ЛЕКЦИЯ 5 ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основы философии Тема 5, часть 1 Философия Аристотеля Онтология МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Advertisements

Ташкентский Институт Текстильной и Легкой Промышленности Кафедра философии Старший преподаватель Мурадымова Т.Я.
Философия Аристотеля Теория познания и логика Выполнила: Газиева К П Проверил: Сафаров А.
Античный скептицизм МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Основы философии Тема 6 Эпикурейцы и стоики МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Логика Тема 1 Предмет и законы логики Понятие МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Основы философии Тема 5, часть 2 Философия Аристотеля Теория познания и логика МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Логика Темы 3-4 Суждение Непосредственные умозаключения МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Аристотель (384 до н. э. 322 до н. э.) Сочинения по логике: –«Органон» (Категории Первая аналитика Вторая аналитика О доказательствах софистов Метафизика.
История и философия науки Тема 1 Сущность и особенности научного знания МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Логика Тема 5 Простой категорический силлогизм МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Философия античности-феномен культуры, созданный великими гениями греков
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 16. Проблема смысла жизни в философии.
Философия Аристотеля (384–322 до н.э.) Т. Ю. Быстрова 2011.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ Проблема познаваемости мира Антонина Сергеевна Матвиенко.
Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
PPTzone.ru 1. Сущность, природа и содержание познания Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение.
Транксрипт:

ЛЕКЦИЯ 5 ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Онтология Аристотеля 2. Теория познания Аристотеля 3. Логика – наука о формах мышления 4. Учение Аристотеля о душе 5. Этика Аристотеля 6. Социально-политические концепции Аристотеля 7. Закат античной философии План занятий

Философия Аристотеля Онтология Метафизика О душе Органон Категории Первая аналитика Вторая аналитика Топика Физика Никомахова этика Политика Поэтика Аристотель ( ) Основные сочинения

Философия Аристотеля Милет Эфес Элея Абдеры Афины Стагира

Критика платоновской теории идей Отрыв сущности вещи от самой вещи … Следует, по-видимому, считать невозможным, чтобы отдельно друг от друга существовали сущность и то, сущность чего она есть; как могут поэтому идеи, если они сущности вещей, существовать отдельно от них? Аристотель. «Метафизика».

Онтология Аристотеля Сущее и его виды Предмет онтологии («первой философии», «метафизики») – сущее ( ον ). Разумеется, все науки изучают сущее – а что же ещё они могли бы изучать? Но частные науки изучают его в каких-то специальных аспектах (физика, например, как подверженное изменению), и только онтология изучает сущее как таковое – сущее как сущее.

Онтология Аристотеля Сущее и его виды Сущее составляет предмет одной науки, потому что все значения этого слова восходят к общему исходному. Подобно тому, как «здоровый» означает не совсем одно и то же, когда прилагается к человеку, цвету лица или образу жизни, и всё же все его значения так или иначе восходят к одному основному – обозначающему «здоровый организм», так и о сущем говорится, хоть и в различных значениях, но всякий раз по отношению к одному началу – сущности.

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) Сущность Количество Качество Отношение Место Время Положение Обладание Действие Страдание (Отдельные) человек, лошадь Длиною в два локтя, в три локтя Белое, умеющее читать и писать Двойное, половинное, бóльшее В Ликее, на площади Вчера, в прошлом году Лежит, стоит Обут, вооружён Режет, жжёт Его режут, жгут

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) (Отдельная) лошадь (Отдельный) человек Сущность, называемая так в самом основном, первичном и безусловном смысле, – это та, которая не говорится ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем, как, например, отдельный человек или отдельная лошадь. Сущность (греч. ουσία, лат. substantia)

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) Сущность (вторая) Живое существо (род) А вторыми сущностями называются те, к которым как к видам принадлежат сущности, называемые так в первичном смысле, – и эти виды, и их роды; например, отдельный человек принадлежит к виду «человек», а род для этого вида – «живое существо». Лошадь (вид)Человек (вид)

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) Сущность Количество (сколько?) Один Двое Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определённое нечто. Всякое количество есть множество, если оно счислимо,

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) Сущность Количество (сколько?) Ростом два локтя Ростом четыре локтя Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определённое нечто. Всякое количество есть множество, если оно счислимо, а величина – если измеримо.

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) Сущность Количество Качество (какое?) Умеющий читать и писать Белое

Соотнесённым называется то, о чём говорят, что то, что оно есть, оно есть в связи с другим или находясь в каком-то ином отношении к другому. Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) Сущность Количество Качество Отношение Слева Справа Больше Меньше

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) Сущность Количество Качество Отношение Место (где?) В Ликее

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) Сущность Количество Качество Отношение Место (где?) На площади

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) Сущность Количество Качество Отношение Место Время (когда?) 361 г.

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) Сущность Количество Качество Отношение Место Время (когда?) 383 г.

Сущность Количество Качество Отношение Место Время Положение Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) Сидит Стоит

Сущность Количество Качество Отношение Место Время Положение Обладание Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) Обут, вооружён

Сущность Количество Качество Отношение Место Время Положение Обладание Действие Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) Несёт

Сущность Количество Качество Отношение Место Время Положение Обладание Действие Страдание Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) Его несут

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) (Первые) сущности суть субъекты предикации; качества и прочие виды сущего (относящиеся к остальным категориям), предицируются же (первым) сущностям: виды и роды, (т.е. так называемые вторые сущности), которые находятся в вещах; которые сказываются о вещах.

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) Таким образом, всё другое [помимо первых сущностей] или говорится о первых сущностях как о подлежащих, или же находится в них как в подлежащих. Поэтому, если бы не существовало первых сущностей, не могло бы существовать и ничего другого. Аристотель. «Категории».

Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм) Бронза – материя, цилиндр – форма Серебро – материя, цилиндр – форма Бронза – материя, куб – форма Серебро – материя, куб – форма Гилеморфизм (греч. υλη, материя, μορφή, форма) – учение о форме и материи как основных принципах бытия (термин используется с конца XIX века).

Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм) Глина – материя, параллелепипед – форма, кирпич – сущность. Кирпич – материя, дом (вид) – форма, (единичный) дом – сущность. Кирпич (параллелепипед) – форма для глины, но материя для дома.

Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм) Кирпич(и) – материя, дом (вид) – форма, (единичный) дом – сущность. Дом(а) – материя, город (вид) – форма, (единичный) город – сущность.

Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм) Вещь Род Вещь Вид Род Земля ВодаВоздух Огонь Первоматерия (чистая возможность) Материя (возможность бытия) Бог (форма всех форм) Формы СУЩНОСТИ

Онтология Аристотеля Учение о причинности О причинах говорится в четырёх значениях: одной такой причиной мы считаем сущность, или суть бытия вещи (ведь каждое «почему» сводится в конечном счёте к определению вещи, а первое «почему» и есть причина и начало); другой причиной мы считаем материю, или субстрат; третьей – то, откуда начало движения; четвёртой – причину, противолежащую последней, а именно «то, ради чего», или благо (ибо благо есть цель всякого возникновения и движения). Аристотель. «Метафизика».

Онтология Аристотеля Четыре причины Материальная причина – глина Формальная причина – вид (эйдос) Действующая причина – горшечник Целевая причина – назначение

Онтология Аристотеля Возможность и действительность … Как строящее относится к способному строить, так бодрствующее относится к спящему и видящее к закрывающему глаза, но обладающему зрением, выделенное из материи к этой материи, обработанное к необработанному. И в этом различии одна сторона пусть означает действительность, другая – возможное. Аристотель. «Метафизика».

Онтология Аристотеля Возможность и действительность Возможность (греч. δύναμις, лат. potentia) – 1) способность производить изменения, 2) способность изменяться (принимать [другую] форму). Действительность (греч. ενέργεια, лат. actus) – 1) движение (греч. κίνησις ) как незавершённая деятельность, 2) энтелехия (греч. εντελέχεια ) как завершённость.

Философия Аристотеля Теория познания и логика Теория познания Роль чувственного опыта в познании Роль мышления в познании Концепция истины Логика – наука о формах мышления Законы мышления Закон [запрета] противоречия Закон исключённого третьего Закон тождества Содержание и формы мышления Понятие Суждение Умозаключение Непосредственные умозаключения Силлогизм

Теория познания Аристотеля Роль чувственного опыта и мышления в познании Единичное «первично для нас» (в гносеологическом плане), хотя и «вторично по природе» (т.е. онтологически). Общее: причины и начала – «первично по природе» (онтологически), но «вторично для нас» (с гносеологической точки зрения). Познание начинается с чувственного восприятия единичных вещей; общее постигается мыслью. Познающая мысль восходит от единичного (частного) к общему: ум образует общие понятия, абстрагируя общие признаки единичных вещей. Задача познания – выявить общее и объяснить через его посредство единичное.

Теория познания Аристотеля Роль чувственного опыта и мышления в познании Абстракция (лат. abstractio, отвлечение) – 1) познавательная процедура (приём исследования), заключающийся в мысленном отвлечении от тех или иных сторон, свойств или связей предмета; 2) отвлечённое понятие или теоретическое обобщение, образуемое в результате этой абстрагирующей работы мысли.

Теория познания Аристотеля Концепция истины … Говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть, – значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и не-сущее не есть, – значит говорить истинное. Аристотель. «Метафизика». Истина – центральная категория гносеологии; в традиции, восходящей к Аристотелю, означает соответствие субъективных когнитивных актов: ощущений, представлений, понятий, суждений, умозаключений, теорий и т.п., – объективной действительности.

Теория познания Аристотеля Концепция истины... Истина определяется как согласованность между интеллектом и вещью. Фома Аквинский. «Сумма теологии». Veritas est adequatio rei et intellectus.

Логика – наука о формах мышления Логика (греч. λογική, наука о мышлении, от λόγος, слово, понятие) – наука о законах, формах и приёмах мыслительной познавательной деятельности. (Термин «логика» ввели, по-видимому, стоики. Сам Аристотель своё логическое учение называл «аналитикой»).

Логика – наука о формах мышления Содержание и формы мышления Бузинарастение Киевгород Гаврилахлебопёк Луна спутник Земли Киев столица Украины Шекспир автор «Отелло» В огородебузина В Киеведядька В Москведождь

Логика Аристотеля Законы мышления Законы мышления Закон тождества Закон исключённого третьего A ~ [A Λ (~A)] Не могут быть одновременно истинными два противоположных высказывания об одном и том же предмете. A V (~A) Из двух противоположных высказываний об одном и том же предмете одно непременно истинно. Логические выводы надёжны лишь при условии, что все понятия (термины) в пределах рассуждения имеют один и тот же смысл. Закон [запрета] противоречия

Законы мышления Закон запрета противоречия Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении. Аристотель. «Метафизика».

Законы мышления Закон исключённого третьего Если же ложное есть не что иное, как отрицание истины, то всё не может быть ложным, ибо один из двух членов противоречия должен быть истинным. Аристотель. «Метафизика».

Логика Аристотеля Формы мышления Формы мышления Понятие СуждениеУмозаключение Лошадь Животное Лошадьживотное Луна Спутник Луна спутник Земли Все животные нуждаются в пище Лошадиживотные След., лошади нуждаются в пище

Формы мышления Понятие Понятие, по Аристотелю, – это то общее, что присуще всем предметам данного вида или рода. Общим у предметов одного вида (рода) является форма, тогда как материя предмета выступает как принцип индивидуации. Материя есть возможность вещи; форма выражает её сущность, т.е. то, что в вещи представляется необходимым. Таким образом, в аристотелевской концепции понятия прочно увязываются: общее, существенное, необходимое.... То, что сказывается в сути, есть общее (а общее есть необходимое)… Аристотель. «Вторая аналитика».

Формы мышления Понятие Понятие применяется, таким образом, к множеству предметов. На языке логики это множество именуется классом; мощность множества (число элементов) характеризует объём понятия. Если с точки зрения объёма, понятие относится к совокупности предметов (предицируется им), то с точки зрения содержания, его можно охарактеризовать как совокупность признаков (предицируемых данному понятию). Чем больше признаков мыслится в понятии, тем меньше его объём, т.е. тем меньше элементов в классе, обозначаемым данным понятием, и наоборот. Отвлекаясь (абстрагируясь) от каких-то признаков, мы получаем более общее понятие; эта операция называется «обобщением». Обратная операция, заключающаяся в добавлении признаков к общему понятию, именуется «ограничением понятия». Объём понятия, характеризуемое набором признаков, входит в объём понятия, характеризуемого только частью этих признаков. Напротив, понятие, характеризуемое набором признаков, включает в свой объём объёмы понятий, характеризуемых всеми этими и ещё какими-то (дополнительными) признаками. Операция предицирования лежит в основе формы мышления, именуемой суждением.

P P Соотношения между объёмами понятий и основные типы суждений S S P S S P Все S суть P (общеутвердительное суждение) Все S суть не-P (общеотрицательное суждение) Некоторые S суть P (частноутвердительное суждение) Некоторые S суть не-P (частноотрицательное суждение)

Формы мышления Суждение Суждение – это такая форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений. Элементарное суждение можно представить в виде формулы: Суждение выражает либо истину, либо ложь. (не) есть SP Имена же и глаголы сами по себе подобны мысли без связывания или разъединения, например «человек» или «белое»; когда ничего не прибавляется, нет ни ложного, ни истинного, хотя они и обозначают что-то: ведь и «козлоолень» что-то обозначает, но ещё не истинно и не ложно, когда не прибавлен [глагол] «быть» или «не быть» – либо вообще, либо касательно времени.

Формы мышления Суждение С точки зрения соответствия содержания суждений действительности, суждения делятся на истинные и ложные. С точки зрения формы, Аристотель делит суждения на: утвердительные и отрицательные (классификация по качеству); общие, частные и неопределённые (классификация по количеству). Общей я называю [посылку] о присущем всем или не присущем ни одному, частной – о присущем или не присущем некоторым или присущем не всем, неопределённой – о присущем или не присущем без указания того, общая ли она или частная, как, например, удовольствие не есть благо. Аристотель. «Первая аналитика».

не суть суть животные Некоторые лошади суть животные Все лошади Формы мышления Умозаключение Умозаключение – это такое логическое действие, в результате которого из одного или нескольких – определённым образом связанных – суждений (именуемых посылками) получается новое суждение (вывод), в котором содержится новое знание. P Все S Некоторые S P Все лошади птицы Некоторые лошади птицы Все S P Некоторые S P Умозаключение подчинения

Учение об умозаключении Силлогизм Главной своей заслугой в логике Аристотель считал разработку учения о силлогизме. Силлогизм (греч. συλλογισμός ) – разновидность умозаключения, посредством которого устанавливается логическое отношение между двумя понятиями на основании их отношения к некоему третьему понятию.

есть Учение об умозаключении Силлогизм SP Следовательно, средний термин P S M M Бóльший термин (предикат вывода) Меньший термин (субъект вывода) Средний термин Бóльшая посылка Меньшая посылка

Правила силлогизма Правила терминов и правила посылок Правила терминов: В силлогизме имеется три термина – не больше и не меньше. Термины, не распределённые в посылках, не могут быть распределены в выводе. Средний термин должен быть распределён хотя бы в одной из посылок. Правила посылок: Из двух частных посылок нельзя получить никакого вывода. Если одна из посылок – частное суждение, то и вывод (если он вообще возможен) может быть только частным. Из двух отрицательных посылок нельзя получить никакого вывода. Если одна из посылок – отрицательное суждение, то и вывод должен быть отрицательным.

есть Силлогизм Первая фигура SP Следовательно, средний термин Если три термина так относятся между собой, что последний термин целиком содержится в среднем, а средний целиком содержится в первом или вовсе не содержится в нём, то для этих крайних терминов необходимо имеется совершенный силлогизм. MP SM Аристотель. Первая аналитика Крайние термины занимают в посылках те же позиции, что и в выводе.

есть Правила силлогизма Правила первой фигуры Меньшая посылка должна быть суждением утвердительным. Большая посылка должна быть суждением общим. BARBARA CELARENT DARII FERIO SP Следовательно, средний термин MP SM

есть Учение об умозаключении Силлогизм (правильный) ВСЕ РОЗЫРАСТЕНИЯ Следовательно, средний термин РАСТЕНИЯ ВСЕ РОЗЫ ВСЕ ЦВЕТЫ ЦВЕТЫ Бóльший термин (предикат вывода) Меньший термин (субъект вывода) Средний термин Бóльшая посылка Меньшая посылка

есть Учение об умозаключении Силлогизм (не правильный) ГРУШИ НЕ СЪЕДОБНЫ Следовательно, средний термин СЪЕДОБНЫ ВСЕ ГРУШИ ВСЕ ЯБЛОКИ НЕ ЯБЛОКИ Бóльший термин (предикат вывода) Меньший термин (субъект вывода) Средний термин Бóльшая посылка Меньшая посылка

есть Учение об умозаключении Силлогизм (не правильный) ХОЖДЕНИЕ В ШКОЛУ ВЕЧНО Следовательно, средний термин ВЕЧНО ХОЖДЕНИЕ В ШКОЛУ ДВИЖЕНИЕ Бóльший термин (предикат вывода) Меньший термин (субъект вывода) Средний термин Бóльшая посылка Меньшая посылка

Эпикурейцы и стоики Сократические школы Киренаики: этика гедонизма Аристипп: обоснование гедонизма Феодор: аморалистическая интерпретация гедонизма Гегесий: пессимистическая интерпретация гедонизма Анникерид: гедонистический оптимизм Киники: этика аскетизма Антисфен: обоснование кинизма Диоген: практика кинизма Кратет: критика гедонизма Эллинистическая философия Эпикурейцы: этика эвдемонизма Страхи и их преодоление Классификация желаний Стоики: автаркия разума Онтология («физика») Ранней Стои Этика Римской Стои

Сократические школы и их преемники Сократ Элидо-эри- трейская школа Аристипп ок. 435 – ок. 365 Евклид ок. 430 – ок. 360 Платон 428/27 – 348/47 Федон 417 – ок. 350 Антисфен ок Киренская школа Мегарская школа Академия (платоники) Киническая школа Эпикур Зенон Эпикурей- цы Стоики Аристотель 384 – 322/21 Древняя Академия Средняя Академия Ликей (перипате- тики)

Рафаэль. «Афинская школа». Афины – центр греческой философии Пифагор Гераклит Парменид Сократ Платон Аристотель Антисфен Диоген Эпикур Зенон Плотин Аверроэс Платоники Перипатетики

Киренаики Этика гедонизма Милет Эфес Элея Абдеры Афины Стагира Кирена

Киренаики Этика гедонизма Аристипп ок ок. 365 Арета Аристипп (Младший) Гегесий IV в. Феодор IV-III в. Анникерид IV-III в. Аморализм Пессимизм Гедонистический оптимизм Гедонизм (греч. ήδονή, удовольствие) – этическое учение, отождествляющее благо с удовольствием.

Аристипп Обоснование гедонизма Единственное подлинное благо – телесное удовольствие; единственное зло – телесное страдание. Люди несчастны потому, что принимают за благо то, что является лишь средством для его получения (например, богатство). Мудр тот, кто знает, что есть истинное благо и что есть действительное зло, и знает, как использовать это знание; мудрость – это умение (искусство) быть счастливым. Но в стремлении к удовольствиям мудрец руководствуется принципом меры: он – не раб, а господин своих удовольствий. Аристипп ок. 435 – ок. 365

Киники Этика аскетизма Антисфен ок ок. 376 Диоген Синопский ок Кратет Фиванский IV в. Кинизм (греч., κύων, пёс, род. κυνός ) Аскетизм (греч., άσκητής, упражняющийся) – этическое учение, проповедующее самоотречение и подавление чувственных влечений как средство достижения высшего блага.

Киники Этика аскетизма Милет Эфес Элея Абдеры Афины Стагира Кирена Синопа Фивы

Если счастье зависит от удовлетворения потребностей, то оно тем достижимее, чем меньше у нас потребностей. 1) Кратчайший и вернейший путь к счастью лежит поэтому через ограничение потребностей. (В таком ограничении нет ничего невозможного, ибо наши потребности по большей части искусственны ). 2) Чем меньше наши нужды, тем меньше наша зависимость от других людей и внешних обстоятельств, тем больше наша свобода. Антисфен Обоснование кинизма

Джон Уотерхаус. «Диоген». Диоген Практика кинизма

Эпикурейцы Этика эвдемонизма Эвдемонизм (греч. εύδαιμονία, счастье) – этическое учение, утверждающее, что цель жизни – счастье. Эпикур Гермарх IV-III в. Метродор Тит Лукреций Кар (ок )

Эпикурейцы Этика эвдемонизма Милет Эфес Элея Абдеры Афины Стагира Кирена Синопа Фивы Самос Лампсак Митилена

Эпикурейцы Этика эвдемонизма Эпикур. О природе (не сохр.) Эпикур. Письмо к Геродоту Эпикур. Письмо к Менекею Эпикур. Главные мысли Тит Лукреций Кар. О природе вещей Основные сочинения Эпикур Тит Лукреций Кар (ок )

ЭПИКУР Учение о природе и космосе ничего не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной; Вселенная вечна и бесконечна; все вещества состоят из атомов и пустоты; атомы и пустота вечны; атомы находятся в постоянном движении; «мира чистых идей не существует»; существует множество материальных миров во Вселенной.

ЭПИКУР Учение о познании окружающий мир познаваем; основным видом познания является чувственное познание; невозможно «созерцание разумом» каких- либо «идей» либо явлений, если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение; ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъектом образов предметов

ЭПИКУР Учение о человеке своим появлением на свет человек обязан самому себе; человек – результат биологической эволюции; боги не вмешиваются в жизнь людей; судьба человека зависит от него самого; душа – особый вид материи, и она смертна; человек должен стремиться к счастью в земной жизни; счастье человека – в удовольствии, т.е. отсутствии страданий

Непрерывная боль недолговременна, а затяжные немощи доставляют плоти больше наслаждения, чем боли. Этика эпикурейцев Страхи и их преодоление Страхи – причины несчастий Страх перед богами Боги – существа бессмертные и блаженные, а такие ни сами забот не имеют, ни другим не доставляют. Смерть не имеет к нам никакого отношения: пока мы есть, смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Страх смерти Страх перед страданием

Этика эпикурейцев Классификация желаний Желания бывают Естественные Избавляющие от страданий, например, питьё при жажде Разнообразящие наслаждение, например, изысканная пища Не естественные и не необходимые, например, венки и почётные статуи Необходимые Вздорные Не необходимые

Стоики Автаркия разума Ранняя Стоя IV-III вв. до н.э. Средняя Стоя II-I вв. до н.э. Поздняя Стоя I-II вв. н.э. Зенон из Кития Луций Анней Сенека 4-65 н.э. Клеанф ок. 331/30 – ок. 232 Хрисипп ок. 280/277 – ок. 208/204 Панэтий ок. 180 – после 110 Посидоний ок. 135 – ок. 50 Эпиктет ок. 50 – 138 Марк Аврелий Стоя (греч., Στοά ) – Портик

Стоики Автаркия разума Зенон из Кития ( ) Хрисипп (ок. 280/277 – ок. 208/204) Луций Анней Сенека (4-65 н.э.) Марк Аврелий ( ) Автаркия (греч., αύτάρκια ) – самодовление, самодостаточность.

Стоики Автаркия разума Милет Эфе с Элея Абдеры Афины Стагира Кирена Синопа Фивы Самос Лампсак Митилена Китий Асс Солы Рим Гиераполь Кордуба

Стоики Автаркия разума Сенека. Нравственные письма к Луцилию Сенека. О благодеяниях Сенека. Рассуждения о природе Сенека. О блаженной жизни Сенека. О скоротечности жизни Сенека. О провидении Эпиктет. Беседы (записаны Ф. Аррианом) Марк Аврелий. К самому себе Основные сочинения Луций Анней Сенека (4-65 н.э.) Марк Аврелий ( )

Стоики Онтология («физика») Ранней Стои Космос представляет собой единый одушевлённый организм, отождествляемый с Богом (пантеизм). Душа мира (пневма), состоящая из смеси огня и воздуха, есть манифестация божественного разума – Логоса, который и правит миром, подоб но тому как душа управляет телом. Всё сущее, будучи лишь частью единого космического организма, всецело определяется последним (отождествление логической необходимости с причинностью, отрицание случайности – абсолютный детерминизм). Всё, что происходит с человеком, также предопределено (фатализм). Зенон из Кития ( )

Стоики Фатализм Ранней Стои Фатализм (лат., fatum, судьба; fatalis, роковой, предопределённый) – философское учение, отождествляющая необходимость с предопределённостью и неизбежностью всего происходящего в природе и жизни человека, и на этом основании исключающее случайность и свободу.

Высшим благом можно признать лишь то, что ни при каких обстоятельствах не может стать причиной несчастья. Всё, принадлежащее нам внешним образом (богатство, здоровье и т.п.), может быть утрачено, утрата же того, что мы ценим, делает нас несчастными. Поэтому ни богатство, ни здоровье, ни высокое общественное положение, ни семейное благополучие не могут считаться высшим благом. Единственное достояние человека, которое не может быть у него отнято, это мудрость, следовательно мудрость и есть высшее благо. Стоики Этика Римской Стои Мудр тот, кто понимает, что такое высшее благо, счастлив – тот, кто им обладает, а так как высшее благо – это мудрость, то мудрец счастлив.

Античный скептицизм Пирронизм Пиррон: воздержание от суждений Энесидем: недостоверность чувственного восприятия Зависимость восприятия от строения организма Зависимость восприятия от особенностей индивидов Различия в восприятии разными органами чувств Зависимость восприятия от внешних условий Агриппа: недоказательность рассуждения Троп дурной бесконечности (удаления в бесконечность) Троп произвольного допущения (предположения) Троп порочного круга (взаимодоказуемости) Секст Эмпирик: систематизация скептицизма Академический скепсис: истина и вероятность

Античный скептицизм Пиррон ок ок. 275 Средняя Академия Новая Академия Старшие скептики Младшие скептики Поздний пирронизм Энесидем I в. до н.э. (?) Агриппа I в. до н.э. - I в. н.э. (?) Секст Эмпирик II в. н.э. Академический скепсис Аркесилай Карнеад 214/13-129/28 Тимон из Флиунта 325/20-235/30 Клитомах 187/86-110/09

Античный скептицизм Милет Эфес Элея Абдеры Афины Стагира Кирена Синопа Китий Солы Рим Элида Кносс Александрия Питана Карфаген Флиунт

Античный скептицизм Секст Эмпирик. Против учёных Две книги против логиков Две книги против физиков Против этиков Против разных наук (6 книг) Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений Секст Эмпирик (II в. н.э.) Основные сочинения

Пиррон (360 – 270 г. до н.э.) Воздержание от суждений Каковы вещи по своей природе? Как нам следует к ним относиться? Что для нас из этого проистекает? Природа вещей непостижима. Поэтому к ним следует относиться равнодушно. Из такого отношения вытекает атараксия (невозмутимость).

Пиррон Воздержание от суждений Эпохé (греч., εποχή ) – остановка, прекращение, воздержание от суждения.

Мы можем познавать либо с помощью чувств, либо с помощью разума. Но, как показывают тропы старших скептиков, чувственное восприятие не содержат в себе критерия истины. Как показывают тропы младших скептиков, логическое мышление также не содержат в себе критерия истины. Следовательно, критерия истины нет вообще. Секст Эмпирик Систематизация скептицизма

Вопросы?

ВОПРОСЫ 1. Онтология Аристотеля 1.1 Сущее и его виды 1.2 Учение Аристотеля о материи и форме 1.3 Учение о четырех причинах 1.4 Возможность и действительность 2. Теория познания Аристотеля 3. Логика – наука о формах мышления 3.1 Законы мышления 3.2 Формы мышления 3.3 Учение об умозаключении

ВОПРОСЫ 4. Учение Аристотеля о душе 5. Этика Аристотеля 6. Социально-политические концепции Аристотеля 7. Закат античной философии 7.1 Киренаики 7.2 Киники 7.3 Эпикур и эпикурейцы 7.4 Стоики 7.5 Скептики

Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.