Урок «Изменение уровня жидкости в сосуде» Авторы-составители: Н.В. Ларионова, к.п.н., учитель физики высшей категории; В.С.Ларионов, учитель физики высшей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнена : учителями физики МОУ « Лицей 15» Ларионовым В. С, Ларионовой Н. В. ученицей 8 класса « А » МОУ « Лицей 15» Гуровой Т. А. Уровень жидкости в.
Advertisements

Закон Архимеда 2005Архимед ( до н.э.) Древнегреческий ученый, математики и изобретатель, родился в Сиракузах Древнегреческий ученый, математики.
Закон Архимеда. 2. В сосуде с водой плавает брусок из льда, на котором лежит деревянный шар. Плотность вещества шара меньше плотности воды. Изменится.
Тема урока: «Плавание тел».. Почему же некоторые тела плавают? Подводная лодка способна изменять свой удельный вес. Когда ее резервуары наполнены воздухом,
Тема урока: «Плавание тел».. Почему же некоторые тела плавают? Подводная лодка способна изменять свой удельный вес. Когда ее резервуары наполнены воздухом,
ВодаКеросин Два цилиндра из одина- кового материала опуще- ны: один – в керосин, другой – в воду. Нарушится ли равновесие? В какую сторону? Два тела равного.
Учитель физики Учитель физики МОУ «СОШ 9» МОУ «СОШ 9» Гурова Л. П. Гурова Л. П. г. Воскресенск 2010 год.
СВОЯ ИГРА 100 единицы измерения ученые задачи законы формулы опыты изобретения
Хорошо ли ты знаешь силу Архимеда? 1 хорошо Хорошо ли ты знаешь силу Архимеда?
Закон Архимеда. 1. Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; установить, от каких факторов она зависит; установить формулу расчета архимедовой.
Выталкивающая сила Автор: Учитель физики Мараховский С. А.
Добрый день!. 1. Какой учёный изучал плавание тел? а) Паскаль б) Архимед в) Гук 2. Чему равна сила, выталкивающая тело из жидкости? Как она направлена?
Сила Архимеда. Плавание тел. Проверь себя Начало теста МОУ «Лицей 1 пос. Львовский» Учитель физики Куценко Елена Витальевна.
Автор: Кобзева Ольга Валентиновна, учитель физики МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 г.Вытегры»
Архимедова Сила Шустова Л.Ф., учитель физики Ножовской средней школы.
Повторим! Вес стальной детали в воздухе равен 3 Н, а в воде 2,7 Н. Чему равна выталкивающая сила? А) 5,7 Н; Б) 0,3 Н; В) 3.
Презентация к урокам физики в 7 классе по теме: «Действие жидкости на погруженное в нее тело. Сила Архимеда.» Подготовила Шашлова Т.А. учитель физики высшей.
Для просмотра презентации используйте.
Физика 7 класс. 1.Чему равна сила, выталкивающая тело из жидкости? Как она направлена? 2.Какая еще сила действует на тело? Как она направлена? 3.Как определить.
Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Составитель: Писаревская Дина Юрьевна /Учитель физики и информатики/
Транксрипт:

Урок «Изменение уровня жидкости в сосуде» Авторы-составители: Н.В. Ларионова, к.п.н., учитель физики высшей категории; В.С.Ларионов, учитель физики высшей категории.

ЗАДАЧА В цилиндрическом сосуде с водой плавает кусок льда. Изменится ли уровень воды в сосуде, если лёд растает? ?

ЦЕЛЬ УРОКА Изучить 2 способа решения задач об изменении уровня жидкости в сосуде. Сформулировать алгоритмы решения. ЦЕЛЬ УРОКА

2 СПОСОБА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ через объёмычерез давление на дно

АНАЛИЗ V 0 – первоначальный объём жидкости в сосуде, V 1 – «добавочный» объём, V 2 – «добавочный» объём после некоторых манипуляций с содержимым сосуда, S – площадь дна сосуда, h 0, h 1, h 2 – уровни жидкости в сосуде. V 0 +V 1 =Sh 1 V 0 +V 2 =Sh 2

1.Запишем условие плавания для кусочка льда: Fа = Fт. Fа = Fт. 2.Воспользуемся законом Архимеда: ρ ж gV в.ж = m л g, где m л – масса льда, V в.ж (V 1 ) – объём вытесненной жидкости. 3. Откуда V в.ж = m л /ρ ж. 4. После таяния льда объём воды в сосуде увеличился на ΔV (V 2 ) ΔV= m л /ρ ж. (Очевидно, что масса талой воды равна массе льда.) 5. Откуда следует, что V в.ж. = ΔV, т.е. h 1 = h 2. РЕШЕНИЕ

ОТВЕТ: Уровень воды в сосуде не изменится.

1. Записать условие плавания тела: F т = F а. (1) 2. Воспользоваться законом Архимеда: F а = ρ ж gV в.ж. (2) 3. Используя уравнения (1) и (2) и расписав F т выразить объём вытеснённой жидкости V в.ж. (V 1 ) 4. Рассчитать на сколько измениться уровень воды в сосуде по сравнению с изначальным (до погружения тела в воду) после таяния льда (или других действий): Δ V ( V 2 ). 5. Сравнить V в.ж. (V 1 ) с Δ V ( V 2 ) и сформулировать ответ. АЛГОРИТМ решения задачи через объёмы

2 СПОСОБА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ через объёмычерез давление на дно 1. F т = F а 2. F а = ρ ж gV в.ж 3. V 1 4. V 2 5. V 1 ? V 2

h1h1 h2h2 1.С одной стороны, силу давления на дно в 1-ом и во 2-ом случаях можно выразить следующим образом F д1 = (m л +М)g, F д2 = (m в +М)g, где m л – масса льда, M – первоначальная масса воды в стакане без льда, m в – масса воды, образовавшейся после таяния льда. Т.к. m л = m в, то F д1 = F д2. 2. С другой стороны: F д1 = p 1 S = gh 1 S, F д2 = p 2 S = gh 2 S. 3. Т.к. F д1 = F д2, то h 1 = h 2. РЕШЕНИЕ

ОТВЕТ: Уровень воды в сосуде не изменится.

1. Содержимое сосуда не изменилось, поэтому не изменилась и сила давления на дно сосуда: F д1 = F д2. (1) 2. Выразить F д1 и F д2, воспользовавшись определительной формулой давления p = F д /S и формулой гидростатического давления p= ρ gh : F д1 = …, F д2 =… (2) 3. Из уравнений (1) и (2) выразить высоты h 1 и h 2 и сравнить. АЛГОРИТМ решения задачи через давление на дно сосуда

2 СПОСОБА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ через объёмычерез давление на дно 1. F т = F а 2. F а = ρ ж gV в.ж 3. V в.ж. 4. Δ V. 5. V в.ж. ? Δ V 1. F д1 = F д2. 2. p = F д /S F д1 = … p= ρ gh F д2 =… 3. (1) и (2) h 1 ? h 2

через объёмычерез давление на дно 1. F т = F а 2. F а = ρ ж gV в.ж 3. V 1 4. V 2 5. V 1 ? V 2 1. F д1 = F д2. 2. p = F д /S F д1 = … p= ρ gh F д2 =… 3. (1) и (2) h 1 ? h 2 Алгоритмы Изучить 2 способа решения задач об изменении уровня жидкости в сосуде. Сформулировать алгоритмы решения. ЗАДАЧИ УРОКА

1. В цилиндрическом сосуде с водой плавает кусок льда, в котором находится пузырёк воздуха. Изменится ли уровень воды в сосуде, если лёд растает? 2. В цилиндрическом сосуде с водой плавает кусок льда с вмёрзшим в него стальным шариком. Изменится ли уровень воды в сосуде, если лёд растает? 3. В цилиндрическом сосуде на поверхности воды плавает стальная кастрюля. Изменится ли уровень воды в сосуде, если кастрюлю утопить? 4. В небольшом бассейне плавает лодка. Как изменится уровень воды в бассейне, если лежащий на дне лодки камень бросили в воду? 5. В небольшом бассейне плавает полузатопленная лодка, причём уровень воды в лодке совпадает с уровнем воды в бассейне. Из лодки зачерпнули ведро воды и вылили в бассейн. Как изменился уровень воды в бассейне? КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ

Библиография 1. Гельгафт И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А задача по физике с решениями. Учебное пособие. – Харьков-Москва, – 592 с. 2. Городские олимпиады по физике г. Нижнего Новгорода гг. Сборник задач. – Н.Новгород: Институт прикладной физики РАН, –52с. 3. Подлесный Д.В. Анализ давления на дно сосуда в задачах гидростатики. // Потенциал, 10, – С Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. – М.: ВАКО, –240с. 5. Черноуцан А. Гидростатика в стакане. // Квант, 3, – С Чивилёв В.И. Олимпиада «Физтех-2005». // Потенциал, 5, – С.59-61