ТЕМА 9. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ К. ХОРНИ ДИСЦИПЛИНА - СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ) СПЕЦИАЛЬНОСТИ - 10010365 (230500 – СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 11. СОЦИАЛЬНО- КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ (Д. РОТТЕР) ДИСЦИПЛИНА - СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ) СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Advertisements

ТЕМА 1. НРАВСТВЕННАЯ И ДУХОВНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ДИСЦИПЛИНА - СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ) СПЕЦИАЛЬНОСТИ ( – СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ.
ТЕМА 8. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Э. ФРОММА ДИСЦИПЛИНА - СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ) СПЕЦИАЛЬНОСТИ ( – СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ.
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНА - СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ) СПЕЦИАЛЬНОСТИ ( – СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ;
ТЕМА 10.ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ ДИСЦИПЛИНА - СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ) СПЕЦИАЛЬНОСТИ ( – СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ.
Тема 12. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ А. МАСЛОУ СЕРВИСОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ( – СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ; (230600)
ТЕМА 7. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ К.Г. ЮНГА, ЭГО ПСИХОЛОГИЯ Э. ЭРИКСОНА ДИСЦИПЛИНА - СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ) СПЕЦИАЛЬНОСТИ
ТЕМА 6. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ ДИСЦИПЛИНА - СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ) СПЕЦИАЛЬНОСТИ ( – СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ.
ТЕМА 13. Направленность личности ДИСЦИПЛИНА - СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ) СПЕЦИАЛЬНОСТИ ( – СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И.
ТЕМА 17. СЕРВИС КАК СИСТЕМА УСЛУГ, НАПРАВЛЕННАЯ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДИСЦИПЛИНА - СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ) СПЕЦИАЛЬНОСТИ
ТЕМА 5. СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ПОТРЕБНОСТЯХ ДИСЦИПЛИНА - СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ) СПЕЦИАЛЬНОСТИ -
ТЕМА 14. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ПОТРЕБНОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСЦИПЛИНА - СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ) СПЕЦИАЛЬНОСТИ ( – СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ.
Комплекс неполноценности: его формирование и роль в развитии личности Выполнила студентка НИЭПП группы П-83 Коровина Анастасия Александровна.
Роль взрослых в создании положительного микроклимата для детей.
ТЕМА 15. СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ДИСЦИПЛИНА - СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ) СПЕЦИАЛЬНОСТИ ( –
Организационное поведение. Тема 1. Основы теории организационного поведения.
Карен Хорни (Karen Horney) Публикации Хорни К. 1.Карен Хорни. Разрешение невротических конфликтовКарен Хорни. Разрешение невротических конфликтов.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна 900igr.net.
Транксрипт:

ТЕМА 9. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ К. ХОРНИ ДИСЦИПЛИНА - СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ) СПЕЦИАЛЬНОСТИ ( – СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ; (230600) ДОМОВЕДЕНИЕ ИНСТИТУТ: ИСМД, кафедра СЕРВИСА И МОДЫ КОНОПЛЕВА НИНА АЛЕКСЕЕВНА – КАНД. КУЛЬТУРОЛОГИИ, ДОЦЕНТ ПО КАФЕДРЕ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЗАВ, КАФ. СМ

ПЛАН ЛЕКЦИИ: Взгляд К. Хорни на человека в аспекте культурных влияний. Базисные потребности человека. Типология личности у К.Хорни. Невротические потребности по К. Хорни.

Требования к знаниям, умениям и навыкам Знания: положений, касающихся взгляда на человека в Социокультурной теории личности К. Хорни Умения: анализировать, проводить сравнительный анализ различных поведенческих стратегий человека, направленных на снятие базальной тревоги; Навыки – умение использовать полученные знания при составлении структуры подхода к потребителю в сервисе.

Ключевые понятия Социокультурная теория личности – подчеркивает важность культурных и социальных влияний на личность. Согласно этой теории основные потребности, характерные для детского возраста – это потребность в удовлетворении и безопасности. Вторая потребность, по мнению К.Хорни имеет решающее значение для развития, основополагающий ее мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасностей враждебного мира.

Ключевые понятия Базальная тревога - ощущение одиночества, беспомощности перед лицом потенциально опасного, враждебного мира. Это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности. Уступчивый тип личности - характерна зависимость, нерешительность, беспомощность. Обособленный тип личности – ориентирован в своем поведении от людей, они препятствует тому, чтобы их увлечь чем-либо, стремятся к уединению, независимости, самодостаточности.

Ключевые понятия Враждебный тип личности – ориентирован против людей, для него характерно доминирование, враждебность и эксплуатация окружающих.

Учебный материал Толчком к разработке социокультурной теории личности явилось несогласие с взглядом З. Фреда на женскую психологию и его утверждение о том, что развитие женщин предопределяется их завистью к мужскому половому органу. Исследования К. Хорни показали, что речь идет, скорее, о зависти эмансипированных женщин к наличию всех тех культурных преимуществ, которые мужчины исторически приобрели в обществе.

Учебный материал (продолжение) Хорни считала, что главной в развитии ребенка является потребность в безопасности, в удовлетворении или неудовлетворении которой ребенок полностью зависит от родителей. Если они проявляют любовь и тепло, то формируется здоровая личность, если же эта потребность не удовлетворяется, то развивается патологическая личность, которой во взрослом состоянии присущ ряд невротических потребностей.

Учебный материал (продолжение) Чувства негодования и враждебности проявляются в последующем во взаимодействии с другими людьми. При этом говорят, что у индивидуума сформировалась базальная тревога. Формирующиеся при наличии базальной тревоги поведенческие стратегии: движение к людям (уступчивый тип личности); движение от людей (обособленный тип); движение против людей (враждебный тип личности)

Учебный материал Невротические потребности и их проявление в поведении Невротические потребности Проявление в поведении В любви и одобрении Ненасытное стремление быть любимым, объектом восхищения, повышенная чувствительность к критике. В руководящем партнере Чрезмерная зависимость, боязнь остаться в одиночестве, убежденность в том, что все может решить любовь.

Учебный материал Невротические потребности и их проявление в поведении Невротические потребности Проявление в поведении В четких ограничениях Предпочтение жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеет установленный порядок, подчинение другим, довольствование малым. Во власти Доминирование и контроль над другими, презрение к слабости.

Учебный материал Невротические потребности и их проявление в поведении Невротические потребности Проявление в поведении В эксплуатировании других Боязнь быть использованным другими, выглядеть «тупым» в их глазах. В общественном признании Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе зависит от общественного статуса.

Учебный материал Невротические потребности и их проявление в поведении Невротические потребности Проявление в поведении В восхищении собой Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах, лести со стороны окружающих. В честолюбии Сильное стремление быть самым лучшим, страх неудачи.

Учебный материал Невротические потребности и их проявление в поведении Невротические потребности Проявление в поведении В самодостаточности и независимости Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких – либо обязательств, дистанцирование от всех. В безупречности и неопровержимости Попытки быть морально непогрешимым, поддержание впечатления совершенства и добродетели.

Учебный материал Подробная характеристика основных поведенческих стратегий: Ориентация к людям: уступчивый тип – эта ориентация предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерна нерешительность и беспомощность. Этим людям необходимо, чтобы в них нуждались, любили их, защищали, руководили ими. Их основная цель – избежать одиночества, ненужности. Это стратегия оптимизации межличностных отношений, нацеленная на преодоление тревоги посредством зависимости от других

Учебный материал (продолжение) Ориентация от людей: обособленный тип – Эта ориентация обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной поведенческой стратегии «мне все равно». Такие люди руководствуются ошибочным убеждением: «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке». Для них характерна установка – никоим образом не дать себя увлечь, в результате они утрачивают заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным отношениям.

Учебный материал (продолжение) Ориентация против людей: враждебный тип. Для этого стиля поведения характерно доминирование,враждебность, эксплуатация. Эти люди действуют исходя из убеждения: «у меня есть власть, никто меня не тронет». Они придерживаются мнения, что все другие люди агрессивны и жизнь – это борьба против всех. К. Хорни отмечала, что этот тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими.

Вопросы для самопроверки Охарактеризуйте понятие и основные принципы в подходе к человеку Социокультурной теории личности К. Хорни. Раскройте суть основных поведенческих стратегий преодоления человеком базальной тревоги. Охарактеризуйте невротические потребности и их проявление в поведении.

Рекомендуемая литература: Основная литература: Коноплева Н.А. Сервисология (человек и его потребности): учеб. пособие/ Н.А. Коноплева. – М.: Флинта : МПСИ, Холл Кэлвин, Линдсей Гарднер. Теории личности. М., Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1997

Рекомендуемая литература: Дополнительная литература: Хорни К. Невротическая личность нашего времени//Собр. соч.:в 3 т. Т. 1: Психология женщины. Невротическая личность нашего времени. – М.: Смысл, Хорни К. Наши внутренние конфликты//Психоанализ и культура. – М., Хорни К. Невроз и личностный рост. – СПб., 1997.