Хозяйственное право 08050765 - "Менеджмент организации" ИПУ, кафедра Гражданского права Пурге Анна Роландовна Правовое регулирование конкуренции и монополистической.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Хозяйственное право "Менеджмент организации ИПУ, кафедра Гражданского права Пурге Анна Роландовна Хозяйственное право как отрасль Российского.
Advertisements

Теория отраслевых рынков. Антимонопольное законодательство
Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего.
Субъекты коммерческого права.. 1. Булатецкий Ю.Е., Машкин Н.А. Хозяйственное (предпринимательское) право: учебник. / Ю.Е. Булатецкий, Н.А. Машкин. – М.:
Тема 6. Государственное регулирование рынка в области конкурентных отношений Лектор: Шевченко Юлия Александровна Кафедра маркетинга и коммерции.
Хозяйственное право "Менеджмент организации" ИПУ, кафедра Гражданского права Пурге Анна Роландовна Несостоятельность (банкротство) юридических.
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Тема 4. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЗАЩИТА ПРОТИВ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ О.В. Новосельцев, к.т.н., к.ю.н., патентный поверенный РФ, президент Компании.
Хозяйственное право "Менеджмент организации" ИПУ, кафедра Гражданского права Пурге Анна Роландовна Правовое регулирование налогообложения.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
Высшая школа экономики, Москва, 2012 Антимонопольное законодательство в Российской Федерации Преподаватель - Крылова Дина Владимировна, Президент Межрегионального.
Развитие конкуренции Сергей Васильев, Председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению.
Тема 2. Методологические основы технического регулирования Кафедра ТВЭ Преподаватель: Стукун Валентина Павловна.
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ: МЕТОДЫ И СРЕДСТВА Гуринович Е.В., заместитель руководителя.
Пути применения антимонопольного законодательства к интеллектуальным правам в свете принятия Модельного закона о конкуренции ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Тема 8. Правовое регулирование отношений, связанных с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых.
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА Институт Международного Бизнеса и Экономики Кафедра «Финансы и налоги» Преподаватель: Тен.
Современное состояние антимонопольного законодательства в Республике Беларусь и перспективы развития в условиях Единого экономического пространства Максим.
Антимонопольный контроль. Понятие, основания, объекты антимонопольного контроля. Критерии антимонопольного контроля.
Транксрипт:

Хозяйственное право "Менеджмент организации" ИПУ, кафедра Гражданского права Пурге Анна Роландовна Правовое регулирование конкуренции и монополистической деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ 1. Понятие конкуренции 2. Монополия и ее виды 3.Действия, направленные на ограничение конкуренции 4. Антимонопольный орган и его правовой статус

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 1. Булатецкий Ю.Е., Машкин Н.А. Хозяйственное (предпринимательское) право: учебник. / Ю.Е. Булатецкий, Н.А. Машкин. – М.: Норма, – 752 с. 2. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин АН. Свод хозяйственных договоров и документооборота предприятий. В 2 томах./ А. В. Брызгалин, В. Р. Берник, А. Н. Головкин.- М.: Норма, – 592 с. 3. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право: учебник. / Н.Ю. Круглова. – М.: Изд-во Высшее образование, – 857 с. 4. Предпринимательское (хозяйственное) право. Под ред. Лаптева В.В., Занковского С.С. – М.: Волтерс Клувер, с.

ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается ил ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. При этом под товаром понимается объект гражданских прав, предназначенных для продажи, обмена или введения в оборот.

ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ Юридическим содержанием конкуренции характеризуется следующими признаками: 1)Конкуренция – это рыночная состязательность хозяйствующих субъектов; 2)Конкуренция выражается в их самостоятельных действиях; 3)Конкуренция осуществляется между самими субъектами предпринимательства; 4)Конкуренция существует в определенных экономико–правовых сферах предпринимательской деятельности, именуемых рынками; 5)В большинстве случаев конкуренция является естественным регулятором цен на соответствующем рынке; 6)Конкуренция становиться предпосылкой для реализации прав потребителей.

ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ Осуществляется конкуренция через так называемые конкурентные действия. Различаются: a)Ценовые конкурентные действия или ценовая конкуренция; b)Неценовые конкурентные действия или неценовая конкуренция. Конкурентные действия одновременно целенаправленно воздействуют: a.На потребителя путем привлечения его спроса; b.На конкурента и его деятельность путем отвлечения его от потребителей. На поддержание конкуренции направлено антимонопольное законодательство.

ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ Антимонопольное законодательство представляет собой систему нормативно-правовых актов, направленных на защиту конкуренции, в том числе на предупреждение и пресечение: 1. Монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 2.Недопущения, ограничения, устранения конкуренции гос. органами. В качестве признаков ограничения конкуренции Закон о конкуренции выделяет: a)Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном ранке; b)Рост или снижение цены товара на товарном рынке; c)Отказ хозяйствующих субъектов от самостоятельных действий на товарном рынке; d)Определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами; e)Иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта.

МОНОПОЛИЯ И ЕЕ ВИДЫ Характерными особенностями монополии являются следующие факторы: рыночная сфера состоит из одной фирмы, являющейся единственным субъектом; покупатель должен приобрести товар у монополиста или обходиться без него; нет близких заменителей монополизированного продукта; В этих условиях монополист диктует цену; Монополия предполагает наличие барьеров для развития иных производителей. Для рынка естественных монополий характерен так называемый неэластичный спрос на товары и услуги.

МОНОПОЛИЯ И ЕЕ ВИДЫ Выделяют следующие виды монополий. 1. Государственная монополия – это монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. Цели создания государственной монополии: защита экономических интересов государства и потребителей, укрепление безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства. 2. Естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

МОНОПОЛИЯ И ЕЕ ВИДЫ 3. Искусственная монополия. Эта монополия является самой распространенной и опасной для свободы конкуренции. Такого рода монополия преднамеренно меняет структуру рынка – создает барьеры для вхождения на рынок новых предпринимателей; ограничивает субъектам, которые не вошли в монополистическое объединение, доступ к источникам сырья и энергоносителям и т.п. 4. Рыночная монополия. Такого рода монополия образуется в результате предпринимательской деятельности под воздействием различных факторов, в частности, в результате победы в добросовестной конкуренции определенного хозяйствующего субъекта и выхода с рынка других конкурентов; посредством концентрации капиталов и объединения хозяйствующих субъектов; в случае, когда хозяйствующий субъект впервые предложил потребителям совершенно новую продукцию.

ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ К действия, направленным на недопущение, ограничение или устранения конкуренции, относят: a)Монополистическая деятельность; b)Недобросовестная конкуренция; c)Антиконкурентная практика государственных органов. Рассмотрим их более подробно. I.Монополистическая деятельность – это противоречащие антимонопольному законодательству действия хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ Можно выделить такие виды монополистической деятельности как: Злоупотребление хозяйствующих субъектов, группой лиц своим доминирующим положением; Соглашения или согласованные действия, ограничивающие конкуренцию и запрещенные антимонопольным законодательством. II.Недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ Можно выделить следующие виды такой конкуренции: 1. Приобретение конкурентных преимуществ за счет дискредитации конкурента и его деятельности. 2. Приобретение конкурентных преимуществ за счет введения потребителей в заблуждение в отношении существенных характеристик предлагаемых им товаров. III.Антиконкурентная практика органов власти. Органами власти запрещено: Во-первых, принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных ФЗ случаев; Во-вторых, заключать в любой форме соглашения между собой или между ними и хозяйствующими субъектами, а также осуществлять согласованные действия, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ОРГАН И ЕГО ПРАВОВОЙ СТАТУС Федеральная антимонопольная служба – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы. В процессе своей повседневной деятельности ФАС РФ реализует следующие представленные ей полномочия: a)Возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства; b)Выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания; c)Направляет в Федеральную службу по финансовым рынкам, ЦБ РФ предложения о приведении в соответствии с антимонопольным законодательством принятых ими актов или прекращения их действий;

АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ОРГАН И ЕГО ПРАВОВОЙ СТАТУС d)Привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации; e)Обращается в арбитражный суд с исками о нарушении антимонопольного законодательства; f)Учувствует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением или нарушением антимонопольного законодательства; g)Ведет реестр хозяйствующих субъектов; h)Осуществляет иные полномочия

Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.