Учебные достижения школьников как предмет мониторинга Солянкина Наталья Леонидовна, к. пед.н., ст. н. с. Центра мониторинга качества образования КК ИПКиПП.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Advertisements

УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Стандарты второго поколения Объединение трех систем требований: к структуре к структуре к условиям реализации к условиям реализации к результатам освоения.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Метапредметные результаты обучения русскому языку на современном этапе (по ФГОС ООО)
Артеменко Анна Рейновна Учитель математики «Лицей 2» г. Камень-на-оби.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Целеполагание один из этапов урока. Цели школьной географии Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета.
Школьный старт педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Транксрипт:

Учебные достижения школьников как предмет мониторинга Солянкина Наталья Леонидовна, к. пед.н., ст. н. с. Центра мониторинга качества образования КК ИПКиПП РО

Планируемые результаты обучения 1. Воспроизводить смысл понятия «учебные достижения»? 2. Соотносить между собой понятия «личностные достижения», «учебные достижения», «общие учебные умения» и «предметные умения» учащихся? 3. Различать общие учебные умения и предметные умения 4. Соотносить общие учебные и предметные умения

Подходы к рассмотрению достижений учащихся Достижения учащихся Возрастание объема ЗУН учащихся Личностные приобретения детей, их индивидуальное продвижение в образовательном процессе, развитие личностных образований достижения в учебной деятельности достижения в неучебной деятельности

Личностные достижения - степень прогресса личности по отношению к ее предшествующим проявлениям в образовательной деятельности (Л.С. Илюшин); - личное продвижение обучаемого по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качества (А.Н. Майоров)

Личностные достижения обучающихся (О.Е. Лебедев) СКЛАДЫВАЮТСЯ ИЗ КОМПОНЕНТОВ: уровня знаний и умений в познавательной деятельности с учетом государственного стандарта образования и профиля или специализации конкретного образовательного учреждения; фонда коммуникативных умений; творческой познавательной активности на протяжении всего курса обучения; личных социальных достижений внутри образовательного учреждения и вне ее.

Достижения в области психического развития (Л.С. Выготский) Области, где имеет место психическое развитие ребенка: - познавательная сфера (восприятие, память, воображение, мышление); - сфера личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, ценностные ориентации и т.д.); - система практических и умственных действий, обеспечивающих возможность практической и умственной деятельности.

Достижения в неучебной деятельности спортивные достижения; достижения в художественно-эстетической области (музыке, живописи и др.); достижения в области техники и т.д.

Достижения в учебной деятельности Учебные достижения - результат обучения: знания, умения и навыки, полученные учащимися в процессе систематического обучения по утвержденной программе (в узком смысле) - уровень развития учащихся, достигнутый в результате обучения в одном из образовательных учреждений или самостоятельно (в широком смысле) - это степень овладения обучающимися конкретными знаниями, умениями, навыками, видами деятельности, измерение которых может осуществляться на разных этапах развития.

Учебные достижения: комплекс знаний, умений и навыков (ЗУН; предметные умения); совокупность логических, коммуникативных, организационных умений (универсальные умения); практический опыт личности.

Знание. Умение. Навык Знание - это результат познания действительности, совокупность сведений из какой-либо области (знать – иметь представление о чем-либо). Знания являются основой умений. Умение – это действие в специфической ситуации, проявление усвоенных знаний на практике. Умения включают в себя знания плюс определенную степень тренированности в оперировании знаний. Навык – это способность выполнять какие-либо действия автоматически.

Предметные умения - совокупность специальных умений по различным учебным дисциплинам. Предметное умение является специфическим для той или иной учебной дисциплины.

Предметные умения по русскому языку правильно писать изученные слова с непроверяемыми орфограммами; производить звуковой анализ слов; производить разбор слова по составу; производить разбор слова как части речи; производить элементарный синтаксический разбор предложений, определять их вид, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними с помощью вопросов; соблюдать правила речевой этики, выражать просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Предметные умения по математике читать, записывать цифрами многозначные числа; выполнять сложение, вычитание, деление и умножение многозначных чисел; вычислять значение числового выражения, используя правила порядка выполнения арифметических действий; вычислять значения буквенных выражений при заданных значениях букв; выполнять все действия с именованными числами.

Общие учебные умения Специальные умения Надпредметные умения Универсальные способы получения и применения знаний Базовые умения учебной деятельности Академические умения Способы учения Обобщённые умения Первичные умения

Общие учебные умения Общие учебные умения – это инструмент, содействующий усвоению других объектов, но в самих актах усвоения не участвующий (А.П. Федосеева). Общие учебные умения исполняют роль механизмов, опосредующих реализацию познавательных способностей школьника в успешном освоении учебной деятельности и являющихся основой становления личности ученика как субъекта самообразования (Г.Б.Черешнева).

Взаимосвязь предметных и общих учебных умений Предметные умения Общие учебные умения

Классификация общих учебных умений (г.Челябинск) Учебно-управленческие умения (общеучебные умения учащихся, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности) Учебно-логические умения (общеучебные умения, позволяющие структурировать процесс постановки и решения учебных задач). Учебно-информационные умения (общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач).

Учебно-управленческие умения понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности; понимать последовательность действий для решения учебной задачи; выполнять советы учителя; пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами; соблюдать правильную осанку за рабочим местом; выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены учебного труда; сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации; владеть основными средствами различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль); оценивать свою учебную деятельность и деятельность своих одноклассников по заданному алгоритму; вносить необходимые изменения в последовательность и время выполнения учебной задачи.

Учебно- логические умения Анализ и синтез: определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов; определять компоненты объекта (т. е. составляющие части), качественно и количественно описывать их, определять причинно- следственные отношения компонентов объекта, определять отношения объекта с другими объектами. Сравнение: определять объекты сравнения, аспекты объекта сравнения; устанавливать либо сходство, либо различие по одному аспекту или нескольким; одновременно устанавливать сходство и различие по одному аспекту или нескольким; выполнять сравнение по аналогии. Определение и решение проблем: определять проблемы, т. е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным; переносить знания, умения в новую ситуацию с целью решения проблемы; комбинировать известные средства для решения проблем

Учебно-информационные умения Умения работать с письменными и устными текстами: бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением основных норм литературного произношения; пользоваться различными видами чтения (сплошным, выборочным,, по ролям, про себя, вслух); работать с основными компонентами текста учебника: оглавлением, учебным текстом, вопросами и заданиями, словарем, приложениями и образцами, иллюстрациями, схемами, таблицами и сносками; находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку; составлять простой план письменного и устного текста; грамотно списывать и писать под диктовку тексты; создавать письменные и устные тексты различных типов. задавать вопросы в случае непонимания устного текста; владеть различными видами пересказа текста и т.д. Умения работать с реальными объектами как с источниками информации: наблюдать объект в соответствии с целями и способами, предложенными учителем; использовать по рекомендации учителя различные виды наблюдения; качественно и количественно описывать наблюдаемый объект; формировать под руководством учителя простейшие модели и т.д.

Классификация общих учебных умений (М.М.Поташник) учебно-организационные умения учебно-интеллектуальные умения поисково-информационные умения учебно-познавательные умения

Классификация общих учебных умений (Государственный стандарт основного общего образования; 2004 г. ) Умения, связанные с познавательной деятельностью; Умения, связанные с информационно- коммуникативной деятельностью; Умения, связанные с рефлексивной деятельностью

Общие учебные умения учащегося основной школы Познавательная деятельность – включает элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами (методы познания). Например: - определять структуру объекта познания; - осуществлять поиск и выделение функциональных связей и отношений между частями целого; - использовать различные методы (наблюдение, моделирование, эксперимент и др. ) для познания окружающего мира; - и т.д.

Общие учебные умения учащегося основной школы Например: -осознанно бегло читать тексты различных стилей и жанров; - создавать письменное высказывания; - составлять план, тезисы, конспект; - приводить примеры, подбирать аргументы, делать выводы; - использовать различные источники информации (энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др.); - и т.д. Информационно-коммуникативная – включает способы деятельности ученика с информацией, содержащихся в различных источниках (в том числе в реальных объектах) и способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями

Общие учебные умения учащегося основной школы Например: - самостоятельно организовывать учебную деятельность; -соблюдать нормы поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни; - оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности, своего физического и психического состояния; - организовывать совместную деятельность; - и т.д. Рефлексивная – включает способы деятельности личностного самосовершенствования ученика, что выражается в формировании внутренней экологической культуры и поведения.

Классификация общих учебных умений (Проект государственного стандарта общего образования; 2007 г.) Личностное развитие развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств. Социальное развитие воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик. Общекультурное развитие освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры. Интеллектуальное развитие развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования. Коммуникативное развитие формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Примеры заданий на взаимосвязь предметных и общих учебных умений 1. Составьте электронную конфигурацию атома хлора. 2. Выпишите из текста существительное в форме Р.п., ед.ч. Разберите выписанное слово по составу. 3. Решить: : (2 * 3 - 5)

Планируемые результаты обучения 1. Воспроизводить смысл понятия «учебные достижения»?Воспроизводить смысл понятия «учебные достижения»? 2. Соотносить между собой понятия «личностные достижения», «учебные достижения», «общие учебные умения» и «предметные умения» учащихся?Соотносить между собой понятия «личностные достижения», «учебные достижения», «общие учебные умения» и «предметные умения» учащихся? 3. Различать общие учебные умения и предметные умения.Различать общие учебные умения и предметные умения. 4. Соотносить общие учебные умения и предметные умения.Соотносить общие учебные умения и предметные умения.

Задания для контроля 2. УСТАНОВИТЬ СВЯЗИ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ «УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», «УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ», «ПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ», «ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ». ЗАПОЛНИТЬ ПУСТЫЕ КВАДРАТЫ В СХЕМЕ. 1. ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД «УЧЕБНЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ»?

Задания для контроля Обвести кружном номера всех правильных ответов 3. ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ 1)ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям; 2)объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента; 3)согласовывать свою деятельность в группе с деятельностью других участников; 4)оценивать свое поведение и действия других людей в особо охраняемых территориях Красноярского края; 5)выдвигать предположения и провеять их на практике; 6)высказывать суждение о произведениях Л.Н. Толстого

Задания для контроля Установить соответствие 4. ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ 1)Моделировать объекты, явления, процессы 2) Создавать письменное высказывание ПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ А) Кратко излагать ответ на поставленный вопрос в письменном виде Б) Составлять электронную конфигурацию атомов химических элементов В) Высказывать устно суждение о произведениях В.П. Астафьева

Спасибо за внимание!

Учебные достижения Обученность (как достигнутый на момент диагностики уровень сформированности намеченного продукта) Обучаемость (как способность ребенка овладевать содержанием обучения)

Достижения в учебной деятельности (программа Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) Проявление учебно-познавательного интереса Знания об окружающей действительности Владение известными способами интеллектуальной и практической деятельности Владение способами творческой, поисковой деятельности Проявление эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу Проявление эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу

Проявление учебно-познавательного интереса интерес, связанный с содержанием учебных предметов; интерес, связанный с процессом познания (со способами добывания знаний); интерес, связанный с самообразованием; интерес, связанный с ориентацией на разные способы взаимодействия с другим человеком; и т.д.

Проявление эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу готовность к элементарному самообслуживанию в быту; готовность оказать помощь окружающим; готовность соблюдать правила поведения в общественных местах; привычка завершать начатое дело; инициативность и творчество в выполнении общественных обязанностей; и т.д.

Характеристики владения известными способами деятельности в области интеллектуальной и практической деятельности умения, связанные с познавательной деятельностью; умения, связанные с коммуникативной деятельностью; умения, связанные с организационной деятельностью Общие учебные умения

Характеристики владения способами осуществления творческой, поисковой деятельностью умения, связанные с творческой и поисковой деятельностью; умения, связанные с рефлексивной деятельностью назад Общие учебные умения