Дальний Восток – перекресток культур Семейно- бытовая обрядность. Ритуалы, связанные с детьми. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семейно- бытовая обрядность нивхов. Ритуалы, связанные с детьми. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Красное.
Advertisements

Нивхи. Сычёва Анна 9Б. Нивхи малочисленная народность на территории Российской Федерации. народностьРоссийской Федерации.
Мы показываем кукол, а куклы показывают нам мир. Выполнила учиница 5»В» класса класса МБООУ СОШ 11 Сероглазова Елена Классный руководитель : Зименкова.
С давних пор люди верят в приметы: смотрятся в зеркало перед выходом, закалывают булавку с внутренней стороны одежды. Но не знают, как возникли эти суеверия.
Автор: учитель географии Миронов Владимир Викторович.
9 класс Тема « Дальний Восток ». Эвэнк ( самоназвание ), народ в Российской Федерации (29,9 тыс. чел.). Живут от побережья Охотского моря на востоке до.
Чепурная Т.Л., воспитатель МАДОУ 26 д. Божонка 2012.
Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.
« К УКЛЫ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА » К УХАРЕНКО Н АСТЯ МОУ Б ОЛЬШЕУЛУЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА, 4 «А» КЛАСС Козлова Елена Антоновна., МОУ Большеулуйская.
«Краткая характеристика национальных нарядов: немецкой и чувашской» Работу выполнили учащиеся 11б класса Работу выполнили учащиеся 11б класса Петрова Оксана.
Как известно, что в Африки живут высоки, темнокожие люди. Но среди них есть и исключение А именно... ПИГМЕИ – что в Переводе означает «кулак». Самый маленький.
Подготовила: Л. М. Гаврилова учитель физической культуры МОУ «СОШ 16 г. Вольска Саратовской области»
НАРОДНЫЕ КУКЛЫ. Они появляются в нашей колыбели и проживают с нами все детство. Они помогают усвоить наши будущие жизненные роли. Они учат нас общаться.
Тема урока: «Изготовление куклы берегини » 5 класс.
Выполнили ученицы 3 класса Левченко Рита, Иванова Даша, Бычкова Яна Руководитель: Макарова Татьяна Алексеевна.
Презентацию выполнил: ученик 9 класса «А» Пашков Павел.
Национальные виды спорта. Северное многоборье.. Косенков Дмитрий Иванович, педагог дополнительного образования по северному многоборью, муниципального.
Ученика 5 « В » класса Средней школы 55 Тихомирова Артема Ученика 5 « В » класса Средней школы 55 Тихомирова Артема.
Презентация к проекту по ОБЖ, ОЗОЖ и обществознанию на тему: « Свадебные традиции народов мира ». Автор: учащийся 10 класса МОУ СОШ с. Елизаветино Морылёв.
Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ «Поповкинская средняя общеобразовательная школа» На тему: «Белый цвет – символ света или печали в русских.
Транксрипт:

Дальний Восток – перекресток культур Семейно- бытовая обрядность. Ритуалы, связанные с детьми. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Красное Николаевского муниципального района Хабаровского края Авторы: Эчь Полина, Семкина Наталья 8 класс, МОУ СОШ с.Красное Руководитель: Кобызева Л.М., учитель географии МОУ СОШ с.Красное

Нивхи: историко-этнографическое обозрение. Нивхи – небольшая малочисленная народность, с древних времен населяющая низовья реки Амур, остров Сахалин и прилегающее к ним побережье Охотского моря. В научной литературе имеется два наименования этого народа – гиляки и нивхи. Наименование «гиляки» стало известно еще в 17 веке от первых русских землепроходцев. Слово «нивх» («нивхгу») в переводе на русский язык означает «человек», «люди».

Л.И.Шренк писал: «По своему языку гиляки не состоят ни в каком родстве ни со своими соседями айнами и тунгусскими племенами, ни с каким-либо из народов Сибири. Напротив того, подобно камчадалам, алеутам, чукчам и корякам, они стоят совершенно особняком». Нынешние нивхи являются прямыми потомками древнейших жителей Нижнего Амура и Сахалина. Прошлая их территория простиралась на Север и примыкала к территории, занимаемой коряками, распространялась и в южные районы. Возможно, именно на территории нивхов происходил стык культур народов Севера и Юга, связь древних культур Монголии с Аляской. Материальная и духовная культура нивхов Нижнего Амура и острова Сахалин уникальна. Л.И.Шренк

Многие элементы из традиционной культуры сохранились и бытуют сегодня, но кое-что в силу обстоятельств, порожденных временем, утрачено, поэтому возникает необходимость в их восстановлении. Мужской кисет Нивхская женщина в национальном головном уборе

Ритуалы рождения и воспитания детей. Проблематика нивхских мифов и обрядов рождения и воспитания детей изучалась многими исследователями истории и культуры нивхов. Среди них Е.А.Гаер, П.Я. Гонтмахер, Е.А. Крейнович, Г.А. Отаина. Б.О.Пилсудский и другие. П.Я. Гонтмахер Е.А.Гаер Е.А. Крейнович

Ритуалы, непосредственно связанные с родами ребенка. Смысл заключался в том, чтобы подготовить будущую мать, отца, всех представителей рода к появлению ребенка. Для этого существовали определенные нормы и правила поведения беременной женщины, ее мужа и всех родственников. Они были направлены на то, чтобы сохранить здоровье и жизнь матери и будущему ребенку.Перед родами жена и муж расплетали косы, снимали все кольца, серьги, браслеты, распоясывались, не оставляли ничего, что могло бы сжимать их. Грехом считалось кричать при родах. Во время трудных родов отпирали все ящики, сундуки, распарывали заплатки, отвязывали лодку, если она была привязана к дереву, развинчивали ружья. Считалось вредным для исхода родов оставлять острые предметы (топоры, ножи, шило, лопаты), вогнанными в дерево или доску. Обязательным ритуалом со стороны мужа являлся его приход к родильному шалашу и сообщение жене о своих делах по облегчению ей родов и сохранению жизни ребенку.

родильный шалаш-йатау чако Роды происходили в родовом шалаше. В середине шалаша в охранительных целях от злых духов клали железный топор. Во время родов запрещалось проходить мимо шалаша, так как считалось, что ребенок в чреве матери поднимется вверх и никогда не родится.

Воспитание детей у нивхов было индивидуальным и половозрастным. Носило практический характер, по принципу «делай, как я». Через повседневный труд, непосредственное участие в обрядовой практике осуществлялось физическое, умственное и нравственное воспитание. Огромное значение имела и игровая деятельность.

Для младенческого возраста характерно проведение различных ритуалов – оберегов, применение магических предметов – амулетов, талисманов

Главным атрибутом родильной мифологии и обрядности является колыбель. Было два типа детской колыбели: дневная(чак) и ночная(му- лодка), которая имела форму долбленой лодки.

Период раннего детства. Период раннего детства наступал тогда, когда ребенок начинал ходить, и длился до четырех – пяти лет. Первые самостоятельные шаги малыша нивхские женщины, шутя, называли "килы-килыд"- "протягивать ноги". В этом возрасте некоторые дети продолжали сосать грудь, так как у нивхов принято не отрывать детей от груди, пока сам ребенок не сделает этого. В период раннего детства важную роль играли магические ритуалы сохранения здоровья и жизни ребенка, а также игровая деятельность как особый вид этнической обрядовой практики.

Период среднего детства На следующем этапе нивхи выделяли пяти - восьмилетних детей. В этом возрасте почти все дети бросали сосать грудь, начинали самостоятельную игровую деятельность, приобщались к хозяйственным делам взрослых, к родовой мифологии и обрядности. В период раннего и среднего детства преобладают сюжетные игры. Дети «ловят рыбу», «ходят на охоту», «готовят еду», «строят и обустраивают жилище» и многое другое.

Последний период детства К нему относили детей восьми - четырнадцати лет. Большое распространение получают подвижные игры. Среди них выделяется бег, фехтование на палках, гонки на лодках, на нартах. В этом возрасте все дети хорошо знали производственные дела, наряду с взрослыми принимали участие в промысловой деятельности, собирательстве, обрядовой практике, домашних делах. Подростки двенадцати - четырнадцати лет готовили себя к супружеской жизни.

Свадебный процесс у нивхов представлял собой сложную систему ритуалов. У нивхов определено четыре основных формы брака и связанных с ними миф о обрядовых действий. 1. Заключение брачного договора между малолетними детьми 2. Левиратный брак. 3. Похищение или умыкание женщин 4. Калымный брак

Похоронная обрядность сохранила древние элементы нивхской культуры. Она включала основные ритуалы: Ритуал трупоположения Ритуал обряжения покойника Ритуалы, связанные с магией четных и нечетных чисел Ритуалы зажжения погребальных огней Ритуалы погребальной трапезы Ритуалы приношения погребальных даров Ритуалы выноса тела

В отличие от других народов Амура нивхи кремировали умерших, лишь некоторые переняли у соседей захоронение в земле. Труп и инвентарь покойного сжигали на огромном костре в тайге под ритуальные плачи. Пепел сгребали к центру кострища и огораживали срубом. Погребальный костер Могила близнецов с музыкальным бревном

Для человека, тело которого не нашли (утонул, пропал на охоте), у нивхов существовал специальный обряд, Вместо тела хоронили большую, в размер человека, куклу из ветвей и травы. Ее одевали в одежду умершего и закапывали или сжигали, соблюдая все положенные обряды. Могила утопленника

Жизнь человеческая бессмысленна без памяти, без бережного отношения к прошлому, к истории и народным традициям. Тревожно на душе у тех, кто замечает, как незаметно и безвозвратно уходят старики и с ними духовное наследие народа.