ТЕХНОЛОГИЯФОРМИРОВАНИЯТЕМПОРИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ПРИ ЗАИКАНИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ Морткинская СОШ Учитель-логопед 1 кв.категория Поздеева Нина Алексеевна.
Advertisements

Учитель-логопед МДОУ 30 «Ёжик» Овчинникова Татьяна Николаевна г.о.Новокуйбышевск уч.г.
Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
Ржевская Светлана Ивановна Взаимосвязь логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида и семьи.
Заикание Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Тема: Логоритмика на музыкальных занятиях ЦЕЛЬ: Способствовать развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению.
Учитель-логопед МДОУ детский сад 4 г. Копейска Хайдарова Р.Ф.
Выполнила: Куат. А. Н. Группа: ФК 16-2 Р Приняла:Керимбекова Ж.О. МИНИСТЕРСТВО ОБРОЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЮЖНО- КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими различные речевые патологии Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида 59» Ягодка»
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Дети с тяжелыми нарушениями речи. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры.
Речевая деятельность детей дошкольного возраста. Проблемы и перспективы …
Дети с тяжелыми нарушениями речи. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры.
Подготовила: КочетковаЕ.Р. музыкальный руководитель МБДОУ 54.
Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП Лихопуд Ирина Владимировна, учитель-дефектолог ГБОУ Центр диагностики и консультирования Краснодарского.
Три критических периода в развитии речевой функции.
1.Развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику у детей с ОНР. 2.Развивать память, внимание, логическое мышление, речь. 3.Использовать в своей работе.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 108 г.Челябинска. Комплексное воздействие на учащихся начальных классов,
Профессор; доктор психологических наук; академик РАО; руководитель Центра Патологии Речи и Нейрореабилитации.
Транксрипт:

ТЕХНОЛОГИЯФОРМИРОВАНИЯТЕМПОРИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ПРИ ЗАИКАНИИ

Вопросы лекции 1. Современные подходы к проблеме заикания. 2. Методы психокоррекционной работы с заикающимися. 3. Технология формирования темпо ритмической организации речи при темпо ритмической организации речи при заикании. заикании.

Современные подходы к проблеме заикания в отечественной логопедии 1. Патофизиологическая теория заикания (80-е годы 19 века) – И.А. Сикорский, М.Е.Хватцев, В.И.Селиверстов, Н.А. Власова и др. 2. Психологическая теория заикания (60-е годы 20 века) – Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Н.А. Чевелева 3. Патогенетическая теория заикания (70-80-е годы 20 века) – Л.И. Белякова, Е.О. Оганесян, Е.А. Дьякова и др.

Патофизиологическая теория заикания Основа теории - учение И.П. Павлова о неврозах. Механизм возникновения заикания Нарушение равновесия между возбуждением и торможением в КГМ – появление застойного очага в КГМ – кора плохо выполняет «руководящую функцию» - низ лежащие отделы мозга выходят из-под контроля – нарушается деятельность подкорки – непроизвольные изменения мышечного тонуса.

Патофизиологическая теория заикания Наиболее ярко невроз проявляется в той системе, которая наиболее уязвима в данный период. Период интенсивного развития речи– 2-4 года: - активное развитие фразовой речи, - постепенный переход от ситуативной речи к контекстной. Заикание – расстройство темпа, ритма, плавности речи в результате речевых судорог.

Патофизиологическая теория заикания Причины возникновения заикания 1. Предрасполагающие - соматическая ослабленность, - наследственность (до 10 %), - леворукость (в 3 раза чаще), - ускоренная, невнятная речь окружающих, - половинчатый тип ВНД (холерики, меланхолики)

Патофизиологическая теория заикания 2. Вызывающие - психотравмирующее воздействие (острая, одномоментная психотравма; микротравмы, действующие длительно, систематически), - подражание

Патофизиологическая теория заикания Симптомокомплекс заикания 1. Судороги 2. Непроизвольные двигательные расстройства 3. Двигательные уловки 4. Речевые уловки 5. Логофобии 6. Характерологические изменения личности 7. Дефекты звукопроизношения

Патофизиологическая теория заикания Судороги (по И.А. Сикорскому) По типу: - клонические, - тонические, - смешанные (в 70%) По месту локализации: - дыхательные, - голосовые, - артикуляционные

Патофизиологическая теория заикания Дыхательные судороги - инспираторная (на вдохе) – «всхлип, икота», - экспираторная (на выдохе) – «х-х-х…», - респираторная (ритмическая) – «взрыв» Голосовые судороги - смыкательный гортанный спазм – «мимолетная немота»/твердая атака, - вокальная (голосовая) – «а-а-а…», - дрожащий гортанный спазм – «блеяние овечки»

Патофизиологическая теория заикания Артикуляционные судороги - лицевые /смыкательная, верхнегубная, нижние губная, угловая, «зияющая», судорога Фрешельса, нижнечелюстная, сложная/, /смыкательная, верхнегубная, нижние губная, угловая, «зияющая», судорога Фрешельса, нижнечелюстная, сложная/, - язычные /судорожный подъем кончика языка, спинки языка, корня языка, связки языка, мягкого неба, изгоняющая/ /судорожный подъем кончика языка, спинки языка, корня языка, связки языка, мягкого неба, изгоняющая/

Патофизиологическая теория заикания Непроизвольные двигательные расстройства /тик века, щеки, подергивание головой/ Двигательные уловки /движения рукой, головой, всем телом, предваряющие или сопровождающие речь/ /движения рукой, головой, всем телом, предваряющие или сопровождающие речь/ Речевые уловки /невнятное бормотание, излишне громкая речь, эмболофразии/ /невнятное бормотание, излишне громкая речь, эмболофразии/

Патофизиологическая теория заикания Логофобии Характерологические изменения личности - индифферентные - адекватные - с гиперпереживаниями Дефекты звукопроизношения

Патофизиологическая теория заикания Направления комплексной коррекционной работы при заикании 1. Медикаментозное лечение 2. Физиотерапевтическое лечение 3. Психотерапевтическая коррекция 4. Логопедическое воздействие

Психологическая теория заикания Заикание – расстройство коммуникативной функции речи. 2 – 4 года – постепенный переход от ситуативной речи к контекстной. При резком, скачкообразном переходе может возникнуть заикание.

Психологическая теория заикания Причины возникновения заикания 1) неправильное речевое воспитание /увеличение информационной нагрузки родителями, взрослые не адаптируют свою речь к возрасту детей, раннее изучение иностранного языка/ 2) Неоправданно раннее усложнение ситуации общения /выступление ребенка ситуации общения /выступление ребенка перед взрослыми, сложные вопросы, перед взрослыми, сложные вопросы, требующие развернутых ответов/ требующие развернутых ответов/

Психологическая теория заикания Указанные причины сбивают речевую программу ребенка – он задумывается, подбирает языковые средства, структурирует фразу - делает паузы, остановки во время речи - заикание Паузы – не судорожного характера! Коррекционная работа – логопедическое воздействие.

Психологическая теория заикания Диагностика 1. Назвать картинки или игрушки (8-10 штук) 2. Вспомнить, какие картинки (игрушки) только что называл 3. Описать наглядно воспринимаемый предмет (игрушку) по плану логопеда: - название, - из чего сделан, - цвет предмета, - как с ней играть.

Психологическая теория заикания 4. Описание предмета по представлению - Я расскажу про грушу, а ты - про яблоко. 5. Беседа о времени года: - Какое сейчас время года? - Какое время года ты любишь? - Почему? Расскажи. 6. Рассказ о событиях своей жизни. Какие виды речи изучаются с помощью этих заданий?

Психологическая теория заикания Выводы о степени заикания - заикание проявляется в заданиях 5-6 /контекстная речь/ - легкая степень, /контекстная речь/ - легкая степень, - заикание проявляется в заданиях 3-4 /стык контекстной и ситуативной речи/ - средняя степень, /стык контекстной и ситуативной речи/ - средняя степень, - заикание проявляется в заданиях 1-2 /ситуативная речь/ - тяжелая степень /ситуативная речь/ - тяжелая степень

Патогенетическая теория заикания Заикание может возникать на разной основе: - 50% на функциональной основе – невротическое, /симптомокомплекс как при заикании с точки зрения патофизиологического похода/ - 50% на органической основе – неврозоподобное /симптомокомплекс плюс симптомы органического поражения ЦНС, как у детей с дизартрией/

Патогенетическая теория заикания Направления комплексной коррекционной работы при заикании 1. Медикаментозное лечение 2. Физиотерапевтическое лечение 3. Психотерапевтическая коррекция 4. Логопедическое воздействие При неврозоподобном заикании – дополнительная работа как при дизартрии.

Психотерапевтическая коррекция личности заикающихся 1. Разъяснительная психотерапия /беседа/ 2. Суггестивная терапия (внушение) - гипноз - аутогенная тренировка - метод одномоментного снятия заикания /К.М. Дубровский/ /К.М. Дубровский/ 3. Практическая психокоррекция /арт терапия, музыкотерапия, библиотерапия, /арт терапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, куклотерапия и др./ сказкотерапия, куклотерапия и др./

Речевые центры - в левом полушарии. Первичная обработка речи по физическим параметрам (анализ мелодики, интонации, физических характеристик звука) проходит в правом полушарии (теменно-затылочная область). Необработанная, «сырая» информация идет в левое полушарие, оно «захлебывается».

В результате – ребенок застревает, замолкает или заикается. Левое полушарие перегружено, оно воспроизводит то, что уже переработало – самую малую единицу речи – слог. Страх того, что «что-то не так», что это повторится, закрепляет заикание, утяжеляет судороги.

Основная задача логопедической работы при заикании – сформировать нормальный ритм /переходный мостик между здоровой речью и заиканием /. Особое значение в коррекционной работе придается формированию темпо ритмической организации речи заикающихся.

Технология формирования темпо ритмической организации речи при заикании 1. Подготовительный этап /гимнастики, отработка речевого эталона, /гимнастики, отработка речевого эталона, подключение руки/ подключение руки/ 2. Этап автоматизированных рядов /пословный ритм, по слоговой ритм/ /пословный ритм, по слоговой ритм/ 3. Закрепление навыков плавной речи /диалоги, скороговорки, ролевой тренинг, /диалоги, скороговорки, ролевой тренинг, функциональные тренировки/ функциональные тренировки/

Примеры упражнений для закрепления пословного и послогового ритмов «Неваляшка» «Силач» «Силач» «Описание предмета» / Чайник, мыло и т.п./ «Опера» «Вопрос-ответ» /скороговорки/ «Танцы на стихи» /любые движения, ритм, интонация, мимика/

Упражнения «прогоним сердитки» В правом полушарии «скапливается гнев». Эмоциям надо дать выход. Это нормализует работу полушарий. Ритм там, где между полушариями гармония. «Выберись из ямы» «Прихлопни муху» Порядковый счет/ скороговорки

Самостоятельная работа /в паре/ «Логопед» – подбирает речевой материал и демонстрирует работу по закреплению пословного и послогового ритмов /сочетая речь с рукой/. «Ребенок» – выполняет инструкции «логопеда».