Характер и особенности педагогических традиций Ближнего Востока Колыбелью древнейших локальных цивилизаций в истории человечества, возникших в IV-III тыс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мораль Мораль (от лат. Moralitas) относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; лат. mores нравы, обычаи, мода, поведение относящийся к нраву,
Advertisements

Общественное сознание 11 класс. Сознание – высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
ОРКСЭ Ключевая задача современной государственной образовательной политики Российской федерации Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Воспитание как педагогический процесс.
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ и СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (родителям о курсе ОРКСЭ) Подготовила Владыкина М.Ю. учитель начальных классов МАОУ СОШ 13.
Духовная жизнь человека. Урок по обществознанию в 10 классе
Основы мировых религиозных культур учебный курс. В законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Наша школа»,
Теоретический семинар Руководитель Лаврентьева Е.А.
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ и СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Современный национальный воспитательный идеал: Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
Введение в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ)
Правовые системы современности. Система права это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение.
Коран.
Ислам
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
ИСЛАМ СИМВОЛЫ ИСЛАМА Полумесяц и з в е з д а – символы и с л а м а.
Введение в учебный процесс комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручением Президента Российской Федерации.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ О введении учебного курса образовательной области «Основы религиозных культур и светской этики»
Традиции Духовная составляющая традиции - элементы познавательной, нравственной, правовой, художественной, педагогической, религиозной и других культур.
Транксрипт:

Характер и особенности педагогических традиций Ближнего Востока Колыбелью древнейших локальных цивилизаций в истории человечества, возникших в IV-III тыс. до н.э. в долинах рек Нила (Древний Египет), Тигра и Евфрата (Месопотамия), стал Ближний Восток. Указанные, а также некоторые другие культуры стали важным источником формирования педагогики великой Ближневосточной мусульманской цивилизации, адаптировавшей их применительно к своей оригинальной социокультурной специфике и охватывающей, кроме собственно Ближнего Востока, Средний Восток и Северную Африку.

Великая Ближневосточная цивилизация, системообразующим стержнем которой стал ислам, зародилась в VII в. в Аравии; в XII в. она простиралась от Испании до Индии.

Ислам как основа педагогической мысли Ислам – это всеохватывающая универсальная система философских, социальных, нравственных и правовых взглядов и идей. Педагогика Ближнего Востока проникнута глубокой религиозностью с элементами рационализма, восходящими к древнегреческой философии.

Фундаментальные основы исламского воспитания и образования Религия – главный стержень в учебно- воспитательном процессе Личность- субъект воспитания и образования Знания и наука Мудрость Справедливость Практика Мораль

Человек с точки зрения религиозных представлений Человек слаб, легко поддается искушению, легко впадает в неверие,поэтому нуждается в твердом руководстве, в строгом исполнении всего, что требует от него Аллах… Все стороны жизни мусульманина получили отражение в Коране - священной книге мусульман, Сунне собрании преданий и высказываниях и поступках пророка Мухаммеда, шариате – систематизированном своде мусульманских законов. Требования Корана и предписания шариата охватывали всю жизнь верующего от рождения до смерти.

Человек в мусульманской культуре брался не в системе его внешних, социальных взаимодействий, не в процессе углубленного самопознания, а в отношении к богу. Смыслом жизни человека считалось послушание, повиновение воле Аллаха, исполнение религиозных и иных обязанностей, являющихся долгом каждого правоверного. Вера в Аллаха, сопровождаемая подобающим ей поведением, рассматривалась не как врожденное, а как приобретенное качество. В его формировании важное место отводилось воспитанию и обучению.

Воспитание и обучение Эти понятия отличаются в педагогике Ближневосточной цивилизации. Обучение рассматривалось как способ наделения человека теоретическими добродетелями, осуществляемый при помощи слова. Воспитание – как способ наделения человека этическими добродетелями, для чего считалось важным привить ему привычку совершать правильные действия, вести себя должным образом.

Обучение и воспитание согласно ближневосточной исламской традиции, основывались на приобретении человеком истинного знания. Оно подразделялось на: 1. Предвечное и всеобъемлющее божье 2. Человеческое – обычное (мирское) и религиозное (равное вере) Таким образом, вера отождествлялась со знанием. Стремление к знанию считалось безусловным долгом каждого мусульманина. Обладание им в глазах общественного мнения ценилось выше, чем обладание собственностью.

Пути к овладению знанием 1. Усвоение исламских традиций 2. Понимание посредством логического рассуждения 3. Энциклопедическое образование 4. Мистическое озарение

Система образования Своим смыслом и целью имела распространение ислама среди самых широких слоев населения в обширных регионах. Поэтому при всех мечетях по контролем мусульманского духовенства организовывались начальные школы ( преимущественно бесплатные). Обучение в них строилось на чтении, заучивании и письменном воспроизведении текста Корана. Это предполагало опору на память (репродуктивный способ обучения). В школах царила жесткая дисциплина, широко применялись наказания.

Стиль жизни Ближневосточной цивилизации, присущая ей религиозная идеология ставили перед педагогом задачу интегрировать воспитуемого в господствующую и подлежащую безусловному принятию систему исламских религиозно-этико-правовых ценностей и норм, помогать их освоению разумом и чувством, реализовывать их в своем поведении.

Среднее и высшее образование ( медресе) Изучаемые предметы делились на 2 группы: 1.Традиционные(религиозные дисциплины) толкование Корана Мусульманское право Богословие Арабская филология ( грамматика, стихосложение, литературоведение) Риторика

2.Рациональные(умопостигаемые) Логика Математика Астрономия Медицина Другие естественнонаучные дисциплины и связанные с ними философские концепции (например труды Аристотеля)

Базисные педагогические традиции Базисные педагогические традиции Ближневосточной цивилизации характеризовались ярко выраженными ценностными ориентирами, пронизанными духом ислама. Ближневосточная педагогика стремилась к воспроизводству целостного человека, чьи знания, вера и поведение направлены в одно строго определенное для правоверного русло.

Хотя воспитание и обучение последовательно различались, а культ знания способствовал акцентированию внимания на последнем, тем не менее они рассматривались как две стороны единого процесса. Признание сердца высшим органом человеческого познания проникло в ислам­ скую педагогику во многом благодаря влиянию библейской традиции.

Ближневосточная культура ориентировалась на оппозицию «человек-Аллах», что способствовало безусловному подчинению развития индивидуального начала в человеке надличностным религиозным установлениям, задающим жесткие рамки его поведению и образу мыслей.

Спасибо за внимание Ваши вопросы