Министерство Образования Российской Федерации Челябинский Государственный Педагогический Университет Кафедра русского языка Презентация Тема: Активное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила : Студентка 205 группы Лечебного факультета Джиоева Надежда.
Advertisements

Мухортиков и Кумышь. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
Функции языка (прежде всего речи) коммуникативная, или функция общения передача и усвоение общественно- исторического опыта знаковая планирующая. экспрессивная.
Презентация по книге Жинкина Н. И. « Механизмы речи » Выполнила : Студентка III курса заочной формы обучения Буренкова Т. М.
ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. Человеческая речь - главное средство вербального общения. Однако! Большинство современных ученых сходятся в том,
( Правила ведения речи.). Цель: определить основные правила ведения речи, беседы.
Выполнили: Индюшкина Ольга, Салимова Ксения. Говорить публично – значит излагать свои мысли, приводить доводы так, чтобы они нашли отзвук в сознании и.
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью.
Диалог как творческое взаимодействие на уроке литературы.
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ. Для того, чтобы слушать, нужно больше ума, чем для того, чтобы говорить.Для того, чтобы слушать, нужно больше ума, чем для того, чтобы.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Личность преподавателя в ВУЗе. С точки зрения содержательных характеристик - преимущественная ориентация преподавателя либо на процесс обучения, либо.
Вербальная культура. Основные каналы общения Речевой (вербальный) Неречевой (невербальный)
Содержание и структура коммуникативных учебных действий во ФГОС НОО Лекция Н.М. Горленко.
Подготовила: Елена Арсланова Гр.151-з. С чего начинается общение? Конечно, «с первого взгляда», т.е. общение начинается с наблюдения за собеседником,
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
М.И. Махмутов указывал на пять уровней проблемности при осуществлении проблемного обучения. Первый уровень его характеризуется тем, что проблемная ситуация.
«Секреты общения». Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.
1 способности и умения в организации общения; 2 психологические знания 3 свойства самой личности (характер, темперамент) 4 психические состояния, проявляющиеся.
Транксрипт:

Министерство Образования Российской Федерации Челябинский Государственный Педагогический Университет Кафедра русского языка Презентация Тема: Активное слушание. Кулябова Анна Александровна Специальность- информатика- английский язык Группа 192 Руководитель:Кабанова Татьяна Николаевна

Оглавление 1.Введение 2.Слушание как вид речевой деятельности 3.Этапы слушания 4.Механизмы слушания 5.Функции слушания 6.Правила хорошего слушания

1.Введение В период царствования Петра 1 по его указанию было подготовлено своеобразное пособие для обучения молодых дворян светскому поведению «Юности честное зерцало…» Среди многих правил, относящихся к общению, мы находим такие, которые касаются умения слушать: «Природа устроила нам только один рот, или уста, а уши даны два, тем показуя, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить, сему и и древние детей своих обучали». Так уже у семи древних мудрецов, которые славились не только своей мудростью, но и лаконским краткословием, мы находим следующие советы: «Слушай больше» (Биант); «Будь любослух, а не многослов. Будь сдержан на язык» (Клеобул); «Не допускай, чтобы язык забегал вперед ума» (Хилон). Действительно, умение слушать в нашей жизни не менее важно,

чем говорить: примерно 25% всей информации об окружающем мире человек получает в устной форме. Исследования показывают, что умением выслушать собеседника спокойно и целенаправленно вникнуть в сущность того, что говорится, обладают не более десяти процентов людей. Умение слушать – одно из самых сложных коммуникативных умений. Слушание – это смысловое восприятие звучащей как говоримой, так и озвученной письменной речи. Слушание сопутствует человеку с самых первых лет становления. именно благодаря слушанию ребенок, подражая взрослым, усваивает и механизмы порождения речи.

2.Слушание как вид речевой деятельности. Слушание предполагает как непосредственное взаимодействие участников общения – говорящего и слушающего – так и опосредованное их взаимодействие, если на слух воспринимается речь, звучащая на радио, магнитной пленке и т. д. Очевидно, что слушание в условиях непосредственного общения отличается от слушания, которое носит опосредованный характер. Так, в процессе непосредственного взаимодействия и говорящий и слушающий получают возможность использовать средства невербального общения (мимику, жесты, телодвижения), которые помогают более результативно решать задачи, стоящие перед каждым из участников коммуникации. Кроме того, на характер и процесс слушания значительное влияние оказывают такие факторы, как количество участников

общения ( один – один; один – много; много – много; и т. п.), особенности их социального положения (директор школы – молодой учитель; учитель – ученик и т. п.), психологические особенности общающихся, в учебном процессе – подготовленность к восприятию материала, владение опорными знаниями, приемами восприятия и переработки информации. В основе слушания лежит активный мыслительный процесс: слушающий одновременно воспринимает звучащий текст и производит смысловую обработку. Результатом смысловой обработки воспринятого текста является понимание услышанного. Понять воспринятый на слух текст – это значит установить и раскрыть связи и отношения между фактами, явлениями, событиями, о которых идет речь в тексте.

3. Этапы слушания В слушании, как и в любом виде деятельности, выделяются определенные этапы. Слушание начинается с осознания мотивов, целей и задач предстоящей работы, к которой нас побуждают жизненные обстоятельства, особенности общения. Мы слушаем, потому что этого требуют от нас условия нашей жизни, работы учебы. Этот этап слушания называется побудительно – мотивационным. Мы ориентируемся в ситуации общения, намечаем программу реализации осознанного коммуникативного намерения. Исходя из этого, некоторые исследователи называют данный этап речевой деятельности ориентировочным. Далее начинается сам процесс слушания, т.е. восприятие текста, его осмысление и понимание (осознание смысла). На этом этапе одновременно анализируется воспринимаемое

(устанавливаются смысловые связи и отношения между звеньями текста) и, синтезируя, обобщая полученные результаты, постигается смысл восприятия. Этот этап слушания называется аналитико – синтетическим. И, наконец, на третьем этапе слушания, когда завершается прием информации, слушатель может еще раз осмыслить воспринятое, скорректировать свои выводы, отреагировать действиями на услышанное. Оформление результатов услышанного, с одной стороны, свидетельствует о реализации цели слушания ( о мере ее достижения), а с другой стороны, позволяет проконтролировать уровень и качество речевой деятельности. Таким образом, последний этап слушания реализует исполнительную ( реакцию на высказывание ) и контрольную фазу речевой деятельности.

4. Механизмы слушания Любая деятельность обеспечивается действиями соответствующих механизмов, развитием определенных умений и навыков, без чего не может быть достигнута результативность работы, не может быть реализовано то или иное намерение. Какие механизмы обеспечивают результативность слушания? Во-первых, процесс слушания невозможен без действия механизма слуховой памяти, с помощью которой слушающий удерживает в сознании воспринятые отрезки речи. работа слуховой памяти позволяет воспринимать речь крупными блоками, а не отдельными словами ( и тем более звуками и звукосочетаниями). Во-вторых, в процессе слушания человек предвидит будущее развитие событий в анализируемом на слух тексте, прогнозирует содержание высказывания.

Механизм прогнозирования (антиципации) формируется в процессе прогнозирования всех видов речевой деятельности. Убедиться в том, что он действует, можно очень легко. Так, если вы услышите начало фраз типа «Чем дальше вы удалялись от дома…», «Если будет холодно…», то вы мысленно прогнозируете ее продолжение, причем ни у кого не вызовет сомнения то, что далее последуют «тем» (первая фраза) и «то» (вторая фраза). В-третьих, в процессе восприятия звучащего текста слушающий должен выделять смысловые опорные пункты, что углубляет понимание услышанного и облегчает запоминание материалов. Действие механизмов обеспечивает достижение цели слушания- осознание основной мысли высказывания, понимание авторского замысла, глубокое проникновение в содержание услышанного.

5. Функции слушания Будь всегда более расположен слушать, чем говорить. Слушая, ты как бы получаешь, говоря - даешь. Благороднее – давать, выгоднее- получать. Ф. Кворль Люди слушают, чтобы: - расширить свои представления и знания об окружающем мире. Именно этим обусловлено слушание лекций, докладов, объяснения преподавателя в институте, звучащей информации теле-, радиопередач и т. п. В этом проявляется познавательная функция слушания.

- получить знания о способах деятельности, о том что следует предпринять в той или иной жизненной ситуации. С этой целью человек слушает инструкции, советы, замечания в процессе овладения какой-либо деятельностью и регулирует свои действия. Таким образом реализуется регулятивная функция слушания. - получать наслаждение, удовлетворить свои эстетические запросы. С этой целью люди слушают стихи, прозу, публицистику в исполнении мастеров слова, осознавать его ценность и значение. в данном случае слушание реализуется в эстетической, ценностной функции. - ответить на вопросы, дать совет, высказать замечания ( если к нам обращаются с подобными просьбами) и т. д. Таким образом, люди слушает потому, что их к этому побуждают ( порой против их воли). Результатом такого слушания является реакция слушающего на слова собеседника, выраженная словесно или в форме какого-либо действия (поступка). вероятно, в подобных ситуациях можно говорить о

реагирующей функции слушающего. Таким образом, слушание – процесс целенаправленный. Чем яснее осознаются цели слушания, которые реализуются человеком в конкретной ситуации общения, тем результативнее процесс слушания.

6.Правила хорошего слушания. Ю. В. рождественский в «Введении в общую филологию» среди правил для слушающего выделяет следующие: 1.Слушающему предписывается отдавать предпочтение слушанию перед всеми другими видами деятельности. 2.В роли слушающего необходимо уметь выслушивать, терпеливо и доброжелательно относиться к говорящему. 3.Доброжелательно выслушивая говорящего, не следует сбивать его с темы, неуместно прерывать, вставлять колкие, обидные замечания, а также необходимо не переводить слушание в собственное говорение. 4.Выслушивая, надо поставить в центр внимания говорящего и его интересы, дать ему проявить себя, подчеркивать свой интерес к нему, подтверждать контакт внимания, понимания, этический и эмоциональный контакт с помощью невербальных средств коммуникации, междометий и т.п.

5. В роли слушателя необходимо умело входить в коммуникативное взаимодействие, вовремя подавая ответную реплику. 6.Не следует без нужды переходить из роли слушающего в роль говорящего. Если же такой переход назрел, его следует обозначить соответствующими средствами. 7.Если слушающих больше, чем два, не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, вообще реагировать на речь, направленную другим.