Программа психолого- педагогического сопровождения детей от рождения до поступления в школу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Родительское собрание на тему: «Деятельность педагога- психолога в детском саду»
Advertisements

Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ; - обеспечение равных возможностей полноценного.
Рабочая Программа Педагога – психолога Новицкой В.С – 2016 учебный год ЛГ МАДОУ ДСОВ 4 «Золотой петушок».
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.»
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Фурсова Наталья Анатольевна. ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИЗМЕНЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ПИТАНИЯ НЕСФОРМИРОВАН- НОСТЬ НАВЫКОВ.
Деятельность администрации МДОУ по организации и контролю психофизического развития дошкольников Составила: Резепина Е.А. заведующий МДОУ детский сад 32.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
Работу выполнил: Учитель МБОУ «ООШ села Высокое Красноармейского района Саратовской области» Степанов Андрей Васильевич.
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 196» г. Пермь, ул. Стахановская, 51-А тел дошкольное учреждение комбинированного вида для детей.
Использование здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий в педагогическом процессе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.
L/O/G/O Квалификационная категория: вторая Квалификационная категория: вторая Сведения об образовании: Славянский педагогический институт Сведения об образовании:
Педагогический совет «Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы»
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
Опыт работы педагога-психолога МКДОУ «Белозерский детский сад 1» Жанабековой Гульнары Мокашевны.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 83 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Мониторинг.
Вариативные формы инклюзивной практики в ДОО методист Центра дошкольного образования Еремина Татьяна Юрьевна.
Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в свете современных образовательных реформ Овсова Т.Н. Директор МБОУ «ООШ 5» МБОУ.
Транксрипт:

Программа психолого- педагогического сопровождения детей от рождения до поступления в школу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 5 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников второй категории п. Максатиха

МДОУ Детский сад 5 п. Максатиха, ул. 40 лет Октября, д. 6 общеразвивающего вида 2-й категории 3-его уровня, с приоритетным направлением физкультурно- оздоровительной работы с детьми. Заведующая: Никитина Людмила Николаевна Телефон: 8- (48253) В 1977 году деревообрабатывающим комбинатом было сдано в эксплуатацию ДОУ для детей своих работников год – Детский сад переведен на баланс поселковой администрации, далее на баланс ОО. Паспорт педагогического коллектива: Детский сад рассчитан на 110 мест, имеет 6 групп. Контингент детей на настоящее время 117 человек. В саду работают 16 педагогических работников. Из них 13 человек имеют среднее - специальное педагогическое образование, 1 человек – высшее. По аттестации имеют квалификационные категории: высшая – 1 чел., 1-я категория – 12 чел., 2-я категория – 3чел. Отличников народного просвещения – 2, награждены грамотами МО – 2 педагога. С учебного года Детский сад работает по программе Л.А. Венгера: «Развитие», в настоящее время на группах раннего возраста осваивают новую программу Т.Н. Дороновой: «Из детства в отрочество» раздел «Мир раннего детства». В работе педагогов используются дополнительные программы: Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» и и М.Л.Лазарева «Здравствуй». На бесплатной основе ведется педагогами кружковая работа с охватом 60 воспитанников.

Заведующая МДОУ Детский сад 5 Никитина Людмила Николаевна ОбразованиеВысшее педагогическое КатегорияВысшая, Отличник народного просвещения Стаж педагогической работы 36 лет, в данном детском саду 30 лет Заместитель заведующей по воспитательно-метод. работе МДОУ Д/сад 5 Суворова Татьяна Константиновна ОбразованиеСреднее- специальное КатегорияПервая, Отличник народного просвещения Стаж педагогической работы 34 года, в данном детском саду 30 лет Музыкальный руководитель МДОУ Детский сад 5 Егорова Людмила Юрьевна ОбразованиеСреднее- специальное КатегорияПервая Стаж педагогической работы 34 года, в данном детском саду 30 лет Инструктор по физической культуре МДОУ Детский сад 5 Калита Нина Ивановна ОбразованиеСреднее- специальное КатегорияПервая Стаж педагогической работы 28 лет, в данном детском саду 5 лет

Воспитатели Фамилия, имя, отчествоОбразованиеКатегорияПедагогический стаж В данном учреждении 1Васильева Людмила ВасильевнаСреднее- специальное Первая29 лет 2Гасова Татьяна ВалентиновнаСреднее- специальное Первая26 лет 3Пьявка Татьяна ВикторовнаСреднее- специальное Первая26 лет 4Смирнова Валентина ВладимировнаСреднее- специальное Первая24 года 5Смирнова Нелли ВладимировнаМедицинскоеПервая33 года30 лет 6Соловьёва Татьяна ВладимировнаСреднее- специальное Первая27 лет 7Сергеева Ольга СергеевнаСреднее- специальное Первая29 лет12 лет 8Смирнова Галина НиколаевнаСреднее- специальное Первая23 года 9Веселова Татьяна НиколаевнаСреднее- специальное Первая12 лет 10Скобелева Майя АнатольевнаСреднее- специальное 9 разряд6 лет4 года 11Мехтиева Светлана АлексеевнаСреднее- специальное Вторая23 года 12Кривошеева Надежда АлександровнаМедицинскоеПервая27 лет11 лет

Предприятия, на которых работают родители детей посещающих детский сад 5

Здоровье маленького ребёнка – дошкольника – бесценное богатство, которого должно хватить на всю оставшуюся жизнь. Многочисленные научные исследования свидетельствуют: рост отклонений в состоянии здоровья происходит в период пребывания детейв дошкольных учреждениях, учреждениях общего среднего образования. Назрела необходимость широкого привлечения дошкольных образовательных учреждений к решению важной национальной проблемы – сохранения и укрепления здоровья детей путём создания условий для их гармоничного развития.

К систематическому обучению в школе не готов каждый третий ребёнок 6 лет Дети седьмого года жизни «Незрелые» дети. Снижение функциональных возможностей 6 лет 6,5 лет 7 лет % Мальчики Девочки 48,6 % 28,6 % % %

Актуальность проблемы Психологическое развитие детей начинается внутриутробно и наиболее интенсивно продолжается до девятилетнего возраста. При рождении мозг ребёнка весит около 350 граммов, что составляет 25 процентов от веса мозга взрослого человека. К 6 месяцам вес мозга достигает 50 процентов веса мозга взрослого человека, 75 процентов – к 2,5 годам и 90 процентов к 5 годам. фундаментальных способностей Коррекция и компенсация в школьном возрасте деформаций наиболее фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее развитие ребёнка, представляет существенные трудности и требует значительно больших затрат, чем их предотвращение.

На современном этапе ребёнок погружён в визуальную среду, создаваемую телевидением, игровыми компьютерными программами, то есть живёт в пространстве готовых игровых сценариев и фрагментарных сюжетов рекламного «клипа». Нарастают тенденции обеднения культурной среды ребёнка, усиления стандартизации в окружающем его информационном пространстве. Психологи бьют тревогу: многие дети не умеют играть с другими детьми, у них снижена любознательность, сформирована ориентировочная деятельность, они слабо контролируют свои действия. Нарастают проблемы, связанные с психическим здоровьем и развитием детей (задержка в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения). Половина детей и подростков (порядка 17 миллионов) нуждается в психокоррекционной помощи. При этом действующая система психиатрической помощи детскому населению может обеспечить потребность в психиатрической, психотерапевтической помощи не более чем на 5 %. Для решения проблем, связанных с психическим здоровьем детей в первую очередь необходима благоприятная развивающая среда, так как среда выступает как самоценный компонент образования – «жизненный мир», в котором закладываются главные качества ребёнка.

В возрастные периоды, когда происходит наиболее интенсивное развитие определённых систем организма, стимулирующее воздействие окружающей предметно-пространственной среды имеет особенно большое значение (развивающие игровые материалы, материалы для творческой деятельности и свободного экспериментирования в различных средах; многофункциональные традиционные игрушки, разнообразные модули, предметы – трансформеры, современные конструкторы). Например, недостаточные условия для двигательной активности (ограничение подвижности, отсутствие стимулов для разнообразия движений, отсутствие спортивного оборудования и игрушек двигательного характера) на протяжении первых лет жизни тормозят развитие опорно-двигательного аппарата, ведут к задержке формирования координации и ловкости, тонких дифференцированных движений. Закономерным образом замедляется формирование соответствующих зон коры головного мозга, что неблагоприятно сказывается на развитии психики ребёнка в целом. Если упускается время для нормальной исследовательской активности, то возникает задержка психического развития, искажающая дальнейшее развитие личности.

Развивающая предметно-пространственная среда (игры, игровое оборудование, спортивное оборудование) в детском саду в силу своей скудности и обеднённости не позволяет создать комфортные условия для реализации природного потенциала детей, для развития навыков общения и совместной игры, для сохранения физического и психического здоровья детей; лишает детей естественного и необходимого содержания дошкольного детства. Созревание и развитие организма требуют активного состояния нервной системы, прежде всего коры больших полушарий головного мозга. Стимулируется эта активность притоком информации из окружающего мира и позитивными эмоциями, без которых невозможна познавательная деятельность детей. Чем активнее ребёнок, чем больше интереса вызывает у него окружающая предметно-пространственная среда, тем больше необходимой стимуляции получает его нервная система, тем полноценнее и гармоничнее «руководит» она всеми функциями организма. Сегодня проблема успешности развития детей от рождения до года аппелирует ко всем взрослым, живущим и работающим с детьми: к родителям, педагогам, к тем, кто отвечает за «счастливое детство» по долгу службы и к тем неравнодушным людям, кто хочет и может помочь детям.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для сохранения психического и физического здоровья детей - это одно из направлений программы психолого-педагогического сопровождения детей от рождения до поступления в школу, которая разрабатывается и поэтапно внедряется в детском саду. Первым шагом было создание Попечительского совета в нашем саду для привлечения внебюджетных средств с целью приобретения крупных модулей, мягких напольных конструкторов, лечебно-оздоровительного оборудования. Вторым шагом было обращение к спонсорам, тем, кому небезразлично благополучие наших детей. В 2009 году мы предполагаем принять участие в конкурсном отборе претендентов на грант Тверской области в сфере образования, представив программу психолого педагогического сопровождения детей от рождения до поступления в школу. Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребёнка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия только с ребёнком, оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками воспитательного процесса. Необходим переход от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетентности педагогов. Даже родители, ориентированные на активное участие в воспитание собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру.

Цели программы психолого- педагогического сопровождения: Создание системы работы объединяющей всех участников воспитательно-образовательного процесса на всех этапах становления ребёнка Планомерное отслеживание успешности развития детей от рождения до поступления в школу Изменение привычных представлений модели семейных отношений

Задачи Создание психологической службы (на общественных началах) Организация психопрофилактической работы с детьми Выстраивание модели перспективных форм взаимодействия детского сада и семьи Психолого-педагогическое просвещение Совместная работа с женской консультацией по проблемам психологической готовности к родительству и по развитию будущего ребёнка Создание развивающей предметно- пространственной среды детского сада функционально моделирующей развитие детской деятельности.

Формы работы: Коррекционно-развивающая помощь (индивидуальная и групповая) Создание детских и родительских групп по преодолению дезадаптации групп в детском коллективе и поведенческих проблем (основная работа в детской группе направлена на развитие навыков обучения и совместной игры в детском коллективе, а в родительской группе – это самостоятельное открытие родителями своих творческих способностей в воспитании ребёнка и взаимоотношениях с окружающими людьми) Работа психологической группы по подготовке и обучению в школе Социальная адаптация детей раннего возраста к посещению ДОУ Организация семинаров-практикумов Для выработки навыков общения с ребёнком в семье Обеспечение родителей полноценной информацией о психическом и физическом формировании детей в дошкольном возрасте, о возможных проблемах в их развитии

Программа психолого-педагогического сопровождения Психологическая служба Медико-педагогическая служба год лет года лет

1. Сознательное родительство. Открытие родителями своих творческих способностей в воспитании ребёнка. 2. Обучение семьи. Методика возрастного становления ребёнка 3. Полноценное поэтапное обучение семьи правильному психолого- педагогическому общению 4. Подготовка детей к обучению в школе 5. Социальная адаптация детей раннего возраста к посещению ДОУ

Психологическая служба Ранняя диагностика психического состояния детей и индивидуальная коррекция развития Охрана и укрепление психического здоровья детей Развитие потенциальных возможностей, внутренней свободы и самостоятельности каждого ребёнка Создание эмоционально комфортных условий для субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) в ДОУ Оказание социально-психологической помощи детям Повышение психологической культуры педагогов и родителей Создание адекватной воспитательной среды в семье, как активного субъекта и полноправного партнёра педагогов в работе с дошкольниками

Медико-педагогическая служба Создание адаптивной педагогической среды, которая способствовала бы эффективной реализации задач ранней диагностики, профилактики и преодоления ситуаций и состояний риска в детском развитии Решение задач стимуляции развития ребёнка, профилактики и коррекции его недостатков силами педагогов и родителей Ранняя диагностика психофизического состояния детей и индивидуальная коррекция развития Повышение роли физического здоровья для благополучия психического развития Выстраивание новой модели взаимодействия детского сада и семьи

Сознательное родительство Цель: подготовка будущих родителей к сознательному рождению и воспитанию детей Подготовка к рождению и воспитанию здоровой и полноценной личности Оптимизация физического психо-эмоционального состояния будущих родителей Формирование у будущих родителей навыков и умений, позволяющих оптимизировать период беременности и послеродовой период Гармонизация семейных отношений Развитие и осознание чувства родительства посредством углубления эмоциональной связи между родителями и ребёнком Клуб будущих мам

Социальная адаптация детей раннего возраста к посещению ДОУ Цель: Создание условий для организации психопрофилактической поддержки и раннего сопровождения детей группы риска, способствующие мягкой адаптации, формирований положительного отношения к ДОУ, навыкам общения со сверстниками и взрослыми. Выявление детей группы риска (ослабленные, агрессивные, гиперактивные, замкнутые) начало года Определение диагностического минимума, диагностика ребёнка и семьи начало года и конец года Составление индивидуального маршрута сопровождения ребёнка 1 полугодие Осуществление адаптационных мер при переходе детей из домашней среды в детское учреждение, соблюдение режимных моментов в домашних условиях, режим питания, ведение адаптационных листов наблюдения до поступления в детский сад Разработка программы лектория для родителей до поступления в детский сад Занятия в школе для родителей

Подготовка детей к обучению в школе Цель: профилактика психологических трудностей адаптационного периода с учётом возрастных особенностей. Обеспечение непрерывного взаимодействия детского сада с семьёй для успешной подготовки к школе Создание системы диагностических тестов и заданий (в течение года) Психолого-педагогическая диагностика личностных качеств и познавательного развития ребёнка (усвоение программы, характер, уровень развития) (в течение года) Диагностика психологической готовности дошкольников к обучению в школе (начало и конец учебного года) Разработка программ индивидуального сопровождения ребёнка (1 полугодие) Изучение и анализ мнение родителей об актуальности проблемы (в течение года)

Подготовка детей к обучению в школе Консультативная помощь по подготовке детей к школе (в течение года) Разработка программы лектория для родителей «Как сохранить здоровье детей и подготовить их к первому классу» (в течение года) Родительские собрания с участием учителей и специалистов школы (один раз в квартал) Занятие в школе для родителей (в течение года) Сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи к сотрудничеству с дошкольным учреждением по подготовке детей к обучению в школе (опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, комплексное диагностическое обследование) (в течение года)

Ожидаемые результаты Финансирование дошкольных учреждений в полном объёме. Создание Совета по вопросам дошкольного воспитания Функция: создание общественных фондов финансирования и контроль за распределением средств на развитие дошкольных учреждений; оценка эффективности работы детских садов. Привлечение к работе с дошкольниками специалистов профессионалов: педагога-психолога, социального педагога, воспитателя по физической культуре. Финансовая поддержка инновационной деятельности в ДОУ. Стимулирование труда педагогов, отработавших 20 и более лет в одном учреждении