Презентация: «Александр Сергеевич Пушкин ( )». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев.
Цели: познакомить со сказкой А.С. Пушкина; учить анализировать поступки героев; учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказке; воспитывать культуру речи, культуру высказывания; учить различать положительных и отрицательных героев, давать краткую характеристику главных героев, обучать работать с текстом учебника, развивать память, логическое мышление, речь.
Александр Сергеевич Пушкин - величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Окончил Царскосельский лицей (1817). Был близок к декабристам. В 1820 году под видом служебного перемещения был сослан на юг. В 1824 году уволен со службы и выслан в село Михайловское под полицейский надзор до 1826 года. Скончался от раны, полученной на дуэли.
У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей - это сказки. Для десятилетних - "Руслан". В двенадцать - тринадцать лет нам открываются пушкинская проза, "Полтава", "Медный всадник". В юношеские годы - "Онегин" и лирика. А потом - и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма... И это уже навсегда! (С. Я. Маршак «Воспитание словом».)
Сказки Пушкина.
Пушкинские сказки при внимательном изучении показывают, как зависит качество стиха от его содержания. Стих беден, когда ничем не наполнен. Стихотворный ритм в сказках Пушкина служит могучим подспорьем точному и меткому слову. Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету беглые, но навсегда запоминающиеся картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ. А между тем за этой веселой свободой сказочного повествования, кроется серьезная мысль, глубокая мораль. Мораль пронизывает всю сказку от начала до конца, а не плавает на поверхности. Моральному выводу не нужно особо отведенных строк, ибо он занимает столько же места, сколько и вся сказка.
«СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ» Только историю жадного попа и работника его Балды поэт заканчивает прямым нравоучением, да и оно умещается в одной строке - в заключительных словах Балды: Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
«СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» А в такой поучительной сказке, как "Сказка о рыбаке и рыбке", и совсем нет отдельного нравоучения. Его с успехом заменяет нарисованная в последних трех строчках картина: Глядь: опять перед ним землянка, На пороге сидит его старуха. А пред нею разбитое корыто.
«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» Сказка о " Царе Салтане" кончается не моралью, а веселым пиром, как и многие народные сказки. Но на протяжении всей этой сказочной поэмы свет так явственно противопоставляется тьме, добро - злу и справедливость - несправедливости, что читатель всей душой участвует в заключительном пире, празднуя победу молодого, отважного и великодушного Гвидона над кознями врагов, над темным, душным запечным миром поварихи, ткачихи и сватьи бабы Бабарихи.
Сказки Пушкина любимы детьми, хоть написаны они были и не для детей, а для читателя любого возраста. Любят сказки за то, что они справедливы, веселы и легки, как настоящая народная сказка. За то, что сказки счастливо кончаются. Но не только в этом их сила. Сказки полны движения. Дети и сами любят двигаться, и вещи они любят двигать, и в сказках любят движение. В детстве человек бывает нетерпелив. Пушкин как бы рассчитывает на это в своих сказках. Действие у него нигде не замедляется и не застаивается. И даже внешнее построение сказок таково, что кажется, будто они состоят из отдельных, законченных звеньев, все время сменяющих друг друга.
Работа по теме урока. Вопросы: - Какие герои в сказке главные? - От чего умерла царица? - Как вы понимаете выражение: «и умом и всем взяла»? - Что значит быть кроткого нрава? - Что узнала царица от зеркальца? - К чему привела черная зависть в сказке? - Что вы можете сказать о царевне? - Какой была царица? - Подумайте, кто из этих героев положительный, а кто отрицательный? - Почему царевны вышла к богатырям не сразу? После каких слов? - Как царевне жилось у богатырей? - Как братья пришли свататься к царевне? - Почему она им отказала? Какой она была? - Как царица узнала, что молодая царевна жива здорова? - Прочитайте по ролям этот отрывок.
Рефлексия С каким настроение вы заканчиваете урок. Почему? Подведение итогов урока. - В виде кого представлено зло? - Распределите героев по группам: положительные, отрицательные, нейтральный. - Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют? - Как автор относится к главным героям? Докажите. Домашнее задание. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку. Подобрать синонимы к словам «мерзкий», «желанный», «своенравный», «изумленный».