другой ученик выполняет это действие и отдельные его элементы субъект ориентируется в новом действии, узнает какие операции, и в какой последовательности нужно осуществить; знание (объяснение нового материала и его первичное закрепление)

содержание этапа результат термин, соответствующий этапу усвоения субъект пробует совершить эти действия, проверяя правильность каждого шага, т.е. совершает новое действие в материальном виде с развернутым выполнением всех входящих в него операций, имея при себе алгоритм выполнения действия (действие во внешнем плане); учащиеся усваивают содержание действия, все его элементы, учитель осуществляет контроль над каждой операцией, входящей в это действие умение (отработка действий с пошаговым контролем учителем)

содержание этапа результат термин, соответствующий этапу усвоения учащиеся вслух проговаривают при выполнении действия каждый его элемент (не имея алгоритма действия, но при надобности имея возможность взглянуть на опору) учащиеся осуществляют осознанный пошаговый контроль над выполнением действия умение (отработка действий с пошаговым контролем самим учащимся)

содержание этапа результат термин, соответствующий этапу усвоения учащиеся про себя проговаривают при выполнении действия каждый его элемент (при надобности имея возможность взглянуть на опору) учащиеся осуществляют осознанный пошаговый контроль за выполнением действия умение (отработка действий с пошаговым контролем, перевод действия во внешнюю речь)

содержание этапа результат термин, соответствующий этапу усвоения субъект приучается выполнять новое действие очень быстро, автоматизировано, проверяя только конечный результат (перевод действия во внутренний план) действие становится недоступным наблюдению, формируется навык выполнения действия, действие переходит во внутренний план навык (полная отработка до автоматизации, перевод действия во внутреннюю речь)

Организация познавательной деятельности учащихся

подготовка учащихся к восприятию нового материала организация восприятия и понимания нового материала организация осмысления и запоминания в процессе применения в простейших ситуациях применение знаний в измененных и нестандартных ситуациях готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач умения навыки знания ключевые компетенции

целифазаэтапцель этапа знания фаза исследования (проводится эксперимент или опыт, тем самым учащиеся будут полностью мотивированы на изучение нового материала); подготовка учащихся к восприятию нового материала создание положительной мотивации к изучению нового материала и овладению общими способами действий фаза формализации (учебный материал формулируется на предметном языке в виде определений, теорем, правил, алгоритмов, проводится доказательство); восприятие и понимание нового материала создание ориентировочной основы действий и опорных сигналов умения фаза усвоения (для усвоения необходимо повторение и самостоятельная работа с учебным материалом, его применением в задачах). осмысление и запоминание в процессе применения в простейших ситуациях установление различных причинно-следственных связей изученного материала с имеющими знаниями ученика, а также связей между отдельными элементами изучаемых знаний навыки фаза овладения.применение знаний в измененных и нестандартных ситуациях создание внутреннего образовательного продукта - качества детей, способы деятельности, которые развились в процессе создания им внешнего образовательного продукта.

Понять объект изучения – это значит выяснить его место, роль и особенность в системе….; выяснить способ и условия его возникновения. Усвоить = понять + запомнить. Овладеть = усвоить + применить. Компетентность = «знание в действии»

Требования к организации изучения нового материала

Название этапа урока введение новых знаний характер познавательной деятельности Постановка учебной проблемы: возникновение проблемной ситуации; осознание противоречия; формулирование проблемы. Поиск решения выдвижение гипотез; проверка гипотез. методы побуждающий от проблемной ситуации диалог подводящий к теме диалог сообщение темы с мотивирующим приемом побуждающий к гипотезам диалог подводящий диалог от проблемы подводящий диалог без проблемы результат формулирование вопроса или темы урока открытие субъективно нового знания

Название этапа урока воспроизведение знаний характер познавательной деятельности Выражение решения.Реализация продукта. методы Продуктивные задания: формулирование темы урока или вопросов составление опорного сигнала, символа, загадки, таблицы, схемы, опорных слов создание художественного образа выступление в защиту своего алгоритма, опорного конспекта, таблицы, схемы, опорных слов доказательство своей позиции результат ученик сам по-своему выражает новое знание в доступной форме ученик сам представляет собственный продукт классу, учителю через выступление, письменную работу

Зависимость выбора методов изучения от вида знаний

Виды знаний: Факт – это единичная, не содержащая обобщения информация. Правило – алгоритм действия, указание как поступать. Понятие – выделение существенных признаков предмета. Закономерность – отражение связей между понятиями.

Вид знания Проблемные методы Продуктивные задания постановка поиск Факт Факты не открываются, их сообщаются в готовом виде. Правило побуждающий от проблемной ситуации диалог подводящий к теме диалог побуждающий к гипотезам диалог подводящий диалог от проблемы подводящий диалог без проблемы схема опорные слова таблица Понятие сообщение темы с мотивирующим приемом побуждающий от проблемной ситуации диалог подводящий к теме диалог подводящий диалог без проблемы побуждающий к гипотезам диалог подводящий диалог от проблемы символ загадка метафора стих синквейн схема опорные слова Закономер ность побуждающий от проблемной ситуации диалог подводящий к теме диалог подводящий диалог без проблемы побуждающий к гипотезам диалог подводящий диалог от проблемы схема

Требования к организации закрепления изученного материала

Название этапа урока первоначальное (воспроизводящее) структура учащиеся выполняют задания, аналогичные тем, которые выполнялись ими во время объяснения учителя, осваивая новую для них деятельность требования наличие перед глазами учащихся ориентировочной основы действий (ООД) в виде алгоритма или примера одно вариантность работы проверка каждого шага деятельности каждого ученика (взаимопроверка, самопроверка и т.п.) методические рекомендации рекомендуется проводить сразу после объяснения нового материала, имея перед глазами ООД (алгоритм, опорные сигналы

Уровни регуляции действия Условия, при которых оказывается помощь Содержание помощи 1Действие выполняется неуверенно Одобрение, поддержка 2Возникают трудности, остановка Замечания «Попробуй еще раз» «Выполняй дальше» 3Действие выполняется ошибочно Вопрос «Разве так?» 4Действие выполняется ошибочно повторно «Почему?», просьба объяснить причину действия 5Неправильно выполняется задание Показ образца, инструкция

Название этапа урока Тренировочное закрепление структура учащиеся выполняют задания, аналогичные выполненным учениками ранее, наращивая технику решения: скорость и автоматизм требования одно вариантность работы нарастание трудности и сложности заданий коллективность работы (работа в парах) постоянная помощь учителя выставление оценок всем учащимся методические рекомендации можно проводить дома, но лучше, если оно будет организовано в классе.

Название этапа урока итоговое закрепление структура учащиеся выполняют новые для них задания, применяют знания в незнакомых для них ситуациях требования наличие тренировочных и творческих заданий наличие различных вариантов, но одинаковых по сложности и трудности возрастание сложности и трудности внутри каждого варианта методические рекомендации Итоговое закрепление должно включаться в завершающий этап изучения темы и иметь индивидуальную форму, формируя умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях.