Курсы повышения квалификации учителей истории и обществоведения Преподавание истории и обществознания в школе в условиях введения ФГОС ООО «Преподавание.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом ШМО учителей русского языка и литературы.
Advertisements

Леонова Е.А., учитель обществоведческих дисциплин МОУ «Краснояружская СОШ 1»
Смысловое чтение. Уровни понимания текста Школа педагогического мастерства.
Документально-методические комплексы (ДМК) по истории: принципы разработки, использования на примере вводной темы.
Работа с историческими источниками Историк никогда не исчерпает документ до конца, он всегда может обратиться к ним с новыми вопросами или заставить их.
ГИА по истории 2013 г. Подготовка выпускников 9 классов к ГИА.
«Конечно, обдумывай "что", но еще больше обдумывай "как"! И.В.Гете «…Метод искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовать работу.
Выпускник начальной школы класс класс 9 класс класс 1. Умение выполнять Расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек.
Требования к уровню чтения в основной школе. Навык чтения считается фундаментом всего последующего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный.
Особенности дифференциации при подготовке старшеклассников к ЕГЭ по истории России Учитель истории Хайруллина А.Р. Кайбицкий район Кайбицкий район Республики.
Анализ метапредметных и предметных результатов по обучению чтению научно- популярных текстов Секция 2 Бондаренко Т.М., учитель начальных классов IКК, Солдаткина.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения- рассуждения ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 5 Г. ТОМСКА ПРОЕКТ «Формирование информационной компетентности.
Ищенко А.М., учитель нем.яз., МОБУ СОШ 6. ФОРМИРОВАТЬ КУЛЬТУРУ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ ФОМРИРОВАТЬ КУЛЬТУРУ ЧТЕНИЯ ЧТЕНИЕ, ОСМЫСЛЕНИЕ И АНАЛИЗ СПЛОШНОГО.
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
Транксрипт:

Курсы повышения квалификации учителей истории и обществоведения Преподавание истории и обществознания в школе в условиях введения ФГОС ООО «Преподавание истории и обществознания в школе в условиях введения ФГОС ООО» 78 часов КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН Модуль 2: Предметно-методическая деятельность Работа с историческими источниками как одна из форм подготовки учащихся к ГИА. Традиционные и инновационные приемы работы с текстом Тема 2.13:

. Работа с историческими источниками как одна из форм подготовки учащихся к ГИА. Традиционные и инновационные приемы работы с текстом. МАМАСЬЯН Сергей Андроникович

1. Значение текстов в школьном историческом образовании. Традиционные и инновационные приёмы работы с основным текстом учебника истории. 2. Многоуровневый анализ исторических документов. Приёмы работы с иллюстрациями как историческими источниками.

Закон РФ « Об образовании в РФ » от 29 декабря 2012 г. N Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N / / Артасов И. А. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания истории ( на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ ). М.: ФИПИ, Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как преподавать историю в современной школе : теория и методика. Курс лекций для дистанционного обучения. htm htm Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории : Основы профессионального мастерства. Практическое пособие. - М., Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

Среди исторических источников значительное, а в ряде случаев, определяющее место обоснованно занимают текстовые документы (или – письменные источники), относимые в исторической науке к категории самых ценных (См., на прим., История России: уч.пособ. для вузов. В 2 т. Т.1 / М.М. Горинов, А.А. Горский, А.А. Данилов и др. – М.: ВЛАДОС, – С. 8). Для системы исторического и обществоведческого образования в средней школе работа с текстовыми документами, в т.ч. – с учебниками, обретает доминирующее значение в процессе обретения учащимися ключевыми компетентностями и, в первую очередь, ценностно- смысловыми, учебно-познавательными, общекультурными, коммуникативными. Формирование указанных компетентностей возложено как на всю совокупность базовых дисциплин в целом, так и на такие предметы, как русский язык и литература, история и обществознание, для которых системная, целенаправленная и осознанная работа с текстом на каждом уроке в основной и старшей школе - непреложное условие успешности образовательного процесса.

ЗНАЧЕНИЕ ТЕКСТОВ В ШКОЛЬНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ОСНОВНЫМ ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА ИСТОРИИ.

работа с историческими источниками: работа с историческими источниками: характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника; извлечение информации для ответа на поставленный вопрос, контекстный анализ источника (раскрытие сущности описываемых событий, явлений с привлечением знаний из курса истории). Данное обстоятельство ясно указывает на необходимость владения школьниками приемами и способами анализа текстов.

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа (6 заданий из 40); осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности) 1 задание; анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) 7 заданий; различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения.

анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).. Отсюда также следует необходимость владения школьниками приемами и способами анализа текстов.

извлекать извлекать явные и «скрытые» (неочевидные) факты о прошлом или о восприятии этого прошлого автором текста; оценивать оценивать степень достоверности исторической информации, содержащейся в источнике; вписывать исторические факты из источника в событийный и мировоззренческий контекст эпохи; интерпретировать исторические факты с опорой на источник. Таким образом, имеется ввиду возможность проверить понимание выпускниками информации, данной в источнике.

1) поиск информации и понимание прочитанного, 2) преобразование и интерпретация информации, 3) оценка информации.

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;

находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Кроме этого Кроме этого программой предусматривается предоставление учащимся возможности научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

На уровне возможности предполагается формирование умений выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения; откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом мастерство его исполнения; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). На уровне возможности научиться предполагается формирование умений : критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

авторское сочинение или документ, воспроизведённые на письме или в печати; в семиотике и лингвистике последовательность знаков (языка или другой системы знаков), образующая единое целое и составляющая предмет исследования особой науки лингвистики текста.

лингвистический и семиотический подход, а также исследование его содержания с позиций герменевтики, где понимание означает в первую очередь «не идентификацию, а способность поставить себя на место Другого и рассмотреть оттуда себя самого» (См.: Gadamer H.-G. Gesämmelte Werke. Bd. 1, 2. Tubingen, Bd. 1. S

он интересен мыслящей личности, человеку общественному и вместе с тем открывающему себе и другим своё индивидуальное и неповторимое «эго». рассуждение Принято различать повествовательный, описательный тексты и рассуждение

фаза логического анализа, интуитивного решения, вербализации интуитивного решения и формализации вербального решения.

выявление предварительного впечатления от прочитанного и выдвижения версий 1

поиск ответа на поставленные вопросы и уточнение выдвинутых гипотез. 2

происходит осознание способа достижения цели, то есть процессуальной стороны действия. происходит осознание способа достижения цели, то есть процессуальной стороны действия. 3

овладение способом действия, использование знакомых приемов анализа при чтении другого текста и результатов анализа при создании собственного высказывания 4

составление плана; построение таблицы на основе текста; создание схемы текста; передача содержания текста в форме опорного конспекта; Составление кластеров, денотатных графов, фишбоунов; подробный пересказ текста; компрессия текста и др..

Простой план Развернутый план Картинный план Смысловой план Стереотипный план Тезисный план

составляется на основе всех типов основного текста (описательном, повествовательном, объяснительном), в том числе и конспективном, т.е. передающем информацию кратким, лишённым образности и эмоциональности способом. Его задача помочь ученикам выделить в тексте главное, существенное, осознать исторический факт логически целостно, соблюдая внутренние связи и отношения между его компонентами, воспроизвести информацию максимально близко к оригиналу

отличается более сложной структурой и несёт дополнительную функцию научить школьников не только выделять и кратко формулировать основные идеи источника, но и находить в нём положения, раскрывающие, конкретизирующие, подтверждающие главные мысли. Работа над развёрнутым планом тоже начинается с чтения (прослушивания) и осмысления текста целиком, расчленения его на законченные по смыслу части и их оглавления. При повторном чтении школьники анализируют содержание каждой части, выделяют и в виде подпунктов выписывают необходимые сведения

воспроизведение внешних деталей/эпизодов/ главного исторического факта в кратких, но образных формулировках с целью сохранения его уникального эмоционально окрашенного образа. По форме картинный план может быть простым или развёрнутым, но работа над ним возможна по яркому, красочному, с обилием художественных деталей и литературных приёмов описательному или повествовательному тексту учебника. Безусловным достоинством приёма составления картинных планов является развитие образных способностей учащихся, умения ярко и красочно описывать исторические факты, обращать внимание на интонации и литературные приёмы рассказчиков, использовать их в передаче своего отношения к былому

перечисление существенных признаков, положений и т.п., характеризующих главные исторические факты, которые могут быть выявлены при анализе соответствующего текста под определённым углом зрения (причины, последствия, историческое значение и т.п.). По форме этот план бывает простым и развёрнутым, составляется на основе объяснительного текста или повествовательно-описательного, в котором присутствует теория, «скрытая в фактах». Составление смыслового плана не встречает трудностей, если содержание текста и его логика идентичны названию плана.

рассмотрение однородных исторических фактов с целью выявления их единичных, особенных и общих признаков. Этот приём вводится в средних классах, когда у школьников накапливается достаточный для обобщения запас фактографических знаний об аналогичных исторических событиях, явлениях и процессах (народных восстаниях, завоевательных и освободительных войнах, образовании государств, развитии ремесла и культуры и т.п.) и практический опыт составления простых и развёрнутых планов. Используя стереотипный план, школьники получают возможность актуализировать, систематизировать и обобщать ранее полученные знания и интегрировать с ними новые, формируя целостные представления о прошлом, давая возможность осознать закономерности исторического развития общества и оценивая уникальность и своеобразие каждого отдельного факта истории.

1. «Адам» рода человеческого жил примерно 2,51,5 млн лет назад. 2. По археологической периодизации время его обитания верхний палеолит. 3. Внешний вид и образ жизни человека умелого (Homo habilis): а) это были люди маленького роста (примерно 125 см) с очень прямой фигурой; б) предполагаемый вес «первочеловеков» около 30 кг; в) объём мозга достигал см 3 ; г) Homo habilis жил семейными кланами, строил простейшие жилища из веток и листвы деревьев.

перечисление существенных сторон, признаков, причин, следствий единичных фактов, не имеющих в истории аналогов. Цель составления тезисных планов актуализация уникальности, неповторимости событий и явлений, а также источников, содержащих информацию о них. Они могут быть простыми и развёрнутыми, переходя в форму тезисных записей, сохраняющих стиль первоисточников.

1. С лёгкой руки князя Андрея Курбского новое правительство, состоявшее из узкого круга вельмож, получило название Избранной рады. 2. В 1549 г. в Москве впервые был созван Земский собор совещательный орган при царе, представлявший высшее духовенство, бояр и служилых людей. 3. На следующий год «уложили» новый Судебник, большая часть статей которого посвящалась вопросам управления и суда. 4. Церковные соборы 1549 и 1551 гг. утвердили единый пантеон православных святых, унифицировали обряды, осудили произвол монастырских игуменов и падение морали среди духовенства. 5. Впервые в Русском государстве создавались специализированные по отраслям органы центрального управления приказы.

Таблицы рекомендуется вводить в учебный процесс после того, как школьники овладеют умениями составлять различные планы и сравнительно-обобщающие характеристики.

Сравнительно-обобщающая таблица является материализованным итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения результатов этой работы в следующей форме: Объекты сравнения\ линии (вопросы для сравнения) 1-й 2-й 3-й Результаты сравнения по каждой линии (частные выводы) Обобщение результатов сравнения (обобщающий вывод):...

Конкретизирующие таблицы способствуют лучшему усвоению понятий, учат доказательству, всестороннему анализу фактов и также опираются на умения учащихся составлять смысловые и тезисные планы, делать разнообразные обобщающие выводы. Содержание и количество граф зависит от темы и проблематики таблицы. Например: Названия повинностей Содержание повинностей... Повинности зависимых крестьян

МНОГОУРОВНЕВЫЙ АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ. ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ КАК ИСТОРИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ

1) прояснение авторской позиции 2) критическое восприятие источника, 3) выделение ценностных аспектов изучаемой проблемы.

«Без вопроса нет документа», заявляют историки. «Именно вопрос, который задаёт историк, позволяет возвести в ранг источников и документов те или иные следы, оставленные прошлым. До того, как в отношении них ставится вопрос, следы прошлого даже не воспринимаются как возможные следы чего бы то ни было» (Про А. Двенадцать уроков по истории. М., С. 83).

к вопросам первого уровня относятся вопросы, которые помогают установить личность автора документа, время, место и обстоятельства его создания, а также определить вид данного источника. Этот уровень условно называют«паспортизацией» (или атрибуцией) документа (эта часть работы с документом представлена в экзаменационных заданиях по истории в части В и С); вопросы второго уровня направлены на «выборочное чтение» источника и «работают» с информацией, «лежащей на поверхности текста». Условно называемые историко- логическими, эти вопросы задают исследователю определённый угол зрения для выделения главного, существенного в изучаемом источнике, т.е. фактов, о которых рассказывает автор документа, причин и следствий, связываемых с этими фактами, авторских оценочных суждений по поводу этих фактов и иных интерпретаций исторического прошлого;

вопросы третьего уровня относятся к сфере аксиологического анализа документа. В отличие от вопросов двух предыдущих уровней они связаны с реконструкцией и анализом ценностных установок, норм и традиций народов, относящихся к разным культурам, исторических деятелей или социально-политических организаций, которые представлены в документе, а также с изучением ценностных установок самого автора документа; вопросы четвёртого уровня представляют собой критику источника. На этом этапе работы с документом школьники подвергают сомнению его достоверность, пытаются объяснить мотивы и причины сознательной или подсознательной манипуляции автора документа с историческими фактами и использованными источниками;

вопросы пятого уровня завершают системный анализ исторического текста и проясняют его ценность в изучении конкретной темы или в исследовании учебной проблемы. Это праксеологический подход, определяющий смыслы использования конкретных источников в познавательной деятельности школьников и в преподавательской работе учителя.

Таким образом, результативность учебной работы с историческими текстами в системе школьного образования во многом определяется правильностью выбора и комплексностью применяемых приемов его анализа, к важнейшим из которых относят различные виды планов, составление графических схем (кластеров, денотатных графов, фишбоунов и др.). Активное обращение авторов учебников и педагогов, а вследствие этого и учеников, к разнообразным историческим документам в процессе обновления общего исторического образования актуализирует идею многоуровневнего анализа исторических документов, совершенствования приёмов работы с иллюстрациями и дополнительными текстами (фрагменты межгосударственных соглашений и правительственных указов, исторических сочинений и литературных произведений) как историческими источниками..