«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые песни, торжественные былины – говорившиеся нараспев, под.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок разработан: учителем ИЗО высшей категории Ли Еленой Александровной МБОУ СОШ 176 г. Самара Урок изобразительного искусства 3 класс Урок изобразительного.
Advertisements

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые песни, торжественные былины – говорившиеся нараспев, под.
Презентацию подготовил ученик 4 «Б» класса Антонов Андрей.
БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является героическое событие, либо примечательный.
В. М. Васнецов - «Баян» мир русских былин «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые песни, торжественные.
Не скакать врагам по нашей земле, Не топтать их коням землю русскую, Не затмить им солнце наше красное … ( из былины )
Ttp:// ttp:// Лапина С.А Презентация к уроку музыки в 5 классе «Музыкальная живопись»
Т ЕМА : «Н РАВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ БОГАТЫРЯ » М ОДУЛЬ «О СНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ » 5 КЛАСС, УРОК 24 «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы.
СЛАВНА БОГАТЫРЯМИ ЗЕМЛЯ РУССКАЯ ЮВАО ГОУ ЦО 1457 ПРОЕКТ ТЕМА Авторы: ученики 4а класса Руководитель: Моцпан Лариса Григорьевна Москва г.
МОУ СОШ 1 Г. ЗАВОДОУКОВСК, ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ Учитель русского языка и литературы Поп Наталья Павловна ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «Поле чудес» (по былинам) для.
«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые песни, торжественные былины – говорившиеся нараспев, под.
«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые песни, торжественные былины – говорившиеся нараспев, под.
Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, отваги, стойкости, наделенные необыкновенным умом и смекалкой.
Былины. Определение. БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое.
Устное народное творчество Былины Учитель Покровской школы Солдатова Л.Е.
Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли.
Г. Минеральные Воды учебный год. В сказках он изображается драконом о трех, шести, девяти или двенадцати головах. Связан с огнем и водой, летает.
Г. Минеральные Воды учебный год. Цель работы : Цель работы : изучить образ Змея Горыныча в русских народных сказках. Задачи работы : 1.Узнать,
Чем похожи былинные герои? Занимались исследованием воспитатели Кузнецова Е. В., Рубцова Е. В. и дети группы «Сибирячок»
Россия. Новосибирская область,Искитимский район МОУ «СОШ ст.Евсино» Работу выполнила Хребтова Татьяна Владимировна Учитель начальных классов.
Транксрипт:

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые песни, торжественные былины – говорившиеся нараспев, под звон струн – о славных подвигах богатырей, защитников земли...» Л.Н. Толстой

БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807– 1863).

Виктор Михайлович Васнецов картину «Богатыри» писал почти двадцать лет

В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного струнного инструмента, который называется гусли. Прочитай выразительно начало «Былины о Добрыне Никитиче»: " Возьму гусли звонкие, яровчатые да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славно русского богатыря Добрыни Никитича. Синему морю на тишину, а всем добрым людям на послушание."

В древности сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто- тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса. Виктор Михайлович Васнецов «Гусляры»

Слово "гусли" свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово "гусли" выражает совокупность струн. "Гусль" (гусли) в смысле "струны" происходит, очевидно, от старославянского "гYctu" ("гудеть"). Гудением, судьбой в старину назывался именно звук струн. Давайте послушаем, как играют гусли «Сказ о Земле Русской» В. Малярова

В наиболее старинных славянских памятниках слово "гусли" иногда упоминается для обозначения инструментов вообще. В других случаях под именем гуслей подразумеваются струнные инструменты в отличие от духовых и ударных.

Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, отчего и назывались они "яворчатые" или чаще "яровчатые". Нет основания предполагать, что число струн на древних славянских гуслях было постоянно. Не так давно на археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI - XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см.

И звонких гуслей беглый звук; Все смолкли, слушают Баяна: И славит сладостный певец Людмилу-прелесть, и Руслана, И Лелем свитый им венец. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

Эпитет гуслей "яровчатые" преобладает в былинах. В народных песнях чаще встречаются гусли "звончатые" вероятно оттого, что струны у них были металлические и тембр у инструмента звенящий. Судя по старинным преданиям на струнах играли исключительно пальцами. "Боярин же вещий, если хотел кому песнь воспеть... свои вещие персты на живые струны во склада л, а они уже сами славу князьям рокотали" ("Слово о полку Игореве").

Старинные гусли В то время гусли звучали и в повседневном быту, и на торжественных церемониях. Ни один княжеский пир не обходился без гусляра. На гуслях играют Добрыня Никитич и Соловей Будимирович, боярин Ставр Годинович и новгородский гость Садко. Гусли шлемовидные

В. М. Васнецов - «Баян»

Происхождение слова «богатырь» Откуда происходит само слово «богатырь»? Есть мнение, что оно заимствовано из тюркских языков, где является в различных формах - багхатур, багадур, батур, батыр, батор. Ученые (Щепкин, Буслаев) прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый»

Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы. Недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван - «Илья Муромец»

В.М. Васнецов «Илья Муромец»

Ученые классифицируют богатырей на старших и младших Старшие богатыри: Святогор, Вольга Святославич, Самсон, Сухан, Полкан, Колыван Иванович, Дон Иванович, Дунай Иванович и др. Младшие богатыри: Добрыня Никитич, Иван Данилович, Алёша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович, Чурила Пленкович, Дюк Степанович, Данил Ловченин и др.

«Старшие» являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами.

Самой старой считается былина о Святогоре-богатыре или Колыване, как его еще прозывают

Андрей Мазин «Святогор»

Был тот Святогор- богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался. Держать его могли только горы, вот там-то он и проживал.

Хорош был Святогор, да не нужен ему был никто. Не защищал он Земли Русской от захватчиков-степняков, только и знал, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без истины сыт, без правды силен, я могуч, я велик, я богат и счастлив!»

ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВИЧ

Вольга Святославович, или Волх Всеславьевич

Вольга Святославич (Волх Всеславьевич) богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами Вольги являются хитрость, способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных К. А. Васильев «ВОЛЬГА»

Вольга (Волх) относится к одним из самых древних персонажей в русском фольклоре. Некоторые исследователи придают Вольге мифическое значение: по их мнению, первоначально это был образ громовой тучи, на что указывает описываемое в былине сотрясение в природе при рождении Вольги (грома) и оборотничество, то есть постоянная и быстрая перемена формы тучи под влиянием движения воздуха. Подозревают связь его имени со словом «волхв», предполагая, что лишь потом оно превратилось из нарицательного в имя собственное. К. А. Васильев «ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВОВИЧ»

К. А. Васильев «Меч Вольги»

«Закатилось красное солнышко за горы высокие, рассыпались по небу частые звёздочки, родился в ту пору на матушке-Руси молодой богатырь Вольга Всеславьевич. Запеленала его мать в красные пелёнки, завязала золотыми поясами, положила в резную колыбель, стала над ним песни петь. Только час проспал Вольга, проснулся, потянулся лопнули золотые пояса, разорвались красные пелёнки, у резной колыбели днище выпало. А Вольга на ноги стал, да и говорит матери: Сударыня матушка, не пеленай ты меня, не свивай ты меня, а одень меня в латы крепкие, в шлем позолоченный, да дай мне в правую руку палицу, да чтобы весом была палица в сто пудов».

«Запечалились богатыри, задумались: «Как одолеть стену высокую, ворота железные?» Молодой Вольга догадался: обернулся малой мошкой, всех молодцов обернул мурашками, и пролезли мурашки под воротами. А на той стороне стали воинами. Ударили они на Салтанову силу, словно гром с небес. А у турецкого войска сабли затуплены, мечи повыщерблены. Тут турецкое войско на убег пошло. Прошли русские богатыри по Золотой Орде, всю Салтанову силу кончили».

И.Билибин. «ВОЛЬГА СО СВОЕЙ ДРУЖИНОЙ»

Добрыня Никитич Добрыня Никитич В. Васнецов «Бой со змеем»

Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира - Забаву Путятичну

Виктор Васнецов «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»

Добрыня и Баба Горынчища. (А. Н. Фанталов, 1994)

Дмитрий Хижняк «Добрыня Никитич»

Алеша Попович

На пиру у князя Владимира Алеша Попович спасает от Тугарина Змеевича княжескую жену Апраксию, а народ русский - от тягот- податей неимоверных

К.А. Васильев «Алеша Попович с невестой»

Илья Муромец

Хлеба ест по три калачика, пьет на три медных пятачка. Однако побеждает всегда, во всех боях да схватках. Ему в бою смерть не писана.

Илья Муромец - самый популярный герой былин, могучий богатырь. Эпос не знает его молодым, он – старик с седой бородой. Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. На пути в Киев Илья побеждает Соловья- разбойника, кладет его в «пороки» и везет к княжескому двору. Из других подвигов Ильи стоит упомянуть его победу над Идолищем, осадившим Киев.

«А свершилось то во городе во Муроме, А содеялось в селе Карачарове, У крестьянина, у чернопахотника, У того ли у Ивана Тимофеевича, У свет Ефросиньи Александровны Появился-родился желанный сын. Был он долго ждан,да на радость дан. Кум в пляс идет - вся земля гудёт, На аршин под каблук прогибается. Из-под ног от сапог - лопаток-стукоток Вырывается, рассыпается. Тут и бабка Таланиха не выдержала, На круг плясовой она по выскочила: «Пошла плясать по соломушке, Раздайся, народ, по сторонушке... Уж как топну я, проломись, доска! Проломись, доска, провались, тоска!»

«И встал! И пошел! И открыл Илья! И впустил Илья перехожих калик. Заходили калики к Илье ладком, Становилися перед ним рядком, Доставали три чарки золоченые, Наливали питья в них медвяного От пчел с цветов да с лугов, да с лесов. В нем вся сила земная исцелительная. Подавали питье Илье Муромцу: Ты испей, добрый молодец, маленечко, Не побрезгуй ты меду каличьего! Принимал-выпивал угощенье Илья. Расходилася кровушка по жилочкам. Уж такое ли веселье поднималось в душе, Уж такие ли мысли зазвенели в голове, Уж такая ли радость пала на сердце…»

Илья Муромец и Соловей-разбойник

«Илья Муромец» Реконструкция по методу Герасимова

ПАМЯТНИК ИЛЬЕ МУРОМЦУ В ГОРОДЕ МУРОМЕ В образе древнерусского богатыря воплотились народные понятия о высоких нравственных качествах, какими должен был обладать истинный герой. Одно из самых главных качеств Ильи Муромца это чувство справедливости и сознание своего долга стоять за правду. Он готов идти на прямое столкновение с князем, с боярами, когда видит, что те поступают не по правде. Он герой общенародный, общерусский, не связанный какими-то сословными узами. «Я иду служить за веру христианскую И за землю российскую, Да и за стольние Киев-град, За вдов, за сирот, за бедных людей».

Микула Селянинович

Есть былины о Микуле Селяниновиче, пахаре, крестьянине, что пахал землю-матушку, растил хлеб и кормил людей

В этой картине есть детали, характерные для земледельческого труда северного русского крестьянина: это ему приходилось превращать в пахотные земли участки, заваленные валунами и корчевать лес. Но одновременно рисуется «раздольицо чисто поле», которого на севере быть не могло. Как обычно в былинах, здесь сливается воедино то, что в действительности никогда вместе не существует. В результате такого слияния создается идеальная картина. Непривычно дороги и красивы орудия пахоты: «У оратая кобыла соловая, Гужики у нее шелковые, Сошка у оратая кленовая, Омешики на сошке булатные, Присошечек у сошки серебряный, А рогачик-то у сошки красна золота».

В былинах Микулу Селяниновича, труд его русский народ настолько возвысил, что никто не мог сравниться с ним по силе и могуществу

К.А. Васильев «Вольга и Микула» «Удивился Вольга, поклонился пахарю: Ай же ты, славный пахарь, могучий богатырь, поезжай ты со мной за товарища... Снял пахарь с сохи гужи шелковые, распряг кобылку серую, сел на неё верхом и в путь отправился. Проскакали молодцы полпути. Говорит пахарь Вольге Всеславьевичу: Ох, неладное дело мы сделали, в борозде соху оставили. Ты пошли молодцов-дружинников, чтобы сошку из борозды выдернули, землю бы с неё вытряхнули, положили бы соху под ракитовый куст. Послал Вольга трёх дружинников. Вертят сошку они и так и сяк, а не могут сошку от земли поднять».

В былинах славится не только сам Микула, но и весь род Микулов Василиса Микулишна

Друзья! А вы помните мультфильм о верной и храброй Василисе Микулишне?

Садко

Садко играл на гуслях, пел голосом дивным. И однажды сам Царь морской заслушался и в гости к себе его пригласил

К.А. Васильев «Садко и владыка морской»

«Садко» Рисунок К. В. Лебедева

Калики перехожие Как герои былинного эпоса

КАЛИКИ (калеки перехожие) старинное название для странников-слепцов, поющих духовные стихи. В Древней Руси слово калика или калека обозначало не искалеченного человека, а человека, много странствовавшего и побывавшего во святых местах.

Среди героев русского эпоса наравне с богатырями, безусловно, нужно называть калик перехожих. Древних русских паломников, которые были не только постоянными действующими лицами, но и создали свой богатейший репертуар духовных стихов и особых каличьих былин.

Замечательный образец каличьей поэзии – былина «Сорок калик со каликою», в основе которой лежит утверждение высоких моральных качеств калик

«Сорок калик со каликою» А из пустыни было Ефимьевы, Из монастыря из Боголюбова, Начинали калики нарежатися Ко святому граду Иерусалиму, Сорок калик их со каликою. Становилися во единой круг, Оне думали думушку единую, А едину думушку крепкую; Выбирали болшева атамана Молоды Касьяна сына Михаилыча.

Отрицательные герои русских былин

В эпических песнях и сказаниях многих народов воспевается борьба героев-богатырей с мифологическими существами, которые представляют враждебный людям мир: это змеи, драконы, чудовища, наделенные одновременно человеческими и звериными свойствами, фантастические птицы и т. д. В былинах на эти существа переносятся черты исторических, этнических врагов Руси, иноземных захватчиков и насильников. У них нет конкретных прототипов, но в их образах и в их действиях отложились народные впечатления от внешних врагов, совершавших нашествия и набеги на Русь.

В русских былинах и сказках это образ злого, вредоносного существа змеиной природы. Это персонаж древнего змееборческого мифа, родственный Змею Горынычу, Огненному Змею и т.п. В Киевской Руси в эпоху борьбы с кочевниками стал символом дикой степи, исходящей от нее опасности, язычества. Само имя Тугарин соотносится с упоминаемым в летописи половецким ханом Тугорканом (XI век). «...Стал там станом злой враг Тугарин, Змея сын. Вышиной он как высокий дуб, меж плечами косая сажень, между глаз можно стрелу положить. У него крылатый конь как лютый зверь: из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит».

Русский былинный персонаж, выступающий как противник богатырей, обладающий загадочной и чудовищной силой - особым посвистом. В образе Соловья - Разбойника соединены черты и признаки сверхъестественного персонажа. С одной стороны, он выступает как богатырь, равный по силе Илье Муромцу. С другой стороны, в былинах Соловей изображен как чудовище, родственное Змею.Илье Муромцу СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК

Соловей сидит в своем гнезде, расположенном на двенадцати дубах и поджидает прохожих, преграждая прямую дорогу в Киев. От его свиста трясется земля, осыпается листва с деревьев. Свист Соловья, "Одихмантьева сына", разными исследователями трактуется по-разному. Одни видят в нем олицетворение губительного ветра, другие - посвист представителя разбойной силы, вероятнее всего - татарской, на что указывает отчество Соловья (Будимирович). Сила свиста такова, что: "Темны лесушки к земле приклонилися, Что есть людишек, мертвы лежат"... СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК

Горный демон, представитель туч, издревле уподоблявшихся горам и скалам. Харкая и выплевывая, он творит облачные горы и дождевые хляби, в которых позднее епризнали обыкновенные земные возвышенности и болота. Мифический змей в народных сказаниях смешивается с сатаною. Подобно богу- громовнику, он создает себе сподвижников, высекая убийственные молнии из камня-тучи. Низвергнутые божественною силою, эти грозовые бесы упадают с неба светлыми огоньками вместе с проливным дождем. Змей Огненный

В сказках он изображается драконом о трех, шести, девяти или двенадцати головах. Связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны сокровища, похищенная царевна, «русские полоны». Появляется он в сопровождении грозного шума: «дождь дождит», «гром гремит». Основное оружие Змея огонь. «Поднял голову Добрыня и видит, что летит к нему Змей Горыныч, страшный змей о трех головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят».. Змей Огненный

Дорогие ребята! А теперь ответьте на вопросы викторины.

Владимир Красно Солнышко Назовите имя князя, правившего в былинное время, в славный град которого часто созывались богатыри на честные пиры-забавы

Как назывался город, где правил князь Владимир? Стольный Киев-град

Калики перехожие На Руси было множество странствующих людей. Как их называли?

Он являлся сыном попа Левонтия Почему Алешу назвали Поповичем?

Кто не имел золотой казны, а имел лишь гусельки яровчатые? Садко

Змей Огненный, Тугарин Змеевич, Соловей Разбойник Назовите отрицательных персонажей былин

Илья Муромец Кто из богатырей не мог ходить до 30 лет?

Родом он из города Мурома Почему Илью прозвали Муромцем?

Садко Назовите самого известного и музыкально одаренного героя новгородских былин

С Тугариным Змеевичем С кем дрался Алеша Попович?

Змея Огненного Кого победил Добрыня Никитич?

конец Автор - НОВОЖИЛОВА Наталья Леонидовна Редакция – Виктория Кузнецова Вы скачали эту презентацию на сайте - viki.rdf.ru Использованы материалы сайта by. ru/