Коваль Д. Ю. БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет международных отношений Кафедра восточных языков Научный руководитель: старший преподаватель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Древнеиндийская философия. Буддизм
Advertisements

Направления буддизма: хинаяна, махаяна, дзен-буддизм, тантризм, ламаизм Выполнила: студентка 2 курса, 6 гр, Воронцова Анна.
Будда и Буддизм.. Будда, кто же это? Буддой является любой, открывший дхарму (истину) и достигший просветления посредством накопления достаточного количества.
Будда и Буддизм. Будда,кто же это? Буддой является любой, открывший дхарму (истину) и достигший просветления посредством накопления достаточного количества.
Будда и Буддизм.. Будда, кто же это? Буддой является любой, открывший дхарму (истину) и достигший просветления посредством накопления достаточного количества.
Автор : Бадмаев Арслан Окаевич, года рождения, ученик 11 класса МКОУ «Харбинская СОШ» Юстинского района Руководитель : Шуркчиев Евгений Юрьевич,
Белорусский государственный университет Исторический факультет Турку Анна Сергеевна Духовные основы и практика шаманизма у народов Латинской Америки в.
Виды японского сада Автор : Сидоров А. 10 « А » класс.
Буддизм Подготовил: Плотников Данила 4 класса « А»
ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА В РЕЛИГИЯХ МИРА. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека. Она во многом определяет его поступки и действия, мысли и чувства.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Сиддхартха Гаутама, более известный как Будда, был творцом одной из древнейших религий. На теперешний момент – одна из трех мировых религий. Зародилось.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Филологическая составляющая в произведениях Бориса Акунина.
Буддийский храм Санкт - Петербурга. Дацан Гунзэчойнэй Буддийский храм был построен в С-Петербурге (в Старой Деревне на берегу реки Большой Невки) в
Буддизм ( « Учение Просветлённого » )
Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
ТАЦОГРНПСТАЦОГРНПС Культ предков в традиционной культуре белорусов. Соискатель – Цихович П.И. Научный руководитель – кандидат исторических наук Маховская.
Буддизм Выполнил: Полуянов Александр Ученик8 «А».
Художественная культура Китая Автор: О.Р.Солодова Учитель МБОУ «Белокурихинская СОШ 1»
Транксрипт:

Коваль Д. Ю. БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет международных отношений Кафедра восточных языков Научный руководитель: старший преподаватель Исаченкова М. А.

Цель работы – определить элементы символики иконографии Ваджраяны, их связь с основными положениями учения Алмазной Колесницы. В задачи исследования входит: изучить основные идеи учения Ваджраяны (Анатмавада, теория Татхагатагарбхи, представления о Трикае и Траялоке и т.д.); исследовать изображения на танка, выделить основные символы; определить значение символов иконографии и их место в системе идей Алмазной Колесницы. Объект исследования – символы изображений на традиционных тибетских иконах танка. Предмет исследования – тибетская традиционная иконография как отражение мировоззренческих принципов учения Ваджраяны. слайд 2 из 15

Актуальность научной работы заключается в том, что она является первым исследованием традиционной буддийской живописи танка в Беларуси. Полученные результаты работы могут иметь практическое применение в лекциях по религии, философии, искусству Востока. Представленные изображения танка могут послужить наглядным пособием для изучающих буддийскую традицию. слайд 3 из 15

В первой главе работы дается понятие божества в тибето-монгольской традиции, рассматривается символизм божеств в Бардо Тхедол и их роль в ритуалах Ваджраяны, представляется классификация божеств Алмазной Колесницы.божества Вторая глава посвящена подробному описанию изображений основных представителей пантеона Ваджраяны. В главе представляется четкая система связей между различными божествами Алмазной Колесницы по критерию их принадлежности одному из пяти семейсив дхьяни-будд. В результате анализа изображений божеств, представленного в главе второй, в третьей главе дается описание и устанавливается значение основных элементов (символов) иконографии Ваджраяны, которые, как показало исследование, формируют определенную знаковую систему.анализа изображений божеств слайд 4 из 15

Иконография Ваджраяны – уникальное явление в религиозном искусстве народов мира. Она сочетает в себе черты нескольких культурных пластов разного времени и традиций: тибетских добуддийских шаманских верований, индийского тантризма и шиваизма, буддизма Махаяны. Элементы иконографических изображений танка в своей основе содержат универсальные символы, связанные с общечеловеческими представлениями о мироздании и духовном опыте. В связи с этим исследование символики иконографии Ваджраяны открывает новые возможности для сопоставительного анализа религиозного искусства различных традиций.танкасимволы слайд 5 из 15

Танка – произведение традиционной тибетской иконографии. Танка выполняется с использованием клеевых красок или отпечатывается на шелке, либо хлопчатобумажной ткани, загрунтованной смесью из мела и животного клея. Изображение создается одним художником либо группой мастеров в соответствии со строгими канонами. Танка может иметь размеры от нескольких квадратных сантиметров до нескольких квадратных метров. слайд 6 из 15

В традиции Ваджраяны божество – это сложный, глубоко символичный образ представителя буддийского пантеона. Он представляет собой архетип и является центральным компонентом практики поиска отражений элементов данного образа в сознании верующего для пробуждения природы будды, лежащей в основе всех элементов психики. слайд 7 из 15

Ади-Будда – изначальный будда, принцип существования состояния будды и возможности его достижения. слайд 8 из 15

Из Ади-Будды эманируют пять дхьяни-будд (будд медитации), содержащих основные аспекты существования макрокосма и микрокосма, находящихся в единстве. Из пяти будд медитации эманируют все остальные божества, имеющие принадлежность к одному из пяти семейств божеств. слайд 9 из 15

Божества на танка изображаются в различных, порой противоположных, ипостасях – мужских и женских, мирных и грозных- которые есть различные аспекты одного и того же. слайд 10 из 15

Пороговые символы – элементы образа божества, которые в человеческом сознании воспринимаются как отвратительное, пугающее, социально не одобряемое, запретное, а в духовных практиках тантрического направления призваны выводить сознание адепта за пределы двойственного восприятия мира. слайд 11 из 15

Особым типом изображения является яб-юм – изображение пары божеств в любовном соитии. Яб-юм выражает важнейший принцип буддизма Ваджраяны – единство внутренне постигаемой в результате озарения мудрости праджни и метода ее постижения упаи. Мудрость праджня выступает как женское, а метод упая как мужское начало. слайд 12 из 15

слайд 13 из 15 Рассмотрим пример изображения мирного божества. На этой танка изображен Манджушри – бодхисаттва, воплощающий мудрость всех будд. Он изображен в виде молодого царевича. Молодость указывает на то, что постижение изначальной мудрости достигается не благодаря умудренности годами, а вследствие озарения. Царские атрибуты и украшения характерны для образов бодхисаттв, в отличие от будд, изображаемых в монашеском одеянии. Монашеские атрибуты будд символизируют их отрешенность от мира, в то время как царские атрибуты бодхисаттв являются символом того, что они отказались от Освобождения ради себя и воплощаются в мириадах миров сансары, над которой они властвуют. Диадема бодхисаттвы является символом принятия пути помощи всем страдающим в сансаре. Цвет тела бодхисаттвы желтый – цвет будд и достижения состояния будды. Вокруг его тела тигла, вокруг головы – ореол – символы высоких духовных достижений. Его особыми атрибутами являются пламенеющий меч и книга. Пламенеющий меч в правой руке – символ рассечения мрака невежества. В левой руке, сложенной в витарка- мудре (мудрее аргументации) он держит голубой лотос, на котором находится книга. Обычно считается, что это Праджняпарамита-сутра – Сутра Запредельной Мудрости.

слайд 14 из 15 Рассмотрим пример изображения гневного божества На данной танка изображен Ямантака – одна из грозных ипостасей Манджушри. Его образ обладает множеством пороговых символов. Он изображается в союзе со своей праджней (изображение яб-юм). Ямантака имеет синий цвет тела. У него 9 голов, основная голова бычья, самая верхняя – принадлежит Манджушри, что указывает на его проявление. Божество имеет шестнадцать ног и тридцать четыре руки. Духовные супруги обнажены – символ свободы от обусловленностей, их волосы стоят дыбом – символ Просветления. За его спиной пылает огонь. Ногами Ямантака попирает врагов Учения как людей и животных, так и богов. Образ Ямантаки имеет множество элементов, восходящих к индийской тантрической традиции и шиваизму, а также большинство символов уходят корнями в добуддийские архаические представления о мире и духовном опыте.

Выводы работы. 1. Ключевым элементом изображения на танка являются божества традиции Ваджраяны, которые понимаются как сложный, глубоко символичный образ представителя буддийского пантеона. Он представляет собой архетип и является центральным компонентом практики поиска отражений элементов данного образа в сознании верующего для пробуждения природы будды, лежащей в основе всех элементов психики. слайд 15 из Большинство символов иконографии Ваджраяны имеют древнее добуддийское происхождение и отражают универсальные для разных народов архаические представления о мироздании и духовном опыте. 4. Важнейшим компонентом иконографии Ваджраяны, отражающим идею о единстве добра и зла и необходимости выхода за их пределы, является наличие пороговых символов (обычно у гневных божеств). 3. Изображения на танка отражают важнейший принцип буддизма Ваджраяны – единство внутренне постигаемой в результате озарения мудрости праджни и метода ее постижения упаи. 2. Символы и атрибуты изображений божеств имеют определенную логически завершенную систему, которая соответствует космогоническим и космологическим представлениям Ваджраяны. Благодаря строгости канонических правил выполнения иконографических изображений, символы имеют регулярную воспроизводимость и образуют определенную знаковую систему, где они связаны и противопоставлены друг другу.

слайд 16 из 15