По книге М.Бессараб «Ландау. Страницы жизни» 1908-1968.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
П РИГЛАШЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Уважаемые (ФИО родителей ученика). Ваш ребёнок стал учеником 3 класса. С какими трудностями он может столкнуться на своем.
Advertisements

Учитель… Мы часто произносим это слово, но не задумываемся, какую огромную роль играет в нашей жизни Учитель. Трудно представить, сколько сил, труда, души,
Интересные люди рядом с нами Лиза Усанова, 3 класс.
Сказка о том, как психология стала помогать людям.
С Днём учителя! Посвящается мамам и бабушкам, выбравшим профессию Учителя. Презентацию подготовили учащиеся МБОУ – СОШ 3 им. А.С. Пушкина г. Орла 7 «А»
Наши ошибки в воспитании детей Общешкольное родительское собрание МКОУ «Усть-Волчихинская СШ»
День учителя это праздник особенный. Сегодня его празднует каждый человек, потому что кем бы он ни был президентом, моряком, водителем, врачом, музыкантом,
Компьютерная презентация. В этой жизни можно каждому человеку сказать «спасибо». Учителям- за то,что дают напутствие в жизнь, друзьям- за то,что они просто.
Как помочь своему ребенку учиться Как помочь своему ребенку учиться.
Самая благородная в мире профессия Деятельная любовь к людям - вот предназначение учителя Песталоцци. Я назвала профессию учителя самой благородной. И.
МОУ СОШ с. Новобалтачево. Октябрь блистает осенью златою И дарит нам прекрасные цветы, И мир наполнен радостью простою От праздничной осенней суеты. Сегодня.
Классный час «Я и моя семья». Актуальные вопросы Что для тебя означает понятие семья? Какая семья считается счастливой? Требует ли жизнь в семье большого.
Роль чтения в интеллектуальном развитии ребёнка. «Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге». «Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным,
4 «а» класс «С любовью о школе!» учитель Вотчель Ольга Рафаиловна.
Родительское собрание на тему «Выполнение домашнего задания - залог успешной учёбы»
Наши ошибки в воспитании детей Родительское собрание в 5 классе Разработал классный руководитель: Иост Лариса Ивановна.
Подростковый возраст, его особенности и первые проблемы.
Любовь с первого взгляда МБОУ Варьеганская ОСШ Педагог- организатор Черноножкина О.М.
Цель: знакомство родителей с особенностями подросткового возраста; поддержание атмосферы сотрудничества и конструктивного диалога.
Выполнила: Полина Л.В. учитель МБОУ СОШ 19 г. Новосибирск Числа от 1 до 20.
Транксрипт:

По книге М.Бессараб «Ландау. Страницы жизни»

«В городском саду Баку крошечный мальчик пишет на дорожках длинный-предлинный ряд цифр, потом идет вдоль написанного и говорит ответ. Сразу видно, что занят он обыкновенным сложением и вычитанием, но для него это самая интересная игра. По цифрам на песке его и находит мама, берет за руку и ведет домой. Математику четыре с половиной года. Он очень хорош: глаза огромные, ясные, умные, приветливые. Зовут мальчика Лева, для мамы он – Левинька.» Родителям часто не удавалось победить его упрямство, недаром его называли «мальчик – наоборот». В гимназии Лев Ландау шел первым по точным наукам, но постоянно не ладил с учителем словесности. Тот возненавидел ученика, едва взглянув на его тетрадь. Лев любил читать Гоголя, Пушкина, Некрасова, Лермонтова, Симонова, а сочинения ненавидел всей душой. Занятия математикой доставляли ему такую радость, что он забывал обо всем на свете. Дифференцировать он научился в 12, а интегрировать в 13 лет.

С легкой руки своего однокурсника Дмитрия Ивановича Лев получил имя – Дау. Ему очень понравилось короткое красивое слово. Позже этим именем его стали называть физики всех стран. Лан по-французски означает «осёл», значит, фамилия Ландау означает «осёл Дау», - любил повторять сам Лев Давидович. Дау был душой компании, и любили его за доброту. Внешность его не нравилась девушкам, он это знал, но виду не показывал, что это имеет для него значение.

Классификация Женщин Хорошенькие ( нос слегка вздернут) Красивые ( прямой нос) Интересные ( носы всех прочих форм) У него была привычка, войдя в комнату, подходить к каждому и спрашивать, не случилось ли с ним какой- нибудь истории. Если ни с кем не случалось никаких историй, он придумывал какую-нибудь забавную хохму.

Обычно будущий ученый узнает о своей науке из уст другого ученого, более опытного и старшего, - своего учителя. Ландау не мог ни у кого учиться квантовой механике. Не потому, что не было хороших учителей, а потому, что самой квантовой механики еще не существовало. Он до всего должен был доходить сам. В 1926 г. была напечатана первая научная работа Ландау «К теории спектров двух- атомных молекул», посвященная новой физической теории, согласно которой частицы атомных размеров одновременно обладают корпускулярными и волновыми свойствами.

Ландау считал Нильса Бора своим учителем в физике. Ландау, как и Бор, не только учил молодых физиков, но и воспитывал их. Ландау привели в восторг слова Андерсена, сказанными однажды Бором: «Просто быть живым недостаточно. Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок». Он их запомнил моментально и часто повторял. Он собирал крылатые слова, как иные собирают картины или старинные книги. И говорил «Всё свое ношу с собой».

На двери своего кабинета заведующий теоретическим отделом Украинского физико-технического института повесил табличку, которая просуществовала очень недолго, но запомнилась многим: Л.Д.Ландау Осторожно, кусается! Дау сам снял эту табличку -он понял, что она может кого-нибудь отпугнуть. Вместо ее он повесил в двери небольшого зеленого гуттаперчевого крокодила.

В силу своих убеждений Ландау был занят не только преподаванием, но и воспитанием студентов. Его очень интересовал уровень интеллигентности студентов. Однажны вместо лекции была проведена викторина. -Кто написал «Войну и мир»? -Сколько было чудес света? Перечислите пожалуйста. -Сколько было смертных грехов? -Знаете ли вы слово «стушеваться», и кто его придумал? … Студентам викторина очень понравилась, но кто получил от нее истинное удовольствие, так это Дау. Он закончил этот урок призывом внимательнее относиться к родному языку, читать Лермонтова, Гоголя, Блока, вбирать в себя богатства русской речи.

Ландау требовал понимания предмета. Если студент чувствовал красоту физической теории, Дау мог поставить ему пятерку. Но когда студент был не в состоянии решить задачу средней трудности, преподаватель начинал проверять его знания по алгебре. На этом экзамен обычно заканчивался.

Вся научная деятельность Ландау связана с созданием «Курса теоретической физики». Ландау ввел в физику изящество и простоту. Подобно тому, как после Пушкина стал архаичным язык пиитов старой школы, так и после работ Ландау стало невозможно придерживаться того стиля, которым пользовались до появления «Курса теоретической физики». Теперь любая книга по теоретической физике неизбежно несет в себе печать стиля Ландау – так велико влияние, оказанное им в развитие современной науки.

Ничто его так не огорчало, как несправедливо забытые имена. Он возмущался, если забывали истинного первооткрывателя. Особенно часто Дау рассказывал о Николае Кибальчиче: -Если бы я был писателем, то непременно написал бы книгу о Кибальчиче. Он был отважен и талантлив; в истории освоения космоса Кибальчич сыграл огромную роль: именно ему принадлежит проект первой космической ракеты. Этот проект он разработал в тюрьме, в ожидании смертной казни за участие в убийстве Александра 2. Каким мужеством надо обладать, чтобы заниматься наукой в тюремной камере! Никто не помнит столько стихов, баллад, отрывков из прозы, как Дау. Такая прекрасная память. «Это совсем не трудно. Надо тренировать память. Для начала учи стихи»- говорил Дау.

« Я никогда не буду ни к чему принуждать своих детей. Ребенок должен радоваться жизни. Наклонности появятся с возрастом, и очень важно, чтобы они не были навязаны родительским мнением, чтобы они были его собственные. Свою специальность, свою профессию человек должен любить. Человек может быть счастлив только тогда, когда любит свою профессию. Это дает ему возможность с наслаждением трудиться.»

Случалось, Дау придумывал шуточные задачи или, услышав где-нибудь задачу-шутку, предлагал ее своим коллегам. -Продолжите следующий ряд букв: Не каждый мог догадаться, что в этом произвольном на первый взгляд сочетании – первые буквы обычного счета: раз, два, три, четыре, пять, шесть. Р, Д, Т, Ч, П, Ш, …

Ученики Ландау знали: думать за них не будет никто, работать придется много. Ученик не получал темы, не слышал подсказок. С самого начала отношения между учителем и учеником складывались так, что ученику волей-неволей приходилось самостоятельно мыслить. И в то же время ученика не оставляла уверенность, что труд его не будет напрасным, ведь он работал над той же задачей, что и учитель, а умение выбрать задачу – одно из самых замечательных качеств Ландау. В этом – один из секретов многочисленности его школы.

Очень характерно, что Ландау не давал задач своим ученикам, а аспирантам – тем для диссертаций. Они должны были их находить сами. Это приучало к самостоятельности и воспитывало в людях качества научных руководителей. Другая важная подробность. Ландау никогда не делал того, что должен был по его мнению, сделать сам ученик. Иногда после безуспешных попыток решить задачу ученик приходил за помощью к Ландау и слышал: «Это ваша задача. Почему я должен делать за вас?». Как правило, после категорического отказа Ландау помочь, становилось ясно, что помощи ждать уже не от кого. Наступало просветление и задача быстро решалась.

Единственной не физической теорией Ландау была теория счастья. Он считал, что каждый человек должен и даже обязан быть счастливым. Для этого он вывел простую формулу, которая содержала три параметра: Работа. Автор формулы счастья поставил именно ее на первое место. То, что работа главное в жизни человека, было для Ландау аксиомой. Любовь. Слова Белинского «Любовь поэзия и солнце жизни!» - приводили Дау в восторг. Его идеал мужчины восходил к отважному рыцарю, покорителю дамских сердец, который треть жизни отдаёт любовным похождениям. Дау и сам понимал, что это книжный образ, но к любви он все же относился серьёзно. Общение с людьми. Вот это удалось Ландау. Он не мог жить без постоянного общения с коллегами, со студентами и друзьями. Знакомых у него было великое множество, кроме того, общение включало и семинар, и беседы с учениками, и письма.

Однажды на дне рождения Виталия Гольданского Ландау сказал ему: - Ну вот, последний раз ты празднуешь день рождения из серии n в степень n, где n- целое число. Именинник расхохотался: -Да, до 256 лет я вряд ли доживу. Гости в недоумении переглядывались. Дау это заметил. - Это очень просто, - сказал он и объяснил – Если n=1, один умножить на один будет один; если n=2, два в степени два – четыре; если n=3, три в степени три – двадцать семь. Вите сегодня исполнилось 27. Он назвал цифру 256, потому что четыре в четвертой степени равно 256, т.е. n уже не может быть равно 4.

-Лев Давидович, сколько часов в день надо заниматься? - Думаю, чем больше, тем лучше. Следует помнить, что от безделья успехов не будет. Придется много работать…

1 апреля 1968 г. В 21 час 50 минут Лев Давидович Ландау умер.