Николай и Михаил Бахтины: консонансы и контрапункты философских позиций Григорий Тульчинский НИУ Высшая школа экономики, Санкт-Петербург, Россия gtul@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Духовно-нравственное воспитание рассматривается как условие развития основных (человеческих) способностей: нравственной (различие добра и зла), эстетической.
Advertisements

Гуманитарные науки. Гуманита́рные нау́ки дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.
Автор: Дейтер Вера Борисовна Должность: учитель русского языка и литературы Категория: высшая Образовательное учреждение: МАОУ Гимназия 1 г. Сыктывкар.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Педагогический совет:. Цель педсовета: 1. Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно – нравственного и патриотического воспитания.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Духовно-нравственный потенциал программы «Социокультурные истоки» в контексте ФГОС.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Нравственно - духовное образование «Самопознание».
Учимся выявлять проблему Занятие 1. Типы проблем Философские Социальные Политические Нравственные Экологические Эстетические.
Авторы концепции: А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков.
Философия и ее роль в жизни общества Кафедра Философии и психологии Преподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена Славовна Для всех специальностей.
Построение воспитательной системы класса в среднем и старшем звене.
Духовная жизнь человека. Урок по обществознанию в 10 классе
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
КУРС ОРКСЭ (Основы Религиозных Культур и Светской Этики) МБОУ Новоселовская СОШ 5.
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Презентация на тему: «Н.В. Гоголь и его время». Среди замечательных деятелей русской и мировой литературы почетное место принадлежит Николаю Васильевичу.
Цель программы: - создать условия для реализации программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным.
Транксрипт:

Николай и Михаил Бахтины: консонансы и контрапункты философских позиций Григорий Тульчинский НИУ Высшая школа экономики, Санкт-Петербург, Россия

Бахтины Николай Михайлович (Nicolas Bachtin) Михаил Михайлович (Mikhail Bakhtin)

Почему важно сопоставление: нетривиальность мыслителей и личностей глубокая духовная близость братьев в юности и молодости общность интересов и круга общения в студенческие годы глубокий интерес к метафизике нравственности, философская персонология, в основе которой лежит метафизика свободы и ответственности оба вышли к глубоким культурологическим обобщениям различное, но влияние в философии большое влияние старшего брата, признававшееся М.М.Бахтиным на закате жизни неоднозначность отношений между братьями Ergo: сравнение философских позиций и взглядов Н.М.Бахтина и М.М.Бахтина – задача, интригующая для выявления важных линий в осмыслении как отечественной, так и мировой философии новейшего времени.

Схождения и расхождения биографий Николай Поэтическое творчество, общественная деятельность, участие в I Мировой и Гражданской войнах, служба в Иностранном легионе Тяжелое ранение руки Преподаватель классической филологии в Бирмингеме Внешняя эмиграция Михаил Относительно спокойная жизнь Заболевание остеомиелитом Преподаватель классической филологии в Саранске Внутренняя эмиграция – триумфальное «возвращение» Совместная учеба Филологические образование Интерес к философии – привлекли внимание своими выступлениями и публикациями Незаинтересованность в личных контактах. Отказ М.Бахтина от архива брата Конфликт?

Концептуальные схождения и расхождения Николай Телоцентризм: осязательность, эротизм Танатология. Трагизм бытия и творчества. Критика «умаления бытия до смысла» Неприятие творчества Достоевского Член компартии Богоборчество Михаил Сознание (душа) как взаимооплотнение смыслов «Нет ничего абсолютно мертвого: у каждого смысла будет свой праздник возрождения». Повышенный интерес к творчеству Достоевского Искание должностей, сотрудничество с функционерами, участие в кампаниях против формализма и «космополитов» Религиозность Философские предпочтения: Ф.Ницше, А.Шпенглер, М.Шелер Идея III – Славянского – Возрождения Критика структурализма Интерес к фрейдизму, психологии Неприятие абстрактного разума. Активизм мысли. Слово как поступок Философская антропология: персонологизм и отвественность. Философия культуры Неразделенная любовь к российскому государству ?

Необязательные вопросы Николай христианоборство Н.М.Бахтина является результатом семейного воспитания или выражением протеста против него? сохранил ли он свой напряженный духовный поиск в годы жизни в Великобритании? Михаил коренится ли христианская религиозность М.М.Бахтина в его семейном воспитании, уходит корнями в его детство и юность? или была приобретена им, возможно в под влиянием витебского окружения, дружбы с М.В.Юдиной?

Выводы: М.Бахтин как персонолог и религиозный метафизик нравственности Парадоксальность книги о Раблэ и идеи карнавала Некорректность структуралистских трактовок творчества М.Бахтина Некорректность либерально-демократических трактовок бахтинских идей (диалога, роли карнавала, смеховой культуры,…) Роль «обратной» рецепции творчества М.Бахтина

Главное Рациональность, разум – следствие ответственности, путь познания ее масштаба и глубины (не-алиби-в-бытии) = = Персонологическая метафизика ответственности была сформулирована М.М.Бахтиным и Н.М.Бахтиным, минимум, за семь лет до публикации «Бытие и ничто» М.Хайдеггера. Перспектива «глубокой семиотики» (deep semiotics) = традиции, восходящей к В.Вундту, В.Гумбольдту, А.Марти, русскому имяславию +Г.Шпет, А.Лосев, Л.Выготский, Леонтьевы… Предугадан тренд сдвига гуманитарной парадигмы

Deep semiotics vs Semiology vs Semiotics Sign Syntax Personology Semantics Pragmatics

Тренды динамики гуманитарной методологии Сущее Феномено- логия Герменевтика Экзистен- циализм Фрейдизм Постструкту- рализм Персонология Постчело- вечность Сущее, Истина (Онтология) Способы, методы познания (Эпистемология, методология) Способы преобразования сущего в соотв. с познанн. законами Потенции- рование реальности Должное Натурализм, позитивизм Возможное

Humanities = die Geistwissenschaften Социум Культура Человек, личность Свобода как ответственность

Humanities = die Geistwissenschaften Основание sciences – универсальность, всеобщность природы Основание humanities – универсальность свободы как ответственности