Из опыта работы учителя математики Филиала МБОУ Избердеевской СОШ имени Героя Советского Союза В. В. Кораблина в с. Дубовое Дубониной Галины Истахоровны
Актуальность Падение престижа образования отражается и на образовательном процессе школы. В последнее время наблюдается падение уровня качества знаний по предметам и математике в частности. Одна из основных причин этого – слабый интерес обучающихся к этому предмету.
Требования современности обусловили необходимость повышения уровня образования в молодежной среде. Инновационные технологии требуют особой подготовки обучающихся в сфере математики, информатики, физики и т. д. Таким образом возникают противоречия между бурно развивающимся научно- техническим прогрессом и падением интереса к образованию в целом и математике в частности.
Из вышесказанного вытекает одна из основных проблем образования: Как привить интерес обучающимся к предмету математики? Как мотивировать развитие математических способностей и познавательной деятельности через внеклассную работу?
Развить любознательность и глубокий познавательный интерес к математике через внеклассную работу
Сформировать и развивать устойчивый интерес обучающихся к математике Активизировать деятельность обучающихся Поддержать и развить творческие способности обучающихся Расширить и углубить знания обучающихся по математике Воспитать у обучающихся чувство коллективизма и умение сочетать индивидуальную работу с коллективной
Из анализа ситуации вытекает идея проекта на методическую тему: «Внеклассная работа по математике как основная форма работы по привитию интереса к предмету»
Основы методики внеклассной работы по математике были заложены ещё в 30-х годах XX в. (П.С. Александров, П.Ю. Германович, Б.Н. Делоне, А.Н. Колмогоров, Л.А. Люстерник и др.) Разработкой содержания внеклассных занятий для учащихся занимался ряд учёных: М.Б. Балк, В.Г. Болтянский, Н.Я. Виленкин, П.Ю. Германович, Б.В. Гнеденко, В.А. Гусев, Н.П. Жукова, И. Кадыров, А.А. Колосов, А.Н. Колмогоров, Ю.М. Колягин, Б.А. Кордемский, И.В. Кузнецова, Г.И. Линьков, Т.Г. Макаровская, А.И. Маркушевич, В.М. Монахов, Я.И. Перельман, которые закрепили в методике преподавания математики чёткую направленность в данной работе. Внимательное отношение к этой проблеме ученых позволило повысить уровень подготовки учителя математики к внеклассной работе в школе в условиях дифференциации обучения.
Проект осуществлялся в учебном году І этап – подготовительный (аналитический) август – сентябрь 2010 г ІІ этап – основной октябрь 2010 г – апрель 2011 г ІІІ этап – заключительный (подведение итогов) май - июнь 2011 г
1. Изучение теоретического материала, повышение своего методического уровня путем самообразования 2. Анализ состояния преподавания предмета в школе 3.Психолого-педагогическая диагностика a)Уровень заинтересованности в предмете математики b)степень участия обучающихся во внеклассной работе по предмету 4. Анализ ГИА и ЕГЭ по математике
балл уч. год Средний балл по Тамбовской обл. Средний балл в МОУ Дубовской СОШ Отклонение среднего балла МОУ Дубовской СОШ по Тамбовской обл. Единый Государственный Экзамен ,626,5-15, ,845,5-2, ,743,70-4,97 Государственная (Итоговая) Аттестация выпускников 9 классов ,045,5-0, , ,345,7-3,8
Промежуточным результатом явились следующие выводы: 1. Участие обучающихся во внеклассной работе по математике отсутствует 2. Уровень знаний по предмету средний 3. Уровень выполнения домашних заданий: 62% 4. Результаты ГИА и ЕГЭ ниже средне областных
1.Психолого-педагогическая работа 2. Воспитательная работа (индивидуальная и групповая работа с родителями) 3. Внеклассная работа по предмету
Работа с мотивированными детьми Работа с мотивированными детьми Работа с отстающими детьми Работа с отстающими детьми Работа с обучающимися по развитию интереса в изучении математики Работа с обучающимися по развитию интереса в изучении математики
математические КРУЖКИ ПРОЕКТНАЯ работа ПРОЕКТНАЯ работа интеллектуальный МАРАФОН математические РЕФЕРАТЫ и СОЧИНЕНИЯ математические ОЛИМПИАДЫ
Использую следующие педагогические технологии: Здоровьесберегающие Проблемного обучения Дифференцированного обучения Проектного обучения Игровые Личностно - ориентированные Информационные
Работа с небольшими группами отстающих (3-4 человека) Дифференцируемый подход к обучающимся Частота проведения занятий не более 1-2 раз в неделю Обязательный контроль освоения знаний как в традиционной так и в игровой форме Анализ причин отставания, разбор типичных ошибок при изучении определенной темы урока.
Использую следующие педагогические технологии: Здоровьесберегающие Дифференцированного обучения Игровые Личностно - ориентированные Информационные
математические ЭКСКУРСИИ
Использую следующие педагогические технологии: Здоровьесберегающие Дифференцированного обучения Коллективного обучения Игровые Личностно - ориентированные Информационные Сотрудничества
Повысилась мотивация в изучении предмета Повысилось качество знаний по итогам контрольных работ за третью и четвертую четверти Выполняемость домашнего задания по пред- мету выросла Психологический настрой на сдачу итоговой аттестации положительный
Анализ проведенной проектной деятельности показал следующее: 1. Выросла степень участия обучающихся во внеклассной работе по математике. 2. Повысился интерес обучающихся к предмету математики через внеклассную работу. 3. Повысилось качество знаний по итогам года. 4. Повысился уровень выполнения домашних заданий до 96%. 5. Повысились результаты ГИА и ЕГЭ по математике.
Заключительный этап проекта дал начало последующей методической работе с целью дальнейшего развития творческих способностей обучающихся. Особое внимание было уделено подготовке мотивированных обучающихся к творческим конкурсам и олимпиадам.
Название олимпиады Форма проведения Кол-во участников Класс Тип диплома Всероссийская олимпиада школьников (районный этап) очная 29 призер Всероссийская олимпиада школьников (региональный этап) очная (г.Тамбов) 19- Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «Пифагор» II Тур дистанционная призер победитель Интеллектуальный марафон заочная победитель призер Открытая интернет-олимпиада школьников по математике (отборочный тур) дистанционная призер Открытая интернет-олимпиада школьников по математике (финал) очная (г. Москва) 47, Межрегиональная естественнонаучная школьная олимпиада в МИЧГАУ очная (г.Мичуринск) Олимпус олимпиада заочная обработка BEGIN.олимпиада очная (г. Москва) Открытая российская математическая интернет- олимпиада «Осень » (Мета Школа) дистанционная 37 призер Межрегиональная олимпиада школьников «Будущее инновационной России» (отбор. тур) очная (г. Тамбов) Открытая интернет-олимпиада школьников по математике (финал) очная (г. Москва) 47,
Внеклассная работа по математике дает мощный толчок для изучения предмета в большей мере, нежели школьная программа. Проектная работа в школе – одна из самых эффективных технологий по привитию интереса к предмету. Творческая работа воспитывает в обучающихся желание изучать, анализировать, созидать. Эффективность данных методов работы дает учителю новые стремления в освоении методики внеклассной работы и преподавания предмета в целом.
html Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов/ Колягин Ю. М., Луканкин Г. Л., Мокрушин Е. Л. и др. М., «Просвещение», 1977, 480 с. Внеклассная работа по математике в 68 классах: Книга для учителя/В. А. Гусев, А. И. Орлов, А. Л. Розенталь, 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, с, ил.
Методические рекомендации по изучению курса методики преподавания математики /Сост. Петрова Е. С., Саратов, Изд-во "Полиграфист", 1983 Преподавание математики в сельской школе/Петров В.А., М.: Просвещение, с. Педагогическая проза: Из опыта работы школ г. Донецка.-/ Шаталов В. Ф.- М.:Педагогика, с. Внеклассная работа по математике классы /В.А.Фарков.- 2-е изд.-М.:Айрис-пресс, с. Журнал «Математика в школе»., г. Учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября»: Математика., г. Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. -М., 1972