Тема 5. Общение как инструмент этики деловых отношений Лекция 7. Перцептивный аспект общения в профессиональной сфере. Механизмы и эффекты межличностного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: студентка 44 группы Специальность «Лечебное дело» Александрова Любовь Александровна Гай 2018.
Advertisements

ОБЩЕНИЕ КАК ПОНИМАНИЕ. План. 1.Социальная перцепция. 2.Как происходит восприятие. 3.Стереотипы или «эффекты восприятия». ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Лекция 2. Перцептивная сторона делового общения. Восприятие в социальной психологии - это целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки.
Тема 25. Общение как социально- психологический инструмент Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, который порождается потребностями.
Атрибуция ( лат. attributio приписывание ) психологический термин, обозначающий механизм объяснения причин поведения другого человека.
Системный подход Дисциплина «Теория систем и системный анализ» Специальность « Прикладная информатика (в экономике)» Институт информатики, инноваций.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 17. Политическая культура.
Механизмы образования различных отношений, эмоциональное восприятие людьми друг друга характеризуются понятиями: «идентификация», «эмпатия», «рефлексия»
« Учитель по определению человек, понимающий проблемы детей». А. Адлер.
Основы шрифтовой графики Тема 9. Основные виды печати. Специальные виды печати. Плакат Лекция 16. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды.
Тема 2 Основные подходы к построению математических моделей систем Дисциплина «Имитационное моделирование экономических процессов» Специальность
Тема 3. Методология политической науки Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ.
ОБЩЕНИЕ 1.Общение как обмен информацией 2.Общение как взаимодействие 3.Общение как понимание.
Тема 9 «Организация процесса оценки. Составление отчета об оценке объекта недвижимости» «Оценка недвижимости» Специальности: Экономика и управление.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА. КОМПЕТЕНЦИЯ общая способность, основанная на занятиях, опыте, ценностях, которые приобретены благодаря обучению.
1 Управляемость и наблюдаемость. Критерии управляемости и наблюдаемости линейных стационарных многомерных объектов Кафедра ИСКТ Кривошеев В.П.
[Тема] (40 pt) Кафедра (24 pt) Преподаватель [Подзаголовок] (24 pt)
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка Солейник Виктория Валерьевна Лекция.
Целеполагание один из этапов урока. Цели школьной географии Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета.
Транксрипт:

Тема 5. Общение как инструмент этики деловых отношений Лекция 7. Перцептивный аспект общения в профессиональной сфере. Механизмы и эффекты межличностного восприятия Профессиональная этика и этикет «Социально-культурный сервис и туризм», «Домоведение» Институт Сервиса, моды и дизайна; кафедра Сервиса и моды Слесарчук Ирина Анатольевна

Рисунок Материал для восстановления знаний Структура общения 2 Общение Коммуникация (обмен информацией) Интеракция (взаимодействие) Перцепция (восприятие)

Перцепция процесс восприятия одним человеком другого Материал для восстановления знаний Основные понятия 3 Восприятие целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения

Материал для восстановления знаний Этапы процесса восприятия 4 Восприятие внешних признаков, формирование образа другого человека (первое впечатление) Соотнесение внешних признаков с личностными характеристиками воспринимаемого индивида Интерпретация поступков другого человека

План лекции 5 1. Механизмы межличностного восприятия 1.1. Идентификация и эмпатия 1.2. Рефлексия 1.3. Межличностная аттракция 1.4. Каузальная атрибуция 2. Эффекты межличностного восприятия 2.1. Эффект ореола 2.2. Эффект первичности 2.3. Эффект новизны 2.4. Эффект (явление) стереотипизации

Ключевые понятия 6 Идентификация Эмпатия Рефлексия Аттракция Стереотипизация Каузальная атрибуция Эффект ореола Эффект первичности Эффект новизны

МЕХАНИЗМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ 1 вопрос

Познание и понимание людьми друг друга –Идентификация –Эмпатия –Аттракция –Стереотипизация Познание самого себя в процессе общения –Рефлексия Прогнозирование поведения партнера по общению –Каузальная атрибуция Механизмы межличностной перцепции 8

Способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению Обозначает тот простой эмпирический факт, что простейший способ понимания другого человека есть уподобление себя ему При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях Идентификация 9

Понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека Эмоциональное сопереживание другому человеку, способность эмоционально воспринять, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами Основана на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир К. Роджерс ( ): «Эмпатическое понимание - умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть правильно ли мое понимание». Эмпатия 10

Осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению Предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия Л.С.Выготский: "Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других" Рефлексия 11

А А1 – представление А о самом себе Б Б1 – представление Б о самом себе А Б2 – представление А о другом Б А2 – представление Б о другом А1 Б2 – взаимодействие субъекта А (А1) с Б (Б2) Б1 А2 – взаимодействие субъекта Б (Б1) с А (А2) Общая модель рефлексии 12 АА1 Б Б1 А2 Б2

Взаимная привлекательность, форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему Уровни аттракции Симпатия - эмоциональная положительная установка на объект Притяжение - потребность человека быть вместе, рядом с другим человеком Дружба Любовь Факторы, влияющие на аттракцию: Сходство «Я-концепций» партнеров Функциональная дистанция – то, как часто люди сталкиваются в повседневной жизни Аттракция 13

Этапы процесса познания 14 Построение стратегии своего собственного поведения Основанная на этом стратегия изменения его поведения Попытка понять строй его поступков Эмоциональная оценка другого

Каузальная атрибуция - от лат. causa - причина + attribuo -придаю, наделяю, приписываю Механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта) Атрибуции - приписывание людьми причин поведения, образцов поведения или каких-то более общих характеристик Каузальная атрибуция 15

Диспозиционные (внутренние) атрибуции объясняют наблюдаемое поведение причинами, лежащими внутри индивидуума Ситуативные (внешние) атрибуции объясняют наблюдаемое поведение сложившейся ситуацией, т.е. указывают на факторы социальной и физической среды, которые заставляют человека вести себя определенным образом Трактовки источников поведения 16

Люди в процессе межличностного восприятия и познания не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств наблюдаемого человека Поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения, соответствующие черты личности и приписывает их наблюдаемому человеку Такая причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя Основные положения теории каузальной атрибуции 17

Схемы причинности 18 Личностная атрибуция Склонность находить виновника случившегося, приписывать причины происшедшего конкретному человеку Обстоятельс твенная атрибуция Склонность, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника Стимульная атрибуция Видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом пострадавшем

Эффективные возможности личности Старание произведение намерений совершить действие и усилий, приложенных для осуществления этих намерений Умение разность между способностями человека по отношению к данному действию и объективной трудностью, которую нужно преодолеть для его совершения Модель каузальной атрибуции Ф.Хайдера 19 Эффективные возможности личности намерения усилия способности случай трудность умение старание действие

Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины Последовательное поведение Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка Ненормативное поведение Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации, и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант Недифференцированное поведение Модель каузальной атрибуции Келли 20

Информационные различия - заключаются в различном владении информацией о действии деятель знает об «истории» действия больше, чем наблюдатель, он также «знает» свои желания, мотивы, ожидания об этом действии, а у наблюдателя этой информации нет Мотивационная предубежденность - различного вида защитные функции (пристрастия, асимметрия позитивных и негативных результатов, т.е. успех - личная заслуга, неудача – виноваты обстоятельства) Классы причин, приводящие к отклонениям реальной каузальной атрибуции от идеальных моделей 21

Фундаментальная ошибка атрибуции переоценка личностных факторов и недооценка ситуационных склонность людей при объяснении своего собственного поведения приписывать причины преимущественно требованиям ситуации и обстоятельствам, а при объяснении чужого поведения - в основном внутренним условиям, диспозициям Ошибка «иллюзорных представлений» люди используют априорную информацию о причинных связях Ошибка «ложного согласия» приписывание причин поведения всегда происходит с эгоцентрической позиции, причем переоценивая его обычность и распространенность Ошибки атрибуции 22

«ЭФФЕКТЫ» МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ 2 вопрос

Эффект «ореола» Информация, получаемая о человеке, накладывается на образ, который уже был создан заранее Эффект «первичности» Информация, предъявленная ранее, получает приоритет (для восприятия незнакомого человека) Эффект «новизны» Последняя, наиболее новая информация оказывается более значимой (для знакомого человека) Эффекты восприятия людьми друг друга 24

Стереотипизация это восприятие партнера на основе некоего стереотипа, т. е. прежде всего как представителя определенной социальной группы Понятие «стереотип» впервые было использовано американским ученым Уолтером Липпманом и в переводе с греческого означает «твердый отпечаток» Стереотип - матрицы, образцы восприятия и поведения для наиболее часто повторяющихся ситуаций Социальный стереотип - устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы Явление стереотипизации 25

Упрощение процесса познания другого человека позволяет быстро, просто и достаточно надежно упрощать социальное окружение индивида (при дефиците времени, усталости, эмоциональном возбуждении, слишком молодом возрасте, когда человек еще не научился различать многообразие) Возникновение предубеждений сдвиг в сторону эмоционального принятия или непринятия Следствия стереотипизации 26

Классификация стереотипов 27 Этнические РелигиозныеПрофессиональные ИдеологическиеВозрастные

предопределяют восприятие конкретной жизненной ситуации (эксперимент А.А. Бодалева) социальный стереотип «экономит мышление» за счет обезличивания и формализации общения социальный стереотип включает в себя описание, предписание и оценку ситуации стереотипы очень стойки и зачастую передаются по наследству, от поколения к поколению, даже если далеки от реальности чем дальше мы от социального объекта, тем в большей степени попадаем по влияние коллективного опыта и, следовательно, тем резче и грубее социальный стереотип Особенности социальных стереотипов 28

Навешивание ярлыков человека "подгоняют" под стереотип типа "демагог", "популист", "бабник", "пьяница" и т.д. «Блистательная неопределенность» «демократия», «права человека», «общечеловеческие ценности», «в интересах закона» и т.д. Апелляция к большинству «по многочисленным просьбам трудящихся»..., «все россияне единодушно поддерживают...», «в коллективе есть мнение...», «коллектив считает, что…» и т.д. Перенос ссылка на авторитетную личность Простонародность, или "свой парень» идентификация с народом, подчиненными Приемы манипулирования социальными стереотипами 29

Приобретенные знания 30 Знание механизмов межличностного восприятия –Идентификации –Эмпатии –Аттракции –Каузальной атрибуции Знание эффектов межличностного восприятия –Ореола –Первичности –Новизны –Стереотипизации

Вопросы для самопроверки 31 Какие существуют механизмы межличностного восприятия? Каким образом происходит процесс понимания причин поведения партнеров по общению? В чем сущность фундаментальной ошибки каузальной атрибуции? Охарактеризуйте наиболее известные эффекты межличностного восприятия.

Рекомендуемая литература Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: учебник для студ. вузов / А.Я. Кибанов, Захаров Д.К., Коновалова В.Г. – М.: ИНФРА-М, Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, с. 3. Лукаш Е.Ю. Профессиональная этика: Искусство общения с людьми: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, – 224 с.

33 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.