Антимонопольный контроль на рынке автомобильного топлива Федеральная антимонопольная служба А.Н. Голомолзин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральная антимонопольная служба Антимонопольное регулирование цен на нефтепродукты А.Н. Голомолзин.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Применение биржевых механизмов в антимонопольном регулировании Москва, 2012 год.
Казань, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, Руководитель ФАС России Развитие конкуренции в странах БРИК (опыт ФАС России)
Москва, 2010 г. О ценообразовании на нефтепродукты в Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Методология определения продуктовых и географических границ оптовых и розничных рынков нефтепродуктов Федеральная антимонопольная служба А.Н. Голомолзин,
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва,2009 г. Второй антимонопольный пакет законов.
Москва, 8-9 июля 2010 г. Российско-Американский Семинар по вопросу применения антимонопольного законодательства ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА И.Ю.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для страхового рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Конкурентная политика Москва, 2006 г.
РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ВЕДОМСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ г. Казань, 2012 год.
Теория отраслевых рынков. Антимонопольное законодательство
Проблемные вопросы применения антимонопольного законодательства, установленные Курганским УФАС России, при проведении анализа состояния конкуренции, пути.
Защита конкуренции на рынке страховых услуг Федеральная антимонопольная служба Москва, 2009.
Антимонопольный контроль на рынке автомобильного топлива Федеральная антимонопольная служба.
Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего.
Развитие конкуренции Сергей Васильев, Председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению.
Транксрипт:

Антимонопольный контроль на рынке автомобильного топлива Федеральная антимонопольная служба А.Н. Голомолзин

Ситуация на рынке нефти и нефтепродуктов в России олигопольный характер рынка; ВИНК занимают основную долю рынка; непрозрачное ценообразование (трансфертное); создание дискриминационных условий ; создание препятствий доступу на рынок; завышение цен на нефтепродукты; нарушение антимонопольного законодательства со стороны ВИНК носят систематический характер добыча нефти переработка нефти и производство нефтепродуктов оптовая и розничная реализация нефтепродуктов ВИНК

Рынок оптовый отличается от розничного по составу продавцов и покупателей, целевому использованию (для розницы преимущественно для личных нужд) Опт Мелкий опт Розница НПЗ Трейдеры Нефтебазы Крупные оптовые покупатели Нефтебазы Доработка топлива Крупные покупатели (<5%) Зарубежные покупатели АЗС Собственные емкости Доработка топлива АЗС Автомобильный бензин АЗС В общей структуре нефтепродуктов бензин характеризуется устойчивой долей с ростом производства. При этом доля низкооктанового бензина снижается, а доля высокооктанового – увеличивается. Коллективное доминирование имеет место для бензина в целом, а также в низко- и высокооктановом сегментах. Структура продажи высоко- и низкооктановых бензинов в крупном опте Структура продажи высоко- и низкооктановых бензинов в рознице Значительная часть бензина, поставляемого на экспорт и на внутренний рынок используется не для конечного потребления, а для дальнейшей переработки. Доработка топлива

Экспорт: Импорт: <<1% 70-80% мазута 50-60% дизельного топлива 15-20% авиатоплива 10-15% бензинов автомобильных (в основном низкооктановый) Цена внешнего рынка оказывает влияние на внутренние цены: на уровень (с учетом мер защиты внутреннего рынка в виде экспортной пошлины) и на динамику

Следствие монопольной составляющей: На федеральном рынке 3-4 ВИНК занимают доминирующие положение. Потребители стремятся выбрать поставщика по всей территории страны Поставщики, завышая отпускные цен, дискриминируя независимых покупателей, создавая препятствия заключения прямых контрактов, стремятся локализовать рынок Факт: потребитель (независимый трейдер) не приобретает по завышенной цене светлые нефтепродукты на близлежащем НПЗ, а приобретает товар на дальних НПЗ по эффективной цене. Со всех НПЗ мазут и дизельное топливо поставляются на экспорт и в подавляющее количество регионов страны, т.о.транспортные расходы не являются сдерживающим фактором для поставок в границах федерального рынка 6540 км 596 км

Екатеринбург Хабаровск Владивосток Москва Санкт - Петербург Монопольная составляющая не позволяет задействовать эффективные НПЗ и оптимальную логистику. ведет к разделу рынка по составу продавцов и по территории Цена расчетная на базисе: Омск Тюмень – ЯНОС – АНХК – Оренбург – Фактическая цена (по данным ФАС) руб Цена расчетная на базисе: Омск Тюмень – ЯНОС – АНХК – Оренбург – Фактическая цена (по данным ФАС) руб Цена расчетная на базисе: Кириши ЯНОС – Омск МНПЗ Фактическая цена (по данным ФАС) руб Цена расчетная на базисе: Кириши ЯНОС – Омск Кириши Фактическая цена (по данным ФАС) руб Цена расчетная на базисе: ЯНОС – Кириши МНПЗ Фактическая цена (по данным ФАС) руб Фактические цены на авиатопливо, приобретаемое в аэропортах, существенно завышены за счет монопольной составляющей, формируемой НПЗ и сбытовыми обществами ВИНК (нарушения на федеральном оптовом рынке авиакеросина), а также формируемой ТЗК (нарушения на локальных рынках авиакеросина)

Регионы присутствия вертикально-интегрированных нефтяных компаний на региональных розничных рынках ОАО «ЛУКОЙЛ» ОАО «НК «Роснефть» ОАО «Газпром нефть» ОАО «ТНК – ВР Холдинг» ОАО «НК «Альянс» ОАО «Сургутнефтегаз» ОАО «Русснефть» АФК «Система» ОАО «Татнефть» им.В.Д.Шашина Независимые операторы

Дела о нарушении антимонопольного законодательства (2008 год) С начала 2008 года ФАС России и территориальные органы ФАС России возбудили более 150 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства в топливно-энергетическом комплексе. Из общего количества дел по нарушению антимонопольного законодательства на топливных рынках: – согласованные действия хозяйствующих субъектов по установлению, поддержанию цен на нефтепродукты – 54; – злоупотребление доминирующим положением (установление монопольно высоких цен на нефтепродукты, создание дискриминационных условий, необоснованный отказ от заключения договоров) – 95; Из них: – на рынках автобензинов – 83; – на рынках авиаГСМ и услуг топливозаправочных комплексов в аэропортах– 66. По результатам рассмотрения дел в 2008 году наложено штрафов на сумму более 6 миллиардов рублей. Факт нарушения антимонопольного законодательства подтвердился в 85 случаях, производство по делу прекращено (в связи с добровольным устранением нарушения) – в 10 случаях; производство по делу прекращено (в связи с не подтверждением факта нарушения антимонопольного законодательства) – в 35 случаях. По 16 делам рассмотрение продолжается в настоящее время, по 4 делам рассмотрение приостановлено.

Дела о нарушении антимонопольного законодательства (2009 год) Из общего количества дел по нарушению антимонопольного законодательства на топливных рынках, возбужденных территориальными органами ФАС России: – согласованные действия хозяйствующих субъектов по установлению, поддержанию цен на нефтепродукты – 35; – злоупотребление доминирующим положением (установление монопольно высоких цен на нефтепродукты, создание дискриминационных условий, необоснованный отказ от заключения договоров) – 65. Из них: – на рынках автобензинов – 90, – на рынках авиаГСМ и услуг топливозаправочных комплексов в аэропортах – 10. По результатам рассмотрения дел в 2009 году: Факт нарушения антимонопольного законодательства подтвердился в 57 случаях, по 13 делам рассмотрение продолжается в настоящее время, 5 дела приостановлено, производство по делу прекращено (в связи с не подтверждением факта нарушения антимонопольного законодательства) – в 24 случаях, в связи с добровольным устранением нарушения – в 1 случае.

10 Нормативное регулирование деятельности ФАС России Федеральный закон 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральный закон 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вводящий «оборотные» штрафы за нарушение антимонопольного законодательства Федеральный закон 53-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» возможность признания доминирующим положения компании, доля которой на рынке составляет менее 35%; уточнены понятия «монопольно высокая» и «монопольно низкая» цена товара; нет чисто количественного определения, а проводится качественный анализ рынка; презумпция доминирования естественных монополий в части пресечения злоупотребления доминирующим положением запрет «per se» для горизонтальных соглашений «программа освобождения от ответственности» расширены полномочия при проведении проверок хоз субъектов. оборотные штрафы; уголовная ответственность за картели (максимальное наказание – 7 лет лишения свободы) Поддержка Высшего Арбитражного Суда усилен инструментарий борьбы с картелями оценка слияний с точки зрения их воздействия на состояние конкуренции; повышение пороговых значений для сделок по слиянию; более жесткие требования к предоставляемой информации: раскрытие информации о конечных выгодоприобретателях по сделке обязательно; уведомительный порядок совершения сделок внутри группы лиц, объединенной по «структурному» основанию усовершенствованы принципы контроля экономической концентрации

ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ» В 2008 году ФАС России признала, что в 4 квартале 2007 года и 1 полугодии 2008 года крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании (ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ») нарушили часть 1 статьи 10 Федерального закона от ФЗ «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением). Нарушения выразились в установления монопольно высоких цен на нефтепродукты; создании дискриминационных условий для покупателей на оптовых рынках нефтепродуктов в Российской Федерации; установлении экономически, технологически и иным образом необоснованных различных цен на нефтепродукты. Все решения и предписания ФАС России по данным делам были обжалованы нефтяными компаниями в арбитражных судах. При этом в ходе рассмотрения судебных дел выявились различные подходы арбитражных судов по данному вопросу. Крупнейшие дела ФАС России по нарушению антимонопольного законодательства (первая волна)

Так, решением Арбитражного суда Тюменской области от , оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от и постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от по делу А /2008, решение и предписание ФАС России в отношении ОАО «ТНК-ВР Холдинг» признаны недействительными. Арбитражный суд г. Москвы по делу А / признал законными и обоснованными решение и предписание ФАС России в отношении ОАО «ЛУКОЙЛ», подтвердив правильность определения продуктовых и географических границ товарных рынков нефтепродуктов, а также посчитав доказанным факт установления нефтяной компанией монопольно высокой цены. В связи с отказом ОАО «ЛУКОЙЛ» в суде апелляционной инстанции от иска, решение суда первой инстанции отменено, производство по делу А / прекращено Девятый арбитражный апелляционный суд подтвердил законность решения Федеральной антимонопольной службы в отношении группы лиц ОАО «ЛУКОЙЛ», а именно ООО «Лукойл-УНП», ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез», ООО «Лукойл- Волгограднефтепереработка», ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез». Таким образом, в отношении группы лиц ОАО «ЛУКОЙЛ» решение ФАС России вступило в законную силу. Крупнейшие дела ФАС России по нарушению антимонопольного законодательства (первая волна)

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подтвердил законность и обоснованность решения и предписания ФАС России в отношении ОАО «ТНК-ВР Холдинг», а также постановления о наложении штрафа в размере 1,1 млрд. рублей. Содержащиеся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. Так, Постановлением установлено, что: - географические границы товарного рынка – территория Российской Федерации; - коллективное доминирование открытых акционерных обществ «НК Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть» и «ТНК-BP Холдинг»; - продуктовые границы оптовых рынков - автомобильные бензины, дизельное топливо и авиационный керосин, поскольку названные реализуемые товары не могут быть заменены другими товарами при потреблении. Крупнейшие дела ФАС России по нарушению антимонопольного законодательства (первая волна)

Крупнейшие дела ФАС России по нарушению антимонопольного законодательства (вторая волна) ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «ЛУКОЙЛ» В 2009 году Федеральная антимонопольная служба установила, что в начале 2009 года ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «ЛУКОЙЛ» осуществляли изъятие товара из обращения, результатом которого явилось повышение цены товара. ФАС России квалифицировала указанные действия как очередные нарушения Закона о защите конкуренции. Все решения и предписания ФАС России по данным делам были обжалованы нефтяными компаниями в арбитражных судах. ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «ЛУКОЙЛ» По результатам судебных разбирательств ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «ЛУКОЙЛ» были заключены мировые соглашения с ФАС России Президиум Высшего арбитражного суда подтвердил законность и обоснованность решения и предписания ФАС России в отношении ОАО «Газпром нефть» (изъятие товара из обращения и создание дискриминационных условий. В настоящее время нефтяные компании оплатили штрафные санкции в бюджет Российской Федерации. Суммарный объем штрафов составляет (с учетом заключенных мировых соглашений) ,46 тыс.рублей.

Содержание предписаний ФАС России нефтяным компаниям 1) снизить цены на нефтепродукты до обоснованного уровня 2) не допускать компенсацию снижения доходности от поставок нефти и нефтепродуктов на внешний рынок повышением цен на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке 3) проводить открытые торги нефтепродуктами на электронной торговой площадке, либо на товарно-сырьевой бирже 4) вести раздельный учет затрат и доходов по видам продаж (оптовой и розничной) и по основным видам нефтепродуктов 5) обеспечить возможность заключения прямых контрактов хозяйствующими субъектами, не входящими в группу лиц ВИНК, с НПЗ; раскрыть критерии, предъявляемые к таким лицам

В феврале 2011 г. ФАС России возбудила дела в отношении ОАО «Газпром нефть», ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть» по признакам нарушения антимонопольного законодательства в IV квартале 2010 г. на рынках дизельного топлива и авиакеросина в части установления монопольно высоких цен, изъятия товара из обращения, результатом которого явился необоснованный рост цен, создание дискриминационных условий. В феврале 2011 г. ФАС России возбудила дела в отношение нефтяных компаний (третья волна)

29 июля 2011 года Комиссия Федеральной антимонопольной службы (Комиссия ФАС России) признала факт нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «Газпром нефть». Нарушение выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены на дизельное топливо и на авиакеросин в период 4 квартала 2010 и начала 2011 года, а также создания дискриминационных условий деятельности на рынке дизельного топлива и авиакеросина. В соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции Комиссия приняла решение о прекращении дела в отношении ОАО «Газпром нефть» о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением компанией нарушения и его последствий. 9 августа 2011 года Комиссия ФАС России признала факт нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «Лукойл». Нарушение выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем установления и поддержания монопольно высоких цен на дизельное топливо в 4 квартале 2010 года – январе 2011 года. Действия ОАО «Лукойл» на оптовом рынке авиационного керосина в период 4 квартал 2010 года – января 2011 года требуют дальнейшего исследования, в связи с чем, Комиссией ФАС России принято решение о выделении данного эпизода в отдельное производство. 10 августа 2011 года Комиссия ФАС России признала факт нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «НК «Роснефть». Нарушение выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем установления и поддержания монопольно высокой цены на дизельное топливо и авиакеросин в 4 квартале 2010 года – январе 2011 года. В соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции Комиссия приняла решение о прекращении дела в отношении ОАО «Газпром нефть» о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением компанией нарушения и его последствий. Крупнейшие дела ФАС России по нарушению антимонопольного законодательства (третья волна)

Всего территориальными органами ФАС России в конце 2010 и начале 2011 года возбуждено 74 дела по нарушению антимонопольного законодательства на товарных рынках нефтепродуктов. Из общего количества дел: – злоупотребление доминирующим положением (установление монопольно высоких цен на нефтепродукты, создание дискриминационных условий, необоснованный отказ от заключения договоров) – 43; – согласованные действия хозяйствующих субъектов по установлению, поддержанию цен на нефтепродукты – 31. По результатам рассмотрения дел в конце 2010 и начале 2011 года: Факт нарушения антимонопольного законодательства подтвердился в 29 случаях (из них по статье 10 – 17 дел, по статье 11 – 12 дел), по 28 делам рассмотрение продолжается в настоящее время (из них по статье 10 – 20 дела, по статье 11 – 8 дел), производство по делу прекращено (в связи с не подтверждением факта нарушения антимонопольного законодательства) – в 17 случаях (из них по статье 10 – 6 дел, по статье 11 – 11 дел). Дела территориальных органов ФАС России по нарушению антимонопольного законодательства (конец 2010 года – первое полугодие 2011 года

Объяснения нефтяных компаний о ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов 1. Нефтяные компании ссылаются на затруднения, возникшие в связи со вступлением в силу требований Техрегламента 2. Ряд компаний ссылаются на конъюнктуру биржевых торгов, при этом отгрузка внутри группы лиц происходит по ценам ниже биржевых. 3. Нефтяные компании утверждают, что при формировании цен внутреннего рынка на бензины не используют принцип равноэффективности поставок, с отсылкой к колебаниям динамики мировой конъюнктуры. В тоже время, когда внешний рынок демонстрирует повышательную тенденцию, она транслируется в динамику внутренних цен, а понижательный тренд не всегда находит отражение на внутреннем рынке. 4. Ни одна компания не обосновала причины несоразмерной динамики цен (цена на АЗС, приведенная в руб/тн, ниже, чем цена НПЗ). В ФАС России поступают жалобы от независимых участников рынка либо о невозможности приобретения нефтепродуктов, либо о нерентабельности осуществления ими хозяйственной деятельности в связи с высокими закупочными ценами

В апреле текущего года образовался дефицит нефтепродуктов С апреля 2011 г. в регионах наблюдается недостаточное предложение моторных топлив, в том числе из-за неготовности ряда НПЗ к требованиям технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Изменилась структура производства и поставок нефтепродуктов По данным ЦДУ ТЭК,млн.тн производство отгрузка на внутренний рынокотгрузка на экспорт 6 мес мес мес мес мес мес Автобензины 17,317,515,514,91,82,8 Дизельное топливо 34,435,314,91619,319 Авиакеросин 4,3 3,53,90,60,4 Мазут 3435,57,16,925,627,5 В данный момент существует необходимость в отложении сроков вступления в силу некоторых положений Техрегламента.

контроль 1. реализовать инвестиционные программы, направленные на модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей, предусматривающие поэтапный переход на производство более качественных видов нефтепродуктов; В целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства, необходимостью модернизации производственных мощностей нефтяных компаний и повышения качества, поставляемых на товарные рынки Российской Федерации нефтепродуктов были заключены 4-сторонние Соглашения с нефтяными компаниями Ростехнадзор Ростехрегулирование 2. обеспечить начиная с 2015 года производство светлых нефтепродуктов в объеме, составляющем не менее 20% от объема добытой в Российской Федерации нефти, и поставку их на внутренний рынок, обеспечив устойчивое, не допускающее перерывов, предложение нефтепродуктов на рынке Российской Федерации в соответствии со складывающимся уровнем спроса. контроль ФАС России в пределах своих полномочий обеспечивает контроль соблюдения нефтяными компаниями обязательств Соглашения, и, в случае их невыполнения, принимает решение о возбуждении дела, по результатам рассмотрения которого могут быть приняты санкции.

Реализация бензина АИ-92 по данным нефтяных компаний (июнь 2011 г) Конкуренция на рынках нефтепродуктов ограничена. Сбытовым компаниям, входящим в ВИНК, реализуют по ценам существенно ниже, чем для независимых АЗС, т.к. в рамках ВИНК происходит перераспределение центров доходов и затрат с розничного звена на оптовое, в связи с использованием ВИНКами трансфертного ценообразования.

Реализация дизельного топлива по данным нефтяных компаний (июнь 2011 г) Дискриминационное поведение нефтяных компаний приводит к вытеснению с рынка независимых участников рынка. Реализация внутри группы лиц осуществляется по цене ниже, чем независимым и в значительно меньших объемах.

Поставки нефтепродуктов через биржу: основные проблемы 1. Низкая ликвидность биржевого рынка нефтепродуктов: недостаточный объем предложения нефтепродуктов на биржевых торгах на конкретных базисах поставки; 2. Отсутствие анонимности торгов: информация о лицах, подавших заявки на продажу товара известна другим участникам торгов путем сопоставления базисов поставки и характеристик товара с деятельностью ВИНК; 3. Отсутствие конкуренции между продавцами в торговой сессии; 4. Нерегулярность продаж нефтепродуктов на товарных биржах с неравномерным распределением объема по торговым сессиям в течении месяца; 5. Заключение сделок с лицами, входящих в одну группу с продавцами нефтепродуктов в условиях отсутствия анонимности торгов.

Принципы проведения конкурентных организованных торгов («третий антимонопольный пакет») Объем продаваемого на товарной бирже товара доминирующим хозсубъектом составляет не менее величины, установленной ФАС России и ФОИВом; Реализация на товарной бирже товара проводится регулярно с равномерным распределением объема по торговым сессиям в течение календарного месяца. Критерии регулярности и равномерности реализации товара определяются Правительством РФ; Регистрация доминирующим хозсубъектом внебиржевых сделок (порядок определяется Правительством РФ); Минимальный размер биржевого лота не препятствует доступу на товарный рынок; Требования к соблюдению конфиденциальности информации о лицах, подавших соответствующие заявки на участие в торгах, в том числе путем подачи заявок брокеру.

Комплекс мер разработанный ФАС России направленный на повышение конкурентной торговли нефтепродуктами на внутреннем рынке 1. Изменения в законодательстве РФ - Реализация положений «третьего антимонопольного пакета», в части формирования условий ликвидной биржевой торговли - Перераспределение фискальной нагрузки на нефтяные компании, в целях стабилизации ситуации на рынках нефтепродуктов. - Принятие законопроектов «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» 2. Соблюдение антимонопольного законодательства 3. Создание достаточных условий ликвидности биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами

уточняется порядок применения антимонопольного законодательства к действиям лиц, находящихся за пределами территории РФ и оказывающих влияние на конкуренцию в России определяется круг сделок иностранных компаний, подлежащих согласованию с антимонопольным органом Иностранный инвестор более узкое определение картеля уголовная ответственность только за заключение горизонтальных соглашений согласованные действия декриминализированы из понятия «картель» исключаются вертикальные соглашения отсутствие картеля в одной группе лиц О картеле (ст.11 Закона о защите конкуренции) за злоупотребление доминирующим положением, результатом которого не является ограничение конкуренции, вводится фиксированный штраф - от 1 до 5 млн. рублей (кроме злоупотреблений доминирующим положением субъектом естественной монополии) Злоупотребление доминирующим положением методические указания по расчету справедливой цены обязанность ФАС России оценивать справедливую биржевую цену «Монопольно высокая цена» для признания действий согласованными возникает обязанность устанавливать, что эти действия были заранее известны каждому из участников, без изменения самой процедуры установления указанных обстоятельств Согласованные действия положения ст.178 УК РФ не распространяются на осуществление согласованных действий, уголовно преследуется заключение соглашения, при том условии, что такое соглашение заключено хозяйствующими субъектами - конкурентами, то есть осуществляющими свою деятельность на одном товарном рынке В статью 178 УК РФ Третий антимонопольный пакет

соглашения между потенциальными конкурентами квалифицируются как картель «Потенциальный конкурент» и картель «потенциальный конкурент» «прямой контроль» «косвенный контроль» «группа лиц» «приобретаемое лицо» Изменения в основные понятия ведение реестров лиц, привлеченных к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением в части проведения проверок: документарная форма проверки, дополняется перечень оснований для проведения внеплановой проверки Новые полномочия антимонопольного органа снижение административной нагрузки: повышаются пороговые значения активов и оборота компаний, при которых требуется согласие на совершение сделок, иных действий. вдвое повышаются пороговые значения активов компаний по уведомлениям Контроль за экономической концентрацией Третий антимонопольный пакет

Законопроект «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» Формулирует ряд требований структурного и поведенческого характера, которые способствуют созданию реальных конкурентных условий на внутреннем рынке, в том числе: - запрещается совмещать оптовую реализацию и розничную реализацию нефтепродуктов, если х.с.доминирует на рынке; -не допускать сделок слияний и приобретений или выделение земельных участков под постройку АЗС тем компаниям, доля которых на рынке уже превышает 25 процентов; -предоставлять услуги по хранению (если емкость хранилищ превышает 25% от общей емкости хранилищ в субъекте РФ) на недискриминационных условиях; - приоритетность предоставления услуг по транспортировке ж/д и трубопроводным транспортом при приобретении на биржевых торгах; - обязательный учет затрат и доходов по основным видам деятельности; - обязательная публикация информации по остаткам нефтепродуктов в нефтехранилищах; - недискриминационный подход к предоставлению услуг (выделение 10-15% от общей мощности) по переработке на НПЗ, входящих в группу лиц х.с., коллективно доминирующих на федеральном рынке.

Изменения в механизм установления ставок пошлин на нефть и нефтепродукты (60-66) В 2003 г. был принят щадящий для нефтяных компаний механизм установления экспортных пошлин. ФАС России был против и предлагал устанавливать единые ставки для «темных» и светлых» нефтепродуктов. В настоящее время по предложению Минэнерго России на заключительной стадии согласования находится проект Постановления Российской Федерации о внесении изменений в механизм установления ставок пошлин на нефть и нефтепродукты (60-66). Но в связи с тем, что указанные изменения приведут к росту цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, ФАС России предлагает реализовать предложение Минэнерго России, но при реализации предложения ФАС России по корректировке налоговой нагрузки на нефтяной сектор за счет снижения ставки акцизов при росте цен мирового рынка.

ФАС России провела анализ ценообразования на нефтепродукты при принятии системы ТТР Возникновение дефицита нефтепродуктов за счет снижения объемов переработки в связи с привлекательностью экспорта нефти, при снижении ставки пошлины на нефть 2. Рост оптовых цен внутреннего рынка на светлые нефтепродукты (цены рассчитываются по методу обратного отсчета от цен внешнего рынка, Net – Back) Установление единой ставки на «светлые» и «темные» продукты приведет к повышению налоговой нагрузки на предприятия нефтяной отрасли ФАС России предлагает реализовать систему ТТР «60-66», но при реализации предложения ФАС России по корректировке налоговой нагрузки на нефтяной сектор за счет снижения ставки акцизов при росте цен мирового рынка. Таким образом предлагаемая перебалансировка налоговой нагрузки между акцизами и ставками экспортной пошлины позволит снизить указанный эффект от роста мировых котировок на внутреннем рынке.

Налоги на потребителя проект федерального закона «О внесении изменений в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» Дизельное топливо: не соответствующий классу 3,4 и 5 НС= ,2 х(МЦ-90) класс 3 НС= ,42 х(МЦ-90) класс 4 и 5 НС= ,25 х(МЦ-90) Автомобильный бензин: не соответствующий классу 3, 4 и 5 НС= ,47 х(МЦ-90) класс 3 НС= ,7 х(МЦ-90) класс 4 и 5 НС= ,32 х(МЦ-90) Целью законопроекта является снижение влияния роста мировых цен на ценовую ситуацию на внутреннем рынке за счет адекватного снижения налоговой нагрузки при реализации нефтепродуктов (автомобильного бензина и дизельного топлива) на внутреннем рынке в период роста мировых цен на нефть выше запланированного уровня. При превышении мировой цены на нефть сырую марки «Юралс» порогового значения в 90 долларов США за баррель, ставка акциза рассчитывается по формуле: Дифференциация налоговой нагрузки в зависимости от мировых цен на нефть уже реализуется в мировой практики. Примером могут служить США, которые при росте цен на нефть в 2010 году предприняли снижение налоговой нагрузки в секторе розничной торговли с 22 % до 15 %, в Великобритании снизили на 1 пенс на литр топливный налог, а до этого было принято решение не повышать топливный налог на 5%. Проектом закона также предлагается отказаться от дальнейшей ступенчатой ежегодной индексации акцизов в 2012 и 2013 гг. и предусматривается ежегодная индексация налоговых ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо с темпом инфляции с коэффициентом 0,9.

Действующие ставки акцизов на нефтепродукты

2012 год

Предлагается использовать три базовых индекса рыночных цен: - сопоставимые цены зарубежных рынков - биржевые котировки - внебиржевые цены на нефть и основные нефтепродукты -Ценовой арбитраж между ними позволит сформировать внутренний индикатор цен на нефтепродукты Законопроект «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации»

Переход к расчетам оптовой цены на нефтепродукты по формуле I. Р=(ВК – ЭП – L)*К+ акциз + НДС ± Р – цена приобретения на территории Российской Федерации; ВК - внешняя котировка (Platts, …) ЭП – экспортная пошлина на вывоз нефтепродуктов L – транспортная логистика от НПЗ до места реализации внешнего рынка (Роттердам, Сингапур, Средиземноморье); К – курс доллара США к рублю на дату исполнения контракта; – дифференциал, который учитывает особенности оборота нефтепродуктов на территориях Российской Федерации (значение должно быть конкретизировано) II.P = Внутр.К ± Внутр.К – внутренние котировки с привязкой к индексу ЭТП и/или биржи, и/или композитный (ЭТП/биржа + прямые контракты)

Спасибо за внимание!