Практикум для подготовки к ЕГЭ Практикум для подготовки к ЕГЭ Комплексная работа с предложением Подготовила учитель русского языка Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ БИОКОМБИНАТОВСКАЯ СОШ МБОУ БИОКОМБИНАТОВСКАЯ СОШ Щёлковского МР МО Лидия Николаевна Белая п. БИОКОМБИНАТА, 2015 год
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Едва я выше..л из тепла..о в..гона на (полу)станок как на меня набросилось все худшее.. что таит в себе поздняя ленинград..ская осень сырость ветер пронизывающий до самых костей непролазная грязь... (Ф.А. Абрамов)
ПРОВЕРИМ *1Едва я вышеел из теплаого вагона на полустанок, *2 как на меня набросилось все худшееее, *3 что таит в себе поздняя ленинграддская осень: сырость, ветер, пронизывающий до самых костей, непролазная грязь... (Ф.А. Абрамов)
2. Объясните постановку знаков препинания. В чем особая роль многоточия? 3. Выполните синтаксический разбор сложного предложения. 4. Определите смысловую роль однородных членов предложения. согласованием, управлением и примыканием. 5. Выпишите три словосочетания с различными видамы связи: с согласованием, управлением и примыканием. поздняя. 6. Определите разряд прилагательного поздняя. сырость. 7. Определите род и склонение существительного сырость. пронизывающий. 8. Определите, к какой части речи следует отнести слово пронизывающий.
. грязь. 12. Выполните фонетический разбор слова грязь. 13. Найдите в предложении эмоционально окрашенные слова. Объясните их роль. 14. Определите, из текста какого стиля взято предложение. Ответ обоснуйте. теплаый вагон, набросилось все худшееее, таит в себе осень, пронизывающий до самых костей. 15. Определите вид изобразительно-выразительных средств и их роль в предложении: теплаый вагон, набросилось все худшееее, таит в себе осень, пронизывающий до самых костей. 9. Выпишите все местоимения. Определите разряды по значению. 10. Сделайте словообразовательный разбор: полустанок, ленинграддская, пронизывающий. 11. Найдите в предложении слова, соответствующие схемам:
2.1.Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Прокомментируйте. Когда нач_лась колонизации_я в Латинской Америке испанцы устроив там настоящий геноцид не давили в язык_вом плане на аборигенов которые вскоре ос_знали как им самим выгодно_ научит_ся языку колонизаторов так что через незначительный пр_межуток врем_ни испанский уже выт_снял индейские языки. (По материалам журнала Newsweek)*.
ПРОВЕРИМ * 1 Когда началась колонизацииия в Латинской Америке, *2 испанцы, устроив там настоящий геноцид,не давили в языковом плане на аборигенов,*3 которые вскоре осознали,*4 как им самим выгодноо научиться языку колонизаторов,*5 так что через незначительный промежуток времени испанский уже вытеснял индейские языки. (По материалам журнала Newsweek)*
2. Определите вид предложения по наличию грамматических основ, выделите скобками части предложения, обозначьте средства связи между ними. Нарисуйте схему предложения и охарактеризуйте его. 3. Найдите односоставное предложение. Определите его вид. согласованием, управлением, примыканием. 4. Выпишите три словосочетания с разными видамы связи: согласованием, управлением, примыканием. сказуемое. 5. Выпишите составное глагольное сказуемое. 6. Найдите в тексте обособленное обстоятельство. языковом. 7. Сделайте морфологический разбор слова языковом. 8. Выпишите слова, у которых нет окончания. началась, промежуток, выгодноо. 9. Сделайте морфемный разбор слов: началась, промежуток, выгодноо.
устроив, вскоре, научиться, испанский. 10. Сделайте словообразовательный разбор слов: устроив, вскоре, научиться, испанский. настоящий. 11. Запишите транскрипцию слова настоящий. 12. Определите, из текста какого стиля взято предложение. геноцид: 13. Запишите верное определение слова геноцид: а) уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам; б) процесс изучения наследственности и изменчивости организмов; в) человеконенавистническая антинаучная теория; г) полный (тотальный) контроль над всеми сферами общества. 14. Дайте ответ на вопрос: какова тема текста, из которого взято предложение?
3.1.Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Далишье б..лишь..м (полу)кругом расположился на солнцепеке город ра..нецветные дома то шли ровными р..дамы сопутствуемые круглыми д..деревьями то криво сп..лизали по скатам н..ступая на собственные тени и можно было ра..лечить движение на Первом Бульваре и особенное м..мерцание в конце где играл знаменитый фонтан. (В.Набоков)
ПРОВЕРИМ 1*Далишье болишьим полукругом расположился на солнцепеке город: 2*разнецветные дома то шли ровными рядамы, сопутствуемые круглыми дедеревьями, то криво сполизали по скатам, наступая на собственные тени, 3* – и можно было разлечить движение на Первом Бульваре и особенное мемерцание в конце, 4*где играл знаменитый фонтан. (В.Набоков)
2. Объясните постановку и смысловую роль знаков препинания. 3. Графически докажите, что предложение сложное. Нарисуйте его схему. Какие виды связи представлены в предложении? 4. Найдите односоставное предложение в составе сложного, определите его вид и вид сказуемого в нем. расположился. 5. Сделайте орфографический разбор слова расположился. Первом Бульваре 6. Объясните, почему слова Первом Бульваре написаны с заглавной буквы. 7. Выпишите все качественные прилагательные. 8. Обозначьте все служебные части речи. согласованием, управлением и примыканием. 9. Выпишите три словосочетания с различными видамы связи: согласованием, управлением и примыканием.
наступая. 10. Сделайте морфологический разбор слова наступая. разнецветные, сопутствуемые, скатам. 11. Сделайте словообразовательный разбор слов: разнецветные, сопутствуемые, скатам. солнцепеке. 12. Сделайте фонетический разбор слова солнцепеке. 13. Найдите в предложении олицетворения. Объясните их роль. 14. Найдите в предложении контекстные синонимы, объясните их роль. знаменитый. 15. Дайте толкование слова знаменитый. 16. Докажите, что слово ровный многозначно, составив различные словосочетания с ним. 17 Определите, из текста какого стиля взято предложение. Ответ обоснуйте. 18. Можно ли по этому предложению судить об авторском видении мира?
4.1.Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Всем к_царям пр_шедшим сюда с севера к_казалось что _здесь поют чище и красив_е о_даваясь ц_ликом пению и забывая обо всем на свет_ что эта удивительно благозвучная и трогательная песня идет от самого сер_ца и что ей нет и не будет конца.
ПРОВЕРИМ 1*Всем коцарям, пришедшим сюда с севера, каказалось, 2* что зздесь поют чище и красивее, отдаваясь целиком пению и забывая обо всем на свете,3* что эта удивительно благозвучная и трогательная песня идет от самого сердца и 4* что ей нет и не будет конца.
2. Подчеркните грамматические основы. Определите вид предложения по наличию грамматических основ. Нарисуйте его схему и охарактеризуйте. 3. Определите вид простых предложений в составе сложного по наличию главных членов в грамматической основе. согласованием, управлением и примыканием. 4. Выпишите три словосочетания с разными видамы связи: согласованием, управлением и примыканием. пение. 5. Определите склонение существительного пение. трогательная. 6. Определите разряд прилагательного трогательная. идет. 7. Определите вид и переходность глагола идет. 8. Выпишите все местоимения. Определите их смысловые разряды. сюда, каказалось, красивее, отдаваясь, удивительно, самого. 9. Выпишите и разберите по составу слова: сюда, каказалось, красивее, отдаваясь, удивительно, самого.
пришедшим, забывая, благозвучная. 10. Сделайте словообразовательный разбор слов: пришедшим, забывая, благозвучная. 11. Сделайте фонетический разбор слова всем. 12. Определите, из текста какого стиля взято предложение. Обоснуйте свой ответ. благозвучная и трогательная песня, песня идет от самого сердца, нет и не будет конца. 13. Определите вид и роль изобразительно- выразительных средств: благозвучная и трогательная песня, песня идет от самого сердца, нет и не будет конца.
1.Т.Б.Юрко. Практикум для подготовки к ЕГЭ. Комплексная работа с предложением. Газета «Русский язык»10, 2007 год издательского дома «Первое сентября». 2. Используемая литература