Тема 1. Этика как наука и явление духовной культуры Лекция 2. Основные составляющие этики. Категории этического сознания Профессиональная этика и этикет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мораль это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые.
Advertisements

Раздьяконова Екатерина Владимировна, к.ф.н., ассистент кафедры культурологии и социальной коммуникации ТПУ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Мораль Мораль (от лат. Moralitas) относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; лат. mores нравы, обычаи, мода, поведение относящийся к нраву,
Долг и совесть. Основные ценности и нормы морали. Мораль (от лат. – нравы) – это социальный институт, одна из форм общественного сознания, выполняющая.
«Невозможно ступить ни шагу на этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить» Т.Карлейль.
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
Чтобы получить самый высокий балл – 5 - «блестяще», необходимо выполнить все 6 заданий Для отметки «отлично» - 1, 2, 3, 4, 6 Для отметки «хорошо» - 1,
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 17. Политическая культура.
Социальные ценности и нормы. Ценности В узком смысле В широком смысле норма предмет идеал значимость Положительная или отрицательная значимость какого-
МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ Выполнила студентка 1 курса Группы 1 МБ 1 Водопьянова Селиме Сергеевна.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Развитие общества. Блок С. С 4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Безусловно, главной является гуманизирующая функция морали. Суть ее в том, что.
Соотношение права и морали.. Мораль - это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.
Теоретический семинар Руководитель Лаврентьева Е.А.
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
Презентация урока для интерактивной доски по обществознанию (7 класс) на тему: ПРОЕКТ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ТЕМА"МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ" , КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 7-9 КЛАССА
4. Человек как духовное существо. Духовность - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, мотивом и смыслом жизни и деятельности которой.
МКОУ «Сулюклинская средняя общеобразовательная школа» Мораль Выполнили ученики 10-го класса.
Транксрипт:

Тема 1. Этика как наука и явление духовной культуры Лекция 2. Основные составляющие этики. Категории этического сознания Профессиональная этика и этикет «Социально-культурный сервис и туризм», «Домоведение» Институт Сервиса, моды и дизайна; кафедра Сервиса и моды Слесарчук Ирина Анатольевна

Материал для восстановления знаний Структура этики 2 Этика Теория морали (теоретическая этика) Функции Нормативная этика Структура История Этических учений Морали Прикладная этика Высшие моральные ценности Конкретные ситуации и определенные сферы жизнедеятельности

План лекции 3 1. Характеристика теоретической этики 1.1. Структура морали 1.2. Свойства морали 1.3. Функции морали 1.4. Специфика морали 2. Характеристика нормативной этики 3. Основные категории этического сознания 3.1. Добро и зло 3.2. Долг, честь и достоинство 3.3. Совесть и справедливость.

Ключевые понятия 4 Структура морали Моральное сознание Моральная практика Свойства морали Императивность Нормативность Оценочность Функции морали Регулятивная Воспитательная Ценностно-ориентирующая Коммуникативная Познавательная Гуманизирующая

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ 1 вопрос

Теория морали или теоретическая этика 6 Учение о: сущности морали основных принципах категориях морали структуре, функциях закономерностях. Пытается объяснить происхождение и эволюцию морали Доказывает, почему человек должен быть нравственен, какие основания он может использовать для аргументации правильности своих поступков Разрабатывается в основном профессиональными философами и писателями-моралистами

Структура теоретической этики 7 Фелинология Разделы теоретической этики Деонтология Аретология Учение о долге Учение о добродетелях Учение о счастье Учение о смерти Аксиология Танатология Учение о ценностях

Отличие морали от права и политики 8 Право Принуждение Политика Мораль Убеждение Социальные регуляторы поведения Внешнее (через мнение других, общественное мнение) Внутреннее (через совесть) Внутреннее (через законопослушание) Внешнее (со стороны государства) Принуждение через пропагандистскую деятельность политических партий, через их участие в государственном управлении, в предвыборных кампаниях и т. п. мероприятиях через партийную дисциплину или через применение силы в социальных, военных конфликтах

Структура морали 9 Мораль Моральная практика Моральное сознание Моральный факт Предметно- материальная деятельность людей, их реальное поведение Единичный поступок Духовная сторона морали Рационально- теоретический уровень: Моральные принципы Моральные нормы Моральные ценности Нравственный идеал Эмоционально- чувственный уровень (обыденный) Эмоции Чувства Переживания Единичный поступок Линия морального поведения

Рационально-теоретический уровень морального сознания 10 Моральные принципы основные фундаментальные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали (гуманизм, коллективизм, индивидуализм, альтруизм, эгоизм, толерантность). Моральные нормы конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе: требования запреты (не лги, не лентяйничай; не бойся и т. д.); требования образцы (будь храбрым, сильным, ответственным). Моральные ценности общественные установки и императивы, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека с точки зрения их моральной значимости. Нравственный идеал целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым.

Моральные принципы 11 Эгоизм Принцип жизненной ориентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия Альтруизм Нравственный принцип, предписывающий человеку совершать бескорыстные действия, направленные на благо других людей Гуманизм Проявляется в глубоком уважении к человеку и его достоинству, в активной борьбе против всех форм человеконенавистничества. Как свойство личности включает в себя знание жизни, позитивное отношение к людям, их жизни и деятельности. Коллективизм принцип общественной жизни и деятельности людей, проявляющийся в сознательном подчинении личных интересов общественным, в товарищеском сотрудничестве и взаимопомощи Толерантность терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений

Эмоционально-чувственное моральное сознание (обыденный уровень) 12 Определяет отношения человека: к другим людям (чувства симпатии или антипатии, доверия или недоверия, ревности, ненависти и т. д.); к самому себе (скромность, достоинство, тщеславие, самолюбие, требовательность и т. д.); к обществу в целом (чувство общественного долга, патриотизм, национальная гордость и др.).

Классификация свойств морали 13 Свойства морали Специфические Общезначимые социально-экономическая обусловленность содержания возможность активного воздействия на общественные процессы относительная самостоятельность к существующим условиям преемственность в развитии взаимодействие с другими формами общественного сознания Нормативность Императивность Оценочность

Императивность 14 это свойство повелительности, предписания, требовательности, обязательности исполнения форма выражения требований и предписаний морали, способ реализации ее норм и принципов. Например, императивные требования: «не лги», «не воруй», «не обманывай», «не убивай», «уважай других людей», «будь мужественным» и т.д.

Нормативность 15 воплощается при помощи определенных норм, правил, установок, поучений, заповедей и т. д., регулирующих поведение людей, их взаимоотношения. Моральные нормы как разновидности социальных нормативов в зависимости от способа оценки подразделяются на два типа: 1) требования запреты (не лги, не лентяйничай, не бойся и т. д.); 2) требования образцы (будь храбрым, сильным, ответственным и т. д.).

Оценочность 16 устанавливает соответствие или несоответствие поступка, мотива или поведения требованиям морали, предполагая учет конкретных обстоятельств и возможности действий личности на основе признания моральных ценностей

Функции морали 17 Регулятивная Регуляция поведения людей и общества в целом. Воспитательная Формирование у ребенка нравственных установок, привычек, внушение ему моральных запретов; Самовоспитание взрослого человека. Ценностно-ориентирующая Мораль дает нравственную ориентацию личности. Коммуникативная Ритуализация человеческого общения, создание различных его нормативов (этикет и др.); Гуманизация общения Познавательная Мораль является средством познания внутреннего мира человека, дает этические познания Гуманизирующая Стремление морали совершенствовать человека; Обязательность нравственных правил для всех людей, их равенстве

Специфика морали 18 Свойство морали требовать определенного поведения Безличность нравственного закона Универсальность морального требования Незаинтересованность морального мотива, не прагматичность моральной цели Свободная причинность

ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНОЙ ЭТИКИ 2 вопрос

Нормативная этика 20 составная часть этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга человека, обосновываются определенные моральные принципы и нормы, которые базируются на высших моральных ценностях и обязывают человека к определенным правилам поведения при общении и взаимодействии с другими людьми выступает своеобразной формой связи теоретической этики и практической морали, т.е. служит «передаточным механизмом» от теоретической к прикладной этике

Иерархия моральных ценностей 21 Моральные ценности по способу их взаимосвязи друг с другом по степени распространенности их значимости Альтернативные Комплиментарные по месту в иерархии ценностей Высшие моральные ценности Общечеловеческие (для человечества в целом) Индивидуальные (для отдельного человека) Групповые (для различных групп людей наций, классов, объединений)

КАТЕГОРИИ ЭТИКИ 3 вопрос

Классификация этических категорий 23 Этические категории категории, выражающие всеобщие нравственные основания личности категории, определяющие универсальные значения нравственности, конечные цели личностного развития, наиболее общие принципы морали Справедливость Добро Долг Совесть категории, фиксирующие конечные формы отрицательных значений и принципов морали, сконцентрированных в понятии «зло» Счастье Добродетель Благо Правда Любовь Зависть Честь Достоинство Предательство Ложь Ненависть Подлость

Добро и зло – основные категории этики 24 Добро Зло Характеристика нравственных ценностей Положительная Отрицательная Стремление к идеалу нравственности Стремится Отдаляется Отношение к благу Все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага Уничтожение, разрушение того, что является благом Ассоциации Гармония, благополучие Разрушение, гибель Качества личности Добродетели: смирение, терпение, прощение, милосердие Пороки: зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние Свойства поведения Доброта Злоба

Понятия, связанные с понятием добра 25 Благо То, что ценно и значимо для людей Доброта Несет людям добро, понятое как любовь, помощь, благоволение качество, выражающее себя в практической жизни, в поведении людей характеризует целостность личности (добрый человек добр и в мыслях, и в поступках) принципиально неэгоистична (связана со способностью поступиться собственными интересами и амбициями ради блага другого человека) Добродетель нравственно-похвальные человеческие качества Польза положительная ценность, в основе которой находятся интересы, отношение человека к различным объектам, постижение которых дает возможность сохранять и повышать ему свой социальный, политический, экономический, профессиональный, культурный статус

Соотношения добра и пользы 26 Добро Польза Содержание Цель Средство Для кого? Для всех Для себя (материальные, социальные и др. блага) Для чего? Высшие моральные ценности: ради них люди жертвуют многим другим Постижение интересов, отношения человека к различным объектам дает возможность сохранять и повышать социальный, политический, экономический, профессиональный, культурный статус Наличие выгоды Бескорыстно Отношения полезности возмездны: я делаю кому-либо нечто полезное с расчетом на то, что получу адекватный ответ

Виды зла 27 Природное, естественное Стихийные силы, болезни и др. Не зависит от воли и деятельности человека Социальное Бунты, революции, войны –Является частью исторического процесса –Рождается под влиянием деятельности людей –Не может контролироваться человеком Нравственное Творится под воздействием человека –Сознания –Воли –Морального выбора

Особенности добра и зла 28 Всеобщий, универсальный характер Под «юрисдикцию» добра и зла подпадает все: и человеческие отношения, и отношение человека к природе и миру вещей Конкретность и непосредственность Это понятия исторические, зависящие от реальных конкретных общественных отношений и обстоятельств Субъективность Они не принадлежат объективному миру, а действуют в области человеческого сознания и отношений Относительность Отсутствие абсолютного добра и зла в реальном мире (они возможны лишь в абстракции или мире потустороннем) Единство и неразрывная связь Они бессмысленны в отдельности Постоянная борьба, взаимная непобедимость

Долг - превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение Понятие долга и совести 29 Совесть (от старослав. «себя ведать», «себя знать») - сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение, служащие ему руководством в выборе поступков и источником такой линии жизненного поведения, которая характеризуется цельностью и устойчивостью

Свойства долга 30 Глубокая личная заинтересованность в исполнении обязанностей, добровольное принятие и осознание их необходимости Добровольность – от выполнения по принуждению или из боязни общественного мнения до следования долгу по внутренней потребности Иерархичность - долг перед обществом, перед коллективом, перед семьей, перед женой, матерью, детьми, перед «ближними» друзьями, наконец, перед самим собой

Свойства совести 31 Не зависит от мнения других людей Соотносится только с долгом Действует и в том случае, когда контроль извне отсутствует Является эмоциональным феноменом и, в то же время, основана на разуме

Совесть – внутренний регулятор 32 Как побудитель, ориентируя нас на соблюдение нравственных требований, создавая положительную психологическую установку Как запрещающий фактор, заранее осуждая нас за предполагаемый выбор, за намечаемое поведение Совесть может говорить в нас во время действия, корректируя его Как контролер, оценивая наши поступки, вызывая соответствующие нравственные переживания (угрызения, «муки совести»)

Виды совести 33 Авторитарная Ориентирована на мнения авторитетного для человека окружения, связана с боязнью неодобрения, наказания. Обращение к совести человека имеет форму требования соответствия правилам Гуманистическая Зрелая совесть, является голосом «второго я», лучшего начала в человеке, ответственностью человека перед самим собой

Честь - внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Понятие чести и достоинства 34 Достоинство - внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении любым попыткам посягнуть на свою индивидуальность и независимость. И лишь потом достоинство человека должно получить общественное признание. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира личности к общественному признанию.

Различия понятий чести и достоинства 35 Честь Достоинство Сущность Внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему Объективная ценность личности, которая может и не сопровождаться признанием или осознанием Связь с социальным статусом личности Тесная Безразличная Механизм функционирования Движение от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания Движение изнутри духовного мира личности к общественному признанию

Гармоничное сочетание чести и достоинства человек, сознающий свои достоинства, свои возможности и реализующий себя в соответствии с ними, правомерно ждет от общества соответствующей оценки чести Адекватная высокая самооценка 36 честь достоинство Признание морального равенства других Самоуважение Внутренняя уверенность в собственной ценности Личные качества Возможности Достоинства

Гармоничное сочетание чести и достоинства зная свои достоинства и свой «потолок», человек не претендует на многое, не страдает излишним честолюбием и поэтому не испытывает разочарования из-за несбывшихся надежд Адекватная низкая самооценка 37 честь достоинство Признание морального равенства других Самоуважение Внутренняя уверенность в собственной ценности Личные качества Возможност и Достоинства

Преувеличенное чувство собственного достоинства Претенциозность ожидание и требование особого уважения и почтения к себе без всяких на то оснований. Результат: Высокомерие; Заносчивость; Нетерпимость к чужим мнениям и позициям; Излишняя подозрительность; Всюду враги, покушающиеся на честь и достоинство Неадекватная завышенная самооценка 38 честь достоинство Признание морального равенства других Самоуважение Внутренняя уверенность в собственной ценности Личные качества Возможности, достоинства

Заниженное чувство собственного достоинства комплекс неполноценности; неуверенность в себе; недооценка себя; излишняя скромность; лишенность всяких притязаний Неадекватная заниженная самооценка 39 честь достоинство Личные качества Возможности, достоинства Внутренняя уверенность в собственной ценности

Выводы по 3 вопросу 40 Этические категории и принципы невозможно научно обосновать. Они не материальны. Их нельзя измерить, разложить на составляющие, подвергнуть тщательному структурному анализу. Они носят целеполагающий характер, задают направление развитию личности, реализуясь в поступках, в поведении человека.

Приобретенные знания 41 Знание сущности основных составляющих этики – теоретической и нормативной Знание свойств морали Знание функций морали Знание структуры морали Знание основных категорий этики

Вопросы для самопроверки 42 Каковы особенности этики как науки? Охарактеризуйте этическую проблематику. В чем заключается взаимосвязь этики и философии? Что такое «мораль» и «нравственность»? В чем заключаются основные функции «морали»?

Рекомендуемая литература Профессиональная этика: учебник для высших учебных заведений / отв. ред. М.Н. Росенко. – Санкт-Петербург: ООО ИД «Петрополис», – 200 с. 2. Гуревич П.С. Этика: учебник для студ. вузов / П.С. Гуревич. – М.: ЮНИТА-ДАНА, – 416 с. 3. Золотухина – Аболина Е.В. Современная этика: учебное пособие для вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. – М.; Ростов н/Д.: МарТ, – 416 с.

44 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.