Автор: Фоменко.И.А., логопед МБДОУ Дс 43 городского округа-город Камышин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Advertisements

Мастер-класс для воспитателей Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста учитель-логопед Караванова Ирина Анатольевна МБДОУ.
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста Работу выполнила воспитатель 1-й категории Обухова Марина Николаевна МБДОУ ГДС «Радуга» Р.п.
I этап Развитие фонематического слуха: - узнавание и различение неречевых звуков - узнавание и различение речевых звуков.
ЗВУКИ, Я ВАС СЛЫШУ! РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила учитель- логопед Власова Е.В. Ярославль, 2016 г.
L/O/G/O Консультация для воспитателей Тема: «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование специальных символов в играх.
Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи Учитель-логопед МАОУ Прогимназия 81 «Здравствуй!» Мамонтова Людмила Николаевна.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
Р АЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
«Наглядный материал для дифференциации звуков «Л-В» Мариупольская городская ПМПК Учитель-логопед Хаевская А.Н.
Консультация для родителей «Развитие фонематических процессов как основа орфографической грамотности» Учитель-логопед Татаринова Н.В. МКДОУ д/с 165 г.Новосибирск.
Принципы коррекционно- логопедической работы при устранении нарушений письменной речи Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. Подготовила учитель-логопед Дедловская Татьяна Николаевна Подготовила учитель-логопед Дедловская Татьяна Николаевна.
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа Работу выполнила Раковец Е.П. учитель – логопед ГДОУ 25 г.Ломоносов Петродворцовый район.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза МКДОУ «Детский сад 11 комбинированного вида» г.Далматово Подготовила учитель-логопед Засыпкина Н.Н
Автор: Сырейщикова Алена Евгеньевна. Место работы: Челябинская область, г.Кыштым, МС(к)ОУ С(к)ОШ 5 VIIIвида. Должность: учитель начальных классов
I этап Развитие фонематического слуха: - узнавание и различение неречевых звуков - узнавание и различение речевых звуков.
L/O/G/O Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад «Журавлик» «Роль фонематических процессов в подготовке.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 города Вятские Поляны Кировской области.
Транксрипт:

Автор: Фоменко.И.А., логопед МБДОУ Дс 43 городского округа-город Камышин

Актуальность. Фонематический слух. Направления работы. Использование игр. Использование лицензией программы. Литература.

С каждым годом увеличивается количество детей с фонетико фонематическими нарушениями речи. Поэтому проблема заключается в том, чтобы с помощью логопедической коррекции эти недостатки можно было быстрее ликвидировать.

Когда нет четкого звукового образа, соотнесение звука с буквой обучение грамоте становится затруднительным. Поэтому очень важно вовремя исправить все неправильно произносимые ребенком звуки. Ведь именно правильно произносимые звуки являются базой для дальнейшего успешного овладения грамотой в школьном возрасте.

Формирование фонематического слуха у детей происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Фонематический слух это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Другими словами, когда ребенок имеет четкий образ звука, и когда звук не смешивается с другим ни по слуху, ни артикуляторной. Иначе говоря, фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Развитый фонематический слух позволяет: правильно произносить звуки; четко произносить слова; владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь); овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка; успешно освоить письмо и чтение.

Следует отличать фонематический слух от фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это умение найти звук среди других звуков, выделить его в слове, определить его место и последовательность звуков в слове, посчитать их количество. Следовательно, фонематическое восприятие формируется только в процессе обучения и только при наличии сохранного фонематического слуха.

Направления работы по формированию фонетического восприятия Развитие слухового внимания и памяти. Развитие простых форм фонематического анализа. Развитие сложных форм фонематического анализа

Развитие фонематического синтеза Развитие фонематических представлений Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.

Развитие слухового внимания и памяти Развитие внимания и памяти на базе неречевых звуков. Развитие внимания и памяти на базе неречевых звуков. Развитие внимания и памяти на базе речевого материала. Развитие внимания и памяти на базе речевого материала.

Развитие слухового внимания и памяти на базе неречевых звуков. Что ты слышишь? Назови действия предметов?

Звуки бывают разные

Развитие внимания и памяти на базе речевого материала.

Развитие простых форм фонематического анализа Фонематический анализ ряда гласных. Ф онематический анализ открытого и закрытого слогов. Фонематический анализ слов.

Назови картинки которые начинаются на звуки «А», «У», «О», «Э»

Прочитай слоги

Рассмотри картинки. Назови слова. Какими звуками они отличаются?

Прочитай по первым звукам

Развитие сложных форм фонематического анализа Развитие навыка определять количество звуков в слове. Развитие навыка определять последовательность звуков в слове. Развитие навыка определять место звука в слове. OOO

Развитие фонематического синтеза Звуки даются сначала в ненарушенной последовательности, затем в «перепутанном порядке». Дети составляют и называют слова из предъявленных логопедом звуков, которые предлагаются с «помехами» (хлопками, временным перерывом, каким-либо словом). Например: Н, потом О, затем Ж Назвать загаданное слово. (НОЖ) Дети составляют слово из первых звуков названий картинок. (ЛУК )

Развитие фонематических представлений Речевой материал подбирается в зависимости от этапа развития фонематического восприятия. Говорим задание, условия, а ребенок, основываясь на имеющемся у него опыте, выполняет его: придумай слово со звуком... придумай слово с 3, 4, 5 звуками; отбери картинки с 3 и 5 звуками, не называя их; подбери слово со звуком в заданном месте (в начале, в конце, в середине слова).

Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа Отобрать картинки с заданным звуком в названии, с определением количества звуков. Придумать слова с определенным количеством звуков и со звуком в определенном месте. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось слово: ПА + (пар, парк, паром, паруса). ОООО ПА Р ПА РК ПА РОМ ПА РУСА

Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа Преобразовать слова: добавляя звук: рот-крот; мех-смех; осы-косы; (может быть сравнение этих схем слов); убирая звук: плуг-луг; угол-гол; переставляя звуки: пила-липа; палка-лапка… поставление новых слов из звуков (букв) одного слова: ствол-вол; -тол; -стол.

Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа Начинать каждое новое слово с последнего звука (буквы) предыдущего : дом-, мак-, каток-, кот- (игру можно усложнить, ограничив количество букв в словах). Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, сор-рос, кот- ток. Слово-отгадка: в квадраты вписываются определенные звуки слов (3-й), получается слово-отгадка.

Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа Решение кроссвордов, ребусов, схем. Нахождение общего звука в словах, например: луна- молоток. Подбор слов к графическим схемам. Работа (с 6 лет) по звуко - буквенному анализу слов, с разбором и «припечатыванием» слов в тетради.

1. Р.А.Белова-Давид. «К вопросу систематизации речевых расстройств у детей. Нарушение речи у дошкольников» М., 1969 г. 2. Каше Г.А. «Обучение грамоте детей с фонетико- фонематическими недоразвитием речи». 3. Лалаева Р.И. Конспекты лекций. СПб, 1996 г. 4. Лалаева Р.И. «Методика психолингвистического изучения нарушений речи у аномальных детей», 1990 г. 5. Логопедия. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. (под ред. Волковой Л.С.) М., 1995 г. 6. Логопедия. (под ред. Правдиной О.В.) М., 1969 г. 7. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб, 1994 г. 8. Рыбина Э.В. «Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу» Дефектология, 1989 г. 9. Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа» СПб, 1998 г. 10. В.А.Ковшиков «Исправление нарушений различения звуков» СПб г. 11. Логопедическая коррекционная программа « Игры для Тигры»