РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОЙ НАУКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Эпоха Возрождения сделала огромный вклад в развитие научной мысли благодаря новому пониманию места и роли человека.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философия Ране Декарта Работу выполнил: Васецкий Валерий Студент ип г.
Advertisements

Философия Ране Декарта Работу выполнил: Аймбетов Канат 4 дм
«А все- таки она вертится». Тема урока «Рождение новой «Рождение новой европейской науки» европейской науки»
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Тема Философия Нового времени © О.В. Кормилицина, 2016 г. Вопросы: Особенности философии Нового Времени Эмпиризм и рационализм в теории познания Категории.
Тема урока: « Рождение новой европейской науки» Валяйкин Максим 7 Б МБОУ КСОШ имени Героя Р.Ф В.И.Шарпатова.
1 Философские проблемы естественных, гуманитарных и технических наук доцент кафедры философии Макиенко Марина Алексеевна.
Основные особенности и проблемы философии Нового времени
Возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения. Выполнил: студент гр.Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 46 Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина.
Философия и Математика Выполнил: Болтовский С.Н. Проверила: Гефнер О.В. ФГБОУ ВПО Омский Государственный Аграрный Университет имени П.А.Столыпина кафедра.
Тема урока: « Рождение новой европейской науки» Работа выполнена учителем истории Будинской ООШ Антоненковой А.В.
Физическая теория и научная картина мира Урок 1. «Ясно, что мир представляет собой единую систему, т.е. связанное целое, но познание этой системы предполагает.
Рене Декарт Выполнил студент гр. 1Е21 Сайков Алексей Национальный Исследовательский Томский Политехнический Университет.
ФИЗИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ.
Проблема бытия в философии Нового времени Кафедра Философии и психологии Преподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена Славовна Для всех специальностей.
Вопросы темы 1.Что и как изучает физика? 2.Научный метод познания. 3.Где используются физические знания и методы?
ГЕОМЕТРИЯ Евклид - древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Биографические сведения об Евклиде.
Учение о бытии 1. Категория бытия в философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. 2. Формы бытия: материальное и идеальное. 3. «Материя»
Концепции современного естествознания (КСЕ) Тема 1. Естествознание как феномен культуры Тема 1. Естествознание как феномен культуры Литература: В.П.Бондарев.
Транксрипт:

РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОЙ НАУКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Эпоха Возрождения сделала огромный вклад в развитие научной мысли благодаря новому пониманию места и роли человека в объективном мире. В чем же это проявлялось? 1. МЕНЯЕТСЯ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ. В эпоху средневековья определяющим отношением к миру было отношение человека к Богу как высшей ценности. В эпоху Ренессанса происходит мировоззренческая переориентация субъекта. На первый план постепенно выдвигается отношение человека к природе, а отношения же человека к Богу и к самому себе выступают как производные. 2. МЕНЯЕТСЯ ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДМЕТУ ПОЗНАНИЯ. Поскольку всё связано со всем и всё взаимопроникает во всё, постольку всё (а не только Бог) достойно быть предметом познания. 3. МЕНЯЕТСЯ ОТНОШЕНИЕ К РЕЗУЛЬТАТАМ ПОЗНАНИЯ. Ренессансный онтологический пантеизм, в свою очередь, повлек за собой гносеологический плюрализм: не только все может быть предметом познания, но и все точки зрения о предмете имеют право на существование, каждая культура имеет право на свое мировоззрение. Право на существование имеют все точки зрения, а значит, и те из них, которые содержат инновации. Более того, именно содержащая новизну позиция наиболее предпочтительна. С этого начинается формирование исторического мышления, ощущение культурно-исторической дистанции, постепенное формирование духа новаторства.

ХРИСТИАНСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Ученый должен верить в существование материального мира (буддизм и индуизм). Материальный мир не только существует, но этот материальный мир является благим (неоплатонизм, гностицизм). Хотя мир есть благ, но мир не есть Бог (пантеизм). Мир един: физические константы одинаковы в любой точке пространства и времени (политеизм). В мире есть разум, т.е. мир закономерен и эти законы написаны на человеческом языке (атеизм).

УЧЕНИЕ КОПЕРНИКА ОСУЖДЕНО ЦЕРКОВЬЮ В 1616 ГОДУ, ЗАПРЕТ СНЯТ ЧАСТИЧНО В 1757, ПОЛНОСТЬЮ В 1822 МИЗАНТРОПИЗММИЗАНТРОПИЗМ

1. Нет кристаллических сфер (или они расположены выше, чем учил Аристотель). 2. Возможны некруговые движения в космосе. 3. Создал промежуточную между гео- и гелио- центризмом модель Вселенной.

Пантеизм Панпсихизм Атомизм Учение о множественности миров Завершение натурфилософии Ренессанса ЗА ЧТО СОЖГЛИ? «В этих книгах он учил, что миры бесчисленны, что душа переселяется из одного тела в другое и даже в другой мир, что одна душа может находиться в двух телах, что магия хорошая и дозволенная вещь, что Дух Святой не что иное, как душа мира. Моисей совершал свои чудеса посредством магии и преуспевал в ней больше, чем остальные египтяне, Моисей выдумал свои законы, что Священное Писание есть призрак, дьявол будет спасен. От Адама и Евы он выводит родословную только евреев. Остальные люди происходят от тех двоих, кого Бог сотворил днем раньше. Христос – не Бог, был знаменитым магом и за это по заслугам был повешен, а не распят. Пророки и апостолы были негодными людьми, магами, и многие из них повешены»

ОТКРЫЛ ТРИ ЗАКОНА ДВИЖЕНИЯ ПЛАНЕТ: I.ПЛАНЕТЫ ДВИЖУТСЯ ПО ЭЛЛИПСАМ, В ОДНОМ ИЗ ФОКУСОВ КОТОРЫХ НАХОДИТСЯ СОЛНЦЕ; II.СКОРОСТЬ ПЛАНЕТЫ ИЗМЕНЯЕТСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ТОЧКАХ ЕЁ ОРБИТЫ; III.КВАДРАТЫ ВРЕМЕН ОБРАЩЕНИЯ ПЛАНЕТ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫ КУБАМ ИХ СРЕДНИХ РАССТОЯНИЙ ОТ СОЛНЦА (Т 2 : R 3 ). ОТКРЫЛ ТРИ ЗАКОНА ДВИЖЕНИЯ ПЛАНЕТ: I.ПЛАНЕТЫ ДВИЖУТСЯ ПО ЭЛЛИПСАМ, В ОДНОМ ИЗ ФОКУСОВ КОТОРЫХ НАХОДИТСЯ СОЛНЦЕ; II.СКОРОСТЬ ПЛАНЕТЫ ИЗМЕНЯЕТСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ТОЧКАХ ЕЁ ОРБИТЫ; III.КВАДРАТЫ ВРЕМЕН ОБРАЩЕНИЯ ПЛАНЕТ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫ КУБАМ ИХ СРЕДНИХ РАССТОЯНИЙ ОТ СОЛНЦА (Т 2 : R 3 ).

Провести опыты, наблюдения, эксперименты. Посредством индукции выделить повторяющееся, существенное. Понять принципы, обеспечивающие существенное. Математически выразить эти принципы. Построить целостную теоретическую систему путем дедуктивного развертывания фундаментальных принципов. Понять, как применить полученное знание на практике. Метод Ньютона: «Гипотез не измышляю» Отделил науку от натурфилософии («Физика, берегись метафизики»). Разработал классическую механику. Создал дифференциальное и интегральное исчисление. Завершил построение механической картины мира. Достижения И.Ньютона

CУЩНОСТЬ НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ XVI - XVII ВВ. Отрезок времени примерно от даты публикации работы Николая Коперника De Revolutionibus "Об обращениях небесных сфер", т. е. с 1543 г., до деятельности Исаака Ньютона, сочинение которого "Математические начала натуральной философии" впервые опубликовано в 1687 г., обычно называют периодом "научной революции". НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - радикальное изменение всех элементов научного знания (методов, теорий, норм и идеалов научности и т.д.), приводящее к смене научной картины мира, а шире - представлений о Вселенной, о человеке, о науке, о человеке науки, о научном поиске и научных институтах, об отношениях между наукой и обществом, между наукой и философией и между научным знанием и религиозной верой и т.п. СУЩНОСТЬ НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ XVI-XVII (НЬЮТОНОВСКОЙ НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ) ВВ. ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СТАНОВЛЕНИИ ГЕЛЕОЦЕНТРИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И КЛАССИЧЕСКОГО (МЕХАНИСТИЧЕСКОГО) ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Основу сформировавшейся в основном усилиями Кеплера, Галилея и Ньютона естественнонаучной идеологии составили следующие представления и подходы: 1) НАТУРАЛИЗМ - идея самодостаточности природы, управляемой естественными, объективными законами; 2) МЕХАНИЦИЗМ - представление мира в качестве машины, состоящей из элементов разной степени важности и общности; 3) ОТКАЗ ОТ ДОМИНИРОВАВШЕГО РАНЕЕ СИМВОЛИЧЕСКИ-ИЕРАРХИЧЕСКОГО ПОДХОДА к природе; 4) КВАНТИТАТИВИЗМ - универсальный метод количественного сопоставления и оценки всех предметов и явлений мира, отказ от качественного мышления античности и Средневековья; 5) ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЙ АВТОМАТИЗМ - жесткая детерминация всех явлений и процессов в мире естественными причинами, описываемыми с помощью законов механики; 6) АНАЛИТИЗМ - примат аналитической деятельности над синтетической в мышлении ученых, отказ от абстрактных спекуляций, характерных для античности и Средневековья; 7) ГЕОМЕТРИЗМ - утверждение картины безграничного однородного, описываемого геометрией Евклида и управляемого едиными законами космического универсума.

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ ОСОБЕННОСТИ ЭПОХИ Социальная революция феодализм капитализм; ослабление влияния церкви Научная революция геоцентризм гелиоцентризм Накопление большого объема фактических данных, прорыв в фундаментальных науках, появление Академий Наукоцентризм: ориентация философии на идеалы и методы научного познания

«ЗНАНИЕ – СИЛА» (Ф. БЭКОН)

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВОПРОС 1 РЕНЕ ДЕКАРТ (латинизированное имя Картезий) ( ) Французский философ, математик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии. ТРУДЫ «Правила для руководства ума». «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках». «Первоначала философии». «Страсти души». «Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом».

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВОПРОС 1 1. «КАРТЕЗИАНСКОЕ СОМНЕНИЕ»: поиск несомненного основания познания - СOGITO, ERGO SUM. 2. СТРУКТУРА МЫШЛЕНИЯ И ВИДЫ ВРОЖДЕННЫХ ИДЕЙ Согласно Декарту, мышление человека включает в себя три части: А) На нижней ступени – «здравый смысл». Б) Далее следует рассудок - специальная деятельность, направленную на построение и применение суждений, умозаключений, доказательств, нахождение доводов, аргументов или опровержений. В) Высший уровень мышления представляет собой интеллект. Он снабжает нас врожденными идеями, столь ясными и отчетливыми, что мы "усматриваем умом" их истинность непосредственно, интуитивно. Декарт называет три вида подобных идей: - ИДЕЯ БОГА; - ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ; - БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ НАУКИ.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВОПРОС 1 3. УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ. Положения метода Декарта сводятся к четырем правилам: А) Принимать за истину только то, что не дает никакого повода к сомнению; Б) Разлагать сложные проблемы на предельно простые элементы; В) Выстраивать затем из этих простых элементов строгую последовательность в направлении от простого к сложному; Г) Составлять полные, без всяких пропусков, перечни этих элементов.

Онтология субстанция (вечна, бесконечна, неподвижна, самопричинно, единственна, деятельна, необходима) атрибуты (способы действия) субстанции: мышление и протяжение модусы (отдельные действия) субстанции (например, тело и душа) ______ Гносеология интуитивное познание (абсолютно адекватное) рациональное познание (не полностью адекватное) чувственное познание (мало адекватное) мнения (узнаем понаслышке от других людей) (совсем не адекватное знание – слухи, сплетни, мифы) ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВОПРОС 3

ПЛЮРАЛИЗМ Г.В. фон ЛЕЙБНИЦА

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

5. Экспериментальная проверка этих следствий 4. Дедукция: выведение следствий из гипотезы 3. Выдвижение гипотезы 2. Элиминация несущественного 1. Индукция таблица присутствия таблица отсутствия таблица степеней