Тема 9. Этикет как социальное явление Лекция 15 Профессиональная этика и этикет 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм», 100110.65 «Домоведение»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 10. Этикет делового человека Лекция 16.2 Культура одежды и внешний облик деловой женщины Профессиональная этика и этикет «Социально-культурный.
Advertisements

Обществознание – 7 Боголюбов ФГОС 2013 Многообразие привычек (практикум) Нинель Юрьевна Бревнова.
Что такое этикет? ЭТИКЕТ – это установленный порядок поведения людей в обществе. ЭТИКЕТ совокупность норм и правил, отражающих представления о должном.
Выполнила: студентки 321 группы, Родионова Т., Королева К. СПБ ГБОУ СПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕХНИКУМ БИБЛИОТЕЧНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
История этикета.. Это знакомое нам слово « этикет » стало общеупотребимым в XVII веке. Правила хорошего тона ( стремление « вести себя прилично ») существовали.
Основы шрифтовой графики Лекция 5. Тема 2. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта. Финикийское письмо.
Шрифт Лекция 7. Тема 3. История развития шрифтов для латинского алфавита. Римское письмо. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды и дизайна,
Основы шрифтовой графики Тема 9. Основные виды печати. Специальные виды печати. Плакат Лекция 16. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды.
Тема 11. Государственный контроль за соблюдением ТР Кафедра ТВЭ Преподаватель: Стукун Валентина Павловна.
Этикет «Манеры до некоторой степени указывают на характер человека и служат внешней оболочкой его внутренней природы» Шелгунов Николай Васильевич.
Национальные Особенности Этикета Китая
Основы шрифтовой графики Лекция 4. Тема 2. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта. Специальность
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 17. Политическая культура.
ВГУЭС ИМОБ Кафедра русского языка Обмен информацией Для иностранных студентов Автор И.Д. Михайлова.
Системный подход Дисциплина «Теория систем и системный анализ» Специальность « Прикладная информатика (в экономике)» Институт информатики, инноваций.
Основы шрифтовой графики Лекция 3. Тема 2. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта. Специальность
Чтобы произвести благоприятное впечатление, нужно уметь себя вести, знать как держаться в любых обстоятельствах.
Основы шрифтовой графики Лекция 6. Тема 2. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта. Древнегреческая письменность.
СЕРВИРОВКА СТОЛА. КАК ЭТО БЫЛО В ДРЕВНЕМ МИРЕ История культуры застолий. Культуры еды, питья и поведения за столом уходит в глубь тысячелетий. Наши предки.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка Солейник Виктория Валерьевна Лекция.
Транксрипт:

Тема 9. Этикет как социальное явление Лекция 15 Профессиональная этика и этикет «Социально-культурный сервис и туризм», «Домоведение» Институт Сервиса, моды и дизайна; кафедра Сервиса и моды Слесарчук Ирина Анатольевна

План лекции 2 1. Понятие этикета 2. История мирового этикета 3. Виды этикета 4. Требования современного этикета

ПОНЯТИЕ ЭТИКЕТА 1 вопрос

Понятие этикета 4 Этикет (от фр."etiquette" этикетка, надпись) это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет базируется на тех требованиях, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых особое значение имеет определенная форма поведения. Требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств.

Составляющие этикета 5 Этикет Поведенческий Хорошие манеры Умение вести себя правильно в общественных местах, в различных ситуациях Внешний вид, одежда Речевой Культура речи

ИСТОРИЯ МИРОВОГО ЭТИКЕТА 2 вопрос

Античный мир 7 В светской жизни не предполагалось каких-либо формальных ограничений, и только в период поздней Римской империи стали появляться первые признаки строгой регламентации поведения, складывались основы этикета Высшие должностные лица государства (члены верховного совета при императоре) должны были докладывать свои вопросы только стоя В поздней Империи пурпур становится основным цветом в одежде императора, который одежду из простых и удобных тканей заменяет на шелковые златотканые одеяния; без них император не появляется на людях. Голову императора венчает тяжелая золотая диадема с драгоценными камнями

Западная Европа. Раннее средневековье 8 Совместное застолье считалось в раннем средневековье важным ритуальным актом, устанавливавшим дружеские связи, изгонявшим вражду, приносившим удачу. Во время пира хозяин восседал на возвышении во главе трапезы, раздавал милости приближенным, вручал подарки, часто подчеркивая пренебрежение к собственному имуществу. Подобная демонстративная щедрость чрезвычайно долго сохранялась в средневековом обществе и определяла многие правила поведения. В четко структурированном феодальном обществе одежда служила больше чем просто защитой от холода или знаком личного благосостояния она означала принадлежность к определенной группе, и каждый должен был носить костюм, соответствующий его положению Ритуальный обмен дарами. Бракосочетание, поминки, посещение гостей, совершение сделки, заключение мира и многие другие важные вехи в жизни человека сопровождались взаимным вручением подарков

Застольный этикет в.в. 9 В церемониальных пирах важным было, кто сидит ближе к хозяину, за что поднимают тосты и т. п. О сервировке и застольном этикете в то время говорить сложно, поскольку, несмотря на богатую посуду, ели исключительно руками без соблюдения каких-либо правил. Пировали за вытянутым столом, во главе которого сидел хозяин, или чаще за столами в форме букв Т или П, где маленький «главный» стол предназначался для хозяина и особо почетных гостей. Ранг гостя определялся близостью к месту хозяина, которого обслуживали первым в знак того, что кушанья не отравлены. Индивидуальных столовых приборов как таковых еще не было: мужчины и женщины сидели попарно, пили из одного бокала и ели из одной тарелки, а если же таковой не было, еду клали на плоские ломти хлеба, которые в течение всего обеда использовали в качестве тарелки, а затем бросали собакам. Мясо отрезали своим ножом. Скатерти и салфетки были широко распространены, часто сшиты из дорогих тканей и богато вышиты, но использовались не совсем так, как мы привыкли: о скатерть часто вытирали руки, а салфетки могли быть использованы, например, для того, чтобы завернуть еду и унести с собой, что не считалось дурным тоном.

Застольный этикет позднего средневековья (конец в.в.) 10 К концу 15 века появляется понятие индивидуального прибора (при сервировке стола стали приносить каждому тарелку, ложку, нож) В богатых домах подавались чаши для ополаскивания пальцев Сосуды для питья еще долго не подавались каждому гостю в отдельности, а переходили от одного к другому Рекомендовалось не облизывать пальцы, не сморкаться в скатерть, не плевать в свою тарелку, не бросать кости под стол Количество еды считалось признаком изысканного стола Считалось неприличным хватать лучшие куски с общего блюда, следовало аккуратно брать ближайший кусок, вытирать руки не об одежду, а о салфетку или скатерть, вытирать губы, прежде чем пить. Величайший прогресс в европейском застольном этикете - использование ножа и вилки для еды (16 век) Пользование ножом и вилкой приживалось с трудом и стало общепринятым лишь к середине 18 века

Застольная беседа позднего средневековья (конец в.в.) 11 В знатных домах распространяется обычай для хозяина и почетных гостей обедать отдельно в небольшой гостиной, угощая остальных в смежном с ней общем зале Для молодого человека 1516 веков считалось неприличным жевать, когда к нему обращаются. Тогда же сформировалось правило о том, что за общим столом нельзя шептаться и оказывать в беседе предпочтение кому-либо одному, а также смеяться, чтобы никто не мог принять это на свой счет Хозяин должен был проявлять скромность и ни в коем случае не говорить ничего, что могло быть воспринято как самовосхваление

Рыцарство 12 Общественная система рыцарства оказывала огромное влияние на европейский этикет и создавала вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых церемоний и ритуалов, таких, как посвящение в рыцари, принятие оммажа (от французского hommage вассальная зависимость), объявление войны и участие в турнире, служение сеньору и избранной даме сердца. Даже в тех случаях, когда, казалось бы, требовалась личная инициатива, рыцарь должен был сообразовывать свое поведение не со здравым смыслом, а с требованиями этикета. Основными добродетелями рыцаря являлись храбрость, честность, великодушие, щедрость, гостеприимство, учтивость, стремление к славе. Все эти качества идеальный рыцарь должен был постоянно демонстрировать, как бы исполняя отведенную ему роль. В этот период возникает так называемый «культ дамы», или форма отношений между рыцарем и его дамой, предусматривающая «благородное» поведение и создавшая поведенческие образцы, сохранившиеся до настоящего времени

Придворный этикет 13 Этикет становится настолько сложным, что при дворах появляется специальная должность церемониймейстера, следившего за выполнением всех его тонкостей и строжайшим образом регламентировавшего всю дворцовую жизнь. Члены семьи монарха и придворные должны были в определенный час вставать, точно указывалось, кто должен был присутствовать при одевании монарха, подавать предметы его туалета, сопровождать его во время прогулки и т. д. Было точно определено, как проходили церемонии аудиенции, торжественных выходов, прогулок, обедов, балов. Пышные обряды сопровождали рождение, брак и смерть при королевском дворе. Чем выше ранг, тем более сложным был ритуал Право первенства в придворном этикете приобретает определяющий характер Придворный этикет дал начало этикету дипломатическому

Этикет 18 века 14 Добродетели буржуа, такие, как бережливость, трудолюбие, аккуратность постепенно становятся основой поведения в обществе, что меняет нравы высшего общества и на первый план выдвигаются другие ценности по сравнению с 17 веком. Хорошее воспитание предусматривало естественную манеру держаться в сочетании с вежливостью и вниманием к другим людям: осуждались пренебрежение к низшим и грубость к кому бы то ни было, включая слуг Большое значение придавалось скромности, но она не должна была быть сопряжена с застенчивостью и неловкостью Хорошо воспитанный человек должен был быть внимателен при употреблении титулов и имен, не говорить много о себе, владеть собой и не демонстрировать своих эмоций. Громкий смех осуждался как проявление вульгарности, то же самое касалось употребления пословиц и просторечных выражений. Человек должен был уметь формулировать свою мысль ясно и четко как устно, так и письменно Важным представлялось иметь хорошую осанку, хорошо танцевать и тщательно следить за своей одеждой (имеется в виду не только следование моде, но и безукоризненная чистота, игнорируемая ранее). По-прежнему придавалось важнейшее значение соблюдению всех форм вежливости по отношению к женщине следовало почтительно приветствовать ее, не сидеть, когда она стоит, оказывать всевозможные услуги, а порой и открыто льстить

Буржуазный этикет 19 века 15 Общепринятые правила поведения, приобретая интернациональный характер, были распространены среди всех слоев обществ. Требования к воспитанному человеку были одинаковыми во всех странах Европы и Америке. Этикетные формы больше не были связаны с поведением при дворе монарха, а касались всех и были направлены на регламентирование ежедневного бытового поведения каждого, что происходит и в наши дни По сравнению с 20 веком, прошедшее столетие культивировало гораздо более разветвленную систему этикетных норм и установок, касающихся самых мелких деталей личной и социальной жизни человека, в результате чего влияние этикета на частную жизнь индивида было чрезвычайно велико Необходимо было соответствовать некоему поведенческому стереотипу, который лучше всего определяется словом «респектабельность» Внешнее соблюдение религиозных правил-предписаний дошло до поистине тартюфовского показного благочестия Жизнь респектабельной женщины 19 века была окружена системой запретов, сопровождавших ее с младенчества Мужчины должны были всячески подчеркивать привилегированное положение и благочестие дамы, что выражалось в оказании бесчисленных мелких услуг и существовании таких норм этикета, как обязательное вставание, снятие шляпы перед женщиной, обязанность открывать перед ней двери, помочь сесть, нести все ее вещи от перчатки до дамской сумочки и т. п. Входят во всеобщее употребление визитные карточки Строго регламентировались правила приема гостей, застольные манеры, одежда для определенных случаев, ритуалы приветствия и темы бесед

ВИДЫ ЭТИКЕТА 3 вопрос

Виды этикета 17 Гражданский ВоинскийДеловой Дипломатический

ТРЕБОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЭТИКЕТА 4 вопрос

Моральные нормы этикета 19 Корректность Учтивость Любезность Деликатность Вежливость ТочностьСкромность ПредупредительностьКоммуникативная культура

Принципы делового этикета 20 Здравый смысл Свобода Этичность Удобство Целесообразность Экономичность Консерватизм Непринужденность Универсализм Эффективность

Приобретенные знания 21 Знание сущности этикета, его роли в обществе Знание основных исторических этапов становления и развития мирового этикета Знание видов этикета Знание основных моральных норм современного этикета Знание основных принципов делового этикета

Вопросы для самопроверки Этикет и имидж делового человека. 2. Этикет в деловой карьере. 3. Что понимают под этикетом? В чем его значение и каковы его функции? 4. Каковы требования современного этикета? В чем их отличия от требований этикета на предыдущих этапах исторического развития? 5. Основные принципы и правила делового этикета.

Рекомендуемая литература Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой и международный протокол / Э.Я. Соловьев. – М.: Ось-89, – 320 с. 2. Смирнов Г.Н. Этика бизнеса, деловых и общественных отношений / Г.Н. Смирнов. – М.: Изд-во УРАО, с. 3. Коллинз Д. – Этика и этикет в бизнесе: пер. с англ. / Д. Коллинз. – Ростов н/Д.: Феникс, – 160 с.

24 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.