Урок литературы (8 класс) ТЕМА УРОКА Культура Японии. Хокку как основной жанр японской поэзии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация подготовила Василихина Юлия, 3-А кл. гимназия 1 г. Туапсе.
Advertisements

Культура Японии. Хокку как основной жанр японской поэзии.
Культура и искусство Японии Познакомить с японской культурой Дать понятие о хокку в единстве формы и содержания Подготовить к выполнению работы творческого.
G П N V О R D Э W З G Y И S S Я Поэтические и живописные открытия в мире природы.
1 ГБОУ средняя общеобразовательная школа Российско-Словацкой дружбы Презентация урока: «Хокку как основной жанр японской поэзии» Разработала: учитель русского.
Культура Японии. Хокку как основной жанр японской поэзии. Учитель русского языка и литературы МОБУ «Гимназия 1» г.Минусинск Протасов Дмитрий Олегович.
Хокку как основной жанр японской поэзии.. Особую значимость в школьной программе имеет изучение литературного краеведения, цель которого - воспитание.
Урок литературного чтения в з классе G П N V О R D Э W З G Y И S S Я.
Японцы во всём стремятся к наполнению минимальной формы максимальным содержанием. Наиболее популярные виды искусства: бонсай; икебана; оригами; литературная.
БОНСАЙ. (япон. bonsai, от bon - плоский поднос и sai -выращивать), японское искусство выращивания миниатюрных деревьев, а также сами эти деревья.
О японских трехстишиях - хокку. Мацуо Басё ( ) Басё – философ, поэт, влюбленный в природу. Он жил в конце XVII столетия. Басё хорошо знал жизнь.
Урок литературы Урок литературы Учитель русского языка и литературы Сигова Елена Витальевна.
ХОККУ (ХАЙКУ) – ХОККУ (ХАЙКУ) – лирическое стихотворение о природе, изображающее жизнь человека и жизнь природы в их нерастворимом единстве на фоне круговорота.
«Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое». Японские трёхстишия хокку Учитель русского языка и литературы МОУ «Могойтуйская средняя школа 2» Бутуханова.
Определите жанр этого произведения. Пришла из лесу птичница в лисьей шубке цыплят посчитать.
Знакомство с японской поэзией - хокку Авторы:Журавлева Т.А. Бойко О.И. Хлопонина Н.С. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Урок литературы Урок литературы Учитель русского языка и литературы Сигова Елена Витальевна МОУ Лицей 12 Краснодар.
Японская поэзия Хокку ( хайку ). Как хорошо, Когда, на столе развернув Редкостный свиток, Чтенью предашься душой И созерцанью картин …
Урок литературы в 7 классе по программе В.Г. Маранцмана Урок л итературы в 7 классе по программе В.Г. Маранцмана Учитель русского языка и литературы гимназии.
В гостях у вишневых цветов (Цвет сакуры) Японская поэзия танка и хайку (хокку)
Транксрипт:

Урок литературы (8 класс) ТЕМА УРОКА Культура Японии. Хокку как основной жанр японской поэзии.

Демонстрационный материал к уроку литературы в 8 классе по теме «Японская поэзия» (учебник Курдюмовой Т.Ф. «Литература. 8 класс», Дрофа, 2006). Для учащихся 8-ого класса. Может быть использован учителями на уроках литературы и мировой художественной культуры. Презентация выполнена с применением программы Microsoft PowerPoint. Объём – 1,05Мб. Количество слайдов – 30. Цели: 1. Познакомить учащихся с японской культурой. 2. Дать понятие о хокку в единстве формы и содержания. 3. Подготовить учащихся к выполнению домашней работы творческого характера (созданию собственных хокку).

ЭПИГРАФ Как хорошо, Когда на столе развернув Редкостный свиток, Чтенью предашься душой И созерцанью картин. Татибана Акэми. Из цикла «Мои маленькие радости»

ЯПОНИЯ (по-японски Ниппон или Нихон) - государство в Восточной Азии, занимающее цепь островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку, архипелаг Рюкю и др., всего около 4 тыс.), омываемых Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно- Китайским морями. 372 тыс. кв. км. Япония конституционная монархия. Глава государства император.

Культура Японии Японцы во всём стремятся к лаконизму, к наполнения минимальной формы максимальным содержанием. Наиболее популярные виды искусства: - бонсай; - икебана; - оригами; - литературная миниатюра (хокку, танка); - синтетический вид искусства – ханга.

Бонсай БОНСАЙ (япон. bonsai, от bon плоский поднос и sai выращивать), японское искусство выращивания миниатюрных деревьев, а также сами эти деревья. Сосна- самое популярное дерево бонсай - достигает в естественных условиях 20 м в высоту, а в бонсай может быть уменьшена в 30 раз (около 70 см.) При правильном уходе бонсай может жить несколько сотен лет, переходя от одного поколения к другому. Один из самых знаменитых бонсай – сосна, которая принадлежала военному правителю Японии 18 в.

Икебана Икебана - искусство создавать букеты-повествования, в которых каждый цветок несёт определённую смысловую нагрузку. В икебане большое значение придается красоте линий. Прямые ветки почти не используют, предпочтение отдаётся неправильным, изогнутым формам. Японцы считают, что это делает композицию более динамичной и передаёт определённый эмоциональный настрой.

Каждое растение или цветок в икебане имеет символическое значение. Например, ива и сосна означают долголетие и выносливость, бамбук - жизнестойкость, цветущая ветка сливы - смелость и энергию, ирис - честь. Сосна и роза символизируют вечную молодость, сосна и сакура - преданность и рыцарство, слива и пион - молодость и процветание, пион и бамбук - процветание и мир.

Оригами Многие увлекаются изготовлением фигурок и даже целых композиций из сложенной определённым образом бумаги – оригами.

Хайга Хайга – особый вид искусства, соединяющий в себе в единое целое поэзию, каллиграфию и живопись или фотографию.

Сад камней Особый секрет таит в себе расположение камней. С какого места на веранде на них ни смотри, камней всегда будет четырнадцать - последний, пятнадцатый, камень остается "скрытым". Для философа Сад камней - метафора науки: сколько бы человек ни постигал мир и его законы, всегда остается что-то неизвестное

Литература Японии Многое из ранней литературы Японии было написано женщинами, поскольку мужчины писали с помощью китайских иероглифов, в то время как женщинам запрещалось заниматься образованием и изучать иностранные языки, поэтому большинство рукописей были написаны на оригинальном японском языке. Более поздние произведения принадлежат в основном перу мужчин.

Танка Танка (короткая песня) - жанр японской поэзии, нерифмованные пятистишия из 31 слога ( ). Выражает мимолетное настроение, полно недосказанности.

Японские танка САРУМАРУ-ДАЮ годы жизни неизвестны Далеко в горах По красной листве кленов Ступает олень. Я услышал его крик, Так грустно осень идет. ОНО-НО КОМАТИ начало IX века Пожухли краски Летних цветов, вот и я Вглядываюсь в жизнь Свою и вижу только Осени долгие дожди.

Хокку, Хокку, или хайку (начальные стихи) - жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5).

Басё ( ) Тишина кругом. Проникают в сердце скал Голоса цикад. * * * Вода так холодна! Уснуть не может чайка, Качаясь на волне. * * * Жизнь свою обвил Вкруг висячего моста Этот дикий плющ.

Иссё ( ) Видели все на свете Мои глаза - и вернулись К вам, белые хризантемы. Рансэцу ( ) Осенняя луна Сосну рисует тушью На синих небесах. Тиё ( ) На смерть маленького сына О мой ловец стрекоз! Куда в неведомую даль Ты нынче забежал?

Бусон ( ) Грузный колокол. А на самом его краю Дремлет бабочка. Исса ( ) О, с какой тоской Птица из клетки глядит На полет мотылька! * * * В зарослях сорной травы, Смотрите, какие прекрасные Бабочки родились!

Сакура Сакура – один из видов вишни. Ветка сакуры – символ Японии. Когда она зацветает, все от мала до велика целыми семьями собираются в парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми нежными цветами.

Ханами Цветение сакуры празднуется в течение многих столетий. Этот праздник называется ханами (буквально - "созерцание цветов»). Ханами может быть просто прогулкой по парку, но традиционно японцы устраивают пикники под цветущими деревьями. Популярные вишневые сады во время праздника полны толпами японцев, а за лучшее место для пикника иногда возникает борьба. Японцы празднуют ханами дважды: с коллегами по работе и в кругу семьи.

Анализ содержания хокку Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету. Мысль всеобщего единства; любование красотой природы и соблюдение традиций делает людей ближе, без разделения на богатых и бедных, вражда забывается. «Вишни, вишни цветут!» - И об этих старых деревьях Пели когда-то. Ничего вечного в жизни нет, всё меняется, на смену старому идёт новое. Но и отжившее не забывается, а хранится в памяти. От людских голосов Пугливо вздрагивают по вечерам Красавицы-вишни. В природе гармония и покой. Люди же криком и суетой нарушают тишину, идут вразрез с природой. В стране моей родной Цветёт вишневым цветом И на полях трава. Красота родины во всем: в любой травинке, камне, листке. На родине всё дорого, достойно любования и любви.

Попробуйте объяснить смысл следующих хокку: Басё. Всюду поют соловьи: Там – за бамбуковой рощей, Тут – перед ивой речной. Исса. Смотри-ка, соловей Поёт всё ту же песню И пред лицом господ. Что объединяет эти хокку? Почему оба автора выбрали один сюжет? В чём разница между произведениями, какие «оттенки» мысли несёт каждое из них?

Анализ формы хокку японского Хокку – это 17-сложное трёхстишие со строгим делением слогов по строчкам: пять в первой, семь во второй, пять в третьей. Но это касается именно японского языка. При переводе такая чёткость может исчезнуть. Оригинал. Фуруике я 5 Кавакадзу тобикому 7 Миндзу-но ото. 5 Перевод. Старый пруд. 3 Лягушка прыгает. 6 Всплеск воды. 3 Вывод: Хокку обладает устойчивым метром, однако это не исключает поэтической вольности.

Композиция хокку Хокку может быть построено одним из двух следующих способов: общий план, 1. Сначала идёт общий план, обобщенная мысль, а затем – резко выделенная деталь. конкретного предмета 2. Начинается миниатюра с конкретного предмета, детали, за которой следует некий вывод, обобщение.

Даже на лошадь всадника Засмотришься – так дорога пустынна. А утро такое снежное! (Басё) Как развивается мысль автора в этой миниатюре? От частного – к общему. Любая деталь, в данном случае всадник, бросается в глаза, тешит взор. Почему это происходит? Пустынная заснеженная дорога слишком однообразна, глазу не за что «зацепиться», и он отмечает малейшее движение.

Как же это, друзья? Человек глядит на вишни в цвету, А на поясе длинный меч? (Мукай Керай) Какова композиция этого хокку? На первый план автор ставит проблему, недоумение, эмоцию, а затем «расшифровывает» причину своего удивления: воинственный вид человека не соответствует его занятию – созерцанию цветущей сакуры.

Обобщение изученного на уроке. 1. Японцы во всём стремятся к лаконизму, к наполнения минимальной формы максимальным содержанием. 2. Японская поэзия основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но большое внимание уделяется звуковой и ритмической организации стихотворения. 3. Хокку – это особая форма трёхсложной лирической миниатюры без рифмы со строго определённым количеством слогов в строке (5-7-5), отличающаяся выразительностью и лаконизмом. 4. В основе внутренней логики хокку, а следовательно, и его композиции, может лежать либо синтез (от частного к общему), либо анализ (от общего к частному). Но главным является именно движение, развитие мысли, внутренняя динамика.

Домашнее задание Попробуйте создать собственные хокку по образцу проанализированных на уроке миниатюр.

…Почти каждый образованный японец сочинил в жизни несколько хокку. Конечно, из этого не следует, что в Японии миллионы поэтов… часто это только дань обычаю; но даже машинальные жесты накладывают на человека свой отпечаток. … Автор если и не возвысился, его (хокку) сочиняя, то, во всяком случае, не принизил при этом своего человеческого образа. Илья Эренбург.