Исследовательский проект. Гипотеза: Современная публицистика всё отчетливее персонифицируется. Точка зрения конкретного лица интересна сегодня сама по.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности публицистического стиля. Сфера употребления Общественно-экономические Политические Культурные отношения Газеты, журналы.
Advertisements

Урок русского языка в 11 классе Тема урока: Особенности публицистического стиля Учитель: Борисова В. Г.
Что такое публицистический стиль речи? Выполнили: Шалхар Нүрила Төлепберген Әлем Оразбек Бектас.
Стили русского языка. Стиль – совокупность языковых (речевых) средств, определяемых развитием человека, ситуацией общения, стремлением сделать речь понятной.
Публицистический стиль речи Мультимедийная презентация.
Стили речи РазговорныйКнижные Официально -деловой Научный Публицисти ческий Художеств енный.
Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
Название стиля: Научный Функциясообщение научных сведений, научное объяснение фактов Сфера употребления официальная обстановка Жанрынаучная статья, доклад,
Публицистический стиль речи: особенности, жанры, сфера употребления.
Об истории публицистического стиля. Ученицы 10 класса Шарниной Юлии.
Публицистический стиль речи. Выполнила ученица 11 класса «Б» МОАУСОШ школы200 Якубовская Таисия.
Стили литературного языка. Цели урока дать представление о публицистическом стиле, его признаках; формирование умения определить текст публицистического.
Публицистический стиль речи.. Функции публицистического стиля. Сообщение информации Воздействие на читателей, слушателей.
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
Тема урока Публицистический стиль, стилевые и языковые особенности, жанры.
13. Публицистический стиль 1. Определение, подстили и жанры 2. Стилевые черты 3. Языковые особенности.
Цель урока: 1) подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту; 2) совершенствовать навыки анализа текста; 3) воспитывать уважительное.
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
Публицистический стиль речи.. Функции публицистического стиля. Сообщение информации Воздействие на читателей, слушателей.
Сфера употребления художественного стиля Язык художественной литературы: стиль писателя Стиль литературного направления Задача речи Эстетическая Создание.
Транксрипт:

Исследовательский проект

Гипотеза: Современная публицистика всё отчетливее персонифицируется. Точка зрения конкретного лица интересна сегодня сама по себе.

1. Указать насущные жизненные проблемы и вопросы, обсуждаемые в СМИ; 2. Посмотреть, как одна и та же проблема рассматривается разными публицистами; 3. Указать собственные пути решения этих проблем; 4. Исследовать особенности речи одного из известных публицистов нашего времени.

Конечный продукт проекта Презентация Исследовательская работа Творческая работа Заметка Репортаж Интервью Эссе Статья Соцопрос

Почему многие писатели обращаются к публицистическому стилю? Какие изменения и процессы происходят в современной публицистике и каковы основные приметы публицистического стиля в наши дни?

Что нужно сделать? 1) П рочитать статьи СМИ за последний месяц. 2) В ыбрать тему, над которой хотелось бы работать. 3) П рочитать публицистику на выбранную тему. 4) П одготовить обзорную статью. 5) С оздать презентацию. 6) О братиться к учителю за консультацией. 7) Н аписать рецензию к предложенному тексту. 8) П одготовить сообщение об одном из представителей современной публицистики. 9) Н аписать работу в одном из жанров публицистики.

Я определила 1. В область публицистики входят только насущные вопросы, имеющие решающее значение в направлении текущей жизни.

Насущные вопросы сегодняшнего дня: 1) Отсутствие профессионализма – главная причина кораблекрушений. 2) Авиакатастрофы 21 века. Кто виноват? 3) Причины подросткового суицида. 4) Подростковая наркомания. 5) А если за рулем пьяный водитель? 6) Есть ли будущее у родного села? 7) Плюсы и минусы ЕГЭ.

Что волнует публицистов? 1) Как привлечь внимание к проблеме? 2) Как побудить молодого читателя прочесть статью, поднимающую обще нравственные вопросы?

оперативно- новостные – заметка во всех ее разновидностях; исследовательскойй- новостные – корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия исследовательскойй- образные – очерк, эссе, фельетон, памфлет. исследовательские – статья, письмо, обозрение оперативно- исследовательские – интервью, репортажи, отчеты;

оппозиционный (негативная тональность); одобрительный (позитивная тональность); подчеркнуто-объективный (нейтральная тональность). (Клушина Н.И. «Стилистика публицистического текста»)

Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств: Лексика торжественная ( мерило, воззрение, источать, несравненно) общественно- политическая, экономическая, общекультурная языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках) использование образных средств акцентирование авторского «я», личной оценки ситуации;

морфология использование личных местоимений 1 и 2 лица (я,ты, мы, вы) использование форм глагола 1 и 2 лица (считаю, думаешь, знаем, видите) частые лексические повторы

неиспользование причастных и деепричастных оборотов; употребление побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов; использование обращений;частые синтаксические повторы; использование сложных синтаксических конструкций; наличие вводных слов и предложений;

Многие литературные деятели обращаются к публицистическому стилю. Кто они?

Представители современной публицистики Татьяна Толстая («Частная годовщина», а именно: «Квадрат», «Что в имени тебе моем?» и «Женский день»). ярко выраженная оценочность и экспрессивность. внешняя объективизация в сочетании с субъективной интерпретацией сатира, ирония, игра слов, диалог с читателем

Оценочность ее речи проявляется на разных языковых уровнях: лексическом, синтаксическом, стилистическом, например: – в использовании слов с оценочной семантикой (примитивные притчи, дешевые поучения; мелкой суетливой возней; неучей, посредственностей и бездарностей). Созданию языковой экспрессии способствуют и яркие тропы, и употребление экспрессивной лексики, слов с отрицательной коннотацией: ха-ха, ужас, фурии, кричат, унижают, тыкают в тебя пальцем, восклицания и обращения к читателю: Ужас какой!

Вывод: Мастер, мастер эта Татьяна Толстая. И мастер того рода, что не романы с повестями ей только сочинять, а выдавать свою жесткую, умную, веселую, личную эссеистику. Сергей Боровиков Таким образом, публицистику Т.Толстой можно охарактеризовать как публицистику сатирическую.

Представители современной публицистики («Доля ты русская», «Исчужили Россию», «Чья это страна?», «Прилавок культуры» и др.)

«... культура у нас на два лица. Одно родное, отвечающее нашим представлениям о добре и красоте, созывающее наши души на праздник любви и братства, целительное, очистительное. И второе – самозваное, крикливое, агрессивное, закладывающее семена пустоцвета» Сейчас же «это заемная, безнравственная, без национальная развлекаловка, бесконечное и бесстыдное шоу во время чумы»

У Распутина в подавляющем большинстве выделяют оппозиционный стиль. Это открыто выраженное несогласие, основанное на личных наблюдениях автора, его знаниях и прогнозах. Статьи Распутина дискуссионные, критичные, вызывающие у читателя сомнение, заставляющие задуматься. Память, Вера, Душа, Язык и Слово – составляющие русской духовности, – в центре внимания публициста, озабоченного «чужеродным», западным влиянием, лишающим Россию «самопутного» развития. «Культура», «времена», «нравственность», «духовное воспитание» - ключевые слова.

Публицистика В.Г. Распутина – явление культурного, общенационального значения. Как особая творческая форма освоения действительности она отличается ярко выраженной авторской позицией, ориентацией на факты, социальной направленностью, гуманистическим началом.

Дмитрий Сергеевич Лихачев Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.

Представители современной публицистики Минкин Александр Викторович российский журналист и театровед. Автор публикаций о коррупции в России. «Письма президенту» (Московский комсомолец) Хинштейн Алекса́ндр Евсе́евич (р. 26 октября 1974, Москва) журналист, Депутат Государственной Думы

Я определила : для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской, например: позитивные перемены, энергичный старт, безответственное заявление, твёрдая позиция, подковёрная борьба, прорыв на переговорах, грязные избирательные технологии, злодейское убийство, гнусные измышления, тяжелейший кризис, небывалое наводнение, безумная авантюра, наглый налёт, политический спектакль, ангажированная пресса, галопирующая инфляция, идеологический бульдозер, нравственная холера.

Часто используются устойчивые сочетания: эстафета поколений, шагать в ногу с веком, пустить утку и др. общеязыковые фразеологизмы, наполненные новым содержанием: а) с негативной оценкой: загребать жар чужими руками, петь с чужого голоса, погреть руки ; б) с положительной оценкой: трудиться не покладая рук, золотые руки.

Пример из газеты «Комсомольская правда» В Москве совершено нападение на одного из активистов еврейского культурного центра, и материал А. Гамова посвящается растущему в обществе антисемитизму. «В этот вторник случилось то, что рано или поздно должно было случиться. Состав преступления, который никто не заметил, тронулся с места и набирает ход. Он вооружен и очень опасен. И сегодня, чтобы остановить его, недостаточно только поймать и обезвредить стрелочника-недоростка, пролившего кровь невинного человека». А. Гамов Здесь и игра словами («состав преступления» – «состав тронулся»), и киноассоциации (ссылка на фильмы «Вооружен и очень опасен» и «Найти и обезвредить»), и переосмысление известного фразеологизма («найти стрелочника», то есть крайнего – «поймать стрелочника»), и использование неологизма («недоросток» вместо «переросток»).

Какие же изменения и процессы происходят в современной публицистике?

Имя (в широком смысле этого слова) становится знаком издания или канала, представляющих это имя: Леонид Парфенов на НТВ, Юрий Щекочихин в «Новой газете», Александр Васинский в «Известиях»... Имя способствует возникновению диалога с аудиторией.

* выразительность, необычность, неожиданность авторских суждений, * непринужденно- разговорный язык «с неожиданными пропусками слов и произвольной расстановкой акцентов». Я увидела

1 рождает многоголосие, возникает эффект субъективности; полифонизм звучащих голосов, предлагающих различные точки зрения, побуждает аудиторию к самостоятельному определению собственной позиции. ( Прямая линия в «Комсомольской правде», рубрика «Мнение» в «Известиях», «Письма про то, как мы живем» в «Новых Известиях», беседы со слушателями в живом эфире на «Русском радио» )

2 Пресса одновременно ориентируется и на более занимательную, более остроумную форму подачи материала. Интерес возможен тогда, когда публицист не просто предлагает факты, заслуживающие, с его точки зрения, внимания, но и сообщает о них в яркой, воздействующей на эмоции аудитории форме.

Вывод: 1. Современная публицистика все отчетливее персонифицируется. Точка зрения конкретного лица интересна сегодня сама по себе. 2. Она работает в режиме диалога с аудиторией. 3. Возросла роль приема в обработке материала. Текст все очевиднее приобретает черты литературности: меняется его стилистика, слово становится более экспрессивным, более эмоциональным и остроумным.

. Почему многие писатели обращаются к публицистическому стилю? 1) Так проще быть услышанным, реагируя на новые перемены незамедлительной оценкой. 2) Данный стиль дает возможность очертить круг обязательных к вниманию проблем, определив дальнейшие действия, пути решения.

Список используемой литературы. МАТЕРИАЛЫ НА ПЕЧАТНОЙ ОСНОВЕ: 1. Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. М.: Медиа Мир, с. 2. Кожемяко В.С. Валентин Распутин. Боль души / В.С. Кожемяко М.: Алгоритм, с. 3. П. П. Каминский «Время И Бремя Тревог». Публицистика Валентина Распутина. 4. Боровиков С. Публицистика Т. Толстой. ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ: 1. hudozhestvenno-publitsisticheskogo-osvoeniya- deystvitelnosti#ixzz2Hk8gOmtA1. hudozhestvenno-publitsisticheskogo-osvoeniya- deystvitelnosti#ixzz2Hk8gOmtA.

Оценочный лист ученицы 11 класса Балтаевой Анастасии Самооценка Оценка товарищей Оценка учителя Итоговая оценка