Тема 9 Транспортная логистика. Транспорт Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Логистика Управление в логистических системах. Свойства логистической системы 1.Сложность логистической системы: наличие большого числа элементов (звеньев),
Advertisements

Логистика Транспортная логистика. Функции транспортировки Перемещение груза Хранение груза.
ЛОГИСТИКА Логистическая система в организационной структуре компании Логистика как фактор повышения конкурентного преимущества компании Логистика как фактор.
Презентация на тему :Основы логистики организации(предприятия) Выполнили студентки: Миронова Т.И Комиссарова Е.Е Комиссарова Л.Е Бурцева Е.А Новикова А.С.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
Презентация к уроку по теме: Презентация на тему "Закупочная логистика"
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Логистика Логистика складирования, грузопереработка и упаковка.
Анализ чувствительности Внутренняя устойчивость проекта - прогнозируемые значения выгод и затрат и соответствующие показатели состояния проекта, при которых.
Задачи решаемые EPCM командой Июль 2009 г.. Термины и определения EPCM (EPCM = Engineering Procurement Construction Management - управление проектированием,
Транспортная логистика. 1. Сущность и задачи транспортной логистики Транспорт связующее звено между элементами логистических систем, осуществляющий передвижение.
Логистика Логистика - это стратегическое управление закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря. Понятие включает.
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования MRPII-системы.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНО- ЛОГИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Гриценко С.И., д.э.н., профессор кафедры маркетинга Донецкого национального.
МИРОВОЙ РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ Транспортный фактор Рынки транспортных услуг Фрахтовый рынок Выбор вида транспорта 900igr.net.
Тема 5. Формирование политики распределения (сбытовой политики) Вопросы: 1.Сущность распределения (товародвижения). 2.Построение каналов распределения.
1 Логистика Кафедра маркетинга и коммерции Пензина Т.Р. Тема 1 Вводная.
Проверила: Бейсембинова А.Р. Выполнила:Туруспаева А.Ж.
У ПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ ПОТОКАМИ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ П ОДГОТОВИЛА К УЛИК В ИКТОРИЯ.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
Транксрипт:

Тема 9 Транспортная логистика

Транспорт Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. Функции транспортировки: Перемещение груза Хранение груза

Организационные принципы транспортировки Экономия за счет масштаба грузоперевозки. Экономия за счет дальности маршрута.

Классификация видов транспорта по виду транспортных средств Железнодорожный Автотранспорт Водный: морской, речной Трубопроводный Воздушный

Достоинства и недостатки разных видов транспорта Вид транспорта Преимущества Недостатки Железнодорожны й Возможность перевозок больших партий грузов, наличие сети ж/д линий связывающих разные районы страны Медленный ( км/сутки), недостаточная оперативность работы сортировочных станций, перевозка только в те районы, где есть ж/д пути, хищения и потери в процессе перевозки, длительные простои. Автомобильный Оперативный вид перевозок, практически в любую точку страны, возможность экспедирования Средняя стоимость, маленькие объемы перевозок, зависимость от состояния дорог Водный (морской, речной) Перевозка больших партий, широко используется при международной торговле Низкая скорость, зависимость от работы порта, зависимость от времени года и от погоды Трубопроводный Большие объемы перевозок, большие расстояния Перевозка только жидких грузов, сложность перевозки разнообразных грузов Воздушный Высокая скорость, незаменим в экстренных условиях Маленькие объемы перевозок, зависимость от погоды

Заинтересованные стороны Заинтересован ная сторона Интерес Грузополучатель и грузоотправитель Своевременная и дешевая доставка груза из одного пункта в другой Перевозчик Максимизация дохода Государство Стратегическая цель обладания эффективной транспортной системой Население Доступность, безопасность и влияние на окружающую среду

Поставщики по правовому статусу Общественные перевозчики Контрактные перевозчики Независимые перевозчики Частные перевозчики Специализированные перевозчики.

Смешанная перевозка Интермодальная перевозка Два и более видов транспорта Отсутствие единого оператора Единый оператор Несколько транспортных документов Единый транспортный документ Отсутствие единой ставки фрахта Единая тарифная ставка фрахта Последовательная схема взаимодействия участников Последовательно-центральная схема взаимодействия участников Разрозненная и в результате пониженная ответственность за груз Единая и в результате высокая ответственность за груз Низкая вероятность выполнения правила шести right Высокая вероятность выполнения правила шести right Варианты смешанной и интермодальной перевозок

Стандартная тара Размеры Длина Ширина Высота Внешние 20' = 6096 mm7' 9.25" = 2370 mm8' 6" = 2591 mm Внутренние 19' 5.75" = 5935 mm7' 8" = 2335 mm7' 9.75" = 2383 mm Двери 7' 8" = 2335 mm7' 6.25" 2292 mm 20-футовый стандартный контейнер Вес: Макс. Брутто lbs = kg Тара 4585 lbs = 2080 kg Макс. Загрузка lbs = kg Грузовместимость (объем) cu.ft. = 34 cub.m

Стандартная тара Размеры Длина Ширина Высота Внешние 40' = mm8' = 2438 mm8' 6" = 2591 mm Внутренние 39' 5.25" = mm7' 5.625" = 2352 mm7' 10.25" = 2395 mm Двери 7' 8.25" = 2343 mm7' 5.75" 2280 mm 40-футовый стандартный контейнер Вес: Макс. Брутто lbs = kg Тара 8600 lbs = 3900 kg Макс. Загрузка lbs = kg Грузовместимость (объем)2392 cu.ft. = 67.7 cub.m

Стандартная тара 20-футовый рефрижераторный контейнер 40-футовый рефрижераторный контейнер 20-футовый вентилируемый контейнер Танк-контейнер

Железнодорожные контейнеры Контейне р Длина Ширина Высота Объем, куб.м Норма загрузки, кг 3 тонны , тонн , тонн , тонны ,721200

Посредники Организаторы процесс транспортировки путем привлечения других фирм. Характеризуются более низкими тарифами, чем частные и общественные перевозчики. Экспедиторы. Ассоциации грузоотправителей Брокеры.

Экономические факторы в транспортировке 1. Расстояние 2. Объем 3. Плотность 4. Укладистость 5. Грузопереработка 6. Ответственность перевозчика 7. Рыночные условия

Структура издержек Постоянные затраты (независимо от объема транспортной работы) Переменные затраты (в зависимости от объема деятельности) Сопряженные затраты (логика сопутствующих затрат) Общие затраты (накладные расходы)

Стратегии ценообразования По себестоимости услуг (от затрат - min) По стоимости транспортных услуг (от ценности для грузоотправителя - max) Комбинированная стратегия (внутри разброса цен от min до max) «Чистые тарифы» (принцип «все включено»)

Разновидности тарифов Оптовые тарифы учет объема Исключительные тарифы учет любых условий Тариф агрегированного заказа смешанная партия в обмен на скидки Тариф на неполное обслуживание отправитель грузит и считает свободный тариф на основе отпускной стоимости

Особые тарифы Тарифы-для-любых-грузов смешанные партии Местные (тариф единого маршрута) Совместные тарифы несколько перевозчиков Пропорциональные тарифы скидки на каждом участке маршрута Комбинированные тарифы любое сочетание разных тарифов

Документация Транспортная накладная. (Коносамент на водном транспорте, и авиагрузовая накладная на воздушном.) - товарно-распорядительный документ, используемый при покупке транспортных услуг. В случае утраты (задержки) или повреждения груза служит основанием для предъявления претензий к перевозчику. Получить груз в месте назначения может только тот субъект, который указан в накладной. Разновидности: передаточная или ордерная накладная, экспортная накладная

Документация Счет-фактура. это инструмент, посредством которого перевозчик взимает плату за транспортные услуги. Он составляется на основе информации, содержащейся в накладной. Грузовой манифест. - в случае смешанных грузовых отправок этот документ содержит информацию обо всех остановках и всех грузополучателях. При этом каждому получателю соответствует своя накладная, список которых содержится в манифесте.

Общие формы международной логистической документации: Экспортный безотрывной аккредитив Банковский чек (переводной вексель) Коносамент Сквозной коносамент Коммерческий счет-фактура Страховое свидетельство Сертификат происхождения

Инкотермс-2000 Группа "E" (термин EX Works). Продавец только предоставляет товар покупателю на собственной территории продавца. Группа "F" (термины FCA, FAS, FOB). Продавец обязан поставить товар перевозчику, назначенному покупателем. Группа "C" (термины CFR, CIF, CPT, CIP). Продавец должен заключить контракт на перевозку, но не принимая на себя риск потери или повреждения товара или дополнительные затраты вследствие событий, имеющих место после отгрузки и отправки. Группа "D" (термины DAF, DES, DEQ, DDU, DDP) продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара в страну назначения. Инкотермс – это документ, который описывает базисные условия поставки товаров в договорах купли-продажи, которые были систематизированы Международной Торговой Палатой (Париж).

Работа транспортного отдела Аудит транспортных операций и претензионно-исковая работа. Составление графиков выпуска на линию подвижного состава. Переговоры о величине тарифных ставок. Исследования. Отслеживание и экспедирование доставки.

Работа транспортного отдела Исследования Интеграция перевозчика Критерии оценки перевозчика Процесс оценки перевозчика Интеграция транспортных служб Оценка эффективности транспортной работы выбор адекватных показателей выработка альтернативных предложений

Процесс выбора поставщиков Сбор информации о компаниях-перевозчиках Оценка компаний-перевозчиков Интегральная оценка перевозчиков Выбор наиболее подходящего поставщика транспортных услуг Тарифные ставки, возможность использовать вспомогательное оборудование, учет грузов, ответственность перевозчика, время перевозки, надежность транспортировки, периодичность, доступность и т.д. Выставление перевозчику рейтинговых оценок в соответствии со значением интегральной оценки На основании рейтинговых оценок и мнений экспертов

Пример оценки перевозчика Критерий оценки Относитель ная значимость × Эффективно сть перевозчика =Рейтинг 1. Издержки 1×1=1 2. Транзитное время 3×2=6 3. Надежность (стабильность транзитного времени) 1×2=2 4. Технические и сервисные возможности 2×2=4 5. Доступность 2×2=4 6. Безопасность 2×3=6 Итоговый рейтинг перевозчика 23

Факторы, влияющие на выбор вида транспортных средств Виды транспорта Факторы Время доставки Частота отправления грузов Надежност ь соблюдения графика доставки Способность перевозить разнообразны е грузы Способность доставить товар в любую точку Стоимост ь перевозки Железнодорожный Автомобильный Водный Трубопроводный Воздушный

Маршруты автотранспорта Маятниковые Кольцевые Развозочные Сборные Сборно - развозочные Коэффициент использования пробега автомобиля (отношение груженого пробега к общему пробегу за время в наряде) = l гр; / l общ

Технико-эксплуатационные показатели Степень использования подвижного состава коэффициенты технической готовности, выпуска и использования подвижного состава коэффициенты использования готовности и пробега среднее расстояние ездки с грузом и среднее расстояние перевозки время простоя под погрузкой-разгрузкой время в наряде техническая и эксплуатационная скорости

Технико-эксплуатационные показатели Результаты работы подвижного состава количество ездок общее расстояние перевозки и пробег с грузом объем перевозок и транспортная работа

Технико-эксплуатационные показатели Коэффициент технической готовности число автомобилей, готовых к эксплуатации / списочное число автомобилей Коэффициент статического использования грузоподъемности масса фактически перевезенного груза / масса груза, которая могла быть перевезена Коэффициент динамического использования грузоподъемности фактически выполненная транспортная работа, т·км / возможная транспортная работа, т·км

Технико-эксплуатационные показатели Среднее расстояние перевозки транспортная работа, т·км / объем перевозок, т Техническая скорость общий пробег, км / время движения, час Эксплутационная скорость общий пробег, км / время в наряде, час

Технико-эксплуатационные показатели Количество ездок время в наряде / время одной ездки Производительность подвижного состава за время в наряде грузоподъемность количество ездок коэффициент статического использования грузоподъемности

Теория Оптимизация – выбор наилучшего варианта из всех возможных Задача оптимизации – поиск оптимальных значений параметров задачи проектные параметры параметры плана

Теория Размерность задачи оптимизации число n проектных параметров x 1, x 2, …, x n Целевая функция (критерий качества)

Целевая функция Одномерная или многомерная Дискретная или непрерывная Табличный или аналитический вид Случаи нескольких целевых функций

Задачи оптимизации Безусловные на всей области проектирования Условные (задачи с ограничениями) ограничения-равенства ограничения-неравенства Поиск экстремума локального глобального

Оптимизация в работе транспорта Допустим, что с базы А необходимо доставить продукцию потребителям Б1 и Б2. К обоим потребителям автомобиль может сделать за время в наряде две ездки. Необходимо составить маршрут движения автомобиля, обеспечивающий минимум порожнего пробега (см. рис.).

Оптимизация в работе транспорта Два варианта решения: Продукция поставляется в пункт Б1, а затем в Б2, из Б2 автомобиль поступает в АТП (пункт Г); Продукция поставляется в пункт Б2, а потом в Б1, из Б1 автомобиль возвращается в АТП (пункт Г). Показатель Вариант 1Вариант 2 Пробег, км: общий порожний груженый ,5 51,5 46,0 Коэффициент использования пробега 0,450,47

Теория Математическое программирование теория и методы решения задач оптимизации при наличии ограничений Линейное программирование специальный вид целевой функции и ограничивающих условий

Линейное программирование Ограничения

Линейное программирование Целевая функция исследуется на экстремум (минимум) Допустимое решение удовлетворяет условиям ограничения Оптимальное решение минимизирует целевую функцию

Тема 10 Управление в логистических системах

Свойства логистической системы 1. Сложность логистической системы: наличие большого числа элементов (звеньев), сложный характер взаимодействия между отдельными элементами, сложность функций, выполняемых системой, наличие сложного организованного управления, воздействие на систему большого количества факторов внешней среды. 2. Иерархичность 3. Целостность и членимость (эмерджентность) 4. Структурированность

Усложнение рыночных отношений и усиление конкуренции Возрастает скорость материального потока, увеличивается интенсивность и сложность информационного потока, усложняются финансовые взаимоотношения между логистическими посредниками; Сокращается число звеньев (агентов) логистической цепи, но сложность взаимоотношений возрастает; Уменьшается надежность логистической цепи, так как практически исчезают запасы в производстве и дистрибутивных сетях.

Границы логистической системы Условные обозначения: граница логистической системы материальный поток поток финансовых средств ПОСТАВЩИК ПОТРЕБИТЕЛЬ Закупка Финансы Сбыт Склади- рование Обра- ботка Склади- рование ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Взаимосвязь логистической системы с окружающей средой ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Ф1 – финансовые средства, которые платит логистическая система за входной материальный поток Ф2 – финансовые средства, которые платит потребитель за получаемый из логистической системы материальный поток МП1 – входящий в логистическую систему материальный поток МП2 – выходящий из логистической системы материальный поток

Макрологистическая система Макрологистическая система – это крупная система управления материальными потоками, объединяющая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные для достижения единой цели ПОСТАВЩИКТРАНСПОРТПОКУПАТЕЛЬ Материальный поток Условные обозначения: элемент логистической системы связи между элементами

Варианты связей в макрологистических системах Постав- щики Потреби- тели Производи- тель Посред- ники Постав- щики Посред- ники Потреби- тели Постав- щики Посред- ники Потреби- тели Производи- тель А Б В А- системы с прямыми связями Б- эшелонированные системы В- системы с гибкой связью

Микрологистическая система Микрологистические системы относятся к определенной организации бизнеса, например, к фирме-производителю товара (ассортимента товаров), и предназначены для оптимизации материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых) в процессе производства и (или) снабжения и сбыта ЗАКУПКАУПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ СБЫТ Материальный поток Условные обозначения: элемент логистической системы связи между элементами

Микрологистическая система Различают три вида микрологистических систем: Внутренние (внутрипроизводственные) – оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства продукции. Внешние – решают задачи, связанные с управлением и оптимизацией материальных и сопутствующих потоков от их источников к пунктам назначения вне производственного технологического цикла. Интегрированные микрологистические системы.

Традиционный подход к управлению материальными потоками Звено 1Звено n Звено 2 Система управления звеном 1 Система управления звеном 2 Система управления звеном n...

Логистический подход к управлению Звено 1Звено 2Звено n Логистическая система управления...

Пять функций управления организацией: планирование, организация (организовывание), мотивация, контроль, координация. Логистический подход к управлению

Традиционная организация функций, относящихся к логистике Главный исполнительный директор Финансы Маркетинг Производство Управление запасами Прогнозирование Обработка заказов Кредитование Планирование мощностей/ инфраструктуры Информационная система управления Планирование потребностей в материальных ресурсах Закупки Складирование сырья Заводское складирование готовой продукции Транспортировка Промышленный инжиниринг Календарное планирование производства Продажи/ обслуживание заказов клиентов Складирование готовой продукции на рынках сбыта

Организация логистического управления Стадия 1 Главный исполнительный директор Финансы МаркетингПроизводство Управление запасами (везде, кроме рынков сбыта) Прогнозирование Кредитование Планирование мощностей/ инфраструктуры Информационная система управления Заводское складирование готовой продукции Закупки Планирование потребностей в материальных ресурсах Управление поставками материалов Транспортировка Промышленный инжиниринг Календарное планирование производства Обработка заказов Складирование готовой продукции на рынках сбыта Складирование сырья Физическое распределение Управление запасами готовой продукции Продажи/ обслуживание заказов клиентов

Организация логистического управления Стадия 2 Главный исполнительный директор Финансы Маркетинг Производство Прогнози- рование Планирование мощностей/ инфраструк- туры Информацион- ная система управления Заводское складирование готовой продукции Закупки Планирование потребностей в материальных ресурсах Управление поставками материалов Транспортировка Промышленный инжиниринг Календарное планирование производства Обработка заказов Складирование готовой продукции на рынках сбыта Складирование сырья Управление запасами готовой продукции (на рынках сбыта и на производстве) Продажи/ обслуживание заказов клиентов Физическое распределение Управление запасами сырья Кредитование

Организация логистического управления Стадия 3 Исполнительный директор по логистике Планирование Контроль Логистическая поддержка Планирование логистических ресурсов Упаковка Главный исполнительный директор Инжиниринг грузоперера- ботки Склади- рование Управление запасами Транспор- тировка и экспедиро вание грузов Прогнози- рование спроса Обработка заказов Планирова- ние потребностей Функцио- нальное планирова -ние Планирование потребностей в материальных ресурсах Планирова- ние мощностей Календарное планиро- вание производства Логистические операции Закупки Материально-техническое обеспечение производства Физическое распределение

Горизонтальная организационная структура управления Стадия 4 Руководители процесса Команда Привлечение и исполнение заказов Руководители процесса Команда Коммерциализация технологии Руководители процесса Команда Интегрированная логистика Ключевая задача: Сокращение функционального цикла Ключевая задача: Снижение издержек Ключевая задача: Сокращение затрат времени Интегральный логистический менеджмент Высший менеджмент организации

Принципы логистического управления Системный подход Принцип глобальной оптимизации Принцип тотальных затрат Принцип логистической координации интеграции Принцип моделирования и информационно- компьютерной поддержки Принцип разработки необходимого комплекса подсистем Принцип TQM Принцип гуманизации технологических решений Принцип устойчивости и адаптивности

Традиционная система учета издержек по функциям Снабжение ТранспортПроизводство ЗапасыСбыт Издержки по функциям Процесс 1 Процесс 2 Процесс 3

Учет логистических издержек на всем пути движения материального потока Издержки по функциям Снабжение ТранспортПроизводство ЗапасыСбыт Издержки по процессам Общие издержки Процесс 1 Процесс 2 Процесс 3

Оценка результатов деятельности логистической системы анализ выполнения стратегического и оперативного логистического плана; анализ соответствия логистического стратегического плана маркетинговому и производственному; анализ качества продукции и логистического сервиса; анализ степени удовлетворенности запросов потребителей; анализ эффективности выполнения логистических работ каждым звеном логистической системы; анализ эффективности использования в логистическом менеджменте инвестиций, основных фондов, оборотного капитала, материальных ресурсов, живого труда; анализ производительности; анализ уровня технологической и технической базы логистического менеджмента; анализ эффективности логистической информационной системы; финансовый анализ-аудит; анализ составляющих логистических издержек; анализ влияния логистической стратегии фирмы на ее положение на рынке; выделение и анализ логистических рисков и разработка мер по их снижению; анализ поставщиков, потребителей, посредников с точки зрения реализации логистической концепции фирмы; анализ уровня координации, интеграции и взаимодействия звеньев логистической системы и логистических посредников и т.п.

Оценка результатов деятельности логистической системы Параметры, стандарты, нормы Единицы измерения Сравнение Регулирующие воздействия Информация о промежуточных результатах Процесс управления Вход Выход Внешние воздействия Цель Результат Внутреннее воздействие Контроллинг – это упорядоченный и непрерывный процесс обработки данных.

Аутсорсинг в логистике Концепция логистического аутсорсинга заключается в отсутствии необходимости использования собственных ресурсов для организации логистических операций, которые фирма может доверить внешнему партнеру. К отдельным видам аутсорсинга можно отнести: производственный аутсорсинг, аутсорсинг в финансовой и банковской сфере, в сфере логистики, аутсорсинг взаимоотношений с налоговыми и правовыми институтами, аутсросинг сервисных функций, аутсорсинг информационных технологий и др.

Схема принятия решения об аутсорсинге Структуризация функций и бизнес-процессов Оценка уровня и качества компетенций Должны остаться внутри организации Могут быть переданы аутсорсеру Анализ потенциальных аутсорсеров: -количественный (стоимость) -качественный (компетенции) Аутсорсинг Собственное производство

Аутсорсинг в логистике Логистические провайдеры, они же провайдеры (операторы) логистических услуг (Logistic Service Providers – LSPs, 3PLs, TPLs) – это коммерческие организации, оказывающие услуги в сфере логистики, выполняющие отдельные операции или комплексные логистические функции (складирование, транспортировка, управление заказами, физическое распределение и пр.), а также осуществляющие интегрированное управление логистическими цепочками предприятия-клиента.

Структура мирового рынка логистических провайдеров

Контрольные вопросы 1. В чем заключается особенность логистической системы, каковы ее основные свойства, и какие тенденции рынка диктуют условия трансформации современных логистических систем? 2. Как устанавливаются границы системы и, в частности, какие существуют способы определения границ логистической системы? 3. В чем заключается особенность макрологистических систем, как они классифицируются? 4. Что понимается под микрологистической системой, каковы ее элементы? 5. В чем отличие традиционного подхода к управлению от логистического, каковы принципы логистического управления? 6. Какие существуют стадии организационного развития логистического управления? Какая организация логистического управления наиболее перспективна в отношении полноценной реализации интегрированной логистической концепции? 7. Как проводиться анализ издержек по всем видам логистической деятельности? 8. Какие формы контроля используются в процессе управления логистической системой? 9. Какие виды рисков характерны для логистической системы, и какие существуют формы страхования данных рисков? 10. В чем суть аутсорсинга в логистике?

Название метода Содержание метода Недостаток Метод аналогий Применение баз данных о рисках аналогичных процессов Не учитывается факторная вариантность Анализ сценариев Составление полного перечня возможных вариантов развития событий и их оценка Трудность определения вероятности события Метод экспертных оценок Оценка рисков по балльной системе специалистами-экспертами Субъективная оценка Статистические методы: - основанные на вероятностных оценках - управление Альтмана Расчет дисперсии, коэффициентов вариации, корреляции через субъективно или статистически определенную вероятность Многофакторная модель: управление регрессии Сложность, ограниченная информационная полезность Не соответствует российским экономическим условиям Анализ чувствительности Исследование зависимости итоговых финансово-экономических показателей от заданных параметров Не учитывается вероятность наступления рисковых ситуаций Оценка риска

Тема 11 Управление рисками в логистических системах

Riskue – фр., Risko – итал. - опасность, или «Возможная опасность, действие на удачу в надежде на положительный исхода» (С.И. Ожегов). В экономической теории: Риск - математическое ожидание потерь, которые могут произойти в результате принятого решения, т.е. риск – это ущерб, который может произойти при осуществлении определенного решения. Определения

Риск – это неблагоприятная ситуация, событие, наносящее ущерб объекту; – это возможность положительного (шанс) или отрицательного (ущерб, убыток) отклонения фактических значений от планируемых или ожидаемых показателей в процессе деятельности объекта; – это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежности выбора альтернативы и направленная на снижение отклонений от поставленной цели. Определения

Риск в логистической системе – это неблагоприятное событие, которое может привести в ходе логистической деятельности к отклонению фактических параметров логистических потоков на выходе от запланированных. Определения

Причины появления риска Случайность Информационный разрыв Разрыв в компетенции Противодействие Источники риска

Факторы риска Непрерывные: Физические Экономические Технологические Организационные

Дискретные: Факторы риска Физические Экономические Юридические Демографические Социальные Экологические Геополитические

Управление рисками В широком понимании– это деятельность, включающая в себя анализ, оценку и минимизацию рисков В узком понимании - это только процесс минимизации (ликвидации) рисков Риск-менеджмент - Система управления рисками, экономическими и рисковыми отношениями, возникающими в процессе хозяйственной деятельности, в т.ч. и логистической.

Цель управления рисками Главной целью управления рисками является их ограничение и минимизация, уменьшение негативного влияния на конечный экономический результат логистической деятельности и обеспечение надежности ЛС.

Функции К функциям объекта управления относятся: организация разрешения риска; организация работы по снижению уровня риска; организация процесса страхования рисков; организация экономических отношений и связей между субъектами логистического процесса.

Функции К основным функциям субъекта управления относятся: прогнозирование и планирование; организация; регулирование; координация; контроль.

Контроль ЛС за возникающими рисками Физический контроль - различные способы, позволяющие снизить вероятность наступления ущерба или его масштабы. Финансовый контроль - финансовые источники компенсации возможных ущербов.

Исполнительный уровень (звено логистической системы) Координирующий уровень (логистический координационный центр) Формулирование целей и показателей деятельности звена логистической системы Достижение заданных показателей уровня риска Формирование корректирующих воздействий Реализация мероприятий по снижению уровня риска Мониторинг внешней и внутренней среды предприятия Построение профиля риска предприятия Анализ факторов и оценка уровня риска Формулирование целей и показателей функционирования логистической системы Определение уровня рассогласования между заданными и фактическими значениями показателей Получение информации о промежуточных результатах Координация деятельности по управлению рисками в логистической системе Разработка регулирующего воздействия Структура риск-менеджмента в ЛС

Выбор стратегии и приемов управления рисками Разработка программы действий по снижению риска Контроль за реализацией управляющих воздействий Оценка результатов применения методов и процедур управления рисками Определение цели, задач управления риском в ЛС Формирование критериев оценки достижения цели Мониторинг и логистический анализ функционирования ЛС Комплексный анализ рисков в ЛС Этапы организации управления рисками

Критерии надежности системы ЛС время поставки – Т лс, комплектность поставки – К лс, качество поставки – Q лс, общие логистические затраты – Z лс.

Показатели надежности Параметры общие логистические затраты -транспортные -производственные -на себестоимость закупки -складирование -распределения -на сервис -на ИКС -управление и риски качество поставки -точность -место поставки -сохранность(упаковка) -прогнозирование -своевременная информация время поставки -срок заказа -срок производства -срок доставки -срок поступления информации -обработки информации комплектность поставки -соответствие колличества поставки заказу -прогнозирование -полнота удовлетворения заказа Критерии надежности системы ЛС

Составление профиля риска ЛС анализ потенциальных зон риска; идентификация всех возможных рисков и выявление возможных негативных последствий; определение численных значений вероятности наступления рисковых событий и их последствий; осуществление количественной оценки риска; определение приемлемого в данном конкретном случае риска; расчет интегрального показателя риска ЛС; выделение наиболее вероятных по возникновению и весомых по величине потерь

Средства разрешения рисков Избежание риска: полностое избегание возможных потерь и неопределенностей путем отказа от реализации мероприятия, связанного с риском (не брать на себя риск выше привычного уровня). Снижение степени риска : уменьшение вероятности и объема потерь. Принятие (или поглощение) риска: оставление риска за участником экономического потока, когда тот считает целесообразным сохранить риск для получения более высоких доходов или иных выгод при условии, что оставление риска никакому элементу ЛС не причинит убытков.

Избежание риска Инструмента рий Основное содержание Ограничения использовани я Преимущества и перспективы использования Создание системы качества 1)обеспечение качества; 2) управление качеством; 3)планирование качества; 4)улучшение качества Современная система качества охватывает: маркетинг, материально-техническое снабжение, закупку и формирование товарных запасов (товарного ассортимента), транспортировку товаров с учетом обеспечения качества товаров, реализацию товаров и предоставление услуг, упаковку, фасовку и хранение, деятельность после продажи. Метод трудоемкий, требует согласованност и действий всех участников логистической деятельности Создание единой системы качества в рамках логистической системы для сокращения общих затрат на качество, улучшение оперативности управления, эффективного удовлетворения запросов покупателей

Проверка партнеров по бизнесу и условий заключения сделки Это внутренний источник минимизации риска, который предполагает соблюдение правила 5 «си»: 1. Характер (character) – личность заемщика, его репутацию в деловом мире, ответственность и готовность выполнить взятое обязательство 2. Финансовые возможности (capacity) – способность погасить взятую ссуду за счет текущих денежных поступлений или от продажи активов 3. Имущество (capital) – величину и структуру акционерного капитала 4. Обеспечение (collateral) – виды и стоимость активов, предлагаемых в качестве залога при получении кредита 5. Общие условия (conditions) – состояние экономической конъюнктуры и другие внешние факторы. Применение данного метода предполагает использование информационных услуг; создание собственной системы сбора и анализа информации о потенциальных или существующих контрагентах. Метод требует высокого профессионализ ма, а также определенных, а во многих случаях и значительных затрат Оценка потенциальных и существующих участников логистической деятельности в процессе создания логистической системы Избежание риска

Страхование Метод избежания от рисков, сущность которого состоит в передаче риска за определенное вознаграждение кому-либо другому, т.е. распределение ущерба между участниками страхования. Страхование имеет ряд ограничений: - цена; - перечень страхуемых рисков Минимизация практически всех имущественных, а также коммерческих и производственных рисков в логистической системе Избежание риска

Создание и участие в обществах взаимного страховани я Общество взаимного страхования – это некоммерческая организация, создаваемая гражданами и хозяйствующими субъектами на взаимной основе путем объединения денежных средств, необходимых для страхования имущественных интересов своих членов. Данный метод не используется в отечественной практике. Метод требует наличия свободных финансовых ресурсов; метод не используется в отечественной практике из-за отсутствия правовой базы. Целесообразно использовать звеньями ЛС для снижения рисков путем создания общества взаимного страхового совместно со сторонними организациями Избежание риска

Подбор персонала предприятия Внутренний источник снижения риска – это тщательный подбор работников фирмы. Чем больше работников, тем больше риск от принятого каждым из них решения. Штат должен набираться по принципу компетентности и заинтересованности в работе. Для оценки партнеров нужны определенны е знания, выработанна я методика выбора партнеров Целесообразно использовать при выборе поставщиков, логистических посредников Избежание риска

Снижение степени риска Распределение риска между участниками логистической деятельности Это метод передачи риска, при котором риск вероятного ущерба или потерь делится между участниками так, что возможные потери каждого невелики. Передача риска происходит через заключение контракта. Различают следующие типы контрактов: 1. Строительные контракты. 2. Аренда 3. Контракты на хранение и перевозку грузов 4. Контракты продажи, обслуживания, снабжения. Метод не всегда может обеспечить надежность системы, т.к. партнер, на которого была возложена ответственность за риск, может оказаться финансово недостаточно устойчивым, чтобы преодолеть последствия от действия рисков Распределение риска потери или порчи продукции между промышленным предприятием и транспортной организацией путем заключения контракта на хранение и перевозку грузов Распределение риска не реализации продукции путем заключения контракта между оптовым торговцем и производителем или между розничным и оптовым торговцем о возврате части непроданных товаров Распределение риска поставки некачественной продукции путем заключения контракта продажи, обслуживания (гарантия устранения дефектов либо замены некачественного товара или некачественно выполненной услуги)

Диверсификация Метод, направленный на снижение риска, при котором предприятие использует свои средства в разных сферах, чтобы в случае потери в одной из них компенсировать его за счет другой сферы. Диверсификац ия не дает возможности снизить последствия систематическ их рисков в ЛС Диверсификация в пространстве поставщиков для снижения риска срыва поставки материальных ресурсов Снижение степени риска

Диссипац ия Распределение общего риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. Распределение общего риска путем объединения с другими участниками, заинтересованны ми в успехе общего дела не дает возможности снизить последствия систематических рисков в ЛС Использование при синтезе в макрологистическ ую систему предприятий, связанных в процессе управления материальными и др. потоками. Снижение степени риска

Лимитирован ие Установление системы ограничений как сверху, так и снизу, способствующей уменьшению степени риска. Метод высоко трудоемкий, т.к. представляет собой многошаговую процедуру, включающую установление перечня лимитов, размер каждого из них, их предварительный анализ и законодательное утверждение Ограничение доли отдельных логистических затрат в общем объеме логистических затрат для снижения риска увеличения общих логистических затрат Снижение степени риска

Локализация Выделение определенных видов деятельности, которые могут привести к возникновению рисковой ситуации Метод трудоемкий и требует высокого профессионализ ма Выделение и анализ наиболее опасного звена системы, логистической операции, чтобы сделать их более контролируемыми Снижение степени риска

Резервиров ание или самострахо вание Самострахование (или резервирование) – это механизм, с помощью которого предприятие страхует само себя, самостоятельно накапливая средства для покрытия любых убытков. Резервы формируются за счет части собственных средств, и они могут быть финансовыми, материальными, информационными (консалтинг). Создание резервов предполагает оценку потенциальных последствий риска и размеров расходов, необходимых для преодоления сбоев, т.е. на покрытие убытков. Одним из способов самострахования является создание собственных страховых компаний – кэптивных компаний для страхования своих рисков. Резервирование является крайне трудоемким и дорогостоящим способом компенсации риска, и требует высокого профессиональн ого управления резервами Формирование резервов запасов сырья, материалов, готовой продукции на случай срыва поставки Формирование финансовых резервов на случай непредвиденных расходов, связанных с изменением тарифов и цен Создание резервного денежного фонда для «замораживания» (временного) цены на продукцию в случае увеличения стоимости ресурсов, посреднических расценок и др. Снижение степени риска

Прогнозирован ие внешней экономической обстановки Суть метода заключается в периодической разработке сценариев развития и оценке будущего состояния среды хозяйствования для данной логистической системы, в прогнозировании поведения возможных партнеров или действий конкурентов. Метод трудоемкий, требует обширной предварительно й аналитической работы, от полноты и тщательности которой зависит эффективность его применения. Целесообразно использовать при проектировании и организации логистической системы, т.е. при выборе поставщиков, логистических посредников Снижение степени риска

Мониторинг социально- экономической и нормативно- правовой среды Данный метод основан на применении актуализируемых компьютерных систем, нормативно–справочной информации, подключении к сетям коммерческой информации, проведении собственных прогнозно- аналитических исследований, заказе соответствующих услуг консультационных фирм и отдельных консультантов, определении новых тенденций во взаимоотношениях элементов логистической системы. Метод подразумевает заблаговременную подготовку к нормативным новшествам, планирование необходимых мер для компенсации потерь от изменения правил ведения логистической деятельности, корректировку тактических и стратегически планов. Метод требует специального технического и программного обеспечения; является трудоемким, требующим обширной предварительн ой аналитической работы, от полноты и тщательности которой зависит эффективность его применения Использование для анализа и управления рисками в отдельных звеньях ЛС и всей системе в целом в совокупности с другими методами Снижение степени риска

Поиск информации Метод управления риском, направленный на снижение риска путем нахождения и использования необходимой информации для принятия рискового решения. Необходимая для принятия надежного решения информация часто бывает либо труднодоступно й, либо стоит слишком дорого Использование для анализа и управления рисками в отдельных звеньях ЛС и всей системы в целом в совокупности с другими методами Снижение степени риска

Воздействи е на источник риска Заключается в попытке изменить поведение источника риска так, чтобы угроза, исходящая от него, для данной организации стала меньше. Метод имеет ряд ограничений: - не всегда можно идентифицировать источники риска; - требует квалифицированно го риск- менеджмента; - требует обширной предварительной аналитической работы, от полноты и тщательности которой зависит эффективность его применения Использование метода необходимо всеми звеньями ЛС и всей системой в целом, причем применяемые меры не должны никому причинять убытков и быть полезными всей системе в целом Снижение степени риска

Бизнес- планировани е Это внутренний источник минимизации риска, заключающийся в планировании и прогнозировании развития предприятия. Эффективное прогнозирование и планирование дают возможность предпринимателю предвидеть экономические колебания и приспособиться к ним или к изменениям конъюнктуры рынка, снизив, таким образом, уровень риска. Метод требует организационны х мероприятий, возможны значительные финансовые затраты Может успешно использоваться отдельными звеньями системы для планирования производственно- коммерческой деятельности и обеспечения надежности своего функционирования. Снижение степени риска

Управление рисками Анализ риска (сбор информации) Анкетирование и интервьюирование Структурные и потоковые карты и диаграммы Оценка риска Схема управления рисками

Название метода Содержание метода Недостаток Метод аналогий Применение баз данных о рисках аналогичных процессов Не учитывается факторная вариантность Анализ сценариев Составление полного перечня возможных вариантов развития событий и их оценка Трудность определения вероятности события Метод экспертных оценок Оценка рисков по балльной системе специалистами-экспертами Субъективная оценка Статистические методы: - основанные на вероятностных оценках - управление Альтмана Расчет дисперсии, коэффициентов вариации, корреляции через субъективно или статистически определенную вероятность Многофакторная модель: управление регрессии Сложность, ограниченная информационная полезность Не соответствует российским экономическим условиям Анализ чувствительности Исследование зависимости итоговых финансово-экономических показателей от заданных параметров Не учитывается вероятность наступления рисковых ситуаций Оценка риска

На основе результатов экспертного анализа риски систематизируются в 4 группы по: вероятности риска: -на риски с высокой и невысокой вероятностью возникновения; опасности последствий риска: -на значительные и незначительные. Качественная оценка риска Балл Высокая вероятность возникновения риска 0,45 - 1,0 Невысокая вероятность возникновения риска 0,0 - 0,45 Значительные последствия наступления риска 0,35 - 1,0 Незначительные последствия наступления риска 0,0 - 0,35 Схема управления рисками

Опасность III IVIII Вероятность В результате группировки рисков по качественным характеристикам составляется график рисков: I – риски с высокой вероятностью наступления, последствия которого значительны; II – риски с низкой вероятностью наступления, последствия которого значительны; III – риски с высокой вероятностью наступления, последствия которого незначительны; IV - риски с низкой вероятностью наступления, последствия которого незначительны. Схема управления рисками

Размер возможных убытков Вероятность риска Высокая Невысокая Значительный уклонение от риска; предотвращение убытков; минимизация потерь; поиск информации; распределение риска; передача риска; передача контроля за риском страхование; хеджирование (хедж - специфическое капиталовложение, сделанное, чтобы уменьшить риск ценовых движений) распределение риска; предотвращение убытков Незначительный предотвращение убытков; минимизация потерь; самострахование; поиск информации предотвращение убытков; самострахование