Тема:Путешествие в мир поэзии. Цель урока: понять отличие стиха от прозы, научиться выразительно читать стихи, повторить выразительные средства русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Медиатексты в электронном формате (по творчеству А.С.Пушкина)
Advertisements

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум.
Познакомить учащихся с информацией о лицейских годах поэта, с произведением А.С.Пушкина «Узник». При помощи выразительного чтения воздействовать на учащихся.
Времена года. А.С. Пушкин. Весна Весна, весна, пора любви Как тяжко мне твое явленье, Какое томное волненье В моей душе, в моей крови… Все, что ликует.
Александр Сергеевич Пушкин «Осень».
Презентация к уроку по музыке по теме: Презентация и конспект урока в 4 классе. "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья..."
Презентация на тему: "Золотая осень"
Времена года в стихах русских поэтов Времена года в стихах русских поэтов Выполнила ученица 5 «а» класса Хатасской СОШ Ивановой Кюннэй Ивановой Кюннэй.
Он сидел в креслах на крыльце Он сидел в креслах на крыльце дома. На нём был кафтан. Шапка была надвинута на глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Старшины.
Обобщающий урок по теме: « Осень пришла» 2 класс УМК « Планета знаний» Подготовила: учитель МОУ « ООШ с. Ленинское» Чинченко Л.А.
Александр Сергеевич Пушкин Мотив свободы в лирике Пушкина.
«В НЕЙ ЕСТЬ ДУША, В НЕЙ ЕСТЬ СВОБОДА…» Времена года в русском искусстве Времена года в русском искусстве Литературная гостиная Литературная гостиная Из.
Роды литературы классическая макро классификация литературных произведений, восходящая (как обычно считают) к Аристотелю («Поэтике»). Критериями служат:
Логинова Ольга Григорьевна ГУ «Общеобразовательная средняя школа 7» Зыряновский район г.Зыряновск ВКО Казахстан.
Григорьева Ирина Владимировна, преподаватель Санкт-Петербургского суворовского военного училища Презентация для проведения урока литературы в 10 классе.
А.С.Пушкин. Слово о писателе. Лицейские годы. «Узник»- вольнолюбивые устремления. Урок по литературе в 6 классе. Автор: Тышкевич О.Ю.
Сочинение по картине В.Е.Попкова «Осенние дожди». (Урок по русскому языку для 8 класса). Автор – Судакова С. Р.
БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ А.С.ПУШКИНА Презентация Соломко Юлии – ученицы 10 класса.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Транксрипт:

Тема:Путешествие в мир поэзии. Цель урока: понять отличие стиха от прозы, научиться выразительно читать стихи, повторить выразительные средства русского языка, научиться опыту сочинения. Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок –путешествие.

План урока. Организационный момент. Экипажи- по машинам. Первая станция: «Чудо поэтического слова»-чтение стихотворений. Вторая станция: Лирика. Как возникло слово «лирика»? Третья станция: Поэтическая лаборатория. Четвертая станция: Выразительные средства языка. Пятая станция: Поэтическая мастерская. Шестая станция: Подведение итогов.

Отрывок из стихотворения А.С.Пушкина « Осень». Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

Зимний вечер Бура мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.

И.И.Пущину Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!

Узник Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном. Клюёт, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно. Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»

Вторая станция Лирика. Миф- это предание, сказание. Есть очень красивый древнегреческий миф о певце Орфее. Он пел так хорошо, что все были очарованы его голосом, пением. Даже дельфины плыли за судном, на котором пел свою песню Орфей. Однажды дельфин спас Орфея от смерти- вынес его на своей спине на берег. Орфей играл на музыкальном инструменте, который назывался Лирой. Отсюда и возникло слово «лирика». Lirihos- музыкальный, напевный (греч.). Произведения, в которых выражаются чувства, мысли и переживания людей, называются лирическими. Можно ли прочитанные ребятами стихи назвать лирическими?

Третья станция Поэтическая лаборатория. Ритм. Рифма. Ритм-это чередование ударных и безударных слогов. Бу-ра/ мгло-ю/ не-бо/ кро-ет. Ритм можно простучать. - -/- -/--/- -/ Рифма- это звуковые совпадения в конце слов: …кроет, …крутя; …завоет, …дитя. Двусложные размеры стиха: -- хорей. - - ямб. Лирика обычно существует в стихотворной, ритмической форме. Ритм – это сердце лирики. Ты возбуждён- сердце бьётся чаще, грустен, раздумчив – медленнее. Когда звуки слова соединяются с ритмом, возникает музыка. Слушать надо музыку стихотворения.

Игра в рифмы. Строчка- точка, дочка, кочка… Дружок- Лапка- Травинка- Зашумит- Лачужка- Туманы- Луна- Бежит-

Весна. Вот уж снег последний в поле тает, Тёплый пар исходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. Юный лес в зелёный дым одетый, Тёплых гроз нетерпеливо ждёт, Всё весны дыханием согрето, Всё кругом и любит, и поёт. А.К.Толстой

Пятая станция. Поэтическая мастерская. Напишите стихотворение по предложенным рифмам. …тает, …земли, …расцветает, …журавли. …одетый, …ждет, …согрето, …поёт

Выразительные средства русского языка. Эпитет- красочное, художественное, образное определение, используемое для создания яркой картины(пейзажа, портрета, интерьера). Серебраная седина, шёлковые кудри, солнечная улыбка, мертвая тишина… Сравнение- изображение одного предмета путём сравнения с другим. Как алмазы, горат капли сдержанных слёз… Олицетворение-изображение неживых предметов в виде живых существ: «вьюга злится…».

Подберите эпитеты. Мороз, тайга, небо, ночка, море, лес, слёзы, тишина, волк, берёза. Слова для справок: синее, трескучий, глухая, мёртвая, тёмная, дремучий, горькие, серый, кудравая.

Послушаем музыку... Проза Лирика Недаром злится зима, её пора прошла. Весна стучится в окно и гонит со двора. Зима недаром злится, Пришла её пора- Весна в окно стучится И гонит со двора.

Выводы: Стихи -это ритм. Если убрать из стихов ритм, то исчезнет музыка, исчезнет красота. Ритм – везде… Звучит музыка- в ней ритм… Всходит и заходит солнце, подчиняясь космическому ритму… Своей чередой приходят осень, зима, весна, лето…Это ритм природы… Ритмично бьётся сердце, и продолжается жизнь… Лирика – это музыка жизни! Живите красиво!

Учитель русского языка и литературы Соловьёвской СОШ Чурапчинского улуса Республики Саха(Якутия)