По книге Д.С.Лихачёва «Земля родная». Глава «Катеринушка закатилась»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА УРОКА: «Сплетём венок доброты». Цель: 1. Повторить изученный материал по теме «Лексика», подготовка к ГИА. Цель: 1. Повторить изученный материал.
Advertisements

«Мы – люди, потрясённые Шукшиным» Презентация к уроку литературы в 7-ом классе по рассказам В. М.Шукшина.
Урок конференция по литературе в 6 классе Тема: Тема: Мир детства в произведениях мировой литературы. Мир детства в произведениях мировой литературы.
Литература и мы, читатели Вводный урок в 10 классе Учитель Тетерина Л. Н.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Подготовила учитель начальных классов Абрамовских Г.Н.
Автор урока – Борискова Божена Борисовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 58 с углублённым изучением предметов естественно-математического.
Урок по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» Краткость – сестра таланта А.П. Чехов.
Сценарий родительского собрания. ЦЕЛЬ родительского собрания: Показать родителям развитие ребёнка в семье, как личности Показать родителям развитие ребёнка.
Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью: это было больно. А. Приставкин
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
Автор: Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2043.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Книжкина неделя. Современник XX-го века Дмитрий Сергеевич Лихачёв ( ) – великий советский учёный, филолог, всю жизнь посвятивший русской литературе,
Урок литературы в 7 классе по теме «Сложность взаимоотношений взрослых и детей» по рассказу И.А. Бунина « Цифры» Выполнила учитель русского языка и литературы.
МОУ СОШ 6 г.Вольска Саратовской обл. КОНКУРС «Педагогический Олимп.Начальное образование» Тема: Семья и я. Л.Н.Толстой «Лучше всех», Колыбельная: русская.
Как будут учиться наши дети? «Не так, как учились мы!» Образовательная система «Школа 2100»
Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно. И.Брехман Подготовка к ЕГЭ (часть С)
Транксрипт:

по книге Д.С.Лихачёва «Земля родная». Глава «Катеринушка закатилась»

«... Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти. А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки. А иногда чудачества. О них рассказывают...» Дмитрий Сергеевич Лихачёв «... Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти. А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки. А иногда чудачества. О них рассказывают...» Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Цели: Цели: приблизить нравственный опыт Лихачёва к жизни современного ребёнка, помочь ребёнку понять, осознать и почувствовать лучшие стороны своего собственного Я; приблизить нравственный опыт Лихачёва к жизни современного ребёнка, помочь ребёнку понять, осознать и почувствовать лучшие стороны своего собственного Я; обучать ведению диалога-рассуждения; обучать ведению диалога-рассуждения; задуматься о важности такого проявления человеческих отношений, как забота о других людях; научиться заботиться не только о себе, но и о других людях. задуматься о важности такого проявления человеческих отношений, как забота о других людях; научиться заботиться не только о себе, но и о других людях.

Задачи: прочтение текста Лихачёва не только как историографического, мемуарного материала, но и как образца прекрасного литературного слога, образного высокохудожественного стиля; прочтение текста Лихачёва не только как историографического, мемуарного материала, но и как образца прекрасного литературного слога, образного высокохудожественного стиля; развитие творческих способностей учащихся; навыков выразительного, вдумчивого чтения, монологической речи, умений отстаивать свою точку зрения, аргументировать; развитие творческих способностей учащихся; навыков выразительного, вдумчивого чтения, монологической речи, умений отстаивать свою точку зрения, аргументировать; воспитание отзывчивости, чуткости, душевности; привитие умений сопоставлять прочитанное с жизненными ситуациями, понимать людей. воспитание отзывчивости, чуткости, душевности; привитие умений сопоставлять прочитанное с жизненными ситуациями, понимать людей.

Оборудование: портреты Д.С.Лихачёва, интерактивное устройство, книги «Земля родная», «Письма о добром». портреты Д.С.Лихачёва, интерактивное устройство, книги «Земля родная», «Письма о добром». На доске эпиграф к уроку: На доске эпиграф к уроку: «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль». «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль». Д.С.Лихачёв Д.С.Лихачёв

Этапы урока: 1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока. 2. Слово учителя. 3. Актуализация знаний. Презентация о Д.С.Лихачёве. 4. Комментированное чтение эпизодов. Диалог – рассуждение. 5. Инсценировка эпизода. 6. Подведение итогов работы по тексту. 7. Чтение воспоминаний дочери Д.С.Лихачёва. 8. Обсуждение. 9. Творческое задание. 10. Итоги урока. 11. Задание на дом.

Вопросы для беседы по тексту: 1. Понравился ли вам рассказ Д.С.Лихачёва? Какие эпизоды запомнились? О ком вы узнали? 2. Почему Катеринушка была как родная для семьи? 3. Что означали слова бабушки: «Катерина закатилась»? 4. Как вы поняли слова автора о Катеринушке: «Счастье входило вместе с ней в семью»? 5. Кого из героев прочитанных вами произведений напомнила Катеринушка? 6. Чему учит этот рассказ? Над чем заставляет задуматься?

Что можно сказать о самом авторе этих воспоминаний? Как они характеризуют его? Что можно сказать о самом авторе этих воспоминаний? Как они характеризуют его? - «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях», – писал Лев Николаевич Толстой и, наверное, был прав. Д.С.Лихачёв – умный, добрый и благодарный человек. Он сохранил в памяти «талант личности», доброту Катеринушки и сумел нам рассказать об этом трогательно и красиво, с юмором. Память автора о прошлом светла, поэтична. Ещё с детства он понял, что люди, общаясь, создают друг друга! - «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях», – писал Лев Николаевич Толстой и, наверное, был прав. Д.С.Лихачёв – умный, добрый и благодарный человек. Он сохранил в памяти «талант личности», доброту Катеринушки и сумел нам рассказать об этом трогательно и красиво, с юмором. Память автора о прошлом светла, поэтична. Ещё с детства он понял, что люди, общаясь, создают друг друга!

Из письма дочери Д.С.Лихачёва: «...Папа когда-то сказал, что если бы он не стал филологом, то стал бы архитектором. Он прекрасно рисовал и очень любил строить из песка целые города, замки со рвами, Московский Кремль - и собирал вокруг себя много народа. Издав с заведующей моим отделом И.И. Плешановой альбом о древнерусском прикладном искусстве, коллекцию которого я храню в Русском музее долгие годы, я написала на этой книге: "Моим родителям - лучшим в мире". Я так считаю всегда, и это действительно так...» «...Папа когда-то сказал, что если бы он не стал филологом, то стал бы архитектором. Он прекрасно рисовал и очень любил строить из песка целые города, замки со рвами, Московский Кремль - и собирал вокруг себя много народа. Издав с заведующей моим отделом И.И. Плешановой альбом о древнерусском прикладном искусстве, коллекцию которого я храню в Русском музее долгие годы, я написала на этой книге: "Моим родителям - лучшим в мире". Я так считаю всегда, и это действительно так...»

8. Творческое задание. Создайте собственный рассказ « Человек, о котором я хочу вам рассказать...» 9. Домашнее задание. Прочитайте главу из этой книги «О моём учителе», другие главы, подумайте над ними. 9. Домашнее задание. Прочитайте главу из этой книги «О моём учителе», другие главы, подумайте над ними. Как прочитанное характеризует самого автора? Какие из советов Д. С. Лихачева показались особенно необходимыми вам? Попробуйте создать свое небольшое Слово о Д.С.Лихачеве. Как прочитанное характеризует самого автора? Какие из советов Д. С. Лихачева показались особенно необходимыми вам? Попробуйте создать свое небольшое Слово о Д.С.Лихачеве.

Дорогие друзья! Каждый день, час, урок может стать моментом строительства Вами самого себя, Вашего возрастания, преображения. Очень многое зависит от Вас, от Вашей жизненной позиции. Пусть пример жизни Д.С.Лихачева помогает нам и нашу жизнь выстраивать как путь добра и творчества. Успехов вам! Дорогие друзья! Каждый день, час, урок может стать моментом строительства Вами самого себя, Вашего возрастания, преображения. Очень многое зависит от Вас, от Вашей жизненной позиции. Пусть пример жизни Д.С.Лихачева помогает нам и нашу жизнь выстраивать как путь добра и творчества. Успехов вам!

Использованная литература 1. Лиханов А. А. Повторение пройденного. Письмо учителю // Лихачев Д. С. Заветное. – М., – С. 256 – Лиханов А. А. Повторение пройденного. Письмо учителю // Лихачев Д. С. Заветное. – М., – С. 256 – Лихачёв Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, Лихачёв Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, Письма о добром. – 4 – е изд., испр. и доп. – СПб.: Нотабене, – 232 с. 3. Письма о добром. – 4 – е изд., испр. и доп. – СПб.: Нотабене, – 232 с. 4. Праздникова, Г.З. Формирование ценностных ориентаций подростков на основе педагогических идей Д.С. Лихачева // htpp:// doc 4. Праздникова, Г.З. Формирование ценностных ориентаций подростков на основе педагогических идей Д.С. Лихачева // htpp:// doc 5. Талышева, Л.П. Изучение наследия Д.С. Лихачева в школе // Новосибирский епархиальный вестник Талышева, Л.П. Изучение наследия Д.С. Лихачева в школе // Новосибирский епархиальный вестник Тонконогая Е. П. Д.С. Лихачев "Письма о добром" (педагогический комментарий). - СПб., [2007] 6. Тонконогая Е. П. Д.С. Лихачев "Письма о добром" (педагогический комментарий). - СПб., [2007] 7. Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ: сб. / сост. О. Е. Лебедев. - СПб, Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ: сб. / сост. О. Е. Лебедев. - СПб, 2006.