В МЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Анна Ахматова любила спрашивать: Пастернак или Мандельштам? Чай или кофе? Собака или кот? Иными словами, Москва или Петербург?
К ОТ КАК ( HOT ) ХОД, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ Романичева Елена Станиславовна, канд. пед. наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы и методики, декан филологического факультета МГПИ, заслуженный учитель РФ
В АЖНЫЙ ВОПРОС : КТО ПРИОБЩАЕТ К ЧТЕНИЮ ? Так должно быть: Семья Библиотека Школа А так есть: Школа Библиотека Семья
К ТО ВЛИЯЕТ НА ВЫБОР КНИГИ : МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ Мы думаем: Педагоги Родители Библиотека СМИ Издатели и книготорговцы Политики Политики На самом деле : Издатели и книготорговцы Родители Сверстники Сверстники Педагоги СМИ Библиотека
Р АБОТА С ИЗДАТЕЛЬСТВАМИ КАК ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕСУРС Педагогическое сопровождение (педагогическое досье) на новые книги: стратегии работы с книгой в семье, в библиотеке, в школе, самостоятельно
К ОТА И ЗДАТЕЛЬСКАЯ КОТОМАНИЯ В ГОД К ОТА
О Т КОТА К … Ч ТО ПРИДУМАЛИ ИЗДАТЕЛИ ? Объединяют в серию «Витамин роста» Издают другие книги автора
Н ЕОЖИДАННАЯ « КОШАЧЬЯ » ТРИЛОГИЯ
Н АСЛАЖДАЕМСЯ ТЕКСТОМ И СМЕЕМСЯ «Ой, да ладно, я вас умоляю. Да, я убил птицу. Ну так повесьте меня! В конце концов, я же кот. По сути дела, это моя работа – подстерегать в саду пухлые, нежные – нямр-ням – пернатые пирожки, которые с трудом перепархивают с одной живой изгороди на другую. И что, скажите, мне было делать, когда один такой утыканный перьями малыш прямо-таки ринулся ко мне в пасть? Говорю вам, он приземлился мне на лапы. Он мог меня поранить!»
З АДУМЫВАЕМСЯ О ЖИЗНИ … Неро Карлеоне ( имя как культурный код! ), итальянский родственник кота Таффи
О Т СМЕШНОГО К СТРАШНОМУ, ИЛИ НЕ СТОЛЬКО О КОТАХ «Я должен рассказать вам эту историю. Ведь на нашем острове, как и всюду, события быстро стираются и из памяти кошек, из памяти людей. А значит, чей-то бредовый помысел может вновь обернуться всепоглощающим пожаром…» Евгениос Тривинас
И З ПРЕДИСЛОВИЯ К КНИГЕ Ф.П АВЛОФФА Когда они пришли за коммунистами, Я молчал… Я же не был коммунистом. Когда они пришли за профсоюзами, Я ничего не сказал, Я же не член профсоюза. Когда они пришли за евреями, Я ничего не сказал, Я же не был евреем. Когда они пришли за католиками, Я ничего не сказал, Я же не был католиком. Затем они пришли за мной, И не осталось никого, Кто бы мог протестовать. М.Нимёллер
О Б ЭТОМ РАНЬШЕ НЕ ПИСАЛИ … Нужны ли юным читателям книги на такие непростые темы? Какую роль играет подобная литература в формировании личности юного читателя? Что можно сделать каждому сегменту книжного мира для того, чтобы вырастить думающее и неравнодушное поколение? И кто ему в этом поможет?
ИНАЧЕ ВОСТОРЖЕСТВУЕТ ЗАКОН ЧТЕНИЯ « ПЯТЬ ПЛЮС ТРИ » А ИНАЧЕ ВОСТОРЖЕСТВУЕТ ЗАКОН ЧТЕНИЯ « ПЯТЬ ПЛЮС ТРИ » « …я пока немного прочитала: пять страниц сначала и три – с конца. Знаете, как волнуешься за героев, пока читаешь. Прямо нервы себе истреплешь. Вот я и смотрю, чем кончится. Тут Костик почувствовал себя Архимедом, который открыл Новый Закон. Костик еле сдержался, чтобы не закричать «Эврика» – ведь он тоже открыл Новый закон. Закон чтения. Под названием «Пять плюс три». Читаешь пять страниц сначала, три в конце – и всегда в курсе»
К ТО « СОПРОВОЖДАЕТ » ЧТЕНИЕ ? И КАК ?
С ТРАТЕГИЯ « ШЕСТЬ ШЛЯП » (Э ДВАРД ДЕ Б ОНО «Ш ЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ ») Белая шляпа Белая шляпа (факты и информация) Желтая шляпа Желтая шляпа ( поиск позитива) Черная шляпа Черная шляпа (критика) Красная шляпа Красная шляпа (чувства и интуиция) Зеленая шляпа Зеленая шляпа (креатив) Синяя шляпа ( Синяя шляпа (философия и обобщение )
Б ЕЛАЯ ШЛЯПА Б ЕЛАЯ ШЛЯПА Собираем список книг на тему: «Коты и кошки в мировой литературе» и каждую сопровождаем аннотацией, адресованной читателям того возраста, в рамках которого чтение этой книги будет наиболее эффективным. Возможно параллельно и составление списка (неаннотированного) книг и о других животных
Ж ЕЛТАЯ ШЛЯПА Выводим формулу «Кот в литературе – это…» Или…?
Ч ЕРНАЯ ШЛЯПА Анализируем книгу С. Лавровой «Год кота» с точки зрения «морфологии волшебной сказки» и энциклопедии сказочных сюжетов
К РАСНАЯ ШЛЯПА «…понять – художественное произведение – значит, прежде всего прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним» Б.Теплов
З ЕЛЕНАЯ ШЛЯПА Создаем страну Драконов (наступающий год – год Дракона) или придумываем сказку о современном драконе
С ИНЯЯ ШЛЯПА Подводим итоги (что прочли? Какие темы были подняты в детской и юношеской литературе в год Кота?), обобщаем и философствуем
А ВЫ ГОВОРИТЕ : «П ЕС С НИМ …»
В МЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ, ИЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МИР ГЛАЗАМИ СОБАКИ Р.Киплинг Всегда ваш, пес Бутс» (пер. И. Токмаковой) Э.Найт Лесси Д.Пеннак Собака Пес Ж.Дюэм Люси Л.Ашкенази Собачья жизнь и другие рассказы Н.Нусинова Приключения Джерика. Автобиографическая повесть
Б ЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ ! Вопросы?