Лекция 1 Общественная сущность языка Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст.преп. Василенко М.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 2 Фонетика. Фонетические явления Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст. преп. Василенко.
Advertisements

Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Язык и речь Понятие модели при описании лингвистических фактов. Структурность языка. Соотношение единиц плана выражения и плана содержания. Уровни и единицы.
Введение в языкознание Л.А. Козловская. Лекция 1. Предмет, структура и задачи языкознания Место языкознания в системе наук. Внутренняя и внешняя лингвистика.
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
Москва 2012 ГБОУ Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» Автор: ученица 9 класса «А» Васильченко Елена Руководитель:
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
Язык как знаковая система. Понятие языка Язык – естественно возникающая в человеческом обществе и развивающаяся система знаковых единиц, способная выразить.
Речь. Виды речи.
Функции языка (прежде всего речи) коммуникативная, или функция общения передача и усвоение общественно- исторического опыта знаковая планирующая. экспрессивная.
Этапы развития языкознания Проект подготовили: ученики 11 «А» класса ГОУ СОШ 436 Смирнова Ю. Худяков И. Попов Е.
О русском языке Хочешь узнать все тайны слова, в чем суть его и в чем основа? Какова роль языка в жизни общества? Какова роль языка в жизни общества? В.
Речевая коммуникация к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Фонетика как раздел языкознания. План Понятие и предмет фонетики. Аспекты изучения звукового строя языка. История фонетики. Фонетические дисциплины. Фонетика.
PPTzone.ru 1. Основные функции искусства 2. Предмет искусства 3. Основные эстетические концепции 4. Герменевтика как метод понимания художественного произведения.
Традиции Духовная составляющая традиции - элементы познавательной, нравственной, правовой, художественной, педагогической, религиозной и других культур.
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
Принципы системной организации языка. Язык как система устроен иерархически. Выделяют 4 основных уровня этой системы, которые находятся в отношениях подчинения:
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Транксрипт:

Лекция 1 Общественная сущность языка Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст.преп. Василенко М.С.

ЧТО ТАКОЕ НАУКА О ЯЗЫКЕ? z Языковедение (языкознание, лингвистика) наука, изучающая языки (в принципе все существующие, когда-либо существовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще.

Частное языковедение занимается отдельным языком или группой родственных языков zсинхроническое, описывающее факты языка в какой-то момент его истории zдиахроническое (историческое), прослеживающее развитие языка на протяжении определенного отрезка времени

z Синхронический (от др.-греч. syn 'вместе с' и chronos 'время') значит относящийся к одному времени z Диахронический (от dia 'через, сквозь' и chronos) относящийся к изменению во времени

В рамках общего языковедения выделяется типологическое языковедение, осуществляющее сопоставление между собой как родственных, так и неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение общих закономерностей языка.

языковые универсалии zабсолютные универсалии положения, действительные для всех языков мира zстатистические универсалии для значительного большинства языков

Абсолютные универсалии z1) во всех языках существуют гласные и согласные звуки; z2) на всех языках люди говорят предложениями; z3) во всех языках есть имена собственные.

z Статистические универсалии z почти во всех языках в местоимениях различается не менее двух чисел

Прикладное языковедение zсоздание и усовершенствование письма; zобучение письму, чтению, культуре речи, неродному языку; zсоздание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирования и реферирования информации, создание систем, обеспечивающих общение человека с машиной на естественном языке.

СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА: ЕГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ И ЕГО ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА zЯЗЫК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ, ОРУДИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЫРАЖЕНИЯ МЫСЛИ

z Общение языковое и неязыковое два плана: z выражение, точнее, способ, или форма выражения zстоящее за этим выражением содержание передаваемой информации

z Языковое общение выступает как качественно особый обмен информацией не просто сооб­щение каких-то фактов или передача связанных с ними эмоций, но и обмен мыслями по поводу этих фактов.

невербальное общение людей zпредставленное прежде всего непроизвольными проявлениями эмоций в форме смеха, плача, некоторых телодвижений, а далее уже сознательной имитацией подобных проявлений и условными или ставшими во многом условными (и разными у разных народов) мимикой и жестикуляцией.

Функции языка zкоммуникативная (от лат. соmmunicatio 'общение) zмыслеформирующая zконстатирующую zвопросительную zапеллятивную zэкспрессивную zметаязыковую zэстетическую

Язык и речь Речь (внутренняя речь) Речевой акт Речевая деятельность Текст

ЯЗЫК СВОЕОБРАЗНАЯ ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА z Что такое знак? z1. Все знаки обладают материальной, чувственно воспринимаемой «формой», которую иногда называют «означающим» - «экспонентом знака»

z2. Материальный, чувственно воспринимаемый объект (или материальное «событие» только в том случае является экспонентом какого-то знака, если с этим объектом связывается в сознании общающихся та или иная идея, то или иное «означаемое» - содержание знака

z3. Очень важным свойством знака является его противопоставленность другому или другим знакам в рамках данной системы. z Противопоставленность предполагает чувственную различимость экспонентов.

z4. Установленная для каждого данного знака связь между его экспонентом и содержанием является условной, основанной на сознательной договоренности.

z5. Содержание знака есть отражение в сознании людей, использующих этот знак, предметов, явлений, ситуаций действительности, причем отражение обобщенное и схематичное.

Членение речевого высказывания (текста) и основные единицы языка z Выделение единиц языка связано с членением речевого высказывания, с членением текста и самого потока речи. z Отдельное высказывание составляет основную единицу речевого общения. –

в высказывании различают две стороны: z1) «план выражения» z2) «план содержания»

План выражения zзвуковая, материальная сторона высказывания, воспринимаемая слухом (а при письменной передаче высказывания материальная последовательность начертаний, воспринимаемая зрением)

План содержания zвыраженная в высказывании мысль, содержащаяся в нем информация, те или иные сопровождающие эту информацию эмоциональные моменты

Парадигматические отношения zэто отношения взаимной противопоставленности в системе языка между единицами одного уровня, так или иначе связанными по смыслу

z На этих отношениях основываются парадигматические ряды (парадигмы) типа ворон ворона ворону (грамматическая падежная парадигма, в которой противопоставлены друг другу морфемы окончания разных падежей)

Синтагматические отношения zэто отношения, в которые вступают единицы одного уровня, соединяясь друг с другом в процессе речи или в составе единиц более высокого уровня

z Каждый язык пользуется для выражения мысли звуками, произносимыми человеком. z Каждый язык членоразделен: нормальное высказывание на любом из языков членится на элементы, повторяющиеся в других комбинациях в составе других высказываний. z Каждый язык обладает обширным набором таких повторяющихся элементов и гибкой системы правил, по которым эти элементы соединяются в осмысленные высказывания.