Что такое психология? ПСИХОЛОГИЯ (от греч. psyche – душа и logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Advertisements

Введение в психологию Проблемы, изучаемые психологией; предмет и объект психологии; основные этапы развития психологии; специфика психических явлений;
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Психические процессы.. Психические процессы – это одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики.
Презентация к уроку по психологии по теме: психология человека
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Психика Психика 1. Системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. 2. Субъективное.
В ООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ Выполнили: Веселов Андрей и Тытюк Полина Проверила:
Символ психологии Греческая буква Ψ («Пси») - международный символ психологии. Она использовалась в старославянском алфавите.
Основные характеристики МОТИВ ЦЕЛЬ ПРЕДМЕТ СТРУКТУРА СРЕДСТВА То, что побуждает человека выполнять деятельность (потребность) Идеальное представление.
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Объект – психика человека. Предмет –
Подготовила: Петрова Ольга ЖУР-ДБ-3. Понятие психики. Психические явления Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности,
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Занятие 1 ПСИХОЛОГИЯ (от греч. psyche – душа и logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики.
Проблема человека как предмет осмысления в современной философии и науке. 1. Бытие человека как философская проблема. 2. Природа и сущность человека. 3.«Я-образ»
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Социализация личности 2.Основные социальные.
- это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. К психическим процессам относятся.
Проблема человека как предмет осмысления в современной философии и науке. 1. Бытие человека как философская проблема. 2. Природа и сущность человека. 3.«Я-образ»
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
Транксрипт:

Что такое психология? ПСИХОЛОГИЯ (от греч. psyche – душа и logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Что является объектом исследования психологии? Объектом исследования психологии является человек, человек как личность, включенный в определенные виды деятельности и общности людей. Объектом исследования психологии является человек, человек как личность, включенный в определенные виды деятельности и общности людей.

Что является предметом психологии? Предметом изучения в психологии является ПСИХИКА, закономерности ее развития, механизмы функционирования, а также психическая деятельность человека и групп людей. Предметом изучения в психологии является ПСИХИКА, закономерности ее развития, механизмы функционирования, а также психическая деятельность человека и групп людей.

1. Основные этапы развития взглядов на предмет психологии 1-й ЭТАП Психология как наука о душе Такой взгляд был сформирован более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. (Аристотель) 2-й ЭТАП Психология как наука о сознании Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать и желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. 3-й ЭТАП Психология как наука о поведении Возникает в XX в. Задача психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались. 4-й ЭТАП Психология как наука, изучающая факты, закономерности развития и механизмы функционирования психики Современный взгляд на предмет психологии. Сформировался на базе философии диалектического материализма

Отрасли психологии Генетическая-наследственные механизмы психики и поведения человека Генетическая-наследственные механизмы психики и поведения человека Общая психология - исследует человека, выделяя психологию познавательных процессов и психологию личности Общая психология - исследует человека, выделяя психологию познавательных процессов и психологию личности Дифференциальная-исследует индивидуальные различия людей и их предпосылки Дифференциальная-исследует индивидуальные различия людей и их предпосылки Возрастная-различия людей по возрастам Возрастная-различия людей по возрастам Социальная-человеческие взаимоотношения, явления, возникшие в процессе общения Социальная-человеческие взаимоотношения, явления, возникшие в процессе общения Педагогическая-обучение и воспитание Педагогическая-обучение и воспитание Медицинская, патопсихология, психотерапия - отклонение от норм в психике и поведении Медицинская, патопсихология, психотерапия - отклонение от норм в психике и поведении Юридическая-усвоение человеком правовых норм и правил поведения Юридическая-усвоение человеком правовых норм и правил поведения Психодиагностика-психологическая оценка уровня развития человека Психодиагностика-психологическая оценка уровня развития человека

Что такое метод? «Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн). «Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн).

Что такое психика? Психика – это свойство особым образом высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную реальность. Психика – это свойство особым образом высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную реальность. Психика – это субъективный образ объективного мира. Психика – это субъективный образ объективного мира. Психика – это внутренний мир человека, мир его мыслей, чувств, намерений, стремлений, которые проявляются внешне, т.е. в действиях, поведении, поступках этого человека. Психика – это внутренний мир человека, мир его мыслей, чувств, намерений, стремлений, которые проявляются внешне, т.е. в действиях, поведении, поступках этого человека.

Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, свойственная только человеку; Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, свойственная только человеку; это результат общественно – политических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. это результат общественно – политических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Самосознание – высшее проявление сознания индивида как система его противоречивых представлений о самом себе, своем отношении к людям, о своем месте в мире, самоуважении, стремлении завоевать уважение к себе и т.д. Самосознание – высшее проявление сознания индивида как система его противоречивых представлений о самом себе, своем отношении к людям, о своем месте в мире, самоуважении, стремлении завоевать уважение к себе и т.д.

Этапы развития психики человека Новорожденный (до 2 месяцев) Новорожденный (до 2 месяцев) Ранний младенческий (от 2 до 6 месяцев) Ранний младенческий (от 2 до 6 месяцев) Поздний младенческий (от 6 до 14 месяцев) Поздний младенческий (от 6 до 14 месяцев) Преддошкольный ( от 1 до 3 лет) Преддошкольный ( от 1 до 3 лет) Дошкольный (от 3 до 7 лет) Дошкольный (от 3 до 7 лет) Школьный (от 7 до 13 лет) Школьный (от 7 до 13 лет) Подростковый и начало юности (от 13 до 18 лет) Подростковый и начало юности (от 13 до 18 лет) Акмеологический (от 18 до 60 лет) Акмеологический (от 18 до 60 лет) Период геронтогенеза (от 60 до 90 лет) Период геронтогенеза (от 60 до 90 лет)

В структуре психики человека выделяют следующие взаимосвязанные компоненты: – психические процессы, – психические свойства, – психические состояния, – психические образования.

Психические процессы Психические процессы – проявление психической активности человека, направленной на познание окружающей действительности, эмоциональной ее оценки и формирования к ней деятельного отношения. Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Психические процессы – проявление психической активности человека, направленной на познание окружающей действительности, эмоциональной ее оценки и формирования к ней деятельного отношения. Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые.

Психические свойства Психические свойства – это различной степени сложности структурные психические явления, обеспечивающие определенный качественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Психические свойства – это различной степени сложности структурные психические явления, обеспечивающие определенный качественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. К ним относятся: направленность, темперамент, характер, способности. К ним относятся: направленность, темперамент, характер, способности.

Психические состояния Психические состояния –это такие психические явления, которые поддерживают психическую деятельность человека на определенном уровне рабо­ тоспособности. Психические состояния –это такие психические явления, которые поддерживают психическую деятельность человека на определенном уровне рабо­ тоспособности. К ним относятся: состояния бодрости или подавленности, подъема или упадка, оптимизма или пессимизма и т.д. К ним относятся: состояния бодрости или подавленности, подъема или упадка, оптимизма или пессимизма и т.д.

Психические образования Психические образования – это результат диалектической взаимосвязи психических процессов, состояний, свойств и активной деятельности человека. Психические образования – это результат диалектической взаимосвязи психических процессов, состояний, свойств и активной деятельности человека. К ним относятся: знания, навыки, умения, привычки, опыт, мастерство. К ним относятся: знания, навыки, умения, привычки, опыт, мастерство.

Познавательные психические процессы Ощущение Ощущение Восприятие Восприятие Внимание Внимание Память Память Воображение Воображение Мышление Мышление Речь Речь

Ощущение –процесс отражения в сознании отдельных признаков и свойств предметов, явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды ощущений -зрительные -слуховые -двигательные -осязательные -органические -обонятельные -вкусовые -температурные -вибрационные -болевые

Восприятие- это процесс познания (отражения) окружающего мира в виде целостных предметов и явлений. это процесс познания (отражения) окружающего мира в виде целостных предметов и явлений.

Свойства восприятия Предметность ЦелостностьКонстантность Категориальность

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на тех или иных предметах, явлениях.

Виды внимания Непроизвольное Произвольное Послепро- извольное

Свойства внимания: устойчивость; устойчивость; объем; объем; переключение; переключение; концентрация; концентрация; распределение; распределение;

Возможности внимания: объем объекта; объем объекта; полная устойчивость сохраняется полная устойчивость сохраняется минут; в течение 1 секунды можно 3-4 раза переключить внимание; в течение 1 секунды можно 3-4 раза переключить внимание;

Память- это способность к получению, сохранению и воспроизведению человеком полезного для него жизненного опыта это способность к получению, сохранению и воспроизведению человеком полезного для него жизненного опыта

Процессы памяти. Запоминание Сохранение Воспроизведе- ние Забывание и узнавание

Виды памяти По длительности хранения: По длительности хранения: Кратковременная Кратковременная Оперативная Оперативная Долговременная Долговременная По особенностям запоминания: По особенностям запоминания: Двигательная Двигательная Эмоциональная Эмоциональная Зрительная Зрительная Слуховая Слуховая Обонятельная Обонятельная Вкусовая Вкусовая Произвольная Произвольная Непроизвольная Непроизвольная

Мышление- это высший познавательный психический процесс - это процесс отражения связей и отношений между предметами и явлениями.

Виды мышления

Пути формирования творческого мышления: Создание личностных предпосылок творческого мышления ( повышение чувства долга, ответственность, самостоятельность) Создание личностных предпосылок творческого мышления ( повышение чувства долга, ответственность, самостоятельность) Вооружение необходимой системой знаний, ознакомление с основными вариантами решения профессиональных задач. Вооружение необходимой системой знаний, ознакомление с основными вариантами решения профессиональных задач. Упражнения в решении задач в усложненных условиях. Упражнения в решении задач в усложненных условиях. Овладение диалектической логикой. Овладение диалектической логикой.

Речь - это процесс использования языка с целью прежде всего общения людей между собой. это процесс использования языка с целью прежде всего общения людей между собой.

Виды речи Внешняя Письменная Устная диалогическая монологическая Внутренняя

Функции речи Обозначения Обозначения Сообщения Сообщения Выражения Выражения Воздействия Воздействия

Пути развития речи: Расширение словарного запаса. Расширение словарного запаса. Подражание лучшим речевым образцам (речи по радио и телевидению и т.д.) Подражание лучшим речевым образцам (речи по радио и телевидению и т.д.) Выработка свободного и правильного изложения своих мыслей. Выработка свободного и правильного изложения своих мыслей. Проведение самоконтроля и самооценки своей речи. Проведение самоконтроля и самооценки своей речи.

Воображение - психический процесс, порождающий образы в условиях, когда ничто, соответствующее им не воздействует на органы чувств

Виды воображения Активное Активное Пассивное Пассивное Продуктивное Продуктивное Репродуктивное Репродуктивное Галлюцинации Галлюцинации Мечты Мечты Грезы Грезы Сновидения Сновидения

Главная функция воображения – это его участие в творческом процессе. Функции воображения Преобразование окружающего мира Саморегуляция поведения Формирование внутреннего плана действия Планирование и программирование будущего поведения Психодиагности- ческая

Некоторые приемы создания воображаемых образов: агглютинация – элементарная форма синтезирования образов, состоящая в соединении различных, часто не сочетаемых в повседневности качеств и частей предметов (русалка, кентавр); агглютинация – элементарная форма синтезирования образов, состоящая в соединении различных, часто не сочетаемых в повседневности качеств и частей предметов (русалка, кентавр); гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета (великан, гном), изменение количества его частей(трехголовый дракон, одноглазый циклоп); гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета (великан, гном), изменение количества его частей(трехголовый дракон, одноглазый циклоп); заострение, подчеркивание и усиление отдельных черт предмета (карикатура, шарж); заострение, подчеркивание и усиление отдельных черт предмета (карикатура, шарж); схематизация представления, сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов, схематизация представления, сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов, типизация – выделение существенного, воспроизводящегося в однородных фактах и однотипных ситуациях, воплощение этих существенных черт в конкретном образе. типизация – выделение существенного, воспроизводящегося в однородных фактах и однотипных ситуациях, воплощение этих существенных черт в конкретном образе.

Психические свойства личности Способности Способности Темперамент Темперамент Характер Характер Воля Воля Эмоции Эмоции Мотивация Мотивация

Способности – это индивидуально- психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

Классификация способностей Элементарные Элементарные Сложные Сложные Общие Общие Специальные Специальные Теоретические Теоретические Практические Практические Коммуникативные Коммуникативные Предметно-деятельные Предметно-деятельные

Одаренным называют человека, который с рождения обладает хорошими задатками к развитию способностей.

Талантливый – это человек, который благодаря своим высокоразвитым способностям может добиться (и реально добивается) высоких результатов в том или ином виде деятельности.

Условия развития способностей. 1. Раннее и полное выявление всех задатков, с рождения ребенка. 2. Активное включение ребенка в те виды деятельности, в которых соответствующие способности формируются и развиваются. 3. Включение ребенка в разноплановые виды деятельности для развития разных способностей. 4. Наличие психологически и педагогически подготовленных учителей. 5. Использование современных развивающих методов и средств обучения. 6. Стимулирование развития способностей.

Темперамент Темперамент – (от лат. temperamentum- надлежащее соотношение черт)- врожденное и неизменное свойство психики, определяющее реакции человека на других людей и обстоятельства. Термин ввёл Клавдий Гален.

От греческого «красис»-слияние, смешивание- ввёл древнегреческий врач Гиппократ. Он считал, что особенностями поведения объясняются преобладанием одного из четырех «жизненных соков» (четырех элементов).

Холерик- преобладание желчи -от греч. холе, «желчь,яд»- импульсивный, горячий человек. Флегматик- преобладание лимфы- от греч. флегма, «мокрота»- спокойный, медлительный человек. Сангвиник- преобладание крови- от лат. Сангвиник- преобладание крови- от лат. сангвис, «кровь»-подвижный, веселый человек. сангвис, «кровь»-подвижный, веселый человек. Меланхолик- преобладание черной желчи- от греч. мелэна холе, «черная желчь»- грустный, боязливый человек. Меланхолик- преобладание черной желчи- от греч. мелэна холе, «черная желчь»- грустный, боязливый человек.

Тип нервной системы Уравновешенный Сангвиник Неуравновешенный Холерик Инертный Флегматик Слабый Меланхолик Темперамент

Характер – от греч. character, «печать, чеканка»- это совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

Виды характера По силе Сильный Слабый По содержанию отношений К социальным явлениям Убежденный Беспринципный К деятельности Трудолюбивый Бездеятельный К другим людям Общительный Замкнутый К самому себе Коллективист Эгоист По устойчивости Устойчивый Не устойчивый

Акцентуация – это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

Воля – это способность человека управлять своим поведением, мобилизовать силы на преодоление трудностей. Воля – это способность человека управлять своим поведением, мобилизовать силы на преодоление трудностей.

Структура волевого действия Осознание способа действия Принятие решения Исполнение решения Оценка сделанного Осознание цели действия Этапы волевого действия Подготовительный этап Этап выполнения Заключительный этап

Эмоции – от лат. emovere, «возбуждать, волновать»-состояния индивида, выражающие степень значимости для него воздействия тех или иных факторов. Выражаются эмоции в форме непосредственных переживаний. Все эмоции врожденны.

Выделяют 10 основных(базовых) эмоций Радость Радость Удивление Удивление Печаль Печаль Гнев Гнев Отвращение Отвращение Презрение Презрение Страх Страх Стыд Стыд Интерес Интерес Вина Вина

Основные эмоциональные состояния Аффект Аффект Стресс Стресс Страсть Страсть Настроение Настроение

Мотивация – процесс, управляющий поведением человека, а также совокупность причин, объясняющих это поведение. Мотив- от франц. мotiver, «двигать, управлять, побуждать».

Потребность - это состояние нужды человека или животного в чем-либо, что необходимо для их нормального существования, физического или психического развития. Потребности бывают материальные, социальные и духовные.

Что такое деятельность? Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Деятельность также можно определить как внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая осознаваемой целью. Деятельность также можно определить как внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая осознаваемой целью.

Общение Общение – это вид деятельности, цель которого состоит в обмене информацией между людьми, в координации их действий и в оказании влияния друг на друга. Общение – это вид деятельности, цель которого состоит в обмене информацией между людьми, в координации их действий и в оказании влияния друг на друга.

Учение Учение – это вид деятельности, направленной на приобретение знаний, умений, навыков и на развитие способностей человека.

Игра Игра – это вид деятельности, выполняющий две основные функции: психологическое развитие человека и обеспечение его отдыха.

Труд Труд – это вид деятельности, благодаря которому человек обеспечивает свое существование и удовлетворение основных потребностей. Труд – это вид деятельности, благодаря которому человек обеспечивает свое существование и удовлетворение основных потребностей.

Человек – это, с одной стороны, биологическое существо, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться, познавать окружающий мир и активно изменять, преобразовывать его. С другой стороны, человек – это общественное существо, включенное в общественное отношения, в коллективный труд, в общественную жизнь. Человек – это, с одной стороны, биологическое существо, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться, познавать окружающий мир и активно изменять, преобразовывать его. С другой стороны, человек – это общественное существо, включенное в общественное отношения, в коллективный труд, в общественную жизнь.

Индивид (от лат. individuum – неделимое), человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития единства врожденного и приобретенного, это отдельный представитель человеческой сущности. Индивид (от лат. individuum – неделимое), человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития единства врожденного и приобретенного, это отдельный представитель человеческой сущности.

Личность – конкретный человек, являющийся представителем определен­ного общества, класса, коллектива, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и наделенный определенными индивидуально– психологическими особенностями. Личность –это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное социальное существо, имеющий достаточный уровень социальной зрелости. Маленький ре­бенок или психически больной человек не могут считаться личностью. Личность – конкретный человек, являющийся представителем определен­ного общества, класса, коллектива, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и наделенный определенными индивидуально– психологическими особенностями. Личность –это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное социальное существо, имеющий достаточный уровень социальной зрелости. Маленький ре­бенок или психически больной человек не могут считаться личностью.

Индивидуальность – это личность в ее своеобразии, оригинальности и неповторимости сочетания психологических особенностей (характера, темпе­рамента, способностей протекания психических процессов, чувств, мотивов деятельности, сформировавшихся особенностей и т.д.). Нет двух людей с оди­наковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности. Индивидуальность – это личность в ее своеобразии, оригинальности и неповторимости сочетания психологических особенностей (характера, темпе­рамента, способностей протекания психических процессов, чувств, мотивов деятельности, сформировавшихся особенностей и т.д.). Нет двух людей с оди­наковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности.