А Н З Я Т И Н Е У Р О Ч Н О Е В Е. А Н З Я Т Е И Николай Андреевич Римский-Корсаков Обратите внимание на необычную, яркую музыку, которая сейчас звучит.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку музыки во 2 классе Подготовила учитель музыки Тюменцевской основной школы Баклыкова Е.В.
Advertisements

Ель растёт перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живёт ручная, Да затейница какая! Белка песенки поёт Да орешки все грызёт.
Тема урока: «Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов». А.С. Пушкин.
1 Содержание: Слайд 1 – Титульный Слайд 2 – Содержание Слайд 3 – Соколов Ф.И. «Сказки Пушкина» Слайд 4 – Александр Сергеевич Пушкин Слайд 5 – Куркин А.М.
Краткая биография Н.А.Римскова-Корсакова Произведения по сказочным сюжетам Опера «Сказка о царе Салтане» Учитель музыки: Гринева Л.В.
… под ёлкою высокой, Видит, белочка при всех Золотой грызёт орех, Изумрудец вынимает, А скорлупки собирает, Кучки равные кладёт И с присвисточкой поёт.
… под ёлкою высокой, Видит, белочка при всех Золотой грызёт орех, Изумрудец вынимает, А скорлупки собирает, Кучки равные кладёт И с присвисточкой поёт.
КОМПОЗИТОР – СКАЗОЧНИК НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Пантелеймонова Людмила Анатольевна Учитель музыки МБОУ «Малобикшихская СОШ» Канашского района.
Урок в з классе Тема: День, полный событий. Сказки гуляют по свету.
Сказки Пушкина.
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
Відкрите засідання літературного клубу «Алые паруса»
Работу выполнила: Воспитатель:Корнеева С.А.. Викторина по сказкам А.С.Пушкина.
Работу выполнила: Короткая Ирина Анатольевна Учитель начальных классов МБОУ СОШ 8 г. Брянска.
Н. А. Римский- Корсаков «Композитор- сказочник» Проект выполнили обучающиеся 7А класса: Чупракова Юлия, Крапивина Екатерина, Шелоухова Анна, Соколова Анастасия.
«Что за прелесть эти сказки» Внеклассное мероприятие по сказкам А.С.Пушкина.
А.С. Пушкин Полное название сказки Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне.
Сказки А.С.Пушкина Выполнила Лямина Г.Ю. Учитель МОУ СОШ С.Лопатина 2007 – 2008г.
По сказкам Пушкина Презентация для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Транксрипт:

А Н З Я Т И Н Е У Р О Ч Н О Е В Е

А Н З Я Т Е И Николай Андреевич Римский-Корсаков Обратите внимание на необычную, яркую музыку, которая сейчас звучит. Она беспокойная и жужжащая. Как вы думаете, о ком она рассказала и кого изобразила? Эту замечательную музыку написал русский композитор Н. А. Римский–Корсаков, в ней он очень точно и остроумно изобразил полет рассерженного Шмеля, который прилетел к нам на урок из известной сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

А Н З Я Т К морю князь, а лебедь там Уж гуляет по волнам. Князь опять: душа-де просит... Так и тянет и уносит... И опять она его Вмиг обрызгала всего. Тут он очень уменьшился, Шмелем князь оборотился, Полетел и зажужжал; Судно на море догнал. И Е

А Н З Я Т Е И Римский-Корсаков создал целую галерею причудливых сказочных персонажей, образов, пейзажей. В опере «Сказка о царе Салтане» сказочно всё: и сюжет, и вокальные партии, и симфонические картины. Здесь музыка поистине живописна. Большинство своих опер Н.А. Римский – Корсаков написал на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Садко», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане».

А Н З Я Т Е И Прекрасная опера-сказка была создана Н. А. Римским- Корсаковым к 100-летнему юбилею А. С. Пушкина СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ

А Н З Я Т Е И Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. Пролог и все четыре действия начинает короткое фанфарное вступление. Фанфары – сигнал торжественного характера, привлекающий внимание для оповещения какого-либо события. Вспомните, как на ярмарках, народных гуляниях зазывались люди: «Слушайте и смотрите! Сказка начинается!»

А Н З Я Т Е И Звонко, празднично и мажорно звучит труба, настраивая нас на начало чего-то интересного. Трубы поют, приказывают: «Слушайте! Слушайте!» Композитор ввел фанфару, чтобы ввести слушателей в атмосферу сказки.

А Н З Я Т Е И В сени вышел царь-отец. Все пустились во дворец. Царь недолго собирался: В тот же вечер обвенчался. Сюжеты сказки в картинках.

А Н З Я Т Е И Композитор достиг здесь огромной впечатляющей силы в изображении водной стихии. Движутся, набегая друг на друга, плещут морские волны. Постепенно море успокаивается. Мощный шум волн затихает, переходя в шелест, легкую морскую зыбь. После краткой вступительной фанфары начинается большое оркестровое вступление. Его музыка рисует величественную картину моря.

А Н З Я Т Е И Каким обычно перед нами предстает море? Взволнованное, тревожное. Моделируем эпизод: Давайте звуками «у», «ш», словно шум прибоя, дуем как ветер, пластикой рук, корпусом передадим движение волн и настроение эпизода «Море и звезды». У нас получилась замечательная фантастическая звуковая картина! А сейчас нашу картинку, изображающую море, показываем под музыку, настоящего мастера, музыкального сказочника Н.А. Римского – Корсакова.

А Н З Я Т Е И Напряжение в оркестре постепенно спадает, грозное море успокаивается, выносит бочку с царевичем и царицей на сушу. Наши герои спасены, они выходят из разбитой бочки на берег неизвестного острова. На этом острове и появляется сказочный город Леденец, где будет княжить Гвидон.

А Н З Я Т Е И Сказочный город. Праздничный перезвон колоколов, залпы пушек, оживление толпы. Действительно эта картина сказочного города. Вот так ее описывает поэт Александр Сергеевич Пушкин: "Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами, С теремами да садами. Стены с частыми зубцами. И за белыми стенами Блещут маковки церквей И святых монастырей. Лишь ступили за ограду, Оглушительный трезвон Поднялся со всех сторон. К ним народ на встречу валит, Хор церковный бога хвалит, Город новый, златоглавый, Пристань с крепкою заставой. Разом пушки запалили, В колокольни зазвонили "

А Н З Я Т Е И Все их громко величают И царевича венчают Княжей шапкой, и главой Возглашают над собой; И среди своей столицы, С разрешения царицы, В тот же день стал княжить он И нарекся: князь Гвидон.

А Н З Я Т Е И Ладно ль за морем, иль худо? И какое в свете чудо?» Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет; За морем житье не худо, В свете ж вот какое чудо: Знайте, вот что не безделка: Ель в лесу, под елью белка, Белка песенки поет И орешки всё грызет, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра чистый изумруд; Вот что чудом-то зовут». Видит, белочка при всех Золотой грызет орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, Кучки равные кладет И с присвисточкой поет При честном при всем народе: «Во саду ли в огороде».

А Н З Я Т Е И Все «Три чуда» оживают в симфонической картине оперы. Каждое чудо изображено особой группой инструментов. Песенка Белочки звучит в исполнении флейты-пикколо и ксилофона, а при повторном звучании этой темы композитор вводит челесту, изображая хрустальный домик Белочки.

А Н З Я Т Е И Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря. Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор.

А Н З Я Т Е И Появление богатырей обозначат своим мощным звучанием медные духовые инструменты. В оркестровом сопровождении слышится грозный шум, кипенье морского прибоя, и на его фоне появляется чеканный богатырский марш.

А Н З Я Т Е И Вот идет молва правдива: За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выплывает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. Молвить можно справедливо, Это диво, так уж диво». Прекрасная Царевна-Лебедь.

А Н З Я Т Е И Лебедь-Птица заскользит по глади ночного моря в звучании арфы и гобоя.

А Н З Я Т Е И Прослушайте отрывок из 4 действия оперы. Продолжите сказку.

А Н З Я Т Е И На берег сходит свита царя, а за ней – царь Салтан в сопровождении Поварихи, Ткачихи, Бабарихи. Гвидон приветствует знатного гостя, усаживает рядом с собой на трон и предлагает полюбоваться чудесами. По знаку царевича трубят глашатаи, возвещая о появлении хрустального домика с замечательной белкой, а потом - витязей с дядькой Черномором, и, наконец, из терема выходит Царевна-Лебедь. Все восхищены и прикрывают глаза руками, ослепленные ее красотой. Последней картине оперы предшествует симфонический антракт, который композитор назвал "Три чуда".

А Н З Я Т Е И Расскажите, чем закончилась сказка.

А Н З Я Т Е И Творческое задание: из цветных лепестков, с указанными на них различными элементами музыкальной речи, выбрать лепестки с правильными ответами и собрать «цветик-семицветик», который будет характеризовать одну из частей симфонической картины «Три чуда». Расскажите о своих музыкальных впечатлениях: в чем особенность музыки каждого из чудес? «Первое чудо» - Белка. Музыка танцевальная, лёгкая, в высоком регистре. В мелодии песенки Белочки композитор обратился к народной песне «Во саду ли, в огороде». «Второе чудо» - рассказывается о богатырях, показывая в мелодии маршевость, мощность, четкость в характере музыки. «Третье чудо» - Царевна – Лебедь. Здесь музыка звучит плавно, извилисто, песенно, волшебно.

танцевальность высокий регистр флейта, ксилофон не очень громко переменный лад: минор- мажор умеренный темп отрывистая легкая, шутливая А Н З Я Т Е И Цветок «первого чуда»

Цветок «второго» чуда А Н З Я Т Е И сильная, могучая маршевость умеренный темп четкая низкий регистр медные духовые громко мажор инструменты

Цветок «третьего чуда» А Н З Я Т Е И нежная, светлая медленный темп мажор песенность плавная, извилистая высокий, средний регистры арфа, гобой тихо

Посмотрите, какой получился замечательный букет для великого музыканта-сказочника Н.А. Римского-Корсакова, в благодарность за его прекрасную музыку, которая сегодня звучала! танцевальность высокий регистр флейта, ксилофон не очень громко Переме нный лад: минор- мажор умеренный темп отрывистая Легкая, шутливая А Н З Я Т Е И Сильная могучая маршевость умеренный темп четкая низкий регистр медные духовые громко мажор инструменты Нежная светлая медленный темп мажор песенность плавная извилистая Высокий, средний регистр арфа гобой тихо

А Н З Я Т Е И 2. В каком регистре звучит марш? Почему? 1. Почему именно марш избрал композитор в качестве характеристики 33 богатырей? 3. С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор развил тему? Под марш легко идти, а богатыри должны были охранять Леденец, обходя его. В низком регистре, так как он передает силу и мощь богатырей. С помощью низкого регистра, быстрого темпа, громкой динамики, музыкального сопровождения.

А Н З Я Т Е И Упражнение 1 Взять дыхание через нос, не поднимая плеч, и подуть на кораблик так, чтобы он поплыл далеко-далеко. (Повторить два раза, чередуя короткий вдох с длинным.) Упражнение 2. На гласный звук «у» и согласный звук «ш» мы изобразим ветер на море. Мы возьмем его на дыхании, в унисон и, выполняя крещендо, мягко по руке снимаем. Упражнение 3. Сочините и напойте мелодию, которая подходит к этим словам: Вокально-хоровая работа Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах...

А Н З Я Т Е И В этой сказке есть птица Царевна-Лебедь, а каких еще волшебных птиц и из каких сказок ты помнишь, и какие есть музыкальные произведения с их участием? Предложи свою версию: откуда в «Сказке о царе Салтане» появились имена главных героев – царь Салтан, князь Гвидон, Милитриса и название города Леденец, какую местность наши предки называли Буяном? Придумай и нарисуй карту морских путешествий в «Сказке о царе Салтане». Какой инструмент в оркестре показался тебе самым волшебным? Вспомните, какие три чуда были в городе Леденце? Расскажите об музыке «третье чудо» – Прекрасная Царевна-Лебедь так, чтобы человек, который ее не знает, мог бы составить о ней представление. Творческие задания:

А Н З Я Т Е И Ну вот, ребята, мы с вами и побывали в гостях у сказки, благодаря Александру Сергеевичу Пушкину и композитору Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову, соприкоснулись с её фантастичностью и красочностью, услышали новые тембры инструментов симфонического оркестра.

А Н З Я Т И Н Е У Р О Ч Н О Е В Е