Г. Ковдор, Мурманская область 18 декабря 2013 г. Муниципальное бюджетное управление Информационно-методический центр управления образования управления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Advertisements

Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Орлова И.В., кафедра управления ЛИРО.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа 2» города Донской Тульской области «Духовно-нравственное воспитание.
«Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников Авторы: Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.
Использование историко - культурного потенциала Санкт - Петербурга при формировании духовно - нравственных ценностей подрастающего поколения Егорова Ирина.
Основные подходы к проектированию ООП (основной образовательной программы) в соответствии с требованиями ФГОС Малярчук Т.А., заместитель директора по УВР.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Корректировка программы Согласно Закону Об образовании ФГОСу начального общего образования в каждом ОУ должна быть разработана ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
Транксрипт:

г. Ковдор, Мурманская область 18 декабря 2013 г. Муниципальное бюджетное управление Информационно-методический центр управления образования управления образования администрации Ковдорского района Методист МБУ ИМЦ по воспитательной работе, Т. А. Шабунина Ключевые понятия и подходы в реализации «ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ » ФГОС второго поколения основной образовательной школы

Отличия систем: ФГОС-1 и ФГОС-2 Стандарт 2004 года был основан на отборе нового содержания образования, в нем не было ни слова о воспитании. -Новый стандарт нацелен на возрождение воспитательной работы, усиление воспитательной функции образования; - четко сформулированы государственные, общественные ориентиры для развития системы воспитания. Заявлены, но не реализованы - личностная ориентация, ключевые компетенции, деятельностный характер образования 3 компонента (федеральный, региональный, школьный) В стандарте указаны реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть. Ориентация на результат: оценка достижений Главная задача – развитие личности ребёнка через деятельностный характер обучения

Основные этапы развития систем образования Воспроизведен ие знаний Воспроизведен ие знаний Сознательное усвоение знаний Сознательное усвоение знаний Готовность к саморазвитию Готовность к саморазвитию ЦЕЛЬ: Схоластический метод Схоластический метод Объяснительно – иллюстративный метод Объяснительно – иллюстративный метод Деятельностный метод Деятельностный метод Программа воспитания Догматическая система Догматическая система Система наглядного обучения Система наглядного обучения Система на «опережение» Система на «опережение» Система деятельностного обучения и воспитания

ФГОС разработаны с учетом основных направлений модернизации российского образования: Усиление воспитательного потенциала и социально- гуманитарной направленности содержания образования, личностная ориентация содержания образования, системно-деятельностный характер образования, формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач, усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения, обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, повышение удельного веса и качества занятий физической культурой и т.д.

Цель модернизации образования: создании механизма создании механизма устойчивого развития системы образования, которая может быть достигнута только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями Цель современного образования - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

ФГОС второго поколения выводит на качественно новую личностно – ориентированную развивающую модель массовой школы, призванную обеспечить достижение основных целей: 1. Духовно – нравственное воспитание; 2. развитие личности школьника, его познавательных и созидательных возможностей, творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; 3. освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; 4. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; 5. сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка.

Основная педагогическая задача - организация условий, стимулирующих и организация условий, стимулирующих и обеспечивающих деятельность ученика обеспечивающих деятельность ученика Основной результат - развитие личности на основе деятельности развитие личности на основе деятельности Методологическая основа Стандарта, устанавливает в качестве важнейшей цели образования духовно-нравственное развитие личности в контексте становления ее гражданственности, системного подхода.

«Воспитание – «Воспитание – целенаправленное целенаправленное управление управление процессом процессом формирования формирования и развития развития личности личности ребенка через создание для этого благоприятных условий» Концепция воспитания Минобразования РФ

Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. Воспитать – вырастить (ребёнка), воздействуя на духовное и физическое развитие, образование, обучившее правилам поведения. (толковый словарь С.И. Ожегова). Распространённое по сей день в педагогике определение воспитания «целенаправленная передача социального опыта подрастающему поколению, из которого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого педагогами воспитательного процесса является обучение - вооружение подрастающего поколения определенными знаниями, умениями и навыками». Распространённое по сей день в педагогике определение воспитания – «целенаправленная передача социального опыта подрастающему поколению, из которого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого педагогами воспитательного процесса является обучение - вооружение подрастающего поколения определенными знаниями, умениями и навыками». Программе воспитания и социализации ФГОС – В Программе воспитания и социализации ФГОС – воспитание – это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка. Воспитание – ведущее и направляющее начало социализации. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны. Ключевые определения воспитания

Ключевые понятия 1. Программа – 1. Программа – содержание, план деятельности, работ (греч. – объявление, распоряжение); изложение содержания и цели деятельности; краткое изложение содержания учебного предмета и предмета деятельности; описание алгоритма решения задач. (словарное толкование – С.И. Ожегов) 2. Планирование (план) – 2. Планирование (план) – заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения; предложение, предусматривающее ход, осуществление чего-нибудь. (С.И.Ожегов) 3. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС – это подход к организации УВП, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика. Цель: воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности. 4. «Дорожная карта» - план. 5. Система базовых национальных ценностей – 5. Система базовых национальных ценностей – это смыслы воспитания и социализации. Они существуют ради того, чтобы научить человека принимать ценности через деятельность и оценивать деятельность, инициировать и поддерживать ее с нравственных, общественно одобряемых позиций.

патриотизм- любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; социальная солидарность- свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность- правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания; семья- любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; здоровье здоровье труд и творчество- творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость) наука -познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание; традиционные религии России- учитывая светский характер обучения в школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах; искусство- красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие; природа- жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля; человечество- мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. СИСТЕМА БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников ( перечень является обязательным)

Основные направления развития личности ЛИЧНОСТНАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СЕМЕЙНАЯ КУЛЬТУРА СЕМЕЙНАЯ КУЛЬТУРА В каждом из направлений воспитания и социализации обучающихся раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей

Воспитание в Программе - процесс развития личности через социально-педагогические факторы: включенность в окружающую среду отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами психологический климат, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного заведения

Ключевые понятия 1. Стандарт – «трафарет», «способ действий». 2. Фундаментальное ядро. 3. Воспитательная компонента. 4.Социально-педагогическое партнёрство: 4.1. Социализация – процесс и результат усвоения и активного производства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Может происходить в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе и в условиях воспитания – целенаправленного формирования личности Социализация – это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач Совместная деятельность- воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. 5. Кадровый потенциал в обеспечении реализации Программы воспитания и социализации- дополнительно можно вводить: модератор, тьютор «Национальный воспитательный идеал».

воспитания и социализации школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Национальный воспитательный идеал- высшая цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. высшая цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – основная педагогическая цель – развитие и воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. «Национальный воспитательный идеал» - «Национальный воспитательный идеал» -

Духовно-нравственное развитие в общеобразовательной школе обеспечивается программами воспитания и социализации российских школьников.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Профессиональный стандарт (проект) - специалист в области воспитания). Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 г. Программа развития воспитания в общеобразовательных организациях Мурманской области. Программы по разным направлениям внеурочной деятельности (интегрированных, модифицированных, авторских) Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени НОО. Программа воспитания и социализации ООО ОУ. Программа развития воспитательной компоненты. Нормативные документы ФГОС второго поколения в области воспитания: Нормативные документы ФГОС второго поколения в области воспитания:

непрерывное дополнительное образование непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом развитие индивидуальности каждого ребёнка развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности единство и целостность партнёрских отношений всех единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов образования системная организация управления учебно- воспитатель -ным процессм системная организация управления учебно- воспитатель -ным процессм В основу Программы воспитания и социализации положены принципы: Программы составляются и корректируются по ходу их реализации с активным участием педагогов, психологов, родителей и отражают особенности сложившегося социального опыта.

основные направления воспитания и социализации. Система базовых национальных ценностей Национальный воспитательный идеал

Основные направления воспитания и социализации воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). В каждом из направлений воспитания и социализации обучающихся раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей

Основные требования при построении программы воспитания Основные требования при построении программы воспитания

Программа воспитания и социализации носит рекомендательный характер (как документ-ориентир ) для – локальный документ. Примерная Программа воспитания и социализации носит рекомендательный характер (как документ-ориентир ) для формирования всех разделов основной образовательной программы основного общего образования и является концептуальной и методической основой для разработки ОУ собственной программы воспитания – локальный документ. Программа воспитания – индивидуальный инструмент классного руководителя, в которой он определяет наиболее оптимальные и эффективные (для определенного класса) способы с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта : содержание, формы, методы и приемы организации воспитательного процесса. Программа воспитания – индивидуальный инструмент классного руководителя, в которой он определяет наиболее оптимальные и эффективные (для определенного класса) способы с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта : содержание, формы, методы и приемы организации воспитательного процесса. с учётом целей и задач Примерной программы воспитания и социализации отражающих пути реализации содержания воспитания. Предназначена для разработчиков авторских программ с учётом целей и задач Программы (развития) воспитания и социализации ОУ и с учётом целей и задач Примерной программы воспитания и социализации отражающих пути реализации содержания воспитания. Виды деятельности и формы их осуществления в Примерной Программе воспитания и социализации ФГОС рассматриваются как примерные, ориентировочные. Виды деятельности и формы их осуществления в Примерной Программе воспитания и социализации ФГОС рассматриваются как примерные, ориентировочные. Подходы в реализации Примерной программы воспитания и социализации

Подходы в реализации п рограммы (плана) воспитания и социализации классным руководителем Программа воспитания и социализации (план) Программа воспитания и социализации (план) составляется классным руководителем на учебный год или ступень обучения, т.е. на период планируемой работы в данном классе. Программа (план) воспитания и социализации классного руководителя Программа (план) воспитания и социализации классного руководителя представляется на утверждение руководителю ОУ в начале учебного года. Руководитель ОУ Руководитель ОУ вправе провести экспертизу программ воспитания классного руководителя с привлечением внешних экспертов на соответствие Требованиям государственного стандарта. Программа воспитания обязательна для административного контроля за полнотой и качеством ее реализации. Программа воспитания обязательна для административного контроля за полнотой и качеством ее реализации. Определение конкретного содержания воспитания и социализации по каждому классу осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей и потребностей учащихся и их родителей. Определение конкретного содержания воспитания и социализации по каждому классу осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей и потребностей учащихся и их родителей. КР создает индивидуальную педагогическую модель воспитания на основе ФГОС ООО. КР создает индивидуальную педагогическую модель воспитания на основе ФГОС ООО. Главное осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Способы достижения цели: Организация разнообразной творческой деятельности детей: в процессе обучения (на уроках); вне процесса обучения: участие в творческих, инициативных группах, коллективах, кружках, участие в школьных и окружных мероприятиях Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника: различные формы коллективной и групповой работы со школьниками: игровые, дискуссионные, состязательные, творческий труд, художественное творчество, психологические, позволяющие ребенку адекватно воспринимать, осознавать действительность и самого себя; совместный поиск идеалов, совместное решение нравственных задач, моделирование проблемных ситуаций, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей школьников. Организация деятельности воспитанников в классе как модели будущей жизни: как модели будущей жизни: проведение классных и групповых занятий, позволяющих школьникам приобрести навыки достойного поведения и усвоить правила современного этикета.

Результативность воспитания - продвижение личности в своем развитии Воспитательный результат это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности. Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности. Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили юного человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили юного человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Портрет выпускника основной школы Любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Стандартизация целей связана с построением модели некоторого условного, идеализированного, «стандартного» выпускника учебного заведения того или иного типа.