«Педагогические критерии и компоненты деятельности педагога, осваивающего новые стандарты» Логинова Р.Н., Большеполянская сош Январь,2011 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ Составитель: М.П.Афанасьева. Чему противостоит компетентностный подход в образовании? Традиционному предметному репродуктивному «обучению»
Advertisements

«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Личность и культура педагога в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Авторы технологии развития критического мышления через чтение и письмо Чарльз Темпл Курт Мередит Джинн Стил Джинн Стил.
«Портрет» выпускника начальной школы ( по стандартам второго поколения) любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности.
Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС.
Компетентностно- ориентированный подход в образовании.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Что такое технологическая компетентность учителя ?
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в средней школе.
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
Проектная деятельность младших школьников в ГПД в рамках реализации ФГОС НОО.
знание и представление об информационных процессах в окружающем мире, владение информационными средствами, а также владение компьютерной грамотностью.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА Вариативность решения.
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Суть метода проекта – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, уметь практически применять полученные знания, развить рефлекторное и критическое.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Транксрипт:

«Педагогические критерии и компоненты деятельности педагога, осваивающего новые стандарты» Логинова Р.Н., Большеполянская сош Январь,2011 г.

Отличительной особенностью нового Стандарта является его направленность на переход в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции. ( из Пояснительной записки)

Обновление образовательных стандартов Внедрение трех групп требований: к структуре образовательных программ, к условиям реализации образовательных программ, к результатам их освоения Компетентностный подход Индивидуализация Использование проектных, исследовательских форм Рост значения внеаудиторной занятости учащихся Адекватные инструменты оценки достижений

Парадигма образования Знания+компетенции Татарстанская модель образования Знания+компетенции+лидерство «голова»«руки»«дух»

4 «столпа», на которых основывается образование: -«научиться познавать» -«научиться делать» -«научиться жить вместе» -«научиться жить»

Компоненты личности учителя XXI века. Гносеологический: осознание целостности человека и биосферы; осмысление места и роли педагогической деятельности в образовании личности. Аксиологический: осознание человека высшей ценностью жизни; осознание личности в единстве с окружающим миром, природой; признание самоценности каждого периода жизни человека; признание высшей целью образования саморазвитие личности и др. Творческий: организовать свою жизнь как пространство беспрерывного общекультурного и профессионального самосовершенствования; способность строить учебный процесс как совместную творческую деятельность и др. Коммуникативный: способность мыслить и строить учебно- воспитательный процесс в системе диалога; способность понимать другого, находить компромиссы, уметь вести дискуссию и др. Этический: способность осознавать культурно-творческие функции образования, культуру взаимоотношений; осознание педагогического процесса как двух доминантного, в котором осуществляется диалог поколений; способность формировать эстетические критерии оценки явлений. (И.И. Казимирская)

Добавим к портрету учителя, несущему здоровое начало в своей работе, нравственные черты характера: заботливость, душевность, доброжелательность, приветливость; внимательность; разумная требовательность; справедливость, снисходительность, терпеливость; готовность к взаимопониманию и взаимопомощи; толерантность (терпимость); самообладание; профессиональная гордость, уверенность в себе; требовательность к себе и к своей работе; стремление к новаторству и саморазвитию; трудолюбие, самообладание при решении педагогических задач; деловитость, целеустремленность, инициативность; правильная самооценка; подвижничество. Ведущими эмоциональными чертами характера учителя должны оставаться: эмпатия, то есть способность сопереживать чувствам учащихся и их родителей; оптимизм; бодрость, веселость; доброжелательность; удовлетворенность успехами учащихся; щедрость на похвалу; «подход к ребенку с оптимистической гипотезой».

Насколько учителя готовы реализовывать новые стандарты? Проследим логическую цепочку для определения характера педагогической деятельности по освоению новых стандартов: новые стандарты –педагогическое новшество, введение новшества – нововведение, нововведение – инновация деятельность, направленная на инновации, – инновационная деятельность. Логика демонстрирует нам, что деятельность по освоению новых стандартов выступает как инновационная.

Традиционная модель Инновационная модель Задача и миссия преподавателя – «передать знания и опыт предшествующих поколений Репродуктивная деятельность обучаемых Экстенсивный характер образовательного процесса Длительность обучения Количественные показатели оценивания результата – отметка Модель ориентирована более на процесс, чем на результат Результат не прогнозируем Задача и миссия преподавателя – научить получать знания Креативная (творческая) деятельность обучаемых Интенсивный характер образовательного процесса Нацеленность на непрерывное образование в течение жизни Качественные показатели оценивания результата – компетенции Модель более ориентирована на результат, достигаемый по собственному желанию и собственными усилиями обучаемого Результат прогнозируем и является основой мотивации

Характеристика инновационной деятельности педагога, осваивающего новые стандарты Компоненты инновационной деятельности Показатели Мотивационный Готовность к инновационной деятельности, удовлетворенность ею. Устойчивая профессиональная направленность. Способность организовывать свою деятельность Когнитивный Знания сущности педагогических инноваций, принципов концепции и технологии УМК, умения выбирать методы их реализации, уровень педагогического мышления. Способность результативно мыслить и работать с информацией Креативный Творческий потенциал, способность к саморазвитию, самообразованию, продукты творческой деятельности. Способность делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор Технологический Умения реализовывать современные образовательные технологии. Спо собность общаться и взаимодействовать с людьми Рефлексивный Уровень рефлексивных способностей и самооценки, умение осуществлять самоанализ инновационной деятельности. Способность организовывать свою деятельность

Цель современного учителя: выучить детей, которые будут компетентными, которые могут поставить задачу, самостоятельно принять необходимые меры для её решения и добиться их выполнения. Всему этому должны их научить мы с вами, а это возможно лишь тогда, когда мы сами будем компетентны в своей профессиональной деятельности.

Характеристики образовательных ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды»: Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности. Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений - поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат). Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.). Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов). Участие детей в различных формах дискуссии. Формирование понятий и организация на их основе своих действий. Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.

Возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно. Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей. Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей. Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих. Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения. Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности. Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность. Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов. Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений. Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства. Учить задавать вопросы и высказывать предложения. Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним. Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности. Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе. Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы. Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям. Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, при выполнении своей части работы. Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы. Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат. Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям. Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности. Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое. Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними. Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил. Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

Взаимосвязь компонентов инновационной деятельности педагогов и ключевых компетенций ученика Ключевые компетенции ученика Мотивационный Технологический Рефлексивный Когнитивный Креативный организационные интеллектуальные коммуникативные оценочные

Технологическая компетентность Блок знаний Педагогическая техника Опыт Профессиональная компетентность

Педагогическая техника Педагогическое воздействие Набор различных методов и приемов Творческие способности, умения Педагогическое взаимодействие конструировать новые технологии Умения проектировать

Традиционный подход Компетентностный подход Репродуктивное обучение, в основе которого лежит идея трансляции и усвоения информации Двухуровневая отметочная система оценивания Принудительная форма организации учебных занятий подобно конвейерному способу организации труда Иерархически организованная система административного руководства Ориентация на практический опыт, «образование для жизни», успешной социализации в обществе и личностного развития, практическое Оценивание в целях обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности на основе собственной мотивации и ответственности за результат Матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся и людей из внешнего окружения к управлению ОУ и оценке его деятельности

ИКТ – компетентность учителя предметника базовая ИКТ- компетентность предметно- ориентированная Под базовой ИКТ- компетентностью понимается инвариант знаний, умений и опыта, необходимый учителю- предметнику для решения образовательных задач, прежде всего, средствами ИКТ- технологий общего назначения Предметно-ориентированная ИКТ- компетентность предполагает освоение специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и формирование готовности к их внедрению в образовательную деятельность.

Традиционное обучениеподход к обучению в 21 веке Содержание в обучении Определяется учебным планом и программой Возможность выбора материала в рамках опреде- ленной УП и программой Доступ к информации ограничен учителем и библиотекой Неограниченный доступ к информации Целью учеников является поиск правильного решения Поиск одного или нескольких из возможно правильных ответов Учитель выбирает виды деятельности и материал Ученики выбирают из предложенных вид деятельности и уровень сложности работы

Традиционное обучениеподход к обучению в 21 веке Обучение. Технология Учитель-источник информации-главный артист на сцене-учит и формирует знания Учитель-фасилитатор, проводник и наблюдатель создает возможность для учеников применять и получать навыки для построения нового знания Учитель – эксперт, заполняет пробелы в знаниях учеников Ученики- эксперты, учителя ориентируются на сильные стороны учеников Обучение –процесс инструктирования Обучение – творческий процесс созидания Ученики выполняют короткие, изолированные задания, связанные с изучаемым материалом Ученики работают над заданиями и проектами связанными с долгосрочными задачами и нацеленными на глубокое понимание заданий и их последующее применение Учитель объясняет новый материал, иллю- стрирует его, демонст- рирует опыты и др. Ученики используют разнообразные технологии для исследований, коммуникации и получения новых знаний.

Традиционное обучениеподход к обучению в 21 веке Атмосфера в классе Ученики пассивны большую часть временя и занимаются в тишине Идет активная работа и деловой шум Чаще всего занимаются индивидуально Ученики часто работают вместе друг с другом, экспертами и учителями Оценка Ученики чаще сдают работу индивидуально. Задания скрыты. Готовят весь материал Ученики знают что будут оценивать, критерий оценки, получают обратную реакцию от одноклассников, учителя и есть возможность для самооценки За результат обучения отвечает учитель Учитель и ученик делят ответственность за результат и успехи ученика Мотив к учению – хорошая оценка, награда, желание угодить учителю, родителям. Источником мотивации является интерес и активная деятельность в процессе учебы.

Критическое мышление

технология «критического мышления» методы формирования понятий. компью- терные технологии организация разнообразных форм диалога и дискуссий проектно- исследова- тельский метод Педагогические методы, способы и технологии

Проблема школы в том, что мы часто разделяем неразделимые процессы. Критическое мышление является необходимой составляющей многочисленных процессов необходимых для эффективного обучения, которые выигрывают именно от своего комплексного применения.

Критическое мышление является основой образовательных реформ, поскольку само по себе является вызовом 21 века. Критическое мышление и навыки коммуникации Критическое мышление и решение проблем Критическое мышление и развитие познавательного интереса Критическое мышление и совместная деятельность Критическое мышление и самооценка

Учебные условия, которые способствуют формированию навыков критического мышления. Предоставлять время и возможность для приобретения опыта критического мышления. Давать возможность ученикам размышлять. Принимать различные идеи и мнения. Способствовать активности учащихся в учебном процессе. Убеждать учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными. Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения. Ценить проявления критического мышления.

Качества, присущие мыслящему человеку Критически мыслящие люди: умеют решать проблемы умеют решать проблемы проявляют настойчивость в решении проблем проявляют настойчивость в решении проблем контролируют себя, свою импульсивность контролируют себя, свою импульсивность открыты для других идей открыты для других идей умеют сотрудничать с другими людьми умеют сотрудничать с другими людьми умеют слушать собеседника умеют слушать собеседника эмпатичны эмпатичны терпимы к неопределенности терпимы к неопределенности умеют рассматривать проблемы с разных точек зрения умеют рассматривать проблемы с разных точек зрения умеют устанавливать связи между явлениями умеют устанавливать связи между явлениями терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных взглядов терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных взглядов могут рассматривать несколько возможностей решения проблемы могут рассматривать несколько возможностей решения проблемы часто задают вопросы «что, если..?» часто задают вопросы «что, если..?» умеют строить логические выводы умеют строить логические выводы размышляют о своих чувствах, мыслях – оценивают их размышляют о своих чувствах, мыслях – оценивают их умеют строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой умеют строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели обдуманные цели любознательны и часто задают «хорошие вопросы» любознательны и часто задают «хорошие вопросы» активно воспринимают информацию активно воспринимают информацию

Педагогическая технология развития критического мышления через чтение и письмо Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер Технологические этапы Вызов Реализация смысла Рефлексия

Функции трех фаз технологии развития критического мышления Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (ученик вспоминает (вызывает из памяти) все, что ему уже известно по данной теме, определяет свой уровень знаний (ничего не знаю, знаю кое- что),готовится увязать имеющиеся знания с новыми Коммуникационная (демонстрация знаний – активная мыслительная деятельность с помощью устной и письменной речи, бесконфликтный обмен мнениями)

Функции трех фаз технологии развития критического мышления Реализация (осмысление) Информационная (получение новой информации по теме, поддержание активности и интереса) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний, соотнесение новой информации с установившимися представлениями (критический анализ, сравнительный анализ, синтез), поддержка усилий по отслеживанию собственного понимания)

Функции трех фаз технологии развития критического мышления Рефлексия (размышление) Коммуникационная (обмен новой информацией, ученики выражают новую информацию и новые идеи своими словами) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Приемы и методы «Мозговой штурм» Прогнозирование по ключевым словам Кластер Мини-сочинение по пяти словам Таблица Знаю – Хочу узнать – Узнал» РАФТ (Роль, Аудитория, Форма, Тема) Зигзаг Инсерт Перекрестная дискуссия Толстые и тонкие вопросы Мой эпиграф Синквейн

Типы вопросов по уровням развития мышления Вопросы на знания Вопросы на понимание Вопросы на применение Вопросы на анализ Вопросы на синтез Вопросы на оценку

Сотрудничество Сотрудничество Совместная деятельность или кооперативное обучение

Организационный формы обучения Индивидуальная (до XVI века) Групповая (XVI – XIX) века Фронтальная (с XIX века)

Планирование групповой работы Планируйте для групповой работы задания, требующие участия всех членов группы (взаимозависимость) Сделайте работу групп значимой. Давайте задания соответствующие возможностям и способностям учеников Характер заданий должен предусматривать возможность разделения труда. Дух соревнования между группами. Групповое тестирование и оценка.

Оценка групповой работы Работа каждого ученика должна быть оценена и эта оценка должна быть известна всем членам группы. Дайте ученикам возможность самим оценивать эффективность своей группы. Как оценивать каждого участника группы.

Для сплочения группы нужно время. Часто менять состав групп не стоит. Не стоит также немедленно принимать меры, если кто-то из детей не захочет работать именно в этой группе. Навыки совместной деятельности предполагают умение работать с самыми разными людьми, не зависимо от личных симпатий или антипатий. Периодическое перераспределение учащихся полезно, поскольку помогает им получить опыт совместной деятельности.

Метод проектов

Развитие творческого мышления учащихся Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения Устранение доминирующей роли педагога Создание условий для творческого мышления Учитель не столько учит, сколько помогает учиться, направляет его познавательную деятельность

Проект - это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на создание определённого, уникального продукта.

Метод проектов Педагогическая технология, ориенти- рованная на применение фактических знаний и приобретение новых, в том числе путем самообразования.

Исследовательские проекты Монопредметные Межпредметные Надпредметные Итоговые Текущие

Учебный проект Проект – это «пять П»: Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.

Трудности для учителя Выступать в роли независимого консультанта Не давать готовых ответов на вопросы, но помогать найти путь к ответам

Что дает метод проектов ученику Умение работать в коллективе Уметь брать на себя ответственность за выбор Разделять ответственность Анализировать результаты деятельности Ощущать себя членом команды Вырабатывается аналитический взгляд на информацию Формируется адекватная самооценка

Даже неудачный проект имеет большое педагогическое значение Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности Формирует личный интерес к новому знанию Формирует адекватную самооценку