Термин «батыр», «бахадур» или «багадур» был распространен практически у всех кочевых народов Евразии со времен раннего средневековья. Он не имел тогда.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Борьба за независимость во времена Древней Руси. Набеги степняков-кочевников.
Advertisements

Шевцова Е. П. Казахская легенда. О чём будем читать. Что может произойти на закате солнца?
О каком событии идет речь? Ханство Абулхаира Могулистан.
Тулегенова Р.М. СШ 6. Серия книг «Знаменитые люди люди Востока » На казахском и русском языках.
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ РОДИНУ Презентация ученика 4 «Б» класса Андреева Александра.
{ Родина – это Отечество, отчизна. Ушинский писал: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон.
70-летию битвы под Москвой... Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа 844 учащиеся 5 «А»
Пословицы и поговорки. Родина краше солнца, дороже золота. Гусь за море полетел, гусь, а не лебедь, и назад прилетел. На чужбине и собака тоскует. Нет.
«ТАГАНРОГ – ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ» ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ ГР. С-12 ИГНАТЬЕВ В.А. ГБОУСПОРО «ТАВИАК» ВАКУЛЕНКО И.Б.
Патриот тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины (толковый словарь)
О памятках и братских могилах Великой Отечественной Войны на территории Республики Северная Осетия Алания Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная.
Проект «Памятные места деревни Верхние Новоселки Трубчевского района Брянской области»
Проект «Памятные места деревни Верхние Новоселки Трубчевского района Брянской области»
Борис Полевой Подвиг Важное по своему значению действие, совершённое в трудных, опасных условиях; самоотверженный, героический поступок.
Здесь начиналась война. 22 июня 1941 года. Старая крепость над Бугом. Здесь первый шаг сделала война. «Умрем, но из крепости не уйдём» - писали защитники.
Памятник воинам и партизанам в д. Верхние Новосёлки.
Цель урока: Используя научные исследования и пройденный материал по истории Казахстана 8 класса, показать особенности развития казахского общества XVIII.
Моя малая родина. Подготовила Скулкова Ирина Николаевна.
Шелпакова Татьяна Александровна Учитель начальных классов МОУ «СОШ 2»
ШМАТОВА МАРИЯ 11 класс МКОУ Коротоякская СОШ Война – это гибель всего родного: кров без людей, люди без крова. Война – это черное, гнусное дело: тело.
Транксрипт:

Термин «батыр», «бахадур» или «багадур» был распространен практически у всех кочевых народов Евразии со времен раннего средневековья. Он не имел тогда определенной социальной привязки, символизируя комплекс высоких человеческих качеств – силу, мужество, удаль, доблесть. Батырство было очень распространено у казахов еще задолго до их военного противостояния с джунгарами, но в период джунгарского нашествия оно приобретает особое значение, прежде всего потому, что Джунгария стала долговременным фактором силового присутствия в казахских степях, от нее исходила угроза как независимости, так и вообще его относительному благополучию. Чокан Валиханов, много писавший по истории казахов, говоря об эпохе борьбы казахов с джунгарами, назвал ее «эпохой рыцарства».

Кабанбай-батыр – один из организаторов национально-освободительной борьбы казахов с джунгарскими завоевателями, полководец и поединщик. Выходец из племени найманов и рода Каракерей, он удостаивался звания « Хан батыры » ( Богатырь хана ). Занимался миротворческой миссией, вершил суд в обществе степняков. В 1691 году в семье Кожагула родился мальчик, которого назвали Ерасыл – «благородный». Еще подростком он опередил в физическом развитии многих своих сверстников и получил прозвище Нарбала, то есть «рослый юнец». Но пришла беда. В казахские земли вторглись джунгары, и в битве за озеро Алаколь и высоту Барлык, что на южной стороне Тарбагатайских гор, погиб отец Ерасыла храбрый Кожагул. А следом от рук вражеского батыра Уольже пал и старший брат Есентай. Недруг надругался над мертвым телом Есентая, и Ерасыл поклялся отомстить. Возмездие свершилось быстро. Пробравшись в стан неприятеля, под видом джунгарского воина и дождавшись полночи, юный мститель вонзил кинжал в сердце оторопевшего от неожиданности чужеземца… Сбив со следа погоню, джигит домчался на рассвете до аула своего деверя Бердаулета и спустя пару дней именно здесь, на берегу Зайсана, совершил подвиг, убив копьем напавших на людей и табун вепрей, после которого его, Ерасыла, прозванного Нарбалой, народ начинает звать, не иначе как Кабанбай.

В 16 лет Кабанбай одолел в поединке джунгарского богатыря, грозного Долан Даши. Затем в жизни молодого воина были такие кровопролитные и запоминающиеся сражения, как Аягозское, Шогринское … особо памятным было Шаганское. Сам великий Абылайхан следил за развитием побоища. Обращаясь к Кабанбаю, после боя, Абылай сказал: «Батыр! Ты – мой разящий без промаха меч. Ты сегодня обрел славу. С этого дня твое имя Кабанбай станет еще одним призывным кличем казахов в борьбе с врагом. А я дарую тебе новое имя – Дарабоз (бесподобный, первый) и назначаю главным полководцем!» Во главе казахских отрядов Кабанбай освобождал от джунгаров города Сайрам, Ташкент, территорию Восточного Казахстана. Большую часть жизни Кабанбай-батыр провел в седле боевого коня. За это время принял участие в 103 сражениях за освобождение от врагов родной земли и ни в одном из них не проиграл. А в жестоких поединках поверг 54 противника. Историки считают, что он и умер в седле. Могила Кабанбая находится у берегов Ишима или Нуры, где жили его предки, прикочевавшие в древности с юга казахских земель. Имя Кабанбая Кожагулулы носят на его родине, Восточном Казахстане : улица в селе Георгиевка Жарминского района, проспект в г. Семипалатинске, село в Зайсанском районе, воинская часть в Аягозском гарнизоне и т.д. Славному предку установлены памятники в Семипалатинске, Урджаре.