By LexisVerhov. Сергей Александрович Есенин (1895 - 1925) Перейти к меню.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работу выполнила ученица 5 «А» класса МБОУ СОШ 10 Савкова Дарья Руководитель Кузнецова Е.Ю.
Advertisements

Сергей Есенин
Сергей Есенин – поэтическое сердце России. Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она – свет, который изнутри освещает почти Есенинская.
Викторина по творчеству Сергея Есенина. Викторина по творчеству Сергея Есенина Сергей Есенин родился 3 октября 1895года. 1. Когда родился Сергей Есенин.
Сергей Александрович Есенин ( ) Не в моего ты бога верила, Россия, родина моя! Ты, как колдунья, дали мерила, И был, как пасынок твой, я.
Работу выполнили: Гаджибекова Замира, Бородин Владимир, учащиеся 211 группы БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО.
Сергей Александрович Есенин. Родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, ребенком жил в семье.
Сергей Александрович Есе́нин (21 сентябр я (3 октября) 1895, село Константиново, Рязанская губерния 28 декабря 1925, Лени нград [1] ) русский поэт, представитель.
Сергей Александрович Сергей Александрович Есенин Есенин
Автор презентации: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с.Сосновка Саратовского района Саратовской области» ЛАРЬКИНА ВЕРА ДМИТРИЕВНА.
«С приветом к Вам Сергей Есенин.» Жизнь и судьба.
Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе «Сергей Есенин» Учитель Кондрашова В.П. МОУ Кадомская средняя общеобразовательная школа.
Сергей Есенин великий русский поэт. Его имя в ряду гениев русской литературы - Пушкина, Лермонтова, Блока - занимает свое, особое место. Оно определяется.
Есенин Сергей Александрович. «Не жалею, не зову, не плачу»
Сергей Александрович Есенин Любя твой день и ночи темноту, Тебе, о родина, сложил я песню ту.
Великий поэт, хулиган и интеллигент своего времени – Сергей Есенин родился в семье крестьян 21 сентября ( по новому стилю 3 октября ) в селе Константиновка.
Есенин Сергей Александрович ( ) - русский поэт. С первых сборников ("Радуница", 1916; "Сельский часослов", 1918) выступил как тонкий лирик, мастер.
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН Я МОСКОВСКИЙ ОЗОРНОЙГУЛЯКА…... Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный.
Детство. Юность Родители Служба в армии Литературный дебют. Успех Имажинизм Айседора Дункан Жены и любимые женщины поэта Стихи последних лет Трагический.
Транксрипт:

by LexisVerhov

Сергей Александрович Есенин ( ) Перейти к меню

Как жизнь забывчива, Как памятлива смерть. А. Ахматова Жалко то, что нет уже тебя И твоего соперника – горлана. Я вам двоим, конечно, не судья, Но все-таки ушли вы слишком рано. Е.Евтушенко

Биография Детство. Юность Родился 21 сентября 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. С отличием закончив Константиновское четырехклассное начальное земское училище ( ), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе ( ), из которой вышел "учителем школы грамоты". Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко- философском отделении народного университета Шанявского ( ). Детство. Юность Родился 21 сентября 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. С отличием закончив Константиновское четырехклассное начальное земское училище ( ), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе ( ), из которой вышел "учителем школы грамоты". Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко- философском отделении народного университета Шанявского ( ).

Биография Литературный дебют. Успех С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину), Есенин обретает единомышленников в "Суриковском литературно-музыкальном кружке", членом которого он становится в Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (дебют стихотворение "Береза"). Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым, Н. С. Гумилллевым и др., сближается с Н. А. Клюллевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под "крестьянскую", "народную" манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.

Биография Служба в армии В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд 143 Ее Императорского Величества Государыни Импера- трицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской семьей. Тогда же вместе с Н. Клю- ллевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах "Общества возрождения художественной Руси" при Феодоровском городке в Царском Селе, а также приглашаются в Москву к великой княгине Елизавете. Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпаторию. Это была последняя поездка Николая II в Крым. Служба в армии В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд 143 Ее Императорского Величества Государыни Импера- трицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской семьей. Тогда же вместе с Н. Клю- ллевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах "Общества возрождения художественной Руси" при Феодоровском городке в Царском Селе, а также приглашаются в Москву к великой княгине Елизавете. Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпаторию. Это была последняя поездка Николая II в Крым.

Биография "Радуница" (33 стихотворения)Радуница Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой, обнару- жившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах "Радуницы" и последующих сборников ("Голубень", "Преобра- жение", "Сельский часослов", все 1918, и др.) складывается особый есенинский "антропоморфизм": животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна - становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта ("Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья").антропоморфизм "Радуница" (33 стихотворения)Радуница Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой, обнару- жившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах "Радуницы" и последующих сборников ("Голубень", "Преобра- жение", "Сельский часослов", все 1918, и др.) складывается особый есенинский "антропоморфизм": животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна - становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта ("Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья").антропоморфизм

Биография Революция Пролетарскую революцию 1917 г. «принимал по-своему, с крестьянским уклоном», - напишет позже Есенин. В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм ("Иорданская голубица", "Инония", "Небесный барабанщик", все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием "преображения" жизни. Богоборческие настроения сочетаются в них с библейской образностью для обозначения масштаба и значимости происходящих событий. Есенин, воспевая новую действительность и ее героев, пытался соответствовать времени ("Кантата", 1919). В более поздние годы им были написаны "Песнь о великом походе", 1924, "Капитан земли", 1925 и др. Размышляя, "куда несет нас рок событий", поэт обращается к истории (драматическая поэма "Пугачев", 1921).

Биография Имажинизм Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р. Ивнллевым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем "Стойла Пегаса" литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их стремление очистить форму от "пыли содержания". Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству, духовной первооснове художественного образа (трактат "Ключи Марии", 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой "шутовского кривляния ради самого кривляния" "собратьев"-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры. Имажинизм Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р. Ивнллевым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем "Стойла Пегаса" литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их стремление очистить форму от "пыли содержания". Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству, духовной первооснове художественного образа (трактат "Ключи Марии", 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой "шутовского кривляния ради самого кривляния" "собратьев"-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.

Биография "Москва кабацкая" В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы "развороченного бурей быта" (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с Зинаидой Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим "из притона в притон", где его окружает "чужой и хохочущий сброд" (сборники "Исповедь хулигана", 1921; "Москва кабацкая", 1924).

Биография Айседора Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май август 1923). Есенин был первым из советских писателей, посетивших США. Поездка сопровождалась шумными скандалами, эпатирующий- ми выходками Айседоры и Есенина, обнажила их "взаимонепонимание", усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались. Эта поездка помогла ему по-новому взглянуть на события последних лет в России: «Лицом к лицу… лица не увидать. Большое видится на расстоянье…» Айседора Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май август 1923). Есенин был первым из советских писателей, посетивших США. Поездка сопровождалась шумными скандалами, эпатирующий- ми выходками Айседоры и Есенина, обнажила их "взаимонепонимание", усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались. Эта поездка помогла ему по-новому взглянуть на события последних лет в России: «Лицом к лицу… лица не увидать. Большое видится на расстоянье…»

Биография Стихи последних лет На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием "быть певцом и гражданином... в великих штатах СССР". В этот период ( ) создаются его лучшие строки: стихотворения "Отговорила роща золотая...", "Письмо к матери", "Мы теперь уходим понемногу...", цикл "Персидские мотивы« (15 сти- хотворений, появился после поездки Есенина на Кавказ, в частности в Азербайджан), поэма "Анна Снегина" и др. Главное место в его стихах по- прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздваивается : "Русь Советская, "Русь уходящая". Наме- ченный еще в стихотворении "Сорокоуст" (1920) мотив состязания старого и нового ("красногривый жеребенок" и "на лапах чугунных поезд") получает развитие в стихах последних лет: фиксируя приметы новой жизни, приветствуя "каменное и стальное", Есенин все больше ощущает себя певцом "золотой бревенчатой избы", поэзия которого "здесь больше не нужна" (сборники "Русь Советская", "Страна Советская", оба 1925). Эмоциональной доми- нантой лирики этого периода становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.

Биография Трагический финал Одним из последних его произведений стала поэма «Страна негодяев», в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах, обвинения его в пьянстве, драках и.т.д. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь от судебного преследования, он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. При этом в очередной раз пытается начать семейную жизнь, но его союз с Софьей Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) не был счастливым. В конце ноября 1925 из-за угрозы ареста ему пришлось лечь в психоневрологическую клинику. Софья Толстая договорилась с профессором П.Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в платную клинику Московского университета. Профессор обещал предоставить ему отдельную палату, где Есенин мог заниматься литературной работой. Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая поэта. О его госпитализации в клинику знали всего несколько человек, но осведомители нашлись. 28 ноября чекисты примчались к директору клиники профессору П.Б. Ганнушкину и потребовали выдачи Есенина, но он не выдал на расправу своего земляка. За клиникой устанавливается наблюдение. Выждав момент, Есенин прерывает курс лечения (вышел из клиники в группе посетителей) и 23 декабря уезжает в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице "Англетер" Сергея Есенина убивают, инсце- нировав самоубийство. Сергей Есенин похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище. Перейти к меню

Автобиграфия Перейти к меню Есенин С.А. «О себе» (октябрь 1925 г.) Родился в 1985 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня научили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?...». «Стерва» у него было ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!». Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе. Так потекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице». Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюллевым, о котором я раньше не слышал не слова. С Клюллевым у нас завязалась при всей нашей внетренней распре большая дружба. В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1.5 года, и снова уехал в деревню. В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко. Из поэтов-современников, нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности. В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом. От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции. С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив. Был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы. После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе. В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по- своему, с крестьянским уклоном. В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину. Что касается остальных автобиографических сведения, - они в моих стихах.

Литературный диктант 1. Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 г. в селе Константиново в Рязанской губернии. 2. В 1904 г. поступил в начальное земское училище, а с 1909 по 1912 год учился в 3. В 1912 г. Есенин переехал в Москву, где работал и учился ( ) на историко-философском отделении народного универститета Шалявского. 4. Первый сборник стихов «Радуница» вышел в 1916 г., состоял из 33 стихотворений.Радуница 5. «Принимал по-своему, с крестьянским уклоном», - писал С.Есенин о пролетарской революции 1917 г. 6. В 20-е годы творчество С.Есенина связано с новым направлением в поэзии – имажинизмом. 7. Есенин был первым из советских писателей, посетивших США. Эта поездка помогла ему по-новому взглянуть на события последних лет в России: «Лицом к лицу… лица не увидать. Большое видится на расстоянье » 8. Цикл стихотворений «Персидские мотивы» появился в результате поездки Есенина на Кавказ, в частности в Азербайджан (граница с Ираном). 9. На творчество С.Есенина сказали влияние встречи с Зинаидой Райх, Айседорой Дункан, Софьей Толстой 10. С. Есенин умер 28 декабря 1925 г. в гостинице енинграде 1. Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 г. в селе Константиново в Рязанской губернии. 2. В 1904 г. поступил в начальное земское училище, а с 1909 по 1912 год учился в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе. 3. В 1912 г. Есенин переехал в Москву, где работал и учился ( ) на историко-философском отделении народного универститета Шалявского. 4. Первый сборник стихов «Радуница» вышел в 1916 г., состоял из 33 стихотворений. 5. «Принимал по-своему, с крестьянским уклоном», - писал С.Есенин о пролетарской революции 1917 г. 6. В 20-е годы творчество С.Есенина связано с новым направлением в поэзии – имажинизмом.имажинизмом 7. Есенин был первым из советских писателей, посетивших США. Эта поездка помогла ему по-новому взглянуть на события последних лет в России: «Лицом к лицу… лица не увидать. Большое видится на расстоянье.» 8. Цикл стихотворений «Персидские мотивы» появился в результате поездки Есенина на Кавказ, в частности в Азербайджан (граница с Ираном). 9. На творчество С.Есенина сказали влияние встречи с Зинаидой Райх, Айседорой Дункан, Софьей Толстой. 10. С. Есенин умер 28 декабря 1925 г. в гостинице «Англетер». Перейти к меню

Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет… (самое первое, как помнит сам поэт, стихотворение) В хате (1914) Пахнет рыхлыми драченами; У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою – Шелуха сырых яиц… От пугливой шумоты Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты.

Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края - Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою" г.

Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая, была На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла. Зерна глаз твоих осыпались, завяли, Имя тонкое растаяло, как звук, Но остался в складках смятой шали Запах меда от невинных рук. В тихий час, когда заря на крыше, Как котенок, моет лапкой рот, Говор кроткий о тебе я слышу Водяных поющих с ветром сот. Пусть порой мне шепчет синий вечер, Что была ты песня и мечта, Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи - К светлой тайне приложил уста. Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда г.

О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины. Осенний холод ласково и кротко Крадется мглой к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру. Обняв трубу, сверкает по повети Зола зеленая из розовой печи. Кого-то нет, и тонкогубый ветер О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи. Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербленый лист и золото травы. Тягучий вздох, ныряя звоном тощим, Целует клюв нахохленной совы. Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема, Дорога белая узорит скользкий ров... И нежно охает ячменная солома, Свисая с губ кивающих коров г.

Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть г.

Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник - Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком... Скажите так... что роща золотая Отговорила милым языком г.

Неуютная жидкая лунность И тоска бесконечных равнин, - Вот что видел я в резвую юность, Что, любя, проклинал не один. По дорогам усохшие вербы И тележная песня колес... Ни за что не хотел я теперь бы, Чтоб мне слушать ее привелось. Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил, Даже яблонь весеннюю вьюгу Я за бедность полей разлюбил. Мне теперь по душе иное. И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны. Полевая Россия! Добольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам и тополям. Я не знаю, что будет со мною... Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь. И, внимая моторному лаю В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз, Ни за что я теперь не желаю Слушать песню тележных колес г. Перейти к меню

Тест 1 Философская лирика Любовная лирика Пейзажная лирика Творчество А.С.Есенина Тема крестьянской России

Тест 2 Присутствие евангельских образов Философичность Бесконфликтность Наличие диалектизмов Социальная проблематика Метафоричность

Тест 3 Матери Женщине Животным Родине

Тест 4 Свободолюбивая лирика Мотив одиночества Предназначение поэта и поэзии Мотив дороги, изгнанничества

Тест 5 Эпитет Сравнение Метафорическое сравнение Метафора

Тест 6 Березой, рощей Кленом Черемухой Дубом

Тест 7 Символ судьбы Символ краткости земной жизни Символ покоя Символ недостижимости гармонии

Тест 8 Фантазия поэта Значение отсвета утренней зори Реальный цвет Символ радостных ожиданий, света, юности

Тест 9 Аллегория Аллитерация Метонимия Метафора Повтор

Тест 10 Восклицательные предложения Анафора Инверсия Повтор

Тест 11 Сопоставление двух образов лирических героев Сопоставление явлений природы Сопоставление явлений природы с событиями человеческой жизни

Тест 12 Хореем Ямбом Амфибрахием Перейти к меню