Тема 2. Общие проблемы экономического развития.. Вопросы 1. Объективные условия и противоречия экономического развития 2. Ключевые вопросы экономики 3.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экономическая система - упорядоченная совокупность социально-экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг.
Advertisements

Главные вопросы экономики Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществознания.
Задачи: 1.Дать понятия терминам: разделение труда, производительность труда, собственность, кривая производственных возможностей. 2.Охарактеризовать экономические.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Семинарское занятие по теме Общая характеристика хозяйственной деятельности и экономической системы общества.
ЛЕКЦИЯ 1 ЭКОНОМИКА. Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. Основы экономических учений. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ.
Принципы действия хозяйствующих субъектов экономики. Кривая производственных возможностей.
Что такое экономика?. Предмет экономики Предмет экономики Редкость выбора Редкость выбора Факторы производства Факторы производства Эффективность Эффективность.
Фундаментальные проблемы экономического развития Принципы экономики Лекция 2.
Контрольная работа «Главные вопросы экономики и типы экономических систем»
Экономика и её роль в жизни общества Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществования.
Экономика: наука и хозяйство Ограниченность ресурсов, альтернативная стоимость, проблема выбора.
Что такое экономика?. 1)Предмет экономики 2) Редкость Выбор 3) Факторы производства 4) Эффективность 5) Экономическое мышление.
Г. Новомосковск 2012 год. 1) Экономика - это наука, которая изучает как люди используют имеющиеся ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей.
Экономический выбор. Кривая производственных возможностей.
Ограниченность экономических ресурсов.. Зачем знать и изучать экономику ? Экономика – это способ организации деятельности людей, направленной на создание.
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ. Экономические ресурсы и цели общества Тема 1.
Теория производства. Производство деятельность, направленная на преобразование экономических ресурсов, или факторов производства для получения необходимых.
Тема урока: «Главные вопросы экономики» Проверяем ответы по слайдам.
Что такое экономика и зачем она нужна?. К экономике принято относить все то, что создано, создается и используется для обеспечения жизни, получения средств.
Предмет и метод экономической теории 1 900igr.net.
Транксрипт:

Тема 2. Общие проблемы экономического развития.

Вопросы 1. Объективные условия и противоречия экономического развития 2. Ключевые вопросы экономики 3. Экономические системы.

1. Объективные условия и противоречия экономического развития Для любого этапа развития экономики объективными условиями выступают ресурсы и потребности общества. Потребность – это нужда человека в чем-либо, требующая удовлетворения.

1. Объективные условия и противоречия экономического развития Разнообразные потребности человека изменяются в зависимости от времени и обстоятельств. Знаменитый американский социолог Абрахам Маслоу предложил специальную «пирамиду потребностей», которая описывает все возможные виды потребностей и желаний

1. Объективные условия и противоречия экономического развития Пирамида потребностей (по Маслоу) Потребность в самореализации Потребность в уважении и самоуважении Социальные потребности (любовь, дружба, общение) Потребность в безопасности (защита и помощь при угрозе жизни) Физиологические потребности (еда, жилье, одежда, воспроизведение рода)

Объективные условия и противоречия экономического развития Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму – экономического интереса. Экономический интерес – это форма проявления экономических потребностей.

1. Объективные условия и противоречия экономического развития Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Одни из них имеются в неограниченном количестве, например воздух, другие – в ограниченном. Ограниченные в своем физическом объеме блага называются экономическими. Для получения экономических благ необходимы соответствующие ресурсы. С их использованием для удовлетворения потребностей человека связаны все проблемы экономического развития.

1. Объективные условия и противоречия экономического развития Решение этих проблем базируется на двух экономических аксиомах: – человеческие потребности безграничны и неутолимы. Хорошей иллюстрацией этого является известная сказка о золотой рыбке; – ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки.

1. Объективные условия и противоречия экономического развития Факторы производства – это ресурсы, используемые для производства экономических благ. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы.

1. Объективные условия и противоречия экономического развития Природные ресурсы – земля, вода, воздух, сырье, используемые для переработки. Труд – это умственные и физические способности человека, необходимые для производства. Среди них особое значение имеет предпринимательская способность, которую иногда называют особым фактором производства, т.к. она объединяет все факторы производства в одном предприятии. Капитал – здания, сооружения, станки, машины, полуфабрикаты и т. п., что создано человеческим трудом.

1. Объективные условия и противоречия экономического развития Соединение факторов производства Земля ТрудКапитал++ Предпринимательская способность

1. Объективные условия и противоречия экономического развития В упрощенном виде эффективность использования ограниченных ресурсов моделируется с помощью кривой производственных возможностей. Она определяет границу производственных возможностей, которая показывает максимально возможный объем производства конкретного товара или вида услуг при заданных ресурсах и знаниях, которыми располагает экономика, и заданных объемах производства других товаров и услуг.

1. Объективные условия и противоречия экономического развития Кривая производственных возможностей – графическое изображение различных комбинаций производства благ при максимальном использовании имеющихся ресурсов и существующем уровне технологии.

1. Объективные условия и противоречия экономического развития Возможности Потребительские товары (Х) Инвестиционные товары (У) A07 B15 C27 D36 E43 F50

Кривая производственных возможностей

1. Объективные условия и противоречия экономического развития На графике изображена кривая производственных возможностей, каждая точка которой показывает количество товара X, производимого при полном использовании всех имеющихся ресурсов, взамен товара Y. Точки А, Е, F представляют производственные возможности общества в производстве товаров X и Y.

1. Объективные условия и противоречия экономического развития Если производится два товара X, то семь товаров Y. Точка B показывает, что производство организовано неэффективно и есть неиспользованные ресурсы, например рабочая сила. Точки C и D показывают уровень производства, недостижимый при данной технологии. Такая «сверхэффективность» в условиях ограниченных ресурсов возможна лишь при усовершенствовании технологии.

1. Объективные условия и противоречия экономического развития Экономическая эффективность характеризуется отношением результата к затратам производства. Если предложение имеющихся в распоряжении общества ресурсов увеличивается, то появляется возможность произвести больше как первого, так и второго альтернативных товаров. Это отражается сдвигом кривой производственных возможностей.

1. Объективные условия и противоречия экономического развития Происходящий при этом экономический рост имеет одну важную особенность: общество может реализовать свои возможности в будущем, только ограничив текущее потребление. Компромиссы между сегодняшними издержками и завтрашними выгодами касаются всех, кто принимает решения, – отдельных потребителей, предприятий и государственных органов.

2. Ключевые вопросы экономики Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности ресурсов и безграничности человеческих желаний. Отражением этой проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.

2. Ключевые вопросы экономики Отражением проблемы ограниченности ресурсов и безграничности человеческих желаний является постановка трех основных вопросов экономики. 1. Что должно производиться – то есть какие товары и в каком количестве? 2. Как будут производиться товары, то есть кем, с помощью каких ресурсов и какой технологии они должны быть воспроизведены? 3. Для кого предназначаются товары, то есть кто должен потреблять товары и извлекать из них пользу?

2. Ключевые вопросы экономики Рассмотрим содержание каждого вопроса. Первый важнейший выбор – какие товары производить, легко проиллюстрировать на примере общества, выпускающего только два товара А и Б. Факторы производства, используемые в одном месте, не могут в то же время применяться в другом производстве. Это означает, что производство товара А влечет за собой потерю возможности производить товар Б и имеет альтернативную стоимость.

2. Ключевые вопросы экономики Альтернативная стоимость товара или услуги – это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же времени или тех же ресурсов.

2. Ключевые вопросы экономики (что должно производиться ?) Денежные затраты и альтернативная стоимость – это пересекающиеся понятия. Пример: Некоторые денежные расходы, как та же плата за обучение, представляют собой альтернативные стоимости, т.к. могли быть израсходованы на другие потребности. Другие денежные затраты, например на одежду, питание и т.д., существуют всегда и поэтому не включаются в альтернативную стоимость.

2. Ключевые вопросы экономики (как производить ?) Второй основной экономический выбор – как производить. Он связан с существованием нескольких способов производства товара или услуги. Пример. Автомобили можно делать, например, на высокоавтоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малой долей труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большее количество труда.

2. Ключевые вопросы экономики (как производить ?) Ключевым соображением при принятии решения о том, как производить, является эффективность распределения ресурсов или эффективность Парето. Эффективность Парето – это такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, и уже невозможно увеличить чью-либо долю в полученном результате, не сократив другую.

2. Ключевые вопросы экономики (как производить ?) Когда эффективность достигнута, то большее количество товара может быть произведено ценой потери возможности производить что-то еще, если факторы производства и знания неизменны.

2. Ключевые вопросы экономики (как производить ?) Эффективность производства можно увеличить при улучшении общественного разделения труда. Его важными характеристиками являются специализация и кооперация, позволяющие учитывать сравнительные преимущества в производстве товара.

2. Ключевые вопросы экономики Сравнительное преимущество – это способность производить товар или услугу по относительно меньшей альтернативной стоимости. Принцип сравнительного преимущества имеет достаточно широкое применение. Он может использоваться не только для организации производства внутри предприятия, но и в связи с разделением труда между фирмами или государственными агентствами, а также между странами.

2. Ключевые вопросы экономики Третий ключевой вопрос экономики – это распределение произведенного продукта между членами общества. Он может рассматриваться как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.

2. Ключевые вопросы экономики Эффективность в распределении – ситуация, в которой невозможно путем перераспределения существующего количества благ удовлетворить желание одного человека более полно, не нанося этим ущерба удовлетворению желаний другого человека.

2. Ключевые вопросы экономики Справедливость в распределении трактуется по- разному. Выделим две крайние концепции. 1. Весь доход и богатство должны распределяться поровну. Альтернативная позиция состоит в том, что справедливость зависит не от «уравниловки», а от действия механизма распределения, основанного на праве частной собственности и отсутствия дискриминации. При этом равенство возможностей важнее, чем равенство доходов. 2. В рыночной экономике любой продукт распределяется между потребителями на основе их желания и способности заплатить за него существующую цену. Дискуссии об эффективности распределения рассматриваются как часть позитивной экономики, а о справедливости – как часть нормативной.

3. Экономические системы Экономическая система - механизм, созданный для решения двухсторонних проблем редкости и выпуска. Поскольку экономические ресурсы ограничены по сравнению с потребностями общества в товарах и услугах, необходимы определенные способы их размещения между альтернативными направлениями использования.

3. Экономические системы Экономическая система – упорядоченная совокупность социально-экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг.

3. Экономические системы В современной научной и учебной литературе наибольшее распространение получила следующая классификация систем: традиционная экономика командная экономика рыночная экономика смешанная экономика

3. Экономические системы Традиционная экономика основана на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ценностями. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных слаборазвитых государствах.

3. Экономические системы Командная экономика обусловлена тем, что большинство предприятий находится в государственной собственности. Предприятия осуществляют свою деятельность на основе государственных директив, все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят СССР, Албанию и т.д.

3. Экономические системы Рыночная экономика определяется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск. Сюда обычно относили Гонконг.

3. Экономические системы Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно- государственной

3. Экономические системы Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой: обеспечение занятости; полное использование производственных мощностей; стабилизация цен; параллельный рост заработной платы и производительности труда; равновесие платежного баланса.

3. Экономические системы Переходная экономика – экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства занимает особое место в развитии общества. От переходной экономики следует отличать переходный период в развитии общества, в ходе которого совершается смена одного типа экономических отношений на другой.

3. Экономические системы Экономические системы многомерны. Они могут быть формализованы: ES=f (A1, A2, A3... An). Иначе говоря, экономическая система (ES) определяется своими свойствами (А), где существует n таких свойств. Это означает, что экономическая система не может быть определена в терминах единственной характеристики.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Что вы можете сказать о хозяйственной деятельности человека? 2. В чем сущность учения об экономической и социальной среде жизнедеятельности человека? 3. В чем единство и различие производства, распределения, обмена и потребления? 4. Какие общественные формы и модели хозяйства вы знаете? Охарактеризуйте их. 5. Какие вы знаете критерии классификации хозяйственных систем в нашей и зарубежной экономической литературе? 6. Что такое цивилизация и какие ее типы вы можете назвать?