Элеонора Петерсон была дочерью графа Теодора Ботмера, принадлежащего к одной из самых родовитых баварских фамилий, как и ее мать, урожденная баронесса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
. А. М.Крюденер Возлюбленная Ф.И.Тютчева. Портрет работы И. Штиллера 1830-е гг. К. Б. Я встретил вас – и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил.
Advertisements

ЛЮБОВЬ В ЖИЗНИ и ТВОРЧЕСТВЕ Ф.И. ТЮТЧЕВА. Радость и горе в живом упоенье, Думы и сердце в вечном волненье, В небе ликуя, томясь на земли, Страстно ликующей,
Жизни блаженство в одной лишь любви… И.В.Гете Кистанова Людмила Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ Тучковская СОШ 3.
Тема любви в творчестве Ф.И.Тютчева. Любовь - над бурей поднятый маяк, Не меркнущий во мраке и тумане. Любовь - звезда, которою моряк Определяет место.
«О, как убийственно мы любим…» История тютчевской любви.
Амалия была одарена редкостной, уникальной красотой. Ей восхищался Гейне (он назвал её «Божественной Амалией», «сестрой» Венеры Медицейской). Ей увлекались.
Любовные адресаты Тютчева Фёдора Ивановича. Амалии Максимилиановна Лёрхенфельд Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были.
Странный брак. Автор – Коровина Алина, обучающаяся 10 класса МОУ СОШ 22 г.Оленегорска Мурманской обл.
Ж ЕНЩИНЫ В ЖИЗНИ Т ЮТЧЕВА Выполнила: Ученица 10а класса ГБОУ СОШ 2047 Евланичева Мария.
«Душа хотела б быть звездой…» 5 декабря 2013 года – 210 лет со дня рождения Фёдора Ивановича Тютчева.
Тема любви в творчестве Ф. И. Тютчева Учитель: Нестерова Л.М.
Фёдор Фёдор Иванович Иванович Тютчев Тютчев
Амалия Лерхенфельд Элеонора Петерсон Эрнестина Дернберг Елена Денисьева.
Фёдор Иванович Тютчев. Этапы биографии и творчества. Основные мотивы лирики. Поэтическое открытие русского космоса. Тютчев «создал речи, которым не суждено.
«Ты, ты, мое земное провиденье». Трагическая судьба Эрнестины Тютчевой.
Любовь в жизни и творчестве поэта Фёдор Иванович ТЮТЧЕВ ( ) Любовь в жизни и творчестве поэта Слово о поэте Современник Пушкина Начало творческого.
Хочу тебя поздравить, мама, Всегда ты будешь самой-самой, Тебя люблю и уважаю, И лишь одно я точно знаю – Что только мама не предаст, И руку помощи подаст.
Творческий проект по литературе «Край ты мой, родимый край…» Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» Учеников 7 А класса: Тихоновой Анастасии Горшкова.
Любовь в жизни Федора Тютчева. В середине 1822 года в русскую дипломатическую миссию в столицу Баварии Мюнхен прибыл новый сотрудник, Федор Иванович Тютчев.
Федор Иванович Тютчев История создания стихотворений: «Как неожиданно и ярко…», «Накануне годовщины 4 августа 1864г.»
Транксрипт:

Элеонора Петерсон была дочерью графа Теодора Ботмера, принадлежащего к одной из самых родовитых баварских фамилий, как и ее мать, урожденная баронесса Ганштейн. Совсем юной она вышла замуж за русского дипломата, поверенного в делах в Веймаре Александра Петерсона, и прожила с ним около семи лет. Трое ее сыновей от первого брака стали впоследствии российскими морскими офицерами. С русским поэтом судьба связала овдовевшую Элеонору Петерсон при весьма необычных обстоятельствах. Страстно влюбленный в красавицу Амалию фон Лерхенфельд, молодой дипломат Федор Тютчев в мае 1825 года уехал из Мюнхена в Россию, где провел более полугода. Он возвратился обратно, когда Амалия была уже женой другого.

Неизвестно, когда Тютчев узнал о замужестве своей подруги, но его отчаяние было безмерным. Дальше обратимся к исследованию Вадима Кожинова: «И вот, удивительно скоро, 5 марта того же 1826 года, он женился на Элеоноре Петерсон… Это был во многих отношениях необычный, странный брак. Двадцатидвухлетний Тютчев тайно обвенчался (еще и через два года многие в Мюнхене, по свидетельству Генриха Гейне, не знали об этой свадьбе) с совсем недавно овдовевшей женщиной, матерью трех сыновей в возрасте от одного до семи лет, к тому же с женщиной, которая была на шесть лет старше его; принимая во внимание сугубую молодость Тютчева, это не могло не быть замеченным… Даже через десять лет, в 1836 году, тогдашний мюнхенский начальник Тютчева, Г. И. Гагарин, очень ему благоволивший, писал о тяжелых последствиях «неприятного и ложного положения, в которое он поставлен своим роковым браком».

Но вряд ли натуре знающего и ценящего женщин поэта было присуще стремление жениться просто затем, чтобы забыться и заглушить тоску. Надо отдать должное Федору Ивановичу – он вполне осознавал, какое сильное чувство к нему испытывала Элеонора Петерсон. Он писал своим родным о жене:«Элеонора сумела создать уютный и гостеприимный дом. Хотя при очень скромном жалованье и сравнительно небольшой денежной помощи родителей ей едва удавалось сводить концы с концами. И все же начальные семь лет этого супружества были самой счастливой порой в моей жизни» Впрочем, существует ли на свете бесконечное счастье? В феврале 1833 года на одном из балов приятель поэта, баварский публицист Карл Пфеффель, познакомил его со своей сестрой. Красавица Эрнестина в свои двадцать два года приехала в Мюнхен с пожилым супругом бароном Дернбергом. Успев покорить мюнхенский свет красотой и умением хорошо танцевать, она произвела сильное впечатление на Тютчева. К тому же произошла странная история: приболевший Дернберг покинул бал, сказав на прощанье Тютчеву: «Поручаю вам свою жену», – а через несколько дней скончался…

Можно представить отчаяние глубоко любящей Элеоноры Федоровны, когда правда стала слишком явной и она убедилась: оснований для ревности больше чем достаточно. В судьбе ее любимого Федора появилась другая – моложе, красивее и утонченнее ее! Судя по портрету того периода, Элеонора Федоровна входила в свой зрелый возраст слегка располневшей, если можно так сказать, «одомашненной» женщины. Да и могло ли быть иначе – дом, дети… Кроме трех сыновей от первого брака она воспитывала трех маленьких дочерей от Тютчева. Причем двое младшеньких, Дашенька и Катюша, родились в 1834 и 1835 годах – в самый апогей романа их отца с Эрнестиной Дернберг. Видимо, действительно в жизни Федора Ивановича одно не исключало другого…

Элеонора Федоровна была человеком иного склада. Измена мужа подкосила ее силы, жестоко ранив ее верное, преданное сердце. И сердце это не выдержало. Она пыталась уйти из жизни, ударив себя несколько раз кинжалом. Несчастья не произошло – кинжал был от маскарадного костюма… Увидев кровь, женщина в отчаянии выбежала на улицу и упала без чувств. Чужие люди – соседи – принесли ее домой. А вскоре примчался взволнованный муж и, судя по дальнейшему развитию событий, клятвенно пообещал ей разорвать отношения с баронессой Дернберг. Супруги договорились покинуть Мюнхен. Она сумела простить мужа, как умеют прощать только благородные и чистые души. Их отношения остались прежними. Семья Тютчева переехала в Россию, но пробыла там недолго – Федор Иванович вновь устремился в Европу. Там его ждали новые встречи с Эрнестиной…

14 мая 1838 года Элеонора Федоровна с тремя малолетними дочерьми (Анне было девять лет, Дарье – четыре, Екатерине – два с половиной года) села на пароход, направлявшийся из Кронштадта в Любек. Вблизи Любека в ночь с 18 на 19 мая на пароходе вспыхнул пожар. Погасить пламя не удалось. Капитан устремил корабль к скалистому берегу и посадил его на мель. Пассажиры с трудом и не без потерь переправились на берег – пять человек погибли, а пароход сгорел. Иван Сергеевич Тургенев, бывший пассажиром этого же парохода, через сорок пять лет, уже перед самой смертью, подробно описал эту страшную ночь в очерке «Пожар на море». Он упомянул и «госпожу Т…», которая, спасая своих детей, испытала тяжелейшее нервное потрясение.

Добравшись до Гамбурга, Элеонора Федоровна пробыла там около двух недель, не имея сил двинуться дальше, чтобы встретиться с любимым мужем. Врачи высказывали серьезные опасения за ее жизнь. Потрясенный Тютчев (поначалу он вообще ничего не знал о судьбе жены и детей) немедленно выехал в Германию. Элеонора Федоровна выжила, хотя дни ее были уже сочтены. Супруги готовились к новой жизни в Турине – с 22 июля Тютчев приступил к исполнению обязанностей поверенного в делах в Сардинском королевстве. Пришлось устраиваться заново в чужом городе, не имея достаточных средств. Во время пожара на пароходе сгорело решительно все – бумаги, деньги, вещи. Правда, семье предоставили правительственное пособие, но его не хватило даже на самое необходимое. «Все это окончательно надломило здоровье Элеоноры, – пишет В. Кожинов, – и достаточно было сильной простуды, чтобы оборвать ее жизнь. 27 августа 1838 года, в возрасте сорока лет она скончалась на руках мужа, – по словам его самого, «в жесточайших страданиях…».

Тютчев в одну ночь поседел от горя. 6 октября он писал Жуковскому: «Есть ужасные годины в существовании человеческом… Пережить все, чем мы жили – жили в продолжение целых двенадцати лет… Что обыкновеннее этой судьбы – и что ужаснее? Все пережить и все-таки жить…» Душевные переживания Тютчева не до конца были понятны Жуковскому. Цельный по своему внутреннему складу, он не без удивления записал в своем дневнике: «Он горюет о жене, которая умерла мучительною смертью, а говорят, что он влюблен в Мюнхене». Новую жизнь Тютчев начал уже без Элеоноры Федоровны. В декабре того же года состоялась его тайная помолвка с Эрнестиной Дернберг.

Через десять лет он напишет стихотворение, посвященное памяти первой жены: «Еще томлюсь тоской желаний…» Еще томлюсь тоской желаний, Еще стремлюсь к тебе душой- И в сумраке воспоминаний Еще ловлю я образ твой... Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной, везде, всегда, Недостижимый, неизменный,- Как ночью на небе звезда

В часы, когда бывает Так тяжко на груди, И сердце изнывает, И тьма лишь впереди; Без сил и без движенья, Мы так удручены, Что даже утешенья Друзей нам не смешны,- Вдруг солнца луч приветный Войдет украдкой к нам И брызнет огнецветной Струею по стенам; И с тверди благосклонной, С лазаревых высот Вдруг воздух благовонный В окно на нас пахнет... Уроков и советов Они нам не несут, И от судьбы наветов Они нас не спасут. Но силу их мы чуем, Их слышим благодать, И меньше мы тоскуем, И легче нам дышать... Так мило-благодатна, Воздушна и светла, Душе моей стократно Любовь твоя была. Ее душа еще раз посетит поэта спустя двадцать лет со дня смерти Элеоноры, вызвав стихотворное признание: