Семинар Неуспевающие учащиеся. Как им помочь.. Цель: Выявить причины неуспеваемости учащихся, определить программу помощи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Родительское собрание "Как помочь своему ребенку учиться"
Advertisements

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. «Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание» Лесгафт.
Неуспевающие учащиеся. Как им помочь.. Цель: Выявить причины неуспеваемости учащихся, определить программу помощи.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. Легко ли детям быть учениками и нужна ли им Ваша помощь?
Неуспеваемость школьников Для методического семинара «Причины неуспеваемости школьников» Учитель физики Петунина А.Б. Высшая категория.
Методы и приемы работы со слабоуспевающими учащимися Методическое совещание.
МОУ "Любимовская СОШ" Работа с неуспевающими Материалы по предупреждению неуспеваемости учащихся.
Взаимодействие классного руководителя с учителями – предметниками по работе с неуспевающими учениками, с одаренными детьми для улучшения учебно-воспитательного.
Что мешает ребёнку в успешной учёбе? Нежелание учиться Слабый контроль со стороны родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. «Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание» Лесгафт.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Провела Щавелёва Ольга Александровна, учитель начальных классов комсомольского района Ивановской области.
L/O/G/O 3 В класс уч.год МБОУ СОШ 31.
ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям» Психотерапия неуспеваемости Правило первое: не бей лежачего. «Двойка» -
МБОУ «Общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. «Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание» Лесгафт.
Профилактика и преодоление неуспеваемости обучающихся.
Работа со слабоуспевающими учащимися (методические рекомендации) Учитель русского языка и литературы Решетникова Галина Николаевна МОУ: Побединская средняя.
Родительское собрание КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ХОРОШО УЧИТЬСЯ.
Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема. Формы и методы работы с неуспевающими. Понятие школьной неуспеваемости. Понятие школьной.
Наши дети это наша старость. Правильное воспитание это наша счастливая старость, плохое воспитание это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина.
Транксрипт:

Семинар Неуспевающие учащиеся. Как им помочь.

Цель: Выявить причины неуспеваемости учащихся, определить программу помощи

Задание 1: Определите кто изображен на портретах. Джордж Байрон Исаак Ньютон Николай Гоголь

А этих людей знаем? Карл Линней Вальтер Скотт Чарльз Дарвин

Этих точно знаем… Александр Герцен Вильям Шекспир Альберт Эйнштейн

Старый художник. Алонсо Кихано. Эдуард Мане ( художник)

Томас Эдисон Томас Эдисон в школу ходил несколько месяцев, а учителя называли его безмозглым. Эдисон стал изобретать, поступив работать на телеграф. В течение жизни бюро патентов выдало ему 1093 свидетельства такого количества не получал ни один человек в мире. И на старости лет учёный любил повторять: «Неужели вы думаете, что я изобрёл бы хоть что-нибудь, если бы ходил в школу!».

Интересная информация Дмитрий Нагиев Никита Михалков, Марат Башаров. – Не отличались прилежанием в школе Квентин Тарантино Кэмерон Диаз Николь Кидман Том Круз – также находятся в отстающих по оценкам в школе

Некоторые статистические данные По данным Института возрастной физиологии РАО, трудности в обучении отмечаются у 15-40% школьников (Дубровинская Н.В., Корнев А.И.,). М.М. Безруких отмечает, что более 30% детей имеют непреходящие трудности в обучении. Проблема школьной неуспеваемости характерна не только для нашей страны. Так, например, по данным М. Ленардюсси (Бабой Д.), 25% учащихся Западной Европы отстают в учебе, а в Мали число неуспевающих учеников составляет 25-35%.

Результаты опроса (Данные предоставлены компанией ROMIR Monitoring Саратов.) В опросе, который проводился в семи федеральных округах, 45 субъектах Российской Федерации, приняло участие около полутора тысяч человек старше 18 лет. Среди топ-менеджеров большинство составляют хорошисты (56%), одинаковое количество бывших отличников и троечников (22%) и ни одного двоечника. 51,8% предпринимателей или владельцев бизнеса учились на хорошо. 30% из этой категории были в школе троечниками, отличниками – всего 14%, а 4,2% - двоечниками. Как ни странно, среди неработающих граждан заметно больше отличников и хорошистов (12,2% и 54,5% соответственно), чем троечников и двоечников (28,1% и 3,7%).

"Думаю, причина успеха многих троечников в их высоком эмоциональном коэффициенте. Для успехов важны интуиция, умение слышать и понимать людей, внутренняя свобода. Это напрямую не зависит от уровня интеллекта и академических знаний", - считает Андрей Милехин, президент исследовательского холдинга Romir Monitoring.

Киллеры успеха в школе или почему троечник более успешен Подчинение системе. - Успех, это творческая деятельность, а ещё в школе начинают учить подчиняться: "не отвлекайся!", заниматься тем, что велит авторитет – учитель (в будущем делать то, что велит начальник). Концентрация внимания. Успешный предприниматель должен быть осмотрительным, не должен пропускать новых веяний рынка, не должен упускать из виду ходы конкурентов, а начиная со школьной парты, людей приучают смотреть на доску: "Не вертись!". (Люди становятся ведомыми, паствой, толпой). Лавинный поток разной информации.- просто «троечники» ещё в школе научились выстраивать стену, заслон от ненужной информации и в дальнейшем им это в жизни пригождается, а попутно они учатся обходить систему, сдавать экзамены ведь как-то нужно, учатся выкручиваться, а это, знаете ли, один из важнейших навыков, очень в жизни пригождается…

Что есть- неуспеваемость П.П. Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. В. Оконь определяет неуспеваемость как нарушение взаимодействия между учениками, учителями и внешними условиями. А.А. Бударный справедливо указывает, что неуспеваемость есть понятие в известной степени условное, конкретное содержание которого зависит от установленных правил перевода учащихся. И.В. Дубровина трактует неуспеваемость как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Задание 2:

Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети.

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. 1. Дефекты здоровья школьников 2. Снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. 3. Несовершенство организации учебного процесса на местах 4. Несформированность приемов учебной деятельности 5.Индивидуально-типологические особенности (силу и подвижность нервной системы) 6. Низкое развитие интеллекта 7. Отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т. д. 8. Не развиты психические процессы (ощущение, восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь) 9. Педагогическая запущенность отсутствие мотивации учения 10. Отсутствие мотивации учения 11. Взаимоотношения в диаде «учитель- ученик» Задание 3: Классифицируем причины неуспеваемости учащихся. На сколько групп можно разделить названные причины. Как назовем эти группы?

Причины, порождающие неуспеваемость Внешние 2. Снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. 3. Несовершенство организации учебного процесса на местах 7. Отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т. д. 9. Педагогическая запущенность. 11. Взаимоотношения в диаде «учитель- ученик» Внутренние 1. Дефекты здоровья школьников 4. Несформированность приемов учебной деятельности 5.Индивидуально-типологические особенности (силу и подвижность нервной системы) 6. Низкое развитие интеллекта 8. Не развиты психические процессы( Ощущение, восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь) 10. Отсутствие мотивации учения На какие из этих причин мы можем повлиять?

Возможна следующая классификация причин неуспеваемости ( по П.П.Борисова) I. Общепедагогические причины. Они делятся на дидактические (нарушение принципов и правил дидактики) и воспитательные (главным образом недооценка внеклассной и внешкольной работы с детьми). II. Психофизиологические причины. Эти причины обусловлены нарушением нормального физического, физиологического и интеллектуального развития детей. III. Социально-экономические и социальные причины. К ним он относит слабую материально-техническую базу школы, низкий уровень дошкольного воспитания детей, домашние условия жизни учащихся, культурный уровень родителей, отношения в семье, нехватку учителей.

Реакция на неуспеваемость Начальное звено Начальное звено -определяют положительное отношение к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок. Среднее звено Среднее звено -Подростки уделяют учебным занятиям уже гораздо меньше внимания. Сфера их жизнедеятельности заметно расширяется: они участвуют в различных кружках, занимаются спортом, много времени отводят играм и развлечениям Старшее звено Старшее звено -Если неудовлетворительная оценка получена по предмету, не входящему в сферу будущих профессиональных интересов школьника, то отношение к ней будет более спокойным, чем к оценке по интересующему его предмету.

Традиционный набор средств помощи «Отстающим» Организация дополнительных занятий, на которых применяются традиционные (такие же, как на уроке) методы обучения, Оказание различных мер давления на ученика с целью мотивации учения Вывод: Все эти средства не только малоэффективны, но нередко оказываются и вредны, так как не воздействуют на причину и позволяют запустить "болезнь" неуспеваемости.

4. Несформированность приемов учебной деятельности Распространенные и малоэффективные приемы учебной деятельности: заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил, недостатки контролирующей деятельности, при усвоении текста учебника используют такой способ работы, как многократное прочитывание этого текста,

Задание 4. Ответим на вопросы: Назовите приемы учебной деятельности? На каком этапе обучения формируются приемы учебной деятельности? Как прием превращается в навык ( компетентность)? Может ли педагог выявить нерациональные приемы, которые использует ученик? Есть ли алгоритм коррекции малоэффективных, нерациональных приемов учебной деятельности ?

Некоторые приемы учебной деятельности приемы слушания, наблюдения, рассматривания, измерения, переписывания, зарисовывания, планирования работы с учебником и другими средствами информации, пересказа информации, самоконтроля, организации учебного общения, организации домашней работы приемы работы с книгой, таблицами, компьютером и организации самостоятельной работы приемы оперирования понятиями, суждениями приемы характерных для мыслительных операций (анализа, абстрагирования, обобщения и др.)

Алгоритм обучения приему и превращения его в навык 1. Диагностика сформированности необходимых приемов учебной деятельности 2. Мотивация овладение новым необходимым приемом деятельности 3. Введение приема 4. Отработка введенного приема 5. Оперативный контроль и коррекция процесса формирования приема 6. Применение сформированного приема (в типичных, стандартных) ситуациях- превращение в навык 7. Закрепление приема ( навыка), 8. Нахождение нового приема

Работа с неуспевающим учеником Наблюдение за процессом работы Выполнение специальных экспериментальных заданий. Беседа об алгоритме выполнения работы. Обнаружение ошибок и промахов ученика, Обучение правильным приемам работы или перестраивание малоэффективных приемов Во всем процессе работы с неуспевающим учеником необходима помощь педагога-психолога.

10. Отсутствие мотивации учения Какие возможны мотивы учения?

Правила работа с мотивационной сферой неуспевающего ученика Создание ситуации успеха для неуспевающих учащихся (постановка посильных задач). Добиваться, чтобы начатое дело ученик делал до конца (тренировка воли) Порицание ни в коем случае не должно касаться способностей ученика. Оно должно быть предельно конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков (например, нарушений дисциплины, небрежности в работе и т. д.). Четкие и понятные для ученика критерии оценки Постепенное воспитание у неуспевающего ученика уверенности в себе Прикладной характер подачи материала для «слабых» учащихся

Фразы, помогающие создать ситуацию успеха у ребенка: 1. Высокая оценка детали – У тебя эта часть замечательно получилась. 2. Авансирование – У тебя получится. 3. Скрытая инструкция - Ты же помнишь, что…. 4. Усиление мотивации - Нам это так нужно для…. 5. Персональная исключительность – Только у тебя и может получиться.

3. Несовершенство организации учебного процесса на местах Этапы урока Виды помощи в учении Контроль подготовленности учащихся Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой Изложение нового материала Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником Самостоятельная работа учащихся на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления Рекомендации работы на уроке с неуспевающим учащимся

11. Взаимоотношения в диаде «учитель- ученик» Какие бывают неуспевающие и как к ним относиться

Вялый, неактивный, заторможенный Ориентировочные реакции приглушены Чрезмерно зависим от взрослого Медлителен, неуклюж, плохо координирован Не мешает работе класса, не устраивает на перемене потасовок, не встревает в конфликты, Склонен к однообразной деятельности, Неуспеваемость стойкая. С трудом обучается новым видам деятельности, затрудняется при переносе изученных способов действия (правил) на аналогичный материал Такой ребенок не может овладеть программным материалом ни массовой школы, ни коррекционного класса Маршрут должен решаться на ПМПК.

Зависим и несамостоятелен Ориентирован на оценку другого человека и достаточно правилен в поведении С трудом обучается любым новым видам деятельности, не в состоянии перенести изученные способы действия на аналогичный материал. Проблемы логического мышления, речевого развития и др. Стойкая неуспеваемость, обусловленную несовпадением возможностей ребенка с той образовательной программой, по которой он вынужден обучаться. Некритичность, неадекватность в поведении Симптомы тотального недоразвития психических функций и процессов. Непосредствен, не держит дистанцию, дурашлив ребенок вовлекается во все, мимо чего проходит, и делает это совершенно без критики. направить ребенка на ПМПК или искать адекватные пути организации обучения в конкретном образовательном учреждении.

Импульсивность в поведении, двигательная и речевая расторможенность. Поведение ребенка порой становится неуправляемым, не регулируемым даже взрослым. Ребенок легко отвлекается, не удерживает данные ему инструкции Работоспособность в целом снижена незначительно Он вполне способен усвоить программный материал, написать контрольную или проверочную работу. Ребенку необходима мотивация, программирование деятельности и ее контроль извне Ребенок может усвоить программный материал, но для этого требуются как специальные условия, так и специально организованная коррекционная работа

Несформированность всех средств языка У этих детей часто наблюдаются такие невротические проявления, как тики, энурез, заикание Темп деятельности может быть неравномерен В поведении, и в классе и на перемене, ребенок адекватен. Обучаемость новым видам деятельности и перенос освоенного способа действий на аналогичный материал могут быть несколько замедлены Общее впечатление, возникающее у педагогов, ребенок старается, часто даже много занимается дополнительно, но эффективность занятий невысока, трудностей ребенка несформированность когнитивного компонента психической деятельности

Такие дети обычно адекватны в поведении, но быстро устают, теряют интерес к происходящему, начинают отвлекаться, мешать другим детям. Внешне эти дети выглядят расторможенными, неаккуратными критичность к собственному поведению низкая, но впоследствии он может сожалеть о своих поступках. Часто нормативная в начале работы, она снижается, вплоть до выраженной неадекватности, на фоне истощения. Речемыслительная деятельность характеризуется несформированностью всех сторон языка, осложнена несформированностью логических форм мышления, включая уровень элементарной логики. Чаще всего именно для таких детей и создаются классы КРО (выравнивания, коррекции) на базе общеобразовательных учреждений

До определенного момента у ребенка все хорошо, а потом, после перенесенного сотрясения мозга, ушиба мозга, инфекционного или другого заболевания ЦНС, он возвращается в школу совершенно другим. Когда ребенок не может освоить программный материал не в силу трудностей познавательного или иного дефицита, а в силу сложившихся обстоятельств. (психологическая травма, повлекшая за собой изменение всей структуры аффективной регуляции и, как следствие, изменение отношения ребенка к миру и с миром.) Консультация со специалистом

Родители Педагоги Окружение

Отношение учителя к двоечнику Задание 5: Представьте себе двоечника с которым отношения натянуты. Разделить лист бумаги пополам. Над левым столбцом напишите: «Мне трудно с этим учеником,потому,что… Над правым напишите: «У этого ученика есть замечательные черты…»

Отличие между отличниками и двоечниками Если отличника спросить кто ты, он честно ответит: Инженер-технолог. Если спроситькто ты двоечника, он ответит: Вася. Основная причина всех действий отличника - убежденность, что так надо.Надо хорошо учиться, надо получать хорошие оценки за экзамены, надо найти хорошую работу. Да, еще по той же причине они моют грязную посуду. Двоечники тоже моют грязную посуду, когда заканчивается чистая.

Отличник и двоечник- планеты двух систем Отличник на любое - Зачем? отвечает -Надо! Отличник работает как плуг: равномерно пашет, оставляя за собой глубокую борозду. Из нормальных способных отличников выходят хорошие специалисты с приличной зарплатой Двоечник на любое - Надо! отвечает - Зачем? Двоечник работает как взрыв. Пусто, пусто, пусто, покер. Из нормальных способных двоечников получаются люди свободных профессий, работающие на себя и получающие то штуку в день, то фигу в месяц

Взгляд родителей и педагогов на проблему неуспеваемости (О.П. Матвеева ) 80% родителей, обратившихся за консультацией по поводу школьных трудностей, считают, что основные причины неудач ребенка связаны с учителем несправедливость учителей - 29%; неумение найти подход к ребенку - 48%; низкая квалификация - 23%; Педагоги же (88%) связывают свои трудности в работе с детьми с неверными установками их родителей пассивность и невнимательность к детям - 31%, нежелание или неумение помочь ребенку - 18%.

Причины неуспеваемости

Пути преодоления неуспеваемости: 1. Педагогическая профилактика 2. Педагогическая диагностика 3. Педагогическая терапия 4. Воспитательное воздействие

Памятка "Психотерапия неуспеваемости" 1. "Не бить лежачего." Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков. 2. Не более одного недостатка в минуту. Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним. 3. "За двумя зайцами погонишься…" Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося. 4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной. 5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами..Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам. 6. Не скупитесь на похвалу. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. 7. Техника оценочной безопасности. Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать". 8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели. Не искушайте его невыполнимыми целями. 9. Учащийся не объект, а соучастник оценки. Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания. 10. Сравнивайте достижения. Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.