МОТИВ ДОРОГИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЭТИКИ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пушкин и земля Владимирская Подготовила учитель русского языка и литературы Карпова Е.В.
Advertisements

Иван Александрович Гончаров ( гг) Обзор жизни и творчества.
Пушкинская традиция в процессе становления и развития жанра тургеневского романа 1850-х – начала 1860-х годов Автор проекта: Перетягина Анастасия Владимировна.
Творчество Пушкина. Подготовила Андриенко Виктория 6 «В»
Работа учащихся 10 класса МОУ «СОШ 54» Адамян Шогик и Тележниковой Елены Руководитель - учитель русского языка и литературы Н.В.Клюкова Цель работы – проследить.
Александр Сергеевич Пушкин «7 сентября. « Бесы »
Презентацию выполнила учитель русского языка СОШ 424 Наместникова Е.В.
Исследовательскую работу выполнила Спиридонова Екатерина, обучающаяся 10 а класса Научный руководитель: Спиридонова Светлана Павловна, учитель русского.
ЦЕЛИ УРОКА: Актуализировать и обобщить знания, полученные учащимися при изучении творчества Н.А.Некрасова. Охарактеризовать нравственную проблематику.
Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века.
Урок – семинар в 11 классе «Развитие темы «маленького человека» в русской литературе»
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Филологический факультет Кафедра русского.
А.С.Пушкин «Барышня –крестьянка». История создания «Повестей Белкина» Осень 1830 года А.С.Пушкин провёл в селе Болдино Новгородской губернии. Из-за вспыхнувшей.
ОБРАЗ АВТОРА. РОЛЬ ЛИРИЧЕСКИХ ОТСТУПЛЕНИЙ В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
«Чувства добрые я лирой пробуждал…» Цель урока – выстроить жизненный путь и биографию Пушкина, связать этапы его жизни с лирикой поэта.
А.С.Пушкин Об авторе. «Повести Белкина». «Метель». Гордость за отечество. О молодых героях войны. О благородстве и душевной красоте. Работу выполнил.
Нетрадиционный урок как средство развития познавательной активности обучающихся.
Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» Презентацию подготовил ученик 9 В класса Маринин Максим Руководитель Мазурова Елена Анатольевна.
Транксрипт:

МОТИВ ДОРОГИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЭТИКИ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА

определить круг произведений, где Пушкин создает многофункциональный образ дороги; выяснить обусловленность разработки мотива пути фактами биографии и особенностей творческого этапа поэта; вычленить черты новаторства Пушкина в развитии сквозного мотива русской литературы; доказать, что тема дороги вырастает в размышления о жизненном пути человека, определяясь как индивидуальностью писателя, так и общими закономерностями литературного процесса. ЦЕЛИ РЕФЕРАТА:

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: Обобщить и прокомментировать имеющиеся в литературоведении мнения по теме. Разграничить идейную нагрузку мотива в романтическом и реалистическом наследии Пушкина. Уловить все разнообразие оттенков философского звучания мотива пути в различных произведениях поэта.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: Охарактеризовать особенности авторского героя-путника. Найти причины системного обращения к дорожным мотивам. Проследить, как тема пути в творчестве А.С.Пушкина вырастает в проблему России и человечества.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ отбор библиографии, сопоставление литературоведческих оценок по истории вопроса, изучение биографии поэта, анализ художественных текстов, сравнительный анализ эпизодов.

БИБЛИОГРАФИЯ 1. Басина М. Я. Там, где шумят Михайловские рощи – Л.: «Детская литература», 1971, стр. 22, Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990, стр Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина, т. 2. – М.: Советский писатель, 1967, стр Бочаров С. Н. Поэтика Пушкина. Очерки. – М.: Наука, стр Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957, стр. 415.

БИБЛИОГРАФИЯ 6. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965, стр Измайлов Н. В. Лирические произведения дорожного цикла в поэзии Пушкина конца х годов // Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. – Л.: Наука, стр Лахостский К. П. Александр Сергеевич Пушкин. Биография. Пособие для учащихся – М.-Л.: «Просвещение», 1964, стр. 39, 60-62, Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин : Биография писателя. –Л.: Просвещение, 1981, стр Макогоненко Г. П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы ( ). Л.: Худож. лит., 1974.

БИБЛИОГРАФИЯ 11. Мейлах Б. С. Пушкин и его эпоха – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958, стр Непомнящий В. С Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. – М.: Сов. Писатель, 1987, стр Рождественский В. А. Читая Пушкина – Л.: Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1962, стр. 159, Скатов Н. Н. Русский гений. – М.: Современник, 1987, стр Слинина Э.В. Лирический цикл Пушкина «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829 г.)» // Сб. Пушкинский сборник, ЛГУ, Слонимский А. Л. Мастерство Пушкина – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1963, стр. 105.

романтический период творчества Пушкина дорога – символ бегства, изгнания, одно из воплощений темы свободы. Покинул он родной предел И в край далекий полетел С веселым призраком свободы... Лети, корабль, неси меня к пределам дальним По грозной прихоти обманчивых морей, Но только не к брегам печальным Туманной родины моей. «Погасло дневные светило...»

разнообразие оттенков философского звучания образа в реалистическом наследии Пушкина Это жизненный путь:...Но злобно мной играет счастье: Давно без крова я ношусь, Куда подует самовластье; Уснув, не знаю, где проснусь. Всегда гоним, теперь в изгнанье Влачу закованные дни.... ( «К Языкову»)

Хоть тяжело подчас ей бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет, не слезет с облучка. («Телега жизни»). непредсказуемая судьба

символ перепутья, нравственного выбора Эй, пошел ямщик!.. Нет мочи: Коням, барин, тяжело; Вьюга мне слипает очи; Все дороги занесло; Хоть убей, следа не видно; Сбились мы. Что делать нам! В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам. («Бесы»)

антитеза семьи, дома Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком? Не в наследственной берлоге, Не средь отческих могил, На большой мне, знать, дороге Умереть Господь судил... «Дорожные жалобы» (1829)

завершение странствий, возвращение на круги своя. Завтра, к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь, не наглядясь. «Зимняя дорога».

особенности пушкинского героя -Изгнанник (братья-разбойники и Алеко), -путник (Владимир, Марья Гавриловна, Бурмин, Лиза, Алексей Берестов, Петр Гринев, Пугачев, Самсон Вырин), -странник (Онегин), -путешественник (автор «Путешествия в Арзрум», Онегин).

причины обращения поэта к дорожной теме скитальческая, наполненная путешествиями жизнь поэта. Образы путника, ямщика, дорожных верст постоянно встречаются в произведениях поэта. литературные традиции эпохи ; особенности стиля Пушкина: его путь от романтизма к реализму заставлял менять идейную нагрузку образа дороги.

Новаторство Пушкина в осмыслении темы Пушкин делает образ дороги лейтмотивом лирики и прозы; философски осмысляет тему (Здесь дорога – символ перепутья и метафора судьбы и жизни. Образ дороги конкретного героя, автора разрастается до масштабов пути человечества); воплощает мотив дороги в разных жанрах (стихи, элегии, поэмы, романы в стихах и в прозе, наконец, путешествие); использует параллелизм. Так дорога становится сквозным героем пушкинского творчества.

выводы по теме исследования: тема пути пронизывает все творческое наследие Пушкина с 1820 по 1836 год. Поэт разрабатывает ее как в поэтических произведениях («Погасло дневное светило» (1820), «Телега жизни» (1823), «К Языкову» (1824), «Зимняя дорога» (1826), «Дорожные жалобы» (1829), «Бесы» (1830), так и в прозаических («Выстрел», «Метель», «Барышня- крестьянка», «Станционный смотритель» (1830), «Дубровский» ( ), «Путешествие в Арзрум», «Капитанская дочка» (1836). Свое воплощение мотив пути находит и в поэмах («Братья- разбойники» ( ), «Цыганы» (1824)), и в романе в стихах «Евгений Онегин» ( ).

удивительно жанровое разнообразие пушкинских произведений «дорожной тематики»: - элегии, - поэмы, - повести, - роман, - очерк.

при переходе к реализму поэт расширяет функции мотива пути, усиливая философское звучание.

Если в романтических поэмах Пушкин, изображая дороги героев, отдает дань традиции, то позже вносит в тему пути значительное новаторство, расширяя оттенки значений знакомого читателю образа.

часто параллельно с изображением пути героев автор показывает свой собственный путь как в биографическом, так и в творческом плане. Это обнаруживает эволюцию его творческих взглядов и победу оптимистических начал (кроме «Бесов»).

В творчестве Пушкина ведущим является осмысление дороги как жизненного пути человека, поэта и всей России. Здесь заложены основы традиции, которую разовьет в образе Руси-тройки Н. В. Гоголь, позже творчески осмыслят Н. А. Некрасов и А. А. Блок.

Пушкин задумывается о будущем страны и показывает идеал как в «Повестях Белкина», так и в «Капитанской дочке». Путь России не в индивидуализме европейского человека, подобного Сильвио, а в единении, в безыскусных, но вечных идеалах, которые исповедуют герои остальных повестей цикла.

В «Капитанской дочке» пересекаются пути Гринева и бунтовщика Пугачева, но герои идут разными дорогами. Признание «Не приведи, господи, видеть русский бунт, жестокий и беспощадный» говорит о кредо автора – по Пушкину, путь России – путь свободы, но не кровопролития и жестокости.

Лирические отступления в отрывках из путешествия Онегина показывают будущее России как цивилизованной страны. Со временем (по расчислению Философических таблиц, Лет чрез пятьсот) дороги, верно, У нас изменятся безмерно: Шоссе Россию здесь и тут, Соединив, пересекут...

разработка темы дороги Пушкиным как дань традиции, по моему мнению, осмысляется в функциях пейзажа, скуки, бытовых мотивов. Продолжением открытий предшественников Пушкина является мотив, связанный с героем-путником, скитальцем, изгнанником.

Очевидное новаторство поэт проявляет в осмыслении дороги как символа жизненного пути, распутья, антитезы дом – дорога, «карнавального пространства».