Ангельское и демоническое в поэзии М. Ю. Лермонтова Курсовая работа по литературе ученицы 10 эк. класса УВК-лицея 100 Авдониной Анастасии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Трагический образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова и М.А. Врубеля.
Advertisements

Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт - романтик
По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел;
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Ангел». Лирическая история души. Моя душа, я помню, Моя душа, я помню, с детских лет с детских лет Чудесного искала… Чудесного.
М Ю Лермонтов- «поэт совсем другой эпохи» Чем поэт Лермонтов поразил маленького Диму Мережковского? Почему поэзия Лермонтова близка поэту и философу Дмитрию.
Ангел По По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел; И месяц,и звезды,и тучи толпой Внимали той песне святой.
Философские мотивы лирики Михаила Юрьевича Лермонтова Подготовила ученица 10 «Б» класса Редькина Виолетта.
«…Чтоб душой с другими поделиться…» (О стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Ангел», «Молитва»)
Урок литературы в 10 классе. Интерес к теме. Чем так притягателен образ Демона у Лермонтова и Врубеля? Известно, что Лермонтов был постоянно неудовлетворен.
Тема семьи в творчестве М.Ю.Лермонтова. Отец – Лермонтов Юрий Петрович Мишель в возрасте 8 лет Мать – Лермонтова Мария Михайловна.
Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
Художественный мир М.Ю.Лермонтова. ЛИРИКА ПОЭТА – ЭТО ДНЕВНИК ЕГО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ М.Ю.Лермонтов был одновременно поэтом-романтиком и писателем-реалистом.
Образ Демона в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон» и иллюстрациях М.А.Врубеля.
Демон Хочу я с небом примириться, Хочу любить, хочу молиться, Хочу я веровать добру… И проклял Демон побеждённый Мечты безумные свои, И вновь остался он,
Михаил Юрьевич Лермонтов ( гг.) Лермонтовские портреты разных авторов: Ф. Будкина, Е. Мешкова, Н. Заболоцкого, П.Е. Заболотского, В. Фаворского,
Для героя монастырь-символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от.
« Творчество М. Ю. Лермонтова и живопись М.А.Врубеля» Выполнила ученица 8 «А» класса МКОУ Рамонской СОШ 2 Рамонского района Воронежской области Вязовая.
расширить знания о творчестве М. Ю. Лермонтова, помочь студентам понять образ главного героя поэмы « Демон ».
Поэма «Демон» Михаила Юрьевича Лермонтова в творчестве Михаила Александровича Врубеля.
Транксрипт:

Ангельское и демоническое в поэзии М. Ю. Лермонтова Курсовая работа по литературе ученицы 10 эк. класса УВК-лицея 100 Авдониной Анастасии

Содержание Прием антитезы – основное средство в создании образов ангела и демона; Воплощение ангельского и демонического в личности и творчестве М. Ю. Лермонтова: – Русские критики и философы о взаимосвязи поэта и его лирического героя, – Образ отверженного и тема роковой судьбы в поэме «Демон», Грехопадение Трагедия в любви Борьба с ангелом за душу Изгнание из мира – Внутренний конфликт лирического героя и авторского «я» в стихотворениях «Мой демон» (1830), «Ангел»; Ангельское и демоническое как черты романтизма.

Прием антитезы – основное средство в создании образов ангела и демона Антитеза (противоположение) – один из приемов стилистики, заключающийся в сопоставлении конкретных представлений и понятий, резко оттеняя контрастные черты друг друга.

Направления толкования образно- философской композиции Лермонтова : Демон – природное свойство личности, когда стремление к отрицанию преобладает над другими (В. Соловьев «Лермонтов») Идея о соединении и борьбе двух начал (Д. Мережковский «М. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества»; Д. Андреев «Роза мира») Демон – двойственность души, которая не принадлежит ни Богу, ни дьяволу (А. Блок 1905 г)

Воплощение ангельского и демонического в личности и творчестве М. Ю. Лермонтова «Он был похож на вечер ясный, Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет.» В Демоне, как во всяком человеке, и прежде всего в душе самого Лермонтова, «встретилось священное с порочным». Герой стал воплощением внутреннего «я» автора – гордого, одинокого, жаждущего возвышенной любви и независимости, а потому несчастного и печального.

Образ отверженного и тема роковой судьбы в поэме «Демон» «Но, кроме зависти холодной, Природы блеск не возбудил В груди изгнанника бесплодной Ни новых чувств, ни новых сил, И все, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел.» Перед Демоном Лермонтов рисует прекрасный мир природы, живущей, напряженной, деятельной и внутренне гармоничной жизнью, что резко контрастирует с духовной драмой Демона, с его полным одиночеством. М. Врубель «Демон поверженный»

Трагедия в любви Бесчеловечность Демона, сознательно требующего от Тамары добровольной жертвы, контрастна человечности Тамары, глубоко чувствующей страдания героя и готовой ценой собственной жизни обратить Демона на путь добра. К. Маковский «Тамара и демон» «О нет, прекрасное созданье, К иному ты присуждена; Тебя иное ждет страданье. Иных восторгов глубина; Оставь же прежние желанья И жалкий свет его судьбе: Пучину гордого познанья Взамен открою я тебе.»

Борьба с ангелом за душу «И гордо в дерзости безумной Он говорит: «Она моя!» Каким смотрел он злобным взглядом, Как полон был смертельным ядом Вражды, не знающей конца, - И веяло могильным хладом От неподвижного лица.» М. Врубель, иллюстрация к поэме «Демон»

Изгнание из мира Демон исчезает из эпилога: мир рисуется свободным от его ропота, перед читателем предстает грандиозный замысел Бога – монументальная картина «Божьего творенья», «вечно молодой природы», поглощающего все сомненья и дела человека. Акварель М.Ю.Лермонтова «Кавказ» «Земля цветет и зеленеет; И голосов нестройный гул Теряется, и караваны Идут, звеня, издалека, И, низвергаясь сквозь туманы, Блестит и пенится река. И жизнью вечно молодою. Прохладой, солнцем и весною Природа тешится шутя, Как беззаботная дитя.»

Внутренний конфликт лирического героя и авторского «я» в стихотворении «Мой демон» (1830) «И гордый демон не отстанет, Пока живу я, от меня И ум мой озарять он станет Лучом чудесного огня; Покажет образ совершенства И вдруг отнимет навсегда И, дав предчувствия блаженства, Не даст мне счастья никогда.» Демон крушит все иллюзии, он заставляет скептически и трезво смотреть на жизнь со всеми ее противоречиями.

Внутренний конфликт лирического героя и авторского «я» в стихотворении «Ангел» «Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез; И звук его песни в душе молодой Остался без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли.» И лирический герой, и авторское «Я» потаенно продолжает ощущать соперничество двух сторон души.

Ангельское и демоническое в живописи М. Врубеля М. Врубель «Демон сидящий» Как говорил Врубель: «Демона не понимают - путают с чертом и дьяволом, тогда как "черт" по-гречески значит просто "рогатый", дьявол - "клеветник", а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе".

Ангельское и демоническое как черты романтизма в поэзии Лермонтова В стихах М. Лермонтова выражено весьма глубокое восприятие индивидуальности человека, его внутреннего мира. Человек и мир – вот то, что прежде всего волновало молодого поэта. Живое внимание к чувствам и переживаниям личности мы видим в его произведениях. Решетнёв М.С «Лермонтов на Кавказе»

Спасибо за внимание