ПРОЕКТ: Презентация НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ГБОУ СПО МО «НТЭТ» ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО АВТОРА: Жигарева Ольга Николаевна – преподаватель русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОЕКТ: Презентация ТЕМА: «Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Виды грамматической связи слов в словосочетании» НАИМЕНОВАНИЕ.
Advertisements

СловосочетаниеСловосочетание – это сочетание двух или более слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически Словосочетание состоит из главного.
Словосочетание. Словосочетание – это сочетание двух или более слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически Словосочетание состоит из главного.
Из раздела «Синтаксис. Пунктуация». Тема «Словосочетание». Русский язык. 10 класс. Преподаватель русского языка и литературы БОУ ОО СПО «Омский колледж.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ повторение изученного автор : Пискарева Н. Н., учитель гимназии 70 г. Бишкека.
Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
Урок русского языка в 8 классе. Учитель – Шейкина И. Ф.
Работу подготовила учитель МБОУ «Мелекесская средняя общеобразовательная школа общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Тукаевского.
Классификация словосочетаний. Словосочетание Словосочета́ние это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически,
Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Раздел: Синтаксис и пунктуация 8 класс.
Словосочетание- это сочетание главного и зависимого слова ГЛАВНОЕ СЛОВО-ТО,ОТ КОТОРОГО ЗАДАЕТСЯ ?
БУКВА ЗВУК ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ КОРЕНЬ ОРФОГРАММА ПРЕДЛОЖЕНИЕ СИНОНИМ СЛОВО СЛОВО- СОЧЕТАНИЕ СУФФИКС ФРАЗЕ- ОЛОГИЗМ ЧАСТЬ РЕЧИ 1.
Словосочетание – это сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу подчинительной связью.
Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Не являются подчинительными.
Тема урока Словосочетание.Главное и зависимое слово в словосочетании.
Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Девятое октября. Классная работа Словосочетание: виды словосочетаний, синтаксические связи слов в словосочетании.
Тема занятия 16: «Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании».
Цели урока. Дать понятие о видах связи слов в словосочетании.Дать понятие о видах связи слов в словосочетании. Научить определять способы связи в словосочетаниях,
Строение словосочетания Словосочетание состоит из главного и зависимого слов, например: лесной воздух, лесная поляна, лесное озеро, лесные дали; построить.
Транксрипт:

ПРОЕКТ: Презентация НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ГБОУ СПО МО «НТЭТ» ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО АВТОРА: Жигарева Ольга Николаевна – преподаватель русского языка высшей квалификационной категории

Узнавая новое …

Тема:Тема: «Синтаксис и пунктуация. Основные синтаксические единицы. Словосочетание. Виды грамматической связи слов в словосочетании».

Синтаксис Синтаксис (от греч. syntaxis – «порядок», «построение», «составление») – раздел науки о языке, в котором изучаются основные синтаксические единицы (словосочетание, предложение) и их функции.

Основные единицы синтаксиса: Словосочетание Предложение Текст

Главная единица синтаксиса Предложение – синтаксическая единица, служащая средством общения, единица коммуникативная. Например: Тяжелые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей (К. Паустовский). Синтаксис всегда изучается вместе с пунктуацией.

Пунктуация Пунктуация (от лат. punktum – точка) – система правил постановки знаков препинания (препинание – остановка, перерыв) – это знаки, которые ставятся между словами и группами слов в письменной речи. Казнить нельзя помиловать ?

«Знаки препинания – при чтении» А.П. Чехов «Знаки препинания – ноты при чтении» А.П. Чехов Знаки препинания служат важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит ее членение.

Текст Текст группа предложений, определенным образом связанных, тематически и логически объединенных.

Синтаксические единицы – единицы неравнозначные Словосочетание Предложение Текст

Синтаксическая единица, рассматриваемая как один из компонентов предложения СЛОВОСОЧЕТАНИЕ: ПЕСЧАНЫЙ БЕРЕГ, НАЕДИНЕ С ДРУГОМ, ВЕСЕЛО СМЕЯТЬСЯ, ДОМИК С ПАЛИСАДНИКОМ, СКАЗОЧНО КРАСИВЫЙ

ЗАДАНИЕ: запишите предложение, «разрубите» его на словосочетания. ЗАДАНИЕ: запишите предложение, «разрубите» его на словосочетания. Сильный ураган сорвал с земли шатёр и унёс его в озеро. Сильный ураган сорвал с земли шатёр и унёс его в озеро.Справка: Шатёр – 1. большая палатка, крытая обычно тканью. 2. Высокая пирамидальная четырехгранная или восьмигранная крыша (колоколен, башен, церквей и т.п.; спец.) Шатёр – 1. большая палатка, крытая обычно тканью. 2. Высокая пирамидальная четырехгранная или восьмигранная крыша (колоколен, башен, церквей и т.п.; спец.)

«Ключ» к заданию Предложение Сильный ураган сорвал с земли шатёр и унёс его в озеро состоит из 5 словосочетаний: Грамматическая основа - ураган сорвал и унес: 1) ураган (какой?) сильный: гл. слово – сущ. ураган, зависимое – прил. сильный, грамматическая связь – в форме ед. ч., м.р., И.п.; 2) сорвал (что?) шатер: гл. слово – гл. сорвал, зависимое слово – сущ. шатер, грамматическая связь – гл. управляет дополнением в форме В.п. ед.ч.; 3) сорвал (с чего? откуда?) с земли: гл. слово – гл. сорвал, зависимое слово – сущ. с предлогом с земли, грамматическая связь – гл. управляет сущ. в форме Р.п., ед.ч.; 4) унес (чего?) его: гл. слово – гл. унес, зависимое слово – мест. его, грамматическая связь – гл. управляет мест. в форме Р.п., ед.ч.; 5) унес (во что? куда?) в озеро: гл. слово – гл. унес управляет зав. словом – сущ. с предлогом в озеро в ф. В.п.

Словосочетание:Словосочетание: сочетание двух и более слов, связанных подчинительной связью и представляющих собой смысловое единство. Структура словосочетания: главное слово подчиненное (зависимое) Например: горная река главный компонент – река, подчиненный – горная

Не является словосочетанием сочетание подлежащего и сказуемого сочетание подлежащего и сказуемого светит солнце, светит солнце, сочетание однородных членов цветы и травы, цветы и травы, сочетание предлога и слова у колодца у колодца Словосочетание является элементарной единицей синтаксиса, служащей «строительным материалом» для предложения.

Словосочетание не выражает и не сообщает мысль, а выполняет номинативную функцию, т.е. служит распространенным названием. Предмет и его признак Действие и его признак Действие и объект действия

ЗАДАНИЕ: определите, что обозначают словосочетания. ЗАДАНИЕ: определите, что обозначают словосочетания. Зимний вечер, говорить по-русски, собирать грибы, хрустящий снег, спокойно спать, читать книги, капризная девочка, радостно смеяться, встретиться с сестрой. Зимний вечер, говорить по-русски, собирать грибы, хрустящий снег, спокойно спать, читать книги, капризная девочка, радостно смеяться, встретиться с сестрой. Предмет и его признак Действие и его признак Действие и объект действия

«Ключ» Распространенные названия словосочетаний «Ключ» Распространенные названия словосочетаний Предмет и его признак Действие и его признак Действие и объект действия зимний вечер, хрустящий снег, капризная девочка говорить по-русски, спокойно спать, радостно смеяться собирать грибы, читать книги, встретиться с сестрой

Признаки словосочетания: состав словосочетания – два (и более) самостоятельных слова; состав словосочетания – два (и более) самостоятельных слова; смысловое единство слов; смысловое единство слов; подчинительная грамматическая связь подчинительная грамматическая связь между компонентами словосочетания.

Типы словосочетаний Способ выражения главного компонента Примеры Именные · им. существительное, · им. прилагательное, · им. числительное, · местоимение · душистый цветок, · всеми любимый, · две подруги, · что-то смешное Глагольные · формы глагола · приехал поздно, · подарить сестре, · построенный по проекту Наречные · наречие · по-матерински ласково, · недалеко от озера, · чрезвычайно опасно

ЗАДАНИЕ: составьте словосочетания из данных слов. ЗАДАНИЕ: составьте словосочетания из данных слов. 1) глубокий, озеро; 2) встать, стол; 3) мой, книга; 4) очень, веселый; 5) гулять, парк; 6) встретиться, друзья; 7) смеяться, весело; 8) лепесток, роза; 9) всматриваться, пристально; 10) лежать, трава; 11) фонтан, брызги; 12) недалеко, поляна; 13) уставший, работа.

Типы словосочетаний Способ выражения главного компонента Примеры Именные · им. существительное, · им. прилагательное, · им. числительное, · местоимение · душистый цветок, · всеми любимый, · две подруги, · что-то смешное, · глубокое озеро, · моя книга, · очень веселый, · лепесток розы, · фонтан брызг Глагольные · формы глагола · приехал поздно, подарить сестре, построенный по проекту встать на стол, гулять по парку, встретиться с друзьями, весело смеяться, пристально всматриваться, лежать на траве, уставший от работы · приехал поздно, подарить сестре, построенный по проекту, встать на стол, гулять по парку, встретиться с друзьями, весело смеяться, пристально всматриваться, лежать на траве, уставший от работы Наречные · наречие · по-матерински ласково, · недалеко от озера, · чрезвычайно опасно· · чрезвычайно опасно, · недалеко от поляны

От способа выражения главного компонента словосочетания зависит не только тип словосочетания, но и вид грамматической связи и смысловые отношения, которые устанавливаются между компонентами словосочетания. Грамматическая система русского языка рассматривает три вида связи слов в словосочетании согласование управление примыкание

Виды грамматической связи слов в словосочетании Виды грамматической связи слов в словосочетании Примеры Согласование - вид подчинительной связи, при котором зависимое слово согласуется (сочетается) с главным в роде, числе и падеже Согласование - вид подчинительной связи, при котором зависимое слово согласуется (сочетается) с главным в роде, числе и падеже. тревожный голос, спелое яблоко, аппетитные грибы, мои книги, строящийся дом, третий день Управление - вид подчинительной связи, при котором главное слово «управляет» падежной формой зависимого слова Управление - вид подчинительной связи, при котором главное слово «управляет» падежной формой зависимого слова. написать сочинение, выйти из дома, спускаться с гор, ходить по лесу, встретить друга, гостить у него, выбрать из троих, войти в детскую написать сочинение, выйти из дома, спускаться с гор, ходить по лесу, встретить друга, гостить у него, выбрать из троих, войти в детскую, строительство дома, лучше всех Примыкание - вид подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (наречия, инфинитив, деепричастия). по-весеннему свежий, идти напевая, поехать отдохнуть

Средства связи при согласовании, управлении, примыкании: согласование управление примыкание Согласование УправлениеПримыкание при изменении формы главного слова, изменяется и форма зависимого слова: тревожного голоса Грамматическая связь осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов - имена прилагательные, местоимения, причастия, числительные. при изменении формы главного слова форма зависимого слова не изменяется: напишу сочинение Именное Глагольное Грамматическая связь выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. В роли зависимых слов - существительные, местоимения, числительные. неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу: поехать отдохнуть, жить дружно, говорил смеясь Грамматическая связь выражается не формами слов, ее поддерживают порядок слов и интонация.

Управление Управление Именное Главное слово имя существительное, прилагательное, местоимение, т.е. именные части речи Глагольное Главное слово глагол, глагольные формы строительство дома, лучше всех кормить собаку, лечить раненого, разделить на два

2. Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. 3. В распахнутое настежь старенькое оконце врывается росистая свежесть ранних цветов черешни. 4. Перед вами на берегу реки высится огромный холм весь покрытый лишь мхом и ольшаником. 5. Ветер бил с такой силой что накрепко припечатывал к щеке сорванный с дерева мокрый лист. 1. Выпишите из предложения 1 словосочетания, имеющие грамматическую связь – согласование. Определите средства связи. 2. Выпишите из предложения 2 словосочетания, имеющие грамматическую связь – управление. Определите средства связи. 3. Выпишите из предложения 3 словосочетания, имеющие грамматическую связь – примыкание. Определите, какой частью речи выражен зависимый компонент. 4. Выпишите из предложения 4 словосочетания, имеющие грамматическую связь – управление. Определите средства связи. 5. Выпишите из предложения 5 словосочетания, имеющие грамматическую связь – примыкание. Определите, какой частью речи выражен зависимый компонент. I. Запишите предложения, расставляя в них знаки препинания. 1. Тяжелые тучи напитанные холодной влагой висят над землей. 2. Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. 3. В распахнутое настежь старенькое оконце врывается росистая свежесть ранних цветов черешни. 4. Перед вами на берегу реки высится огромный холм весь покрытый лишь мхом и ольшаником. 5. Ветер бил с такой силой что накрепко припечатывал к щеке сорванный с дерева мокрый лист. 1. Выпишите из предложения 1 словосочетания, имеющие грамматическую связь – согласование. Определите средства связи. 2. Выпишите из предложения 2 словосочетания, имеющие грамматическую связь – управление. Определите средства связи. 3. Выпишите из предложения 3 словосочетания, имеющие грамматическую связь – примыкание. Определите, какой частью речи выражен зависимый компонент. 4. Выпишите из предложения 4 словосочетания, имеющие грамматическую связь – управление. Определите средства связи. 5. Выпишите из предложения 5 словосочетания, имеющие грамматическую связь – примыкание. Определите, какой частью речи выражен зависимый компонент. Проверьте свои силы: выполните осложнённое упражнение.

«Ключ» к осложнённому упражнению Виды грамматической связи слов в словосочетании Примеры Согласование - вид подчинительной связи, при котором зависимое слово согласуется (сочетается) с главным в роде, числе и падеже. тяжелые тучи (мн.ч., И.п.), холодной влагой (ед.ч., ж.р., Т.п.) Управление - вид подчинительной связи, при котором главное слово «управляет» падежной формой зависимого слова. вилась тенью (ед.ч., ж.р., Т.п.), вилась между полей (ед.ч., ср.р., Т.п.), высится перед вами (мн.ч., Т.п.), высится на берегу (ед.ч., П.п.), на берегу реки (ед.ч., Р.п.), покрытый лишь мхом и ольшаником (ед.ч., м.р., Т.п.) Примыкание - вид подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (наречия, инфинитив, деепричастия). в распахнутое настежь, припечатывал накрепко

Синтаксические ошибки на уровне словосочетания: нарушения согласования зависимого слова с главным в числе, роде, падеже (нарушения грамматической связи слов); нарушения управления (неверный выбор падежной формы или предлога). нарушения управления (неверный выбор падежной формы или предлога).

Проверьте свои силы: отредактируйте словосочетания в предложениях. 1. Уверены, что ваши советы помогут многим избавиться от недуга, а кому-то обрести надежду выздоровления. 2. Он измучил меня со своей ревностью, не разрешает встречаться с друзьями. 3. Согласно договора при поступлении в вуз абитуриенты будут сдавать только один экзамен. 4. В отношении полковника авиации, пилотировавшему самолётом, будет возбуждено уголовное дело. 5. Как считают эксперты журнала «Нейчур», увеличение содержания газов, вызывающих парниковый эффект, обусловлено с человеческой деятельностью и в первую очередь происходит из-за сжигания огромного количества топлива.

«Ключ»:«Ключ»: 1. Уверены, что ваши советы помогут многим избавиться от недуга, а кому-то обрести надежду на выздоровление. 2. Он измучил меня своей ревностью, не разрешает встречаться с друзьями. 3. Согласно договору при поступлении в вуз абитуриенты будут сдавать только один экзамен. 4. В отношении полковника авиации, пилотировавшего самолёт, будет возбуждено уголовное дело. 5. Как считают эксперты журнала «Нейчур», увеличение содержания газов, вызывающих парниковый эффект, обусловлено человеческой деятельностью и в первую очередь происходит из-за сжигания огромного количества топлива.